Доклад «Первые шаги в профессию»
Павлова Людмила Павловна
педагог дополнительного образования СП «Прометей» ГБОУ СОШ №2
им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино
2 слайд
Выбор будущей профессии – это ожидание, эмоции, проблемы и, если он удачен – то это радость и счастье, счастливая и активная судьба, т.к. удачный выбор профессии это одно из важнейших слагаемых человеческого счастья.
3 слайд
Кем стать, когда я стану взрослым? Этим вопросом задается буквально каждый ребенок с дошкольного возраста, то есть с детского сада, и до окончания школы вопрос этот стоит открытым.
4 слайд
Работая педагогами дополнительного образования и являясь руководителями детских объединений, стараемся в процессе обучения познакомить детей как можно с большим количеством различных профессий через сказки, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, а так же через занятия, воспитательные мероприятия и многие другие виды деятельности. Такое разнообразие позволяет сделать процесс обучения интересным и динамичным.
5 слайд
У нас, как у педагогов дополнительного образования, имеется опыт работы в области профориентации. Нами была разработана программа социально-педагогической направленности «Почемучки». Она направлена на формирование у дошкольников и младших школьников на более высокий уровнь познавательного и личностного развития, программа позволяет показать взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.
6 слайд
Новизна и отличительные особенности данной программы состоит в ее интегративности и импровизации. Все полученные знания и умения имеют практическое значение для ребенка и могут быть использованы в повседневной жизни и учебной деятельности. Педагоги должны позволять детям фантазировать и творить – это один из постулатов ФГОС. И это послужит тому, что они будут достигать высоких результатов, смогут реализовать истинный потенциал личности. Они с удовольствием будут получать новые знания и применять их в разных видах деятельности.
7 слайд
Настоящая программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. В этом возрасте детям нравится все, чем они занимаются, у них начинают проявляться способности к определенным видам деятельности, так же начинают формироваться интересы к выбору профессии. И мы становимся помощниками и свидетелями в очень интересном процессе, т.е. по профессиональной самореализации. Понимание того, что мы сможем раскрыть любовь и способности своих воспитанников к разным профессиям так же давать своим воспитанникам возможность заниматься любимым делом и испытывать от этого счастье делает и нас счастливыми людьми.
8 слайд
У нас, есть своя система по профориентации, и она включает в себя деятельность по следующим направлениям:
1.Профинформацию, то есть знакомство с профессиями.
2.Профессиональное самоопределение, то есть во время практической деятельности, дети пробуют себя в роли педагога, пекаря, повара, индивидуального предпринимателя, стилиста, фотографа и т.д.
3.Адаптация, которая раскрывает способности ребенка в разных видах профессий.
4.Профессиональная диагностика интересов воспитанников к той или иной профессии.
5. Профессиональная консультация.
Свою систему профессионального самоопределения, мы построили в несколько этапов.
9 слайд
Первый этап - «Первые шажки» (дошкольный возраст). Дети дошкольного возраста знакомятся с разными видами профессий, через сказки, рассказы, интернет и телевидение, а также общение со взрослыми. На основе этого у детей формируются знания о профессиях и в зависимости от психологических особенностей характера у детей возникают интересы к определенным видам деятельности.
Направления деятельности:
10 слайд
1. Цикл профориентационных занятий: «Красота спасет мир» (знакомство с профессиями визажист, стилист,
11 слайд
парикмахер), здесь мы изготавливаем разные украшения для волос, бижутерию, украшения для одежды; «День театра» (знакомство с профессиями сценического искусства) изготавливаем разных сказочных героев и проигрываем различные сказки.
12 слайд
2. Кукольный театр «Мы в профессии играем» (знакомство и пробы с профессиями повар, врач, полицейский, пожарный, портной, индивидуальный предприниматель).
3. Конкурс рисунков совместно с родителями «Профессии моих родителей».
13 слайд
4. Спортивно-профориентационные мероприятия «Паровоз здоровья» или «Мы за здоровый образ жизни», здесь мы знакомимся с профессиями медицинского персонала.
14 слайд
5. Тематические праздники.
6. Беседа о профессиях - воспитатель, педагог дополнительного образования, учитель, фотограф, индивидуальный предприниматель и рассказ о преимуществах каждой профессии.
15 слайд
Второй этап - «Конкретно-наглядные представления о мире профессий» (младший школьный возраст). В ходе данной деятельности у воспитанников развиваются творческие способности, приобретаются навыки познавательной деятельности, формируется мотив к учебному труду, повышается грамотность, культура, социальные установки и системы учебных действий, обеспечивающих целостную картину мира.
Направления деятельности:
Выставка работ «Кем быть?».
16 слайд
2. Воспитательные мероприятия «Уважение к людям труда», Открытые занятия «Волшебница мука», где мы не только лепим из соленого теста, но и рассказываем о работе пекарей и комбайнеров.
17 слайд
3.Воспитательные мероприятия по профориентации «Мир моих интересов», «О профессиях разных, нужных, важных», «Путь в профессию начинается в школе», «Как выбирать профессию», «Все работы хороши — выбирай на вкус».
18 слайд
4. Экскурсии (в музей, в библиотеку, в пекарню, в пожарную часть, в ветеринарную клинику,
19 слайд
в парикмахерскую, в швейную мастерскую и т.д.)
20 слайд
5. Дни самоуправления, где воспитанники сами принимают роль педагога дополнительного образования.
21 слайд
6. Изготовление подарков ветеранам, ко Дню пожилого человека, к 8 марта, 23 февраля, 9 мая и т.д..
22 слайд
7. Проведение, как педагогами, так и воспитанниками мастер-классов, знакомство с мастерскими.
8.Конкурс сочинений «Кем я хочу стать».
23 слайд, 24, 25 слайд
9.Встреча с людьми разных профессий.
Третий этап — «Формирование интересов и склонностей».
На данном этапе у воспитанников возникает личный интерес, а так же адаптация к определенным профессиям.
Направление деятельности:
1.Конкурс сочинений «Моя будущая профессия».
26 слайд
2.Участие в областном конкурсе «Шаги в бизнес».
27 слайд
Где воспитанники детского объединения сами продают свои изделия из различных материалов и пробуют себя в роли предпринимателей.
28 слайд
3.Профориентационные игры: игра-путешествие «Дорога в страну профессии», «Профессия — специальность», «Путешествие по профессиям», «Угадай профессию».
29 слайд
4.Различные диагностики, направленные на изучение интересов, способностей и, а так же склонностей.
30 слайд
5.Пробы себя в разных видах профессиональной деятельности «Педагог», «Кондитер», «Модельер», «Парикмахер» «Индивидуальный предприниматель».
31 слайд
Каждый учебный год по данной программе проводятся дни Самоуправления. Воспитанникам дается уникальная возможность попробовать себя в роли педагога, такую возможность могут дать только педагоги дополнительного образования. И после таких проб многие воспитанники к концу 4 года обучения определяются с выбором профессии. Также дети постарше 3, 4 года обучения ведут занятия у воспитанников помладше 1 года обучения, а так же в своей возрастной категории. Таким образом дети проверяют свои способности в изобразительном искусстве, но и так же смогут почувствовать себя в роли педагога.
По итогам работы по данным направлениям деятельности воспитанники:
32 слайд
1.Знакомятся с миром профессии, их практическую особенность и приобретают элементарные навыки работы профессии.
2.Повышают свою личностную значимость и возможный путь к самореализации.
Работают, как индивидуально, так и в коллективе и находят себе все больше друзей, таким образом познают себя в работе
33 слайд 34 слайд
Выполняют подарки, поделки, композиции из различных материалов.
Организуется деятельность воспитанников по обучению младших старшими.
35 слайд
Применяют полученные практические умения в ходе профессиональных проб в реальной действительности.
3. Проявляют любознательность, активно и заинтересованно познают мир.
4. Овладевают навыками сотрудничества и взаимодействия.
5. Выполняют правила здорового и безопасного поведения для себя и окружающих.