СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: "Клинико-психологические критерии патологических нарушений поведения у подростков"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для понимания характера и причин дезадаптации подростков с различными нервно-психическими нарушениями необходимо знать не только клинические признаки определенных вариантов психических расстройств, но и те функционально-динамические предпосылки, которые определяют возникновение этих расстройств. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: "Клинико-психологические критерии патологических нарушений поведения у подростков"»

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Для понимания характера и причин дезадаптации подростков с различными нервно-психическими нарушениями необходимо знать не только клинические признаки определенных вариантов психических расстройств, но и те функционально-динамические предпосылки, которые определяют возникновение этих расстройств.

Исследования, проведенные группой ученых, позволили выявить признаки в эмоциональной, двигательной, познавательной сфере, поведении и личности в целом, которые могли бы на различных этапах психического формирования ребенка еще до подросткового возраста служить показателями для установления дезадаптации поведения в подростковом возрасте.

В дошкольном возрасте факторами риска патологического подросткового криза представляются следующие проявления:

  • выраженная расторможенность, трудности выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр;

  • такие особенности личностной незрелости, как склонность к лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций; повышенная внушаемость неправильным формам поведения (имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей либо взрослых);

  • инфантильные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;

  • импульсивность поведения, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу;

  • реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты.

  • В младшем школьном возрасте неблагоприятны следующие факторы:

  • сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;

  • стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;

  • интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;

  • наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты;

  • отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания;

  • реакции протестa, связанные с нежеланием заниматься в школе, намеренное невыполнение домашних заданий «назло» педагогам и родителям;

  • стремление обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требований учителя, злобными шалостями;

  • выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;

  • нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей;

  • дефекты воспитания в виде бесконтрольности безнaдзopности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.

Среди психических особенностей препубертатного возраста, значимым для возникновения патологического подросткового криза, представляются следующие:

    • Сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание.

    • Невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;

    • Некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью.

    • Повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек - истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью (стремление обратить на себя внимание чрезмерной кокетливостью, выразительностью жестов и мимики); У мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;

    • Сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов и отрицательного отношения к учебе. Нарастание педагогической запущенности, связанное как с отсутствием школьных интересов, так и с органической слабостью интеллектуальных предпосылок, низкой работоспособностью, в определенной мере обусловленной препубертатной астенией;

    • Переориентация интересов на внешкольное окружение. Усвоение внешних форм подросткового поведения, стремление к имитации и асоциальных форм взрослого образа жизни ( упорное стремление к курению, алкоголизаций и т. д.);

    • Неблагоприятные микросредовые условия (семейные, асоциальное окружение). При отсутствии асоциальных форм поведения в семье и окружении провоцирующую роль в наpyшeнияx поведения играют недоучет родителями и педагогами характерных особенностей ребенка в начале подростковой фазы развития, неумение использовать его положительные стороны, в том числе зарождающиеся в препубертатном возрасте попытки компенсации неуспеваемости в доступных ему видах деятельности;

    • Неадекватные условия обучения в общеобразовательной школе детей с ЗПР и олигофренией, препятствующие усвоению программы.

Все приведенные выше данные позволяют выделить факторы риска в отношении патологических форм поведения в подростковом возрасте. Следует подчеркнуть, что в каждом отдельном случае имеет значение не единичный критерий, а их сочетание, включающее ряд вышеописанных биологических и социальных факторов.

Таким образом, основные факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте следующие:

  • стойкость инфантильных черт личности;

  • выраженность психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;

  • неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;

  • раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности как результат всех перечисленных выше факторов: незрелости эмоциональной, волевой и личностной сфер, низкого уровня познавательной активности и слабости интеллектуальных предпосылок, неблагоприятности средовых условий. Этот фактор один из ведущих.

Следует выделить и некоторые благоприятные прогностические факторы, особенно важные у ребенка с недостаточностью ЦНС либо с неблагополучным социальным окружением, также характерные для различных возрастных этапов.

В младшем школьном возрасте к ним можно отнести следующие:

  • способность к выработке дисциплинарных форм поведения в детском коллективе, умения тормозить свои желания;


  • наряду со свойственной возрасту эмоциональной незрелостью появление познавательных интересов, принятие учебной деятельности как необходимой;


  • стремление к самоутверждению, которое проявляется не нарушениями поведения, а занятиями спортом, в кружках, ансамблях, т. е. в регламентированных формах деятельности.

В препубертатном возрасте благоприятными признаками могут служить следующие:

  • гармоничность психофизического созревания; положительная установка на труд либо на определенные учебные предметы как фактор, отвечающий возможностям и интересам ребенка и дающий реальные пути к сохранным сторонам личности и ее потенциальным возможностям;

  • целенаправленность во внеучебной деятельности (например, увлечение спортом для достижения определенных спортивных показателей);

  • ориентация на социально положительного лидера в среде сверстников, адекватность поведения в школе и за ее пределами, коррегируемость отдельных возрастных поведенческих реакций;

  • устойчивость к неблагоприятным средовым явлениям;

Данные показатели могут способствовать не только разработке профилактических мероприятий, но и способов дифференцированной психолого-педагогической коррекции того или иного типа нарушения у подростков, с обязательным участием психолога.

Литература:

Лебединская К. С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клиниика-психологическая характеристика «трудных» подростков / НИИ дефектологии Акад. пед. наук. СССР. М., 1988. С. 153-158.