СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: "Самообразование педагога-путь к успеху"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад мастера производственного обучения на тему: "Самообразование педагога-пть к успеху"

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: "Самообразование педагога-путь к успеху"»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46)
















ДОКЛАД

«Самообразование педагога – путь к успеху»



















Подготовила:

Колтунова Ольга Васильевна

мастер производственного

обучения









Владимир 2023





Формулу успеха знают многие, дело за малым –
познать сам успех.
В.И. Лизинский


В подготовке специалиста, владеющего всеми необходимыми профессиональными компетенциями, ведущее место принадлежит мастеру производственного обучения. Именно мастер раскрывает лучшие стороны профессии, передает знания и опыт, воспитывает активную жизненную позицию, формирует личность. Влияние мастера только тогда будет эффективным, когда обучающиеся чувствуют, что их обучает настоящий профессионал своего дела. Только в совершенстве владея профессиональным мастерством, можно достичь высоких результатов в обучении и профессиональном становлении будущего специалиста. Основная цель работы мастера – вырастить профессионала своего дела, который превзойдет по мастерству своего учителя.

В современном мире ценностью любого образования является способность к самообразованию. Если совсем недавно целью образования и воспитания считалось формирование всесторонне и гармонически развитой личности, то сейчас классикой педагогики становится понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Для профессиональной деятельности мастера сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Работа мастера многогранна, требует затрат и времени, и душевных сил, и знаний не только по профессии, но и по психологии, физиологии, культуры общения.

В учреждения ПО приходят учиться профессии с разным интеллектуальным уровнем и низкой мотивацией к познавательной деятельности. Задача мастера производственного обучения - создать условия, при которых в процессе обучения у обучающегося формируются заинтересованность в совершенствовании профессиональных навыков и творческое мышление. Обучающийся должен не только получать определенные знания и умения, но и стремиться постоянно, совершенствовать их, овладевая новыми современными технологиями.

Ставя перед собой такую цель, мастер невольно берет на себя обязательство самосовершенствоваться, повышать свой уровень профессионализма. В век компьютерных технологий поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает.


Значение самообразования в работе мастера производственного обучения

От педагогической квалификации, профессиональной культуры, творческого подхода преподавателей и мастеров производственного обучения к обучению и воспитанию обучающихся зависит качество профессиональной подготовки рабочих и специалистов, а, следовательно, и уровень производительных сил общества, его материальное и духовное богатство.

Занятия учебной практики открывают путь к профессии. Нельзя человека научить на всю жизнь, - его надо научить учиться всю жизнь. А чтобы научить чему-то кого-то, надо научиться этому самому.

В процессе подготовки к занятию учебной практики ведётся непрерывный поиск новых форм и методов работы, повышающих качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. Проводя занятия, мастер производственного обучения никогда не стремится просто передать знания, он должен задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, постараться понять и устранить то, что им мешает в саморазвитии. Все его действия направлены на то, чтобы подключить воображение обучающихся, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы.

Не секрет, что многие мастера производственного обучения не имеют педагогического образования, слабо владеют методикой преподавания, не знакомы с новыми педагогическими технологиями. Педагогические работники образовательных учреждений нуждаются в постоянном обновлении знаний, повышении профессиональной квалификации.

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Сама жизнь обозначила проблему непрерывного педагогического самообразования как наиболее актуальную.

Самообразование является составной частью непрерывного образования педагогических работников учреждений профессионального образования.

Организация работы по самообразованию

Принцип творческого саморазвития личности становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих в образовательной сфере. Его можно сформулировать такими словами: «Обучая других, обучай и развивай себя». Опираясь на опыт коллег, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, мастер понимает, что работу по самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач.

Планирование процесса самообразования мастера производственного обучения может проходить по схеме, которая должна включать основные пункты:

  • информация о мастере производственного обучения;

  • тема самообразовательной работы;

  • сроки;

  • цели и задачи;

  • ожидаемые результаты.

Современный педагог должен отличаться творческой самостоятельностью, мобильностью, высокими интеллектуальными и нравственными качествами, профессиональной компетентностью и общей культурой личности. Поэтому он постоянно ищет и внедряет в практику современные педагогические технологии, которые стимулируют познавательную активность студентов.

Выбор темы самообразования

Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:

  • в профессиональной сфере (знание своего предмета);

  • в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.);

  • в сфере педагогической психологии и т.п.

Каждый мастер производственного обучения самостоятельно выбирает тему самообразования, исходя из выбранных педагогических технологий и своей методической темы. Возможные варианты тем самообразования:

  1. Технология развития творческого мышления.

  2. Игровые технологии на уроках учебной практики.

  3. Здоровьесберегающие технологии.

