СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» как основы самостоятельной творческой деятельности дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству в летний период.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» как основы самостоятельной творческой деятельности дошкольников»»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 386 ГОРОДА ДОНЕЦКА»










ДОКЛАД

«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

КАК ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»





Подготовила:

Гончарова Т.С.,

Старший воспитатель МДОУ №386





г. Донецк -2019

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей  в различные виды  художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Актуальность темы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству в летний период.

Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания – создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую  музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

Одним из важнейших условий реализации системы художественно - эстетического развития в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полуфункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности: уголки книг, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности. При этом оборудованы должны быть так, чтобы дети могли свободно подойти к уголку и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу. Уголки и центры занятости должны содержать разнообразный материал, пособия, игры.

В уголках книг необходимо разместить: детскую художественную и энциклопедическую литературу в соответствии с возрастом, тематические альбомы, книжки-самоделки, портреты писателей, подборки аудио и видеозаписей сказок, рассказов, стихов.

Чтобы постоянно поддерживать интерес детей к книге, необходимо регулярно устраивать выставки одного автора, одной направленности или тематики (писатели о животных, сказки братьев Гримм, стихи С. Я. Маршака и т. п.).

В уголках театрализованной деятельности:

  • разные виды театра: настольный, на фланелеграфе, теневой, пальчиковый и т. д., ширму;

  • наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;

  • театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головка-ми-насадками, разные маски, декорации);

  • персонажи с разным настроением;

  • материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);

  • готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;

  • атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;

  • уголок ряженья.

В уголках изобразительной деятельности:

  • произведения народного искусства: народные глиняные игрушки (филимоновские, дымковские, каргопольские и др.) игрушки из дерева (богородские, сменевские и. др.)

  • наглядно-дидактические пособия

  • произведения живописи: натюрморт, пейзаж, портрет

  • бумага разного формата, разной формы, разного тона.

  • достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки)

  • наличие цветной бумаги и картона

  • достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации

  • бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)

  • место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей

  • место для сменных выставок произведений изоискусства

  • альбомы - раскраски

  • наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки.

В уголках музыкальной деятельности:

  • детские музыкальные инструменты

  • магнитофон

  • в аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных, фольклорных произведений, колыбельные, записи звуков природы

  • альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.

  • картинки к песням, исполняемых на музыкальных занятиях

  • электромузыкальные игрушки с наборами мелодий

  • звуковые книжки и открытки

  • музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)

  • музыкально - дидактические игры

  • музыкально- дидактические пособия.

Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда должна способствовать познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Основным компонентом системы работы по художественно-эстетическому развитию является организация образовательного процесса.

Образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детей в МДОУ должна вестись одновременно в нескольких направлениях:

  • Взаимодействие педагогов и детей.

  • Взаимодействия с семьями.

  • Сотрудничество с учреждениями социально-педагогической среды.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы:

  • ООД (организованная образовательная деятельность). Это занятия эстетического цикла: по изодеятельности, музыкальные, по ознакомлению с художественной литературой. Но, самое главное, необходима организация работы художественно-эстетической направленности на всех видах занятий (интеграция образовательных областей). Это включение художественного слова, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстраций, драматизации и т. п.

  • ООД взрослых и детей (праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.).

  • Самостоятельная детская деятельность, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Для того, чтобы развернулась самостоятельная деятельность, необходимы условия: насыщенная предметная среда, сформированность навыков и умений, мотивация.

Знания, полученные в ходе непосредственной образовательной организованной деятельности эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством, рисуют, создают коллективные творческие работы.

Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах.

Богатейшее поле для эстетического развития детей, а так же развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Она представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка - дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.

Сотрудничество с семьей может строиться по следующим направлениям:

  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей, которая осуществляется через: родительские собрания и конференции, консультации групповые и индивидуальные, дни открытых дверей, семинары-практикумы, папки – передвижки и информационные листы для родителей, тематические выставки, публикации в СМИ.

  • Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением: участие в образовательном процессе (рассказывают о своих профессиях, увлечениях, показывают разные способы работы с разными материалами и др.); участие в реализации проектов; организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника; участие в конкурсах, праздниках, выставках рисунков и поделок и др.; участие в театрализованных спектаклях; совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.

  • Помощь в создании материально-технических условий: помощь в оформлении развивающей среды; помощь в изготовлении декораций и пошиве костюмов; организация совместных посиделок, посещений музеев, художественных выставок.

Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Также эффективность работы по художественно-эстетическому развитию зависит от координации работы с другими учреждениями: школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой), проводятся взаимопосещения спектаклей между дошкольниками и школьниками, музыкально - тематические вечера, совместные выставки, праздники, викторины, литературные гостиные, экскурсии, мастер- классы.

Все участники педагогического процесса находятся и живут в определенном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей.

И наконец, эффективность деятельности по художественно-эстетическому развитию во многом определяется взаимодействием всех педагогических работников МДОУ (воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя, специалистов (психолога, логопеда, инструктора по физической культуре). Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно-эстетического развития.

Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования.