Здоровьесберегающий потенциал современного урока
На уроках осетинского языка в МБОУ СОШ №37
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в контексте здоровьесбережения
Стандарт включает в себя требования:
- к условиям реализации ООП
- к структуре ООП («Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» «Программа воспитания и социализации обучающихся»;
- к результатам освоения ООП (личностные, метапредметные, предметные)
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса. Построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования..
«Компетентный учитель – здоровый ученик», поскольку центральным субъектом, организующим образовательный процесс, является педагог
Современный урок стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям (вызовам) своего времени, потребностям.
Какие новые требования предъявляет к ученику современная действительность?
Увеличивается в объеме и усложняется учебный материал
традиционные способы информации – устная и письменная речь, дополняются использованием компьютерных средств обучения, интернета, как информационной сети глобального масштаба
Как результат увеличение учебных и информационных нагрузок, являющихся предпосылкой для возникновения перегрузок
Благоприятная психологическая среда на уроке – важнейший критерий здоровьесбережения учащихся
мотивация учащихся,
взаимоотношения «ученик – учитель», взаимоотношения «ученик – класс»
Психологическая безопасность
– это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению .
Американский психолог Абрахам Маслоу и его пирамида потребностей
Рассмотрим урок с позиции удовлетворения базовых потребностей человека…
- Физиологические потребности в пище, отдыхе, движении, свежем воздухе и т.п.
- Потребности в безопасности т.е. стабильности, защите, свободе от страха, тревоги.
- Потребность в любви, т.е в привязанности и принадлежности к социальной группе.
- Потребность в признании или потребность роста т.е оценка собственных достоинств, уважение окружающих и к себе самому.
- Потребность к самоактуализации, т.е. стремление человека самовоплощению, к актуализации заложенных в нем способностей, стремление заниматься тем к чему он предрасположен.
Необходимо четко осознавать, что корень многих проблем с обучением и здоровьем современных школьников таится в процедуре, которую задают применяемые на уроке педагогические технологии, формы и методы построения учебного процесса
Системно-деятельностный подход к обучению предполагает получение знаний через активную учебную деятельность школьников, продекларирован ФГОС
- традиционные технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения;
- технологии, при применении которых, на первое место выходит личность ребенка и его деятельность (системно-деятельностный подход):
- деятельностный метод обучения - усвоение учебного материала действенное, осмысленное и осознанное,
- личностно- ориентированное обучение,
- проектно - исследовательская деятельность,
- дифференцированное обучение,
- проблемное обучение,
- учебная дискуссия.
Признаки здоровьесберегающего урока
- Субъект-субъектные отношения
- Мотивированность обучения
- Активизация обучения
- Индивидуально-личностный подход к обучению
- Учебная рефлексия
Субъект?
- Субъект это автор, носитель действия, тот, кто познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (тот на кого направлены мысль или действие субъекта).
- Ученик должен стать субъектом, автором своей учебной деятельности, инициативным, самостоятельным, активным.
Для этого отношения учитель-класс должны строится на сотрудничестве, взаимном поиске истины, учитель перестает быть лектором и инспектором, становится организатором деятельности направленной на поиск истины и развитие личности
Как создать атмосферу сотрудничества?
- Минимизировать безличностные обращения с помощью указующего жеста или взгляда (пожалуйста, ты...), а также называние ученика по фамилии, обращение к субъекту – это обращение по имени
- Формулировка заданий урока:
- надо, вы, должны, вы обязаны, вам необходимо или вам предлагается, я приглашаю вас, давайте попробуем, я надеюсь.
- «Я» - я объясню, я покажу, смотрим на меня, слушаем меня, я жду, я прошу, я не понимаю...
- «вы» — вы сделаете, вам предлагается, ваша задача, это ваша проблема...
- мы сделаем, мы попробуем, нам предстоит, давайте попробуем разобраться...
Какие образы возникают у вас при разговоре о взаимодействии учителя и ученика?
