СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: Педагогические технологии коррекции поведения детей и подростков «группы риска»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети «группы риска»  являются одной из острых проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе.  Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к росту числа детей с отклоняющимся поведением.  

Просмотр содержимого документа
«Доклад: Педагогические технологии коррекции поведения детей и подростков «группы риска»»

Тема: Педагогические технологии коррекции поведения детей и подростков «группы риска»


Кнутас Валентина Ивановна,

преподаватель физической культуры

высшей квалификационной категории


План


Введение

  1. Сущностная характеристика понятия дети «группы риска».

  2. Психологические особенности «детей группы риска».

  3. Технология комплексного педагогического  сопровождения  и поддержки детей «группы  риска».

Список литературы


Введение

Дети «группы риска»  являются одной из острых проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе.  Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к росту числа детей с отклоняющимся поведением.  Важнейшей задачей, стоящей на современном этапе перед школой, является решение проблемы организации эффективной работы по профилактики и коррекции отклоняющегося поведения школьников.

К детям и подросткам «группы риска» относятся дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном формам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т.д.

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

         

  1. Сущностная характеристика понятия дети «группы риска».

Понятие дети «группы риска» сегодня является общепринятым, однако существуют различные его определения, поэтому оно нуждается в уточнении. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.п.

Выделяет основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка:

  • медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

  • социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, асоциальные семьи, неприспособленность к жизни в обществе);

  • психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, трудности общения, невротические реакции и т.д.);

  • педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, отсутствие интереса к обучению и др.).

Под понятием «дети группы риска» подразумевают следующие категории детей:

  • дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

  • дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств (дети-сироты);

  • дети из неблагополучных, асоциальных семей;

  • дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

  • дети с проявлениями психолого-педагогической и социальной дезадаптации.

В обобщенном виде классификация детей «группы риска» по трем основным факторам:

  • медицинский фактор - Дети с ограниченными возможностями(слепота, глухота, умственная отсталость, ДЦП, ранний детский аутизм и др.)

  • психологический фактор - Дети с психологическими проблемами в развитии интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферах

  • социальный фактор - дети из неблагополучных семей, дети-сироты, педагогически запущенные дети.

Следует отметить, что леворукие дети включены в группу риска не случайно. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.


  1. Психологические особенности «детей группы риска».

Следует отметить, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, или оказавшихся  в трудной жизненной ситуации отличается от развития сверстников, растущих в полноценных  семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Младший школьный возраст. Дети группы риска младшего школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умениями и низкому качеству учения.

Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассников. Такое начало учения связано с социальной ситуацией этих детей. Редко когда дети группы риска посещают детское образовательное учреждение или школу регулярно. Родители не занимаются с детьми, не создают им условия для учения, не покупают необходимые учебные принадлежности. Поэтому такие дети оказываются слабо мотивированными к учению. Эти дети не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры-драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач. Игры, которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступны им. В лучшем случае им доступны простейшие игры-манипуляции, характерные для более маленьких детей. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся восполнить.

Желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалу настолько велико у первоклассников, что оно лежит в основе готовности детей выполнять любые задания учителя. В то же время это сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика к учителю, что отрицательно отражается на формирований полноценной учебной деятельности и развитии личности младшего школьника.

Дети подросткового возраста. Подростки группы риска характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания, усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

Характеристика современных детей группы риска имеют следующие особенности:

  • отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, по знание, активная деятельность в жизни); они убеждены в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;

  • проекция на себя неудачной жизни собственных родителей;

  • эмоциональное отвержение подростков со стороны родите лей и одновременно их психологическая автономия;

  • среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором – материальное благополучие, на третьем – здоровье; в то же время эти ценности представляются подросткам недоступными; высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт – один из источников стресса;

  • «подкрепление» потери ценности образования для подрост ков группы риска – текто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел (имеет машину, гараж и т.д.); о реальных путях достижения таких «ценностей» подростки не задумываются;

  • повышенный уровень тревожности и агрессивности;

  • стремление к «красивой», легкой жизни, удовольствиям;

  • искажение направленности интересов – свободное времяпрепровождение в подъезде, на улице – только подальше от дома, ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуации переживания риска и т.д.).

Выделила основные группы главных интересов подростков. К ним относятся:

  • эгоцентрическая доминанта – интерес к собственной личности;

  • доминанта  усилия – тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т.д.;

  • доминанта романтики – стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

При работе с подростками группы риска следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности. Это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями.

