Духовно- нравственное воспитание подростков
на уроках литературы
подготовила Александра Николаевна Селиванова -
учитель русского языка и литературы МБОУ Балаганская
средняя общеобразовательная школа №2
Сергей Волков «Но с благодарностью»
Вспомнилось мне недавно, что у моей бабушки Шуры было одно убеждение, которое казалось мне, маленькому мальчику, очень смешным. Она считала, что если ей три раза за день сказали «спасибо», то она прожила этот день не зря. «Спасибо! Спасибо! Спасибо! - выпаливал я с порога дневную норму благодарностей, как только она открывала мне дверь. – Теперь твой день прожит не зря?» Баба Шура смеялась, гладила меня по голове и говорила: «Нет, это не считается. Не за что пока спасибо получать. Вот попробуешь пирог, тогда, может, и скажешь. Только сначала мой руки…»
Тогда бы я не сумел объяснить, а сейчас бабы Шуры уже нет на свете – и некому сказать: это считается! Есть за что сказать спасибо не три, а тридцать три раза на дню. А за то, что просто есть? За то, что ждёшь? А за постоянно горячий чайник? За особенный сахар, который надо колоть щипчиками? А за запах дома? За любовь, наконец, без всяких условий и усилий?
Вспомнилось мне всё это внезапно, в вагоне метро, по дороге на работу – нахлынуло и закружило. И только к вечеру я понял, что сегодня же - день рождения бабы Шуры. Значит, не забывает она меня и сейчас. Спасибо тебе! Спасибо…
Духовный - …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля (В.И.Даль «Толковый словарь»)
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»)
«Духовно - нравственное воспитание» - это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности). В современном мире в системе воспитания подрастающего поколения наиболее актуальными становятся вопросы нравственности. Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Наиболее способствуют этому литература. Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Особенность этого предмета, имеющего огромное значение в жизни, заключается в том, что он требует не только усвоение точных знаний, но и тщательной, упорной выработки практических умений, приобретение прочных навыков, которые будут нужны на протяжении всей жизни.
На своих уроках при изучении тем стараюсь подбирать материал для урока по определенной нравственной теме: взаимоотношение поколений, родители и дети, человек и богатство, любовь, дружба и т.д. При изучении темы «Пословицы» ребята с удивлением обнаруживают, что русские пословицы схожи с пословицами других народов нашей планеты. Например, китайская пословица о дружбе и друзьях гласит: «Хороший друг – это настоящий клад», о том же болгарская пословица: «Друг познаётся в беде, как золото в огне», французская: «Хороший источник узнаешь во время засухи, хороших людей – в беде». Сравним их с русской пословицей «Друзья познаются в беде». Пословица же Северной Африки «Выроешь колодец глубоко – будет стоять вода высоко» и китайская «Учиться – всё равно, что грести против течения: только перестанешь, и тебя тянет назад» перекликаются с русской пословицей о пользе знаний «Учиться – всегда пригодится».
Предлагаю подобрать по одной пословице для обоснования каждого тезиса (в старших классах)
Необдуманные слова часто вредят человеку. Все беды человека от его языка.
Доброта всегда будет оценена окружающими. Желающий добра подобен делающему добро.
Подлинная дружба – настоящая ценность. Треснувшую дружбу можно склеить, но она никогда уже не будет прочной.
Разлука с родиной – тяжёлое испытание для человека. Выйду на путь - слёзки текут. Вспомню своих - и тошно по них.
Наши ученики – подростки. Они переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров. Почти в каждом художественном произведении ученики смогут найти ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира героев, особенностями их поведения, взаимоотношений.
В процессе восприятия художественного произведения ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки.
Иногда тема урока литературы позволяет весь урок полностью посвятить духовно-нравственному просвещению.