Воздействие субъект объектное
Воздействие субъект объектное
- Алмаз
- Поле
- Сосуд
- Мрамор
- Мелодия
Взаимодействие
- Облака
- Звезды
- Оркестр
- Замок
Подавление
- Гранильщик
- Сеятель
- Наполнитель
- Скульптор
- Композитор
Взаимодействие
Подавление
Учебная нагрузка не носит чисто физиологический характер и не может измеряться исключительно в часах или объеме материала
Педагогам хорошо известно, что интерес к учебе снижает эффект перегрузки и, наоборот, та учебная информация которая вызывает у учащегося отторжение, может вызвать такой эффект даже при небольших объемах учебного материала. Итак, повышение интереса к учебе, прямая дорога к борьбе с перегрузками.
М отивация — это человеческое стремление... проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным (А. Маслоу)
- Итак, мы готовы и хотели бы делать то, что у нас получается, то, что умеем, или то, к чему имеем способности, задатки.
«Крест способностей» Карла Юнга
множество способностей человека можно условно разделить на четыре группы (четыре оси креста):
- Рациональные способности
- Эмоциональные способности
- Интуитивные
- Деятельностные
Основные условия обучения учащихся с разными способностями
- Для учащихся с рациональными способностями:
- учебная ситуация хорошо структурирована, цели понятны;
Для учащихся с эмоциональными способностями:
учебный материал выстроен логически;
- наличие яркой выразительной наглядности;
- артистизм и разнообразие учителя в своих позитивных проявлениях;
- на уроке много коллективной и групповой работы;
- много визуальной цветной информации.
- глубоко исследуются причинно-следственные связи явлений;
- у учащихся есть возможность задавать вопросы
Основные условия обучения учащихся с разными способностями
- Для учащихся с деятельностными способностями:
- - есть возможности для двигательной активности (актуализация мелкой и крупной моторики);
- - много практических упражнений, лабораторных работ, действий с предметами: макетами, моделями и т.д.;
- -учебный материал предполагает связь с актуальными проблемами жизни учащихся;
- - на уроке обеспечена частая смена деятельности.
- Для учащихся с интуитивными способностями:
- - есть возможности для импровизации и самореализации учащихся;
- - на уроке много творческих, проблемных задач;
- - у учащихся есть возможность свободно генерировать свои идеи и предложения;
- - чаще использовать игровые формы обучения.
Что делают ученики у меня на уроке?
- Решают – Р (рациональные)
- Считают – Р
- Анализируют – Р
- Сопоставляют - Р
- Ходят – Д (деятельностные)
- Выдвигают гипотезы - И
- Сидят — Д
- Встают — Д
- Смеются — Э (эмоциональные)
- Радуются — Э
- Болтают — Э
- Страдают — Э
- Пишут — РД
- Рисуют — ДЭ
- Играют — Э
- Фантазируют — И (интуитивные)
- Творят — И...
- обнаруживается существенное преобладание рационально-деятельностных усилий
- необходимо подумать об увеличении доли интуитивно-эмоциональных действий
Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены:
- значимый, интересный для них материал;
- задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
- необходимость использования полученных знаний и умений в будущей жизни;
- необычная форма преподнесения материала, вызывающая удивление;
- анализ жизненных ситуаций, разъяснение значимости учебного предмета;
- положительная обратная связь, организованная по правилу «пилюли»;
- умелое применение учителем поощрения;
- игры, соревнования, ситуации спора и дискуссии;
- возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельной деятельности у учащихся.
Здоровьесберегающий урок, основанный на системно-деятельностном подходе, характеризуется таким обязательным качеством как активность учащихся
- Активизация учащихся это путь борьбы с падением интереса к учебе (я активен – значит мне интересно), а значит и с перегрузками, это способ активизации движения, а также несомненно, активными дети могут быть только на фоне благоприятной психологической атмосферы
Какие приемы активизации учащихся может использовать учитель на уроке?
- Бессознательная, непроизвольная активизация: с мена видов деятельности, контраст ощущений (по свету, звуку), необычность, неожиданность, новизна, движение, проветривание, релаксационные паузы, музыка.
- Произвольная, внешняя активизация, стимулирование: работа в группах, парах; поощрение; дидактические игры (соревнования, представления, ролевые..); дискуссии, дебаты, мозговые штурмы; дифференцированные задания;
приемы критического мышления; наглядность, ТСО; интрига; провокация; парадокс; расширение ролевого репертуара учащегося.
- Внутренняя активизация, мотивирование, смыслообразующие стимулы: творческие задания; связь с личным опытом учащихся; индивидуальные задания, необходимость действовать; поиск, исследование; самоконтроль; самоанализ; обращение к личности учащегося.
Рефлексивность обучения - это осмысливание собственной учебной деятельности, благодаря которой получены знания
- Почему рефлексия –признак здоровьесберегающего урока
Возрастает результативность и осознанность обучения, а значит улучшается психологическое благополучие учащихся
Вырабатывается навык осмысления собственной деятельности, анализа собственных поступков и последствий этих поступков
Результаты рефлексии
- Предметная продукция деятельности — идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т. п.
- Способы, которые использовались или создавались в ходе деятельности.
- Предположения по отношению к будущей деятельности.
- Общее состояние — эмоциональные ощущения, психологический настрой...
- Личностная динамика — что изменилось в самом участнике.
Формы и методы обучения, являющиеся основой здоровьесбережения на уроке
- Учет возрастных особенностей познавательной деятельности детей;
- Учет динамики работоспособности учащихся на уроке;
- дифференциация обучения: использование разноуровневых заданий (в том числе домашних), с учетом способностей ребенка, психофизических особенностей, состояния здоровья;
- вариативность методов и форм обучения, обеспечивающая смену видов деятельности, активацию разных каналов восприятия информации, оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок;
- индивидуализация обучения (обучение в малых группах и парах);
- использование наглядности и различных форм предоставления информации;
- создание эмоционально благоприятной атмосферы, формирование положительной мотивации к учебе;
Формы и методы обучения, являющиеся основой здоровьесбережения на уроке
- использование приемов самооценки и взаимооценки, позволяющих уменьшить неприятные для детей переживания;
- проведение на уроке расслабляющих моментов (физминуток, гимнастик, релаксационных пауз);
- применение разнообразных видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, дискуссия, выдвижение гипотез, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач и др.),
- соблюдение гигиенических норм к объему домашних заданий;
- культивирование у учащихся знаний по вопросам укрепления здоровья.
Критерии здоровьесберегающего урока
- Направленность на развитие личности ( приобретение знаний о себе, своем месте в мире, понимание смысла собственной деятельности на уроке, приобретение умений принятия решений, выбора поведения, развитие рефлексии )
- Направленность на формирование здоровья и здорового образа жизни (обеспечивать понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; способствовать формированию отношения к человеку и его здоровью как к ценности; содействовать развитию потребности в здоровом образе жизни; помогать вырабатывать индивидуальный способ здорового образа жизни )
- Обеспечение свободного выбора ( содержания; действия; способа действия; способа взаимодействия; творческая работа )
- Наличие моментов самодеятельности и совместной деятельности (ученик в роли учителя; кооперативное обучение; дискуссия; исследование );
- Наличие моментов оценочной самостоятельности (взаимопроверка; участие в оценивании ответа другого; оценивание собственного ответа);
Критерии здоровьесберегающего урока
- Активация учителем познавательного и социального интереса учащихся к содержанию урока ( организация поисковой мыслительной активности; формирование собственного мнения; использование занимательного материала; опора на личный опыт учащихся; формирование эмоционального отношения к содержанию; нахождение практического применения содержания );
- психологическая безопасность взаимоотношений, наличие
эмоционального комфорта между учителем и учениками, между учениками ( активность в общении; дружелюбие; сотрудничество; взаимопомощь, поддержка; заинтересованность в общем результате )
- Соответствие учебной деятельности гигиеническим нормативам ( нормирование учебной нагрузки, в т.ч. домашнего задания; учет динамики работоспособности; обоснованное применение средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ );
- Гигиенические условия учебного помещения ( освещенность; школьная мебель; воздушно-тепловой режим; эстетический комфорт );
- Наличие приемов психологической и физической разгрузки ( физкультминутки; динамические паузы; минутки релаксации; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз; массаж активных точек; создание положительного эмоционального настроя )
Урок здоровьесберегающий это
шаг, сделанный группой и каждым участником занятия в познании и самопознании, общее ощущение продвижения, прекрасное эмоциональное и психологическое состояния его участников
!