Доклад на тему: «Технология обследования лексического запаса»,
«Постановка звука [Л']».
по дисциплине: «Логопедические технологии»
ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ
ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА
В ходе общего развития ребенок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса, формирование системы различных форм слов и словосочетаний (грамматического строя).
В процессе общего и речевого развития ребенка его словарь не только обогащается, но и качественно совершенствуется. Постепенно ребенок овладевает смысловым значением слова, повышается уровень обобщения усваиваемых им слов.
По данным А. Н. Гвоздева, к 3-3,5 годам в словаре детей представлены все части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, числительные, служебные слова — предлоги, союзы, частицы и междометия. В это же время в языке ребенка появляются грамматические формы, отражающие не только изолированные предметы, действия и качества, но и сложные отношения между ними, которые выражаются при помощи специальных средств — системы флексий, отдельных служебных слов и т.п.
К 5 годам ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и сложные предложения (А. Н. Гвоздев, 1948, 1949, 1961; Н. Х. Швачкин, 1949 и др.).
Однако в ряде случаев к началу школьного возраста (к 7 годам) при сохранном интеллекте и нормальном слухе уровень сформированности лексико-грамматических средств языка может значительно отличаться от нормы. Словарный запас некоторых детей состоит лишь из небольшого количества звуковых комплексов, которые употребляются ребенком для обозначения лишь конкретных предметов и действий.
У других детей общение осуществляется посредством достаточно постоянных, хотя и очень искаженных общеупотребительных слов. По содержанию запас этих слов более или менее разнообразен. В нем различаются слова, обозначающие предметы, действия, качества. Однако их количество невелико. Наряду с бедностью словарного запаса отмечаются и нарушения его использования: ограниченное и неточное понимание значения знакомых слов, неправильное употребление их в речи, что часто приводит к замещению одного слова другим. Как правило, недоразвитие лексических средств в этих случаях сочетается с несформированностью грамматического строя языка. В их высказываниях наблюдаются специфические ошибки грамматического оформления.
У некоторых детей уровень сформированное лексико-грамматических средств языка может быть и более высоким, однако отдельные пробелы имеются.
Несмотря на различия в уровнях сформированности лексических и грамматических средств языка, во всех перечисленных случаях налицо ограниченный словарный запас, своеобразие определенных отклонений в его использовании и стойкий аграмматизм. Обычно это наблюдается у детей с общим недоразвитием речи, которое может быть обусловлено разными причинами (алалией, дизартрией, ринолалией и др.).
Для правильной оценки отклонений речевого развития ребенка и определения наиболее рациональных и дифференцированных путей его коррекции необходимо определить уровень сформированности лексических и грамматических средств. С этой целью учитель-логопед проводит специальное обследование.
«Обследование предметного словаря»
Цель: Обследование активного и пассивного словарного запаса с опopой на картинки.
Ребенку предъявляются предметные картинки: книга, тетрадь, ручка, линейка; огород, капуста, редис, кабачок, петрушка и д.р. овощи; посуда - тарелка, чашка, кофейник, половник. Кроме этого предъявляется редко употребляемая конкретная лексика: локоть, ресницы, колено, брови; окна, подоконник, рама, стекло.
Инструкция: «Назови, что это?»
Наряду с предметами предъявляются сюжетные картинки: «библиотеке», «На вокзале», «В аптеке» и др. позволяющие обследовать большой широкий круг лексических средств. Детям предлагаются вопросы типа: «Что это?», «Для чего это нужно?», «Кто нарисован на картинке?», «Кто еще там работает?», «Что там делают?» и т.д. (в зависимости от ситуации, изображенной на картинке и жизненного опыта ребенка).
«Называние предмета по его описанию».
Цель: Обследование словарной семантики. Логопед описывает определенный предмет. Ребенок должен сказать, о каком предмете идет речь. Ребенку сложнее назвать предмет по его описанию, когда предмет отсутствует.
Инструкция: «Что это такое?»
• Пушистый с острыми коготками, мяукает, (кот)
• Покрыто перьями летает (птица)
• Мягкая мебель служащая для отдыха сидя (кресло)
• Здание где люди смотрят спектакли (театр)
«Обобщающие понятия».
Цель: Сформированность обобщающих понятий.
Методика трехуровневая. Ребенку предлагается выполнить три задания:
Первое - назвать картинки и соотнести их с видовым понятием
а) ребенку предъявляются картинки: баклажан, лимон, огурец, яблоко, помидор, свекла, банан, смородина, вишня, груша.
Инструкция: «Назови овощи и фрукты»
б) Предъявляются картинки: олень, волк, верблюд, корова, овца, медведь, барсук.
Инструкция: «Назови домашних животных и диких животных». Второе — перечислить ряд названий предметов, относящихся к данному педагогом обобщающему понятию.
Инструкция: а) «Перечисли, какие предметы мебели ты знаешь?»
б) «Перечисли, какие предметы одежды ты знаешь?» третье - назвать обобщающее слово.
Инструкция: «Продолжи ряд предметов и назови их одним обобщающим словом: тарелка, чашка ...»
«Что делают?»
Цель: Обследование глагольного словаря.
Ребенку предлагаются картинки с изображением людей различных профессий: строитель, врач, учитель, уборщица, продавец, парикмахер портниха, скрипач, балерина.
Инструкция: «Что делают люди изображенные на картинках?»
«Подбор прилагательных к существительным».
Цель: Обследование словаря признаков.
Логопед показывает ребенку картинку и просит ответить на вопрос Список картинок: яблоко, лиса, шарик (Приложение 4). Ребенок должен как можно больше подобрать прилагательных к существительному. Инструкция: «Яблоко, какое? и т.д.»
«Объяснение значения слов».
Ребенку предлагаются слова: самолет, молоток, книжка, плащ, друг бить, колючий.
Инструкция: «Что означает слово самолет?»
«Название животных и их детенышей».
Цель: обследование навыков словообразования.
Логопед называет и раскладывает на фланелеграфе картинки с изображениями взрослых животных: кошка, заяц, свинья, волк. Картинки детенышей этих животных находятся на столе перед ребенком. Ребенок должен найти, назвать и соответственно разместить детенышей животных рядом с взрослыми животными на фланелеграфе.
Инструкция: «Вышли на полянку разные животные. Найдите детенышей, назовите их и поставьте каждого к своей маме».
«Образование прилагательных oт существительных».
Цель: Обследование навыков словообразования.
Логопед произносит образец речи: «Стакан из стекла - oн стеклянный».
Инструкция: «Стул из дерева - он какой? Конфета из шоколада – она какая? Стол из дуба - он какой? Суп из молока - он какой?»