А литературная сказка Х.К. Андерсена «Снежная королева» показывает победу самоотверженной, преданной любви над рассудочностью, эгоизмом. Знакомясь с фактами из жизни писателя, ребята узнают, что писатель был некрасив, прекрасно знал об этом и очень переживал. Здесь мы с ребятами говорим о красоте внешней и внутренней, о силе внутренней красоты. По этой же теме проходит очень интересное внеклассное мероприятие о красоте физической и духовной «В человеке всё должно быть прекрасно…» в 9 классе. В конце урока вопрос: «Что же делает наше лицо, часто несовершенное, красивым?» Все ждут ответа на вопрос.
О прошлом своей Родины ребята узнают из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: о боевом товариществе Запорожской Сечи, её нравах и обычаях. Тарас и его соратники не идеальные герои. У Тараса и без того достаточно положительных качеств, чтобы видеть в нём необыкновенного человека. Но сила их в том, что в трудную минуту они готовы встать как один на защиту своего братства и родины. Все до единого в 8 классе прочитали эту повесть. И это здорово!
Легендарная книга о лётчике – герое Великой Отечественной войны в 8 классе в разделе «Тема войны». В результате тяжёлого ранения Алексей Мересьев лишился обеих ног, но ценой героических усилий вернулся в строй и продолжать летать. Многим людям эта книга помогла в трудную минуту. В послевоенные годы она возвращала к жизни отчаявшихся, влекла за собой сильных, стыдила малодушных, становилась другом и учителем. И сейчас каждый день кто-то впервые открывает страницы книги, чтобы прочесть о необыкновенной силе воли, мужестве и жизнелюбии.
А повесть К.Г.Паустовского «Телеграмма». В ней выражена проблема отцов и детей. Нельзя забывать своих родителей, потому что нет у нас никого роднее их. Этот рассказ учит самому главному: заботиться о близких, о тех, кто нас окружает.
Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А. Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…». Главный герой был не понят окружающими его людьми. Все его толкали, кидались камнями, обижали. И никто не мог посочувствовать, никто не проявил сострадания. А именно, на сочувствие и сострадание способны такие люди, как Юшка, люди, которые прислушиваются к сердцу и душе. Ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям. А рассказ Бунина «Лапти»? Основное внимание на уроке уделялось воспитанию нравственных чувств и качеств толерантности, милосердия, доброты, умение сострадать. Выражать личностное отношение к поднятой проблеме через поступки героев. Могла бы я совершить такой подвиг, как Нефёд в рассказе.
Предлагаю небольшой тест после изучения произведений
1. Красиво одеваться.
2. Богатым.
3. Очень умным.
4. Властелином мира.
5. Красивым.
6. Всегда помогать людям.
7. Пойдешь воевать.
8. У тебя будет много друзей.
Расположите варианты ответов в порядке значимости для них.
В 8 классе в центре внимания литературы становится человек как главный объект, его взаимоотношения с окружающим миром. Здесь очень важно показать учащимся, как невидимые духовно-нравственные законы взаимоотношений человека с человеком, человека с обществом, властью, природой по-настоящему правят миром, как писатель в силу своего таланта мастерски умеет передать людям необратимость действия этих законов, показать самоценность личности и что при любых обстоятельствах человек должен оставаться Человеком. Дмитрий Сергеевич Лихачев много писал для детей и молодежи. Желая передать подрастающему поколению основы духовно-нравственного воспитания, он обращался к ним в письмах о добром, составлял на основе Евангелия Христова нравственные заповеди.
(Некоторые из них записываем в тетрадь и даём объяснение)
Люби людей — и ближних, и дальних.
Твори добро, не видя в том заслуги.
Люби мир в себе, а не себя в мире.
Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам.
Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь;
чтение — путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
Будь верующим — вера обогащает душу и укрепляет дух.
Будь совестлив: вся мораль в совести.
Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.
Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Интересно проходят уроки, посвящённые творчеству поэтов, воспевающих родную природу. Стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Есенина о красоте окружающего мира заставляют ребят по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные картины природы. Прочитав повесть «Станционный смотритель», я задумалась о прощении, о долге перед родителями и просто о жалости к людям. Мне кажется, что прощать очень трудно. Станционный смотритель спился, но не простил родную дочь. Не выполнила и свой дочерний долг Дуня. Я думаю, что «Повести Белкина» интересны и поучительны. Если их внимательно и вдумчиво читать, многое можно взять для себя многое и не допустить ошибок в дальнейшей жизни. Ведь А.С.Пушкин пишет о правилах для воли, совести, а это главные вопросы наших дней. И они будут волновать человека всегда.
