Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ворот-Онгойская основная общеобразовательная школа
Доклад по теме
«Смешанное обучение на уроках истории и обществознания»
Ноябрь 2021
Смешанное обучение — образовательный подход, который совмещает обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн обучение. Смешанное обучение предполагает элементы самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.
Реализация смешанного обучения предполагает сохранение общих принципов построения традиционного учебного процесса с применением элементов электронного обучения (электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии).
Общие особенности, преимущества и сложности в реализации
смешанного обучения
Смешанное обучение, несомненно, представляет собой прогрессивную образовательную технологию, имеющую широкие перспективы для использования и дальнейшего развития.
В первую очередь это связано с тем, что при правильном и полноценном применении смешанное обучение работает на формирование ценных качеств личности, которые также известны как навыки XXI века. Это:
— способность к комплексному решению проблем, учёту всех аспектов решаемой задачи;
— критическое мышление, способность выбора достоверных источников данных и отбора информации, которая действительно необходима для решения проблемы;
— креативность, способность творчески переосмыслить имеющуюся информацию, синтезировать новые идеи и решения;
— командная работа, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми, искать единомышленников и создавать команды;
— умение и стремление учиться на протяжении всей жизни;
— умение принимать решения и нести за них ответственность;
Смешанное обучение, как и любая другая инновационная технология, требует времени и дополнительных усилий со стороны учителя по формированию учебной культуры класса. В отличие от классно-урочной системы, где основное время затрачивается на формирование учебных навыков и установление дисциплины, при использовании смешанного обучения основной упор делается на формирование навыков самостоятельной работы, групповой работы, взаимопомощи и коммуникативных компетенций. Онлайн-среда предоставляет учащимся возможность самим контролировать темп, время, место и путь обучения. Это помогает развивать навыки планирования, самоконтроль и саморегуляцию, а также дает свободу.
Обучение с участием учителя - важная часть смешанного обучения. Роль учителя меняется в зависимости от потребностей учеников. Ученикам младших классов необходимо практически постоянное присутствие учителя в классе. Учитель демонстрирует модели поведения и мышления, способы построения взаимоотношений. Подросткам, студентам и взрослым нужен скорее тьютор, советчик, специалист.
Структура смешанного обучения может варьироваться, существует множество форм и способов организации смешанного обучения.
В качестве основных моделей используют модели группы «Ротация» и модели группы «Личный выбор», реализующие персонализированный подход.
Среди моделей группы «Ротация» выделяются модели «Автономная группа», «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон».
Модель «Автономная группа» используется в том случае, если обучающиеся в классе сильно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ - компетентности и регулятивных УУД; предполагает деление класса на группы, в одной из которых основное обучение ведется online, а компонент личного общения с учителем используется для консультирования, группового или индивидуального, другой - основное обучение ведется в традиционной форме, а компонент online обучения используется для поддержки и отработки навыков.
Модель «Смена рабочих зон» является развитием модели «Автономная группа», но число групп увеличивается в зависимости от видов учебной деятельности (online обучение, групповая самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа, работа с учителем); предполагает закрепление определенного вида деятельности за определенной рабочей зоной, что снижает временные затраты на включение обучающихся в соответствующий вид деятельности.
Модель «Перевернутый класс» используется в том случае, если обучающиеся в классе незначительно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ - компетентности и регулятивных УУД; предполагает, что класс работает как одна группа, для которой очное общение с учителем чередуются с ИКТ – опосредованной учебной деятельностью. При этом реализация online обучения осуществляется вне школы.
Модель «Ротация станций»
Все учащие делятся на группы по видам учебной деятельности: работа с учителем, онлайн-обучение и проектная работа. Каждая группа работает в отдельной части класса - станции. Станции имеют разные цели: работа с учителем - получение обратной связи от учителя; онлайн-обучение - развитие навыков самостоятельной работы, личной ответственности, саморегуляции, умения учиться; проектная работа - применение знаний в решении практических задач, развитие коммуникативных навыков и получение обратной связи от одноклассников.
Модель смешанного обучения "Ротация лабораторий" предполагает, что часть занятий у учащихся проходит в обычном классе, а на один урок они перемещаются в компьютерный класс (лабораторию), где индивидуально работают в онлайн-среде. В онлайн-среде учащиеся могут изучать новый материал, закреплять пройденный, тренировать различные навыки а также работать над собственным проектом.
Сложности в процессе реализации.
Все сложности, возникающие в процессе работы, можно классифицировать на 3 уровня (уровень процесса, уровень условий, уровень результата).
Сложности, связанные с обеспечением условий: избыточное многообразие доступных электронных ресурсов; выбор определенных ресурсов, необходимых в конкретных условиях; адаптация электронных ресурсов (в т.ч. контента) под образовательную программу школы.
Сложности, связанные с получением результата обучения: формирование у учащихся высокой мотивации при работе в моделях смешанного обучения; слабо развитые навыки самостоятельного планирования учебной деятельности.
Рекомендации по преодолению и минимизации возможных трудностей при организации инновационной деятельности школы по внедрению смешанного обучения.
Рекомендации, как и сложности, нужно рассматривать с разных позиций:
рекомендации по созданию условий для смешанного обучения: организовать правильный выбор и провести адаптацию электронных ресурсов;
рекомендации по работе с родителями: преодоление негативного настроя родителей, формирование грамотного и ответственного отношения ученика ко всем направлениям работы;
рекомендации по работе с педагогами: организация системы методической работы по внедрению инноваций.
В чем преимущества такой модели организации?
Прежде всего, с точки зрения управления, это возможность организовать внутренний контроль, единую методическую работу всего коллектива педагогов. Педагоги в малых группах разрабатывают такие уроки, посещают, обсуждают…
С точки зрения организации образовательного процесса – смешанное обучение – это одна из форм, ведущая к снижению нагрузки учащихся и с точки зрения выполнения д.з. (задания на компьютере детям выполнять интереснее), и с точки зрения объема д.з. – при правильном подходе к использованию моделей смешанного обучения возможно снижение объема д.з.
С точки зрения воспитания, - это один из ресурсов формирования академической честности у учащихся. Ученик, работая в моделях смешанного обучения, несет ответственность за результат своей работы как в группе, так и в ходе самостоятельной работы на компьютере.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
В России смешанное обучение переживает этап развития. Всё больше людей видит в нём образование будущего, позволяющее преодолеть типичные затруднения, с которыми педагоги сталкиваются в ходе аудиторных занятий.
Для учеников смешанное обучение может стать первым шагом к осознанному обучению на протяжении всей жизни. Да ещё и с удовольствием.