  4. Дифференцированное обучение.

  5. Межпредметные связи на уроках учебной практики.

  6. Освоение образовательной технологии.

  7. Совершенствование педагогического мастерства.

  8. Пути формирования интереса обучающихся к профессии. Постоянное желание самосовершенствования составляет необходимую предпосылку самообразования, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех направлениях:

    • адаптация своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности;

    • постоянное повышение профессиональной компетентности;

    • непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста, это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли мастера производственного обучения, занять достойное место в обществе.

Цели и задачи самообразования

Цель самообразования должна отражать и уточнять тему самообразования, направление деятельности по самосовершенствованию педагога. Поэтому она должна быть конкретной и ёмкой. Например, целями самообразования могут быть:

  1. Изучение и внедрение новых педагогических технологий.

  2. Изучение и внедрение новых форм, методов и приёмов обучения.

  3. Совершенствование своих знаний в области педагогической психологии.

  4. Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры.

  5. Расширение и углубление знаний по профессии или специальности.

  6. Совершенствование практических навыков по профессии или специальности.




Формы организации самообразования

Формы организации самообразования могут быть групповыми и индивидуальными.

Групповые формы: курсовая подготовка в институтах повышения квалификации (главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами); участие в работе методических комиссий, массовых методических мероприятиях; стажировка на производстве.

Индивидуальная работа по самообразованию (научно-исследовательская работа по определенной проблеме; изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педагогических советах, научно-методических объединениях; посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; методическая разработка разных типов занятий, внеклассных мероприятий и т.д.).

Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования мастера производственного обучения. Это интернетресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию: infourok, multiurok,www.pedsovet.su,www. 1september.ru,http://www.donripo.com, личные сайты мастеров и преподавателей.

Планирование самообразования

Каждый мастер производственного обучения, учитывая свои потребности, интересы, мотивы, морально-психологический климат в педагогическом коллективе, требования администрации училища, определяет свой путь саморазвития и самосовершенствования. План самообразования может быть рассчитан как на длительный срок, так и на кратковременный период в зависимости от поставленных целей и задач. Самообразование непрерывно, но планировать его надо поэтапно.

1-й этап – диагностический. Начинающий мастер производственного обучения врабатывается в свою профессию, осознаёт свои задачи, определяет для себя приоритеты в повышении педагогического и профессионального мастерства, проводит глубокий самоанализ своих знаний, умений и навыков, определяет основные направления своего самосовершенствования. На этом этапе начинающий педагог активно изучает нормативные документы, а также психолого-педагогическую и методическую литературу.

2-й этап – практический. В это время происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, отработка традиционных

3-й этап – обобщающий. Подводятся итоги, оформляются результаты по теме, презентация материалов на заседаниях методической комиссии, педагогического совета.

4-й этап – внедренческий, на котором мастер производственного обучения использует в работе собственный опыт, а также по возможности занимается его распространением.

5-й этап повторяет первый, но на более высоком достигнутом уровне. И далее примерно по той же схеме.


Результат самообразования

Самообразование педагога будет результативным, если в процессе самообразования реализуется его собственная потребность к развитию и саморазвитию. Важным условием результативности самообразования является способность педагога к объективному самоанализу своей деятельности, осмыслению собственных действий, своих внутренних чувств и формулирование правильных выводов.

Каковы же могут быть положительные результаты самообразования мастера производственного обучения?

  • повышение качества преподавания: стабильно возрастающее качество знаний обучающихся, хорошие отзывы от руководителей производственной практики, здоровый морально-психологический климат в коллективе, оптимистический и творческий настрой, активное участие в проводимых конкурсных мероприятиях по профессии, бесконфликтное общение и взаимопонимание между мастером производственного обучения и обучающимся;

  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;

  • доклады, выступления;

  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

  • выработка методических рекомендаций по применению используемой педагогической технологии;

  • разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;

  • проведение тренингов, семинаров, мастер-классов, обобщение накопленного перспективного опыта работы.


Заключение

Главная суть процесса самообразования состоит в том, что педагог добровольно и сознательно планирует совершенствование своих какихлибо качеств или навыков, самостоятельно добывает знания из различных источников, контролирует эту деятельность для того, чтобы использовать полученные знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Источниками самообразования могут служить телевидение, газеты, журналы, литература, интернет, видео - аудио информация на различных носителях, различные курсы, семинары и конференции, мастер - классы, мероприятия по обмену опытом, экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, курсы повышения квалификации, поездки и путешествия.

Самообразование сопровождает мастера производственного обучения по всей жизни. Диплом подтверждает наше образование, а самообразование отражает состояние нашей профессиональной совести.