А знакомство с творчеством писателей-земляков? Как же я знакомлю на уроках литературы и внеклассных мероприятиях с творчеством А.В. Вампилова? С чего начинаем наше знакомство? А начинаем с особой гордости за писателя – земляка. Мы живём на этой земле и гордимся, что Иркутская область богата людьми, которые прославляют Сибирь. Александр Валентинович Вампилов - потомственный сибиряк. Он родился в небольшом поселке Кутулик в 1937 году. Всё о Вампилове. Читаем отрывки из рассказов, очерков, пьес. На следующий день прихожу в класс и чувствую тепло, родство душ. Готовим внеклассное мероприятие в 9 классе в конце учебного года «Гитара милая, звени», посвящённое творчеству А.Вампилова. Одна группа ребят получает домашнее задание приготовить материал о студенческом возрасте Вампилова, другая воспоминания о нём, третья - готовит фотовыставку, четвёртая - готовят буклеты основных дат жизни и творчества Вампилова. Ответа на вопрос «Каким я увидел Вампилова» ждём от каждого ученика. В результате всем интересно, время «пролетело» быстро с пользой и для детей, и для учителя. Экскурсия с группой ребят(10 человек, ) посетили в день театра (27 марта) Иркутский областной театр юного зрителя имени Вампилова, посмотрели спектакль «Конёк – Горбунок», Иркутский областной краеведческий музей, а именно отдел истории. Для мальчиков был показан мастер-класс по оружейному делу. О поездке написано в районной газете.
Частыми гостями в школе являются местные писатели. Проводим встречи «Сторона родная». Обучающиеся 5,6,8,9 классов читали свои стихотворения, давали оценку прочитанным стихотворениям.
«Сыт, обут, одет – что ещё надо? Разве мало людей сегодня считают, как и отец Андрея из повести «Живи и помни»? Разве заботы о семье у многих не исчерпываются этим? И то слава Богу. Хотя не то ли делает государство для детей-сирот? Самое щедрое государство не сможет дать этим детям чего-то самого важного. Оттого трагичны судьбы их, брошенных в людской поток. Сколько сейчас Андреев Гуськовых, прячущихся от армии? Сколько у нас молодых людей, живущих гражданским браком? Сколько женщин, рождающих ребёнка «для себя», так, как заводят комнатную собачку? Много ли тех, кто приготовлен в нужный срок сказать любимому: « Я беру тебя в мужья (жёны) и отвечаю с этого времени перед богом и людьми за всё, что может случиться с нами». Образ Лидии Михайловны не случайно занимает важное место в рассказе «Уроки французского» В.Г.Распутина (изучается в 7 классе). Старшие мальчишки начинают безжалостно бить и унижать мальчика, пресекая его попытки отстоять справедливость. Именно в этот момент на помощь герою приходит школьная учительница Лидия Михайловна. Учительница, рискуя потерять работу, спасла своего ученика, помогла ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства. Герой проникается доверием к своей учительнице, мальчик не в силах обманывать эту женщину. Он открывает ей душу, рассказывает о трудностях своей жизни.
Лидии Михайловне противопоставлен директор школы, который не способен понять ребёнка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости.
Чтобы определить осознают ли мои ученики нравственную сторону взаимоотношений, было предложено ребятам написать сочинение на тему «Что мы ценим в людях?»
Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта, справедливость, взаимопомощь, уважение, способность дружить, любить, смелость. Затем сочинения на темы: «Что я люблю», «Страна Детства», «Что такое счастье?», «Человек, на которого мне хочется быть похожим» и др. Интересно дети рассматривают критерии счастья. Они пишут: это радость (19%), материальные блага (32%), хорошие отметки, сбывающиеся мечты (21%), любовь (12%). Сочинения на тему «Человек, который меня привлёк» о настоящем человеке и об идеале дети писали без предварительной подготовки. Ребята отмечали важные признаки настоящего человека, касающиеся трудовой деятельности, моральные качества, коммуникативные свойства. Некоторые сочинения выделились своей целостностью и эмоциональностью: чувствовалось, что детей волновало содержание материала.
Анализ ценностных качеств личности, выступающих в роли целевых ориентиров, мотивов личностного развития, дал следующие результаты:
1.Честность - 76%
2.Трудолюбие, образованность - 52%
3. Гуманность, личное достоинство - 13%
4. Ответственность, порядочность - 38%
5. Чуткость - 14%
6. Дружелюбие, самостоятельность - 37%
Таким образом, основные качества личности – честность, трудолюбие, образованность, ответственность, порядочность. Следует обратить внимание на незначительный выбор учащимися таких качеств, как гуманность, чуткость.
Интересной формой диагностической работы с учащимися является использование тест – рисунков. Ребятам было предложено нарисовать свои рисунки к определенным нравственным понятиям, например, нарисовать картинки на темы: «Вежливость», «Добро», «Зло», «Радость», «Честность», «Правдивость».
В целом представления учеников о нормах нравственности сформированы. Надо отметить: никто из детей не сомневается в необходимости норм и правил поведения. Замечу, что личностно менее зрелые подростки, с одной стороны, понимают, что значит быть нравственным, высоко ценят доброту, справедливость, дружбу, любовь, счастье, смелость. Но, с другой стороны, они вкладывают в эти понятия весьма односторонний смысл: это их должны любить, к ним относиться справедливо. Участие в районном конкурсе «Классное чтение: избранное». Издана книга эссе, в которую вошли 14 отзывов обучающихся разных классов. Все работы отмечены грамотами.
Это ли не пример для современных подростков?
Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.
К сожалению, мир книги практически закрыт для современных детей, отсутствует интерес к классической литературе, способствующей духовно-нравственному воспитанию. Шедевры мирового искусства затмили телевидение и интернет, которые не подвержены цензуре: дети "проглатывают" то, что предлагается в доступном для всех режиме. Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям?
Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять пустоту детских сердец на своих уроках.
Приведу пример
Лев Бондарев, ученик 9 класса (г.Феодосия)
Доклад на международной научно-педагогической конференции «Дети нового сознания и педагогика XXI века» в Днепропетровске. Тема доклада «Человек во вселенной, вселенная в человеке»
В последние годы в обществе происходят страшные и, как мне иногда кажется, необратимые процессы. До последнего момента я не понимал, насколько это серьёзно. Но летом я решил провести социологический опрос среди школьников на пляже, чтобы узнать их любимые книги и, согласуясь с их ответами, составить карту, на которой было бы отмечено, в каких областях России и Украины детям не прививают любовь к чтению. А если дети не любят читать, значит, образование школьников находится не на очень высоком уровне. Для рисования такой карты я хотел использовать три цвета: зелёный – области, где дети много читают и много знают, жёлтый – где читают меньше, и красный, где читают совсем мало. Области, которые не удалось охватить опросом, я хотел оставить белыми. Я проводил этот опрос на пляже потому, что пляж – это маленькая модель общества. Там находятся люди из разных городов (в Феодосии чаще из России и Украины, но иногда встречаются из Молдавии и Белоруссии). У этих людей разные профессии и разное количество денег, хотя очень богатых на нашем пляже нет, они ездят в более престижные места. А ещё на пляже очень легко знакомиться с детьми и задавать им вопросы так, чтобы они не поняли, для чего их спрашивают, и не соврали бы.
Через несколько недель опроса я понял страшную вещь: всю мою карту нужно раскрасить красным цветом. (Материалы опроса прилагаются). Дети сейчас вообще не любят читать. Когда их спрашиваешь о любимой книге, они или не могут её назвать или называют «Гарри Поттера», причём большинство имеют в виду не книгу, а фильм, который по ней поставлен.
