СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Применение кейс-технологий на уроках в начальных классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад был представлен на школьном методическом объединении учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Применение кейс-технологий на уроках в начальных классах"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воеводская средняя общеобразовательная школа»












Тема выступления

на школьном методическом объединении учителей начальных классов:




Применение кейс - технологий на уроках в начальных классах








Подготовила:

учитель начальных классов

Сержанова А.А.


















2018 г.

«Знание, полученное человеком в готовом виде,

менее ценно для него и поэтому не так долговечно,

как продукт собственного мышления».

Сократ

В течение многих столетий главной целью образования считалось сообщение

фактических знаний, используя которые можно было спокойно прожить всю жизнь.

В современной жизни этот принцип передачи знаний уже неэффективен. Главным

становится умение осваивать и использовать новую информацию для решения

стоящих перед человеком проблем.

Для достижения новых результатов образования необходимо использовать

новые, более эффективные методы.

Федеральный образовательный стандарт начального общего образования

ориентирует сегодня на использование в образовательном процессе современных

технологий деятельностного подхода. Наиболее актуальными становятся

технологии:

  • ИКТ

  • Технология развития критического мышления

  • Проектная технология

  • Технология проблемного обучения

  • Педагогика сотрудничества

  • КЕЙС- ТЕХНОЛОГИЯ и др.

Одним из новых технологий обучения деятельностного типа является проблемно –

ситуативное обучение с использованием кейсов. В настоящее время внедрение

учебных кейсов в российском образовании является актуальным.

Само понятие «КЕЙС –технология» зародилась в Гарвардской школе

бизнеса (США) в начале 20 века. В России кейс- технологии называют методом

анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В переводе «Case» -

портфель, чемоданчик. Кейс- технология – это система методов и приёмов,

основанная на решении конкретных проблем, задач- ситуаций (кейсов). Как

правило, кейс состоит из трёх частей:

  • Вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса;

  • Описание конкретной ситуации

  • Задания к кейсу

В.Н.Птицын писал:

« Традиционное образование готовит знающего человека, умеющего найти выход из

ситуации на основе прошлого».

Интерактивное обучение готовит знающего и опытного человека, который знает,

как справиться с настоящим.

Кейс –метод (или обучение на конкретном примере) готовит мудрого человека,

умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него»

Кейс – технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или

статьи, не ответ на вопрос преподавателя – это анализ конкретной ситуации,

который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Виды кейсов:

  • Печатный кейс ( может содержать графики, таблицы, диагарммы,

  • иллюстрации, что делает его более наглядным);

  • Мультимедиа – кейс (наиболее популярный в последнее время, он зависит от

  • технического оснащения школы)

  • Видео – кейс (может содержать фильм, аудио и видео –материалы).

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги

работы можно представить как в устной, так и в письменной форме. В последнее

время очень активно используется мультимедийное представление результатов.

Знакомство с кейсами может происходить как на уроке, так и заранее в виде

домашнего задания. ( Учитель может создавать собственные кейсы и использовать

готовые кейсы). Кейсы можно представлять в различной форме: от одной страницы

до нескольких. В зависимости от уровня класса Кейсы заготавливать только в

печатном виде, допустимо наличие фото, таблиц, диаграмм, что делает материал

более доступным для обучающихся.

Обучение при помощи кейс- технологии является сложным процессом, не поддаётся

единому алгоритму в работе. Тем более, что творческие действия алгоритмизировать

не возможно.

Алгоритм работы с кейсом:

  • Ознакомление с текстом кейса (может происходить дома или на предыдущем

  • уроке).

  • Организация обсуждения кейса (формулирование вопросов, вовлечение

  • обучающихся в обсуждение кейса, включение их в дискуссию).

  • Управление дискуссией (предполагает активизацию тех обучающихся,

  • которые не участвуют в обсуждении и сдерживание тех, кто слишком активен,

  • контроль за ситуацией на уроке).

  • Оценивание участников дискуссии (оценка содержания выступлений

  • отдельных обучающихся)

  • Подведение итогов дискуссии ( анализ хода дискуссии и оценивание ее

  • участников)

Методы кейс- технологии:

  • Метод инцидентов

  • Метод разбора деловой корреспонденции

  • Ситуационно – ролевая игра

  • Метод дискуссии

  • Игровое проектирование

Метод инцидентов.

Особенность этого метода заключается в том, что обучающийся сам находит

информацию для принятия решения.

В своей практике я начала использование кейс- технологии с 4 четверти 3 класса, когда обучающиеся более менее могут уже формулировать тему, цели урока, анализировать ситуацию, участвовать в дискуссии. Начала я её использование на уроках лит.чтения, окружающего мира, во внеурочной деятельности.

Приведу пример: Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

Жили- были петушок и курочка. Петушок всё торопился а курочка знай себе

приговаривает:

- Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зёрнышки, да второпях и подавился.

Подавился и не дышит, не слышит, словно мёртвый лежит.

Вопросы к отрывку:

- В чём заключается проблема? Почему она возникла?

- Какие способы решения проблемы Вы можете предложить?

- Какой способ предложен в сказке?

Или: отрывок из рассказа Л.Н.Толстого «Правда всего дороже».

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.

Отец пришёл и спросил :

- Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Я.

Отец сказал:

-Спасибо, что правду сказал.

Вопросы к отрывку:

- В чём заключается проблема?

-Приходилось ли Вам бывать в данной ситуации? Каким был Ваш выход из неё?

- Как чувствует себя человек в данной ситуации?

- Как ты оцениваешь данную ситуацию и выход из неё, изложенный в отрывке?

- Оцени ситуацