Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 19»
а. Новая Адыгея
Тахтамукайский район
Республиканская научно-практическая конференция
«Патриотическое воспитание детей и молодежи: состояние и перспективы»
Направление
Патриотическое воспитание
на уроках русского языка
Учитель русского языка и литературы
Барчо Нафсет Рашидовна
Высшая квалификационная категория
Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.
В. А. Сухомлинский
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии…
В настоящее время, когда все еще продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, призванной служить объединению и упрочению российского общества и государства, все большую роль начинает играть патриотическое воспитание подрастающего поколения
Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнедеятельности, одно из главных условий эффективного функционирования социальных и государственных институтов.
Патриотизм зарождается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения в раннем детстве. В более зрелые годы это чувство социализируется, возвышается и все более осознается. Это чувство является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и стабильности.
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» [2, с.119].
В школьном возрасте необходимо начать целенаправленную работу по воспитанию истинного патриотизма. Большим потенциалом для формирования гражданского мировосприятия обладают уроки русского языка и литературы. На уроках русского языка необходимо использовать тексты для изложения, темы для сочинения соответствующей тематики. К произведениям патриотического содержания следует относиться особенно бережно, находить положительное и отрицательное в поступках различных героев. Следовательно, педагогу дано широкое поле деятельности по воспитанию патриотизма и гражданственности школьников на уроках русского языка и литературы.
Русский язык относится к числу важных учебных предметов, составляющих вместе с другими дисциплинами основу среднего образования выпускников.
В разные периоды развития отечественной школы состав учебного предмета «Русский язык» менялся в зависимости от общих его целей и специальных целей изучения русского языка, от уровня развития науки о русском языке и наук психолого-педагогического цикла. В отличие от остальных учебных предметов, русский язык как родной выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и, во-вторых, средством изучения всех остальных дисциплин. От уровня его преподавания во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком, в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами [8,с.203].
Основная цель обучения русскому языку в школах состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. Теория приближена к практике. Она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения невозможно без пробуждения любви к родной земле. Чувство Родины начинается с ощущения неповторимости и красоты родной природы. Оно впервые пробуждается в тот миг, когда замечаешь, как мелко дрожат в прозрачном воздухе розовые стволы сосен, когда слышишь, как в небесной синеве заливается прерывистой трелью пташка. Просматривание слайдов с репродукциями картин русской природы известных художников (И.И.Левитана, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова) , адыгейских художников(Ф.М. Петуваша, А.М. Берсирова) и т.д. вызовет интерес учащихся к изучаемой теме, затронет их до глубины души. Такие уроки и изученный на них материал надолго останутся в памяти детей. В то же время он заставляет школьников осознавать и задумываться над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. В ходе изучения фонетики школьникам можно предлагать для фонетического разбора и транскрибирования слова, фразы, предложения о родном крае. Изучая морфологию можно также использовать краеведческий материал, например, при изучении разделов собственные и нарицательные имена существительные; качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные; числительные; деепричастия и причастия. Мне представляется интересным прием « словарные эстафеты». Работа может быть организована в мини-группах или по рядам. Всем группам дается одинаковое задание. Каждый ученик записывает одно слово на листке и передает эстафету следующему. Итог подводится по критериям скорости и качества выполнения задания. Примерные задания для эстафеты:
1.Подобрать имена прилагательные к слову Россия (родина, труд, город…)
2. Подобрать слова на тему «Моя отчизна» , «Мой край родной», «Любимый город», «Мир профессий», «Весна» (определенной части речи)
3. Написать однокоренные слова к слову родина (добро, работа…)
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: « Тире между подлежащим и сказуемым»(8 кл.)Родина-мать, умей за нее постоять. Родная сторона-мать, чужая-мачеха. «Прилагательные полные и краткие» (5 кл.) Своя земля и в горести мила и т.д.
Большие возможности в воспитании патриотизма появляются при изучении раздела «Лексика». Школьники знакомятся с особенностями местного диалекта, изучают историзмы и архаизмы своего края. Неоценимую помощь в этой работе может оказать словарь В.И.Даля. В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [3, т. 3, с. 24].
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [8, т. 2, с. 160].
Большую роль в воспитании патриотических качеств у школьников на уроках русского языка играют тексты. Для анализа можно взять отрывки из произведений «Слово о полку Игореве», Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», Л.Н. Толстого «Война и мир», М.А Шолохова «Судьба человека». И таких примеров в русской литературе много.
В связи с интенсивно протекающими миграционными процессами в школах появляются классы, в которых обучаются дети разных национальностей и значительную часть составляют дети из стран Ближнего зарубежья. Они, как правило, недостаточно хорошо или вообще плохо владеют русским языком, слабо адаптированы к новой социальной, культурной и образовательной среде.
Особенностью нашей школы является то, что контингент учащихся многонациональный. В школе обучаются дети 12 разных национальностей. У учителя русского языка в такой школе задачи более сложные. Учитель посредством своего предмета призван способствовать достижению специфических целей:
формированию уважения к людям, готовности к межкультурной коммуникации, межличностному общению, толерантности, сотрудничеству, преодолению языкового барьера;
знакомству с культурой русского народа и ее местом в диалоге с культурами других народов;
осознанию учащимися многообразия духовного и материального мира, признанию и пониманию ими ценностей другой культуры, уважению к ней.
Так как воспитание патриотизма как нельзя лучше проявляется через любовь к своей стране, к культуре и обычаям своего народа, то, планируя учебный материал, я одновременно решаю и эти воспитательные задачи. В качестве примера я хотела бы познакомить вас с фрагментом урока, проведенным в 6 классе по теме « Имя существительное. Повторение и обобщение».
По планированию этот урок приходится на декабрь, и при подготовке материала я использовала традиции встречи Нового года у разных народов. Так как в классе обучаются дети разных национальностей, то я постаралась показать традиции и обычаи встречи этого чудесного праздника в их странах. Урок получился интегрированным. В ходе урока были показаны слайды с изображением герба, флага, архитектурных памятников государства. Показ каждого слайда сопровождался популярным музыкальным произведением определенного народа.
Приведу один пример:
Проецируется слайд с изображением Кремля, елки, сверху надпись «Россия».Звучит новогодняя песня. Задание к этому слайду:
(Не)январь, а март открывал год на Руси. Люди радовались концу зимней (не)погоды. Верили, что весна прогонит все (не)счастья и (не)удачи.
Переписать предложения, раскрыть скобки, объяснить правописание Не с существительными. К уроку я подготовила 17 подобных слайдов.
Учащимся было интересно узнать, как встречают Новый год их одноклассники. Подобные уроки воспитывают в детях чувство толерантности, патриотизма.
Список использованной литературы
1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
2. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1955.