Особенно беспокоят обучающиеся старших классов, которым сдавать экзамены. Часть (С) требует в работе пример из жизненного опыта, художественной литературы, публицистической. «Горькие минуты – пустые глаза ученика». Горькие. Ибо нет ничего важнее личностного роста ребёнка». В 10 классе не могут назвать любимую книгу, но практически все могут назвать любимую компьютерную игру. А в современных компьютерных играх не надо думать. Там надо, как правило, бегать, стрелять, прыгать или ездить по улицам, сбивая невинных горожан. А для обучающихся 6 классов прочитать 3 главы из романа А.С.Пушкина «Дубровский» - это много.
Эта проблема чтения книг и общая наша беда. Всей тяжестью она ложится на плечи учителя, коллектива и родителей. Эта проблема всей нашей страны (особенно в подростковом возрасте). Нет желания учить стихотворения и рассказывать перед всем классом.
Исследованиями этой проблематики занимаются многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги. Это и есть смысловое чтение по ФГОС.
Дети, безусловно, читают, но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и, особенно, их дедушек и бабушек.
Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены. Имеются черты, которые характеризуют старую модель чтения – тот образ, который пока что остается в сознании многих:
- «любовь к чтению»
- преобладание в круге чтения книг, а не газет, журналов;
- разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров;
- наличие домашней библиотеки.
У детей и особенно у подростков сюда добавляется:
- общение со сверстниками по поводу прочитанного;
- наличие «литературных героев»;
- позитивное отношение к библиотеке (частое посещение той или иной библиотеки, существование «своего» или «хорошего» библиотекаря).
В среднем же около трети опрошенных ответили «люблю читать, но не хватает времени», и почти каждый третий выбрал ответ «когда читаю, люблю почитать что-нибудь легкое, развлекательное». Результаты этих исследований говорят о том, что лишь один из десяти опрошенных школьников не читает ничего, кроме книг, необходимых для выполнения уроков. В целом же репертуар чтения детей и подростков довольно разнообразен: на первом месте в нем – обязательная школьная классика, сказки – у младших, с интересом читаются приключения и «ужастики», детективы (особенно для детей и подростков), книги о природе и животных.
Если же посмотреть на репертуар чтения подростков в целом, то около 40% в нем составляет преимущественно литература развлекательного характера, тогда как книги научно-познавательные привлекают вдвое меньше детей (21%). Таким образом, круг чтения подростков «смещен» в сторону развлечений.
Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:
- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
- поощрять самовыражение и уверенность в себе;
- введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;
- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.
Самые лучшие уроки, внеклассные мероприятия, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают своё мнение. Самые приятные минуты, когда они говорят, что урок, классный час, внеклассное мероприятие понравилось, что они ждут следующего с нетерпением. Им очень нужны такие встречи. Они раскрывают себя как личности, показывают своё умение размышлять о жизни, делать нравственный выбор.
В моей коллекции пока немного подобных находок, но накопленный опыт, знания позволяют вести за собой своих учеников. Увлечённый учитель никогда не остановится в познании нового, не скажет себе «стоп!» Движение есть жизнь! Кто-то скажет, что так и сгореть не долго. Но вместе с А.Макаревичем я выбираю путь того, кто
Всё спалил за час,
И через час большой огонь угас,
Но в этот час.
Всем стало вдруг теплей.
Потрясающий микрорассказ В.П.Астафьева «Записка»
"На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна".
Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.
В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни,
подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать,
неграмотную, изношенную в работе, и "забыл" ее на вокзале.
В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту
самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи,
домработницы.
Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой
записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб
далеко и всем было слышно. После второго предложения задаю вопрос: о ком речь? Единодушно: о животном, которое хотят отдать в хорошие руки.. Каково же состояние детей, когда дочитываю текст! На вопрос, что с неё станется, тоже единодушно: умрёт. Но главное впереди: я прошу детей написать записку тому, у кого они хотят попросить прощение. Вот одна из записок –« Бабушка, прости меня за то, что когда ты умирала, меня не было рядом. Прости меня за то, что не дослушивал твои рассказы. Бабушка, я буду тебя всегда любить»
7