СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме «Система работы по подготовке учащихся 9-х классов к сдаче ГИА»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме «Система работы по подготовке учащихся 9-х классов к сдаче ГИА»»



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.И. Тенищева»















Выступление на педагогическом совете по теме:

«Система работы по подготовке учащихся 9-х классов к сдаче ГИА»







подготовила

учитель русского языка и литературы

О.А. Калюга
















2023


«Важно не количество знаний, 

а качество их. 

Можно знать очень многое, 

не зная самого нужного» 

Л.Н. Толстой 


Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к ней – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит его результат.

В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения ГИА и подготовки к ней, но каждый педагог вырабатывает свою систему работы с учащимися. И начать он должен с самообразования: чтения методических пособий, журналов, Интернет-ресурсов, выполнения тестовых заданий . Только при условии кропотливой и системной работы можно добиться намеченных результатов.


Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ:

1.Изучение нормативных документов к итоговой аттестации.

2.Изучение демонстрационных вариантов КИМ и изменений в них.

3.Составление плана работы, оформление папки.

4.Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка и литературы.

5.Работа со слабоуспевающими учениками.

6.Мониторинг уровня усвоения учебного материала и западающих тем.

7. Проведение дополнительных и индивидуальных занятий.

8.Анализ результатов, выявление недочётов.

9. Оформление стенда по подготовке к ОГЭ


УМК по русскому языку для 5-9 классов под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской позволяет подготовить учащихся к успешному выполнению 1 и 3 частей работы ОГЭ в рамках программы. Уже в 5, 6 классах, изучая теорию, дети знакомятся со способами сжатия текста, основными структурными элементами сочинения-рассуждения, в 8-9 классах проводится комплексная работа с текстом. При выполнении теста (2 части), существенную помощь оказывают сайты «Решу ОГЭ», ГИА-9, ФИПИ, «По уши в ГИА (ОГЭ) ». КИМы Егораевой, Сениной позволяют осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

Но успешная сдача экзамена невозможно, на мой взгляд, без выстроенной   системы работы  по предмету в целом, поэтому в своей деятельности особое внимание уделяю развитию орфографических и пунктуационных  навыков. Для формирования грамотности ключевой, на мой взгляд, является графическая работа – выделение орфограмм, с последующим объяснением. Начиная с 5 класса, пользуемся папками-справочниками, в которых изучаемый материал представлен в таблицах и схемах. Теория, содержащаяся в справочнике, регулярно повторяется учениками, используется на уроке. Также залог успеха, как мне кажется, кроется в обязательном выполнении работы над ошибками . В пятых – шестых классах при проверке тетрадей рядом с вынесенной на полях ошибкой ставлю номер орфограммы по памятке , данной на форзаце учебника. Такая работа учит ориентироваться в орфограммах и пунктограммах, приводит знания в систему

Конечно, к 9 классу программный материал требует актуализации, поэтому на каждом уроке, начиная с 8 класса, для повторения активно использую лингвистические разминки (синтаксические, лексические, пунктуационные и др), содержащие задания ОГЭ. Они помогают доводить до автоматизма некоторые разделы тем, которые включены в работу.

Для эффективной подготовки нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. В рамках урока, консультаций, административных и районных мероприятий дети выполняют проверочные работы, по результатам которых заполняю таблицы, благодаря которым видно и мне, и учащимся, и родителям, на что нужно обратить внимание. По результатам проверочных работ индивидуально работаю с каждым учеником: разъясняя все ошибки и недочеты. Считаю эту работу очень важной для конечного результата.

Если мотивированным учащимся достаточно проводимых мероприятий, то основная масса учащихся нуждается в организации дополнительной работы. Поэтому необходим постоянный поиск новых путей и методов работы. Как показывает практика, учащимся с низкой мотивацией помогает справиться с написанием изложения такой прием, как «Письмо с пробелами». Суть его заключается в том, что после первого прочтения дети пишут , отступая много места между словами. Это позволяет вставить дополнительную информацию в пробелы при вторичном прослушивании

Часто дети, при написании тезиса в сочинении, не могут дать внятное определение слова, потому что они не знают, как это делается, поэтому знакомлю с различными способами толкования слова: подбором синонимов, антонимов, гиперонимов.

Следующая трудность – написание  комментария.  Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность описываемого понятия. (Каким бывает? Как проявляется? Кто может стать объектом? Причины возникновения? – вопросы, на которые предлагаю ответить при работе над ним) .

Написание сочинения – рассуждения облегчает, как мне кажется, работа по кластеру. В центре размещается ключевое слово. « Кластер» позволяет увидеть связи между явлениями, систематизировать информацию. В результате чего получается опорный конспект по теме сочинения.

Для формирования навыков работы с текстом хорошо зарекомендовал себя приём «ПОПС» (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Он помогает высказывать аргументированную точку зрения как автора, так и самого ученика и ,соответственно, справиться с написанием первого аргумента.

«Я считаю, что…».

Далее следует обоснование: « Потому что…».

Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…».

Делается вывод: «Следовательно…».

При работе над вторым аргументом своих учащихся ориентирую на пример, взятый из литературы, поэтому на консультациях в течение всего учебного года работаем со словарем ценностных понятий, которые могут встретиться в сочинении , и формируем банк аргументов для написания сочинения – рассуждения 9.3. Хорошим помощником по подготовке к написанию аргумента является читательский дневник, который ведется во время летних каникул, на протяжении всех лет обучения.

При подготовке к сочинению рекомендую учащимся сайт «Могу писать». Для повышения грамотности письма и речи здесь есть бесплатный сервис - онлайн-тренажёр для запоминания слов с трудным правописанием. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивания, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика, выступая в роли эксперта. Такая работа помогает спрогнозировать возможные ошибки и в будущем предотвратить их .

Актуальным считаю использование алгоритмов, разного рода памяток, клише в работе, поэтому слабоуспевающий ребенок имеет «Дорожную карту», включающую в себя весь набор памяток, теоретический материал к каждому заданию, лист – сопровождение, в котором собраны ссылки на видеоматериалы и задания для повторения, разработанный индивидуальный маршрут.

Подготовка к итоговому экзамену по русскому языку должна осуществляться качественно планомерно. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к экзамену – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к нему