Старшеклассники. Дети старшего школьного возраста, относящиеся к группе риска, характеризуются особым процессом социализации. Для большинства старшеклассников характерны следующие специфические особенности:

  • неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

  • нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

  • низкий уровень социального интеллекта, что мешает пони мать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;      

  • слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

  • потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

  • неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;

  • не сформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;

  • не сформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);

  • низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;

  • склонность к аддитивному (само разрушающему) поведению — злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, с другой – боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут.


  1. Технология комплексного педагогического  сопровождения  и поддержки детей «группы  риска».

Дети «группы риска» - это не только объект, но и субъект воспитания. Поэтому у них необходимо развивать потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Технологии комплексной поддержки детей «группы риска»   представляют собой совокупность организационно – педагогических методов направленных на решение проблем детей «группы риска».

Каждая из выделенных составляющих работы комплексной поддержки детей «группы риска» должна быть обеспечена своими педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на группы:

  • организационные социально-педагогические технологии;

  • социально-педагогические технологии индивидуальной работы;

  • технологии «Социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением;

  • технологии «Группы родительской взаимопомощи»;

  • технологии «Экстренная детская помощь»;

  • технология «Интенсивная семейная терапия». 

Организационные социально-педагогические технологии направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти направления деятельности обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии:

Формирование банка данных детей и подростков группы риска:

  • из семей, находящихся в социально опасном положении;

  • безнадзорных или беспризорных;

  • занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

  • оставшихся без попечения родителей;

  • употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача;

  • совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административного взыскания;

  • совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

  • состоящих на разных формах учёта.

Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков. Она необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребёнка из банка данных. В процессе диагностики изучаются индивидуальные особенности ребёнка и выявляются его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяются их причины. При этом важнейшим документом выступает педагогическое наблюдение.

Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребёнком, группой. По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупности проблем, подбираются адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах. Программы разрабатываются с привлечением представителей необходимых для разрешения проблем служб, ведомств, административных органов.

Обеспечение условий реализации программы. Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между обучающимся и образовательным учреждением, семьёй, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов:

  • организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и индивидуально-ориентированных программ;

  • отслеживает результаты;

Информирование. социальный педагог информирует:

  • КДН о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации программ;

  • администрацию школы о ходе выполнения программ;

  • педагогический коллектив о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программы.

Консультирование. Предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей «группы риска».

Межведомственные связи. Социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом, специалистами комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, правоохранительных органов.

Социально – педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми «группы риска». Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребёнка.

В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими принципами:

  • не навреди, не оценивай, принимай ребенка таким, каков он есть;

  • соблюдай конфиденциальность;

  • соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию;

  • не отнимай у ребенка право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов;

  • минимум специальных терминов, соблюдай принцип добровольности.

Прежде чем реализовать цель своей деятельности, педагог должен хорошо представлять себе особенности развития «трудного» ребенка и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может сам осознать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка.

Виды социально-педагогической помощи:

  • Наблюдение и консультации учителей.

  • Консультации для родителей.

  • Консультирование классных руководителей (по запросу).

  • Индивидуальные профилактические беседы с родителями по проблемам обучения и воспитания.

  • Организация дополнительной помощи в выполнении домашних заданий, в учебе.

  • Проведение социально-педагогических обследований с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов.

  • Вовлечение детей в школьные кружки, студии, секции, центры детского творчества.

  • Организация профилактических бесед с обучающимися по проблемам социализации личности.

  • Организация индивидуальных профилактических бесед с родителями по проблемам обучения и воспитания.

  • Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей.

Технология «Социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением, страдающих пограничными психическими расстройствами» направлена на содействие в защите законных прав и интересов несовершеннолетних, профилактику рецидивов и уменьшение риска совершения несовершеннолетними асоциальных поступков.
Цель технологии – снижение уровня правонарушений несовершеннолетних посредством социализации и интеграции детей и подростков в социум, восстановления утраченных и формирования новых социальных связей, содействия несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении образования, трудоустройстве.

Задачи технологии:

  • Осуществить профилактику беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  • Улучшить психическое и физическое состояния несовершеннолетних с девиантным поведением.

  • Сформировать у несовершеннолетних с девиантным поведением навыки эффективного общения, критического мышления.

  • Способствовать снижению уровня агрессивности, тревожности и иных форм проявления внутренних психологических проблем.

Повысить у несовершеннолетних с девиантным поведением мотивацию к учебе, к занятиям спортом, к здоровому образу жизни.
Технология «Группы родительской взаимопомощи». Цель технологии – оказание практической помощи в процессе построения детско-родительских взаимоотношений посредством организации и функционирования группы родительской взаимопомощи.

Задачи технологии:

  • Организация и поддержка группы родительской взаимопомощи.

  • Формирование системы взаимной поддержки родителей, находящихся в трудных ситуациях с детьми.

  • Повышение родительской компетентности членов группы посредством вовлечения в информационно-просветительскую, обучающую, досуговую и оздоровительную деятельность.

  • Обмен родительским опытом в вопросах построения конструктивных детско-родительских взаимоотношений.

Формы работы по реализации технологии «Группы родительской взаимопомощи»:

  • встречи для оказания взаимной родительской помощи;
    консультации;

  • телефонная связь между членами группы;

  • предоставление информации;
    обучающие занятия (лекции, тренинги, групповые занятия);

  • досуговые и оздоровительные мероприятия и пр.

Технология Межведомственная мобильная служба «Экстренная детская помощь» является значимым элементом процесса повышения эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, совершенствования межведомственного взаимодействия по организации работы с несовершеннолетними (их семьями), находящимися в социально опасном положении, оказанию им социальной, медицинской, правовой и иной помощи.

Цель технологии – повышение эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, совершенствование межведомственного взаимодействия по организации работы с несовершеннолетними (их семьями), находящимися в социально опасном положении, оказание им социальной, медицинской, правовой и иной помощи.

Задачи технологии:

  • Выявление детей (семей), находящихся в социально опасном положении.

  • Защита прав и законных интересов несовершеннолетних (содействие в получении мер социальной поддержки, оказание психологической, юридической помощи и т. п.).

  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  • Профилактика жестокого отношения с детьми.
    Снижение числа правонарушений в отношении несовершеннолетних.

Содержание технологии: Основу технологии составляет социальный патронаж семей, осуществляемый сотрудниками межведомственной мобильной службы «Экстренная детская помощь». В состав мобильных служб входят специалисты учреждений системы социальной защиты, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел.

Функции межведомственной мобильной службы «Экстренная детская помощь»:

  • патрулирование улиц города, проведение индивидуальной и групповой профилактической работы с несовершеннолетними в местах их скопления;

  • организация выезда для оказания адресной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и их семьям по месту жительства;

  • принятие мер по устранению причин, обусловивших трудную жизненную ситуацию;

  • проведение социально-психологической диагностики детей и членов их семей;

  • выявление и устранение причин и условий способствующих безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

  • организация и проведение просветительской работы в учреждениях образования, культуры, досуговых учреждениях, направленных на профилактику семейного неблагополучия.

Принципы работы межведомственной мобильной службы «Экстренная детская помощь»:

  • конфиденциальность;

  • профессионализм;

  • взаимное доверие;

  • доступность.

Технология «Интенсивная семейная терапия» ориентирована на работу с детьми и подростками, по разным причинам находящимися в конфликте с семьей, школой и другими учреждениями.

Цель технологии – раннее выявление неблагополучия в семье и оказание помощи на стадии возникновения проблемы в семье.
Задачи:

  • Своевременное оказание помощи (до необходимости изъятия ребенка из семьи).

  • Стимулирование активности членов семьи и их ближайшего окружения для изменения сложившейся ситуации к лучшему.

  • Максимальная активизация ресурсов самой семьи и ее окружения.

Принципы реализации технология «Интенсивная семейная терапия»:
Интенсивность – чем серьезнее проблема, тем больше внимания и усилий она к себе требует со стороны семьи и специалистов (каждодневные усилия, круглосуточная помощь).

Реализация функциональных направлений деятельности коррекции поведения детей и подростков «группы риска» создает каркасную основу для применения определенных педагогических технологий индивидуальной или групповой работы с детьми, оказавшимися в социально опасной ситуации.


Список литературы:

  1. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска». – М., 2006.

  2. Божович  Л. И.  Личность и её формирование в детском   возрасте -  М.:  Юрайт, 2002.

  3. Зыкова М. Н. Психолого – педагогическое содействие развитию личности подростка - М.: МПСИ, 2009.

  4. Осорина  М.  В.  Секретный  мир  детей. – СПб.: Питер, 2008.

  5.  Раттер М. Помощь трудным  детям - М: Юрайт, 2013.

  6. Реан А. А. Психология подростка. Трудный возраст от 11 до 18 лет. – Изд. Прайм-Еврознак, 2013.

  7. Сушкова Ф. Диалог на уроке – залог успеха в воспитании и обучении школьников группы риска//Воспитание школьников. 2002

  8. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.: Юрайт, 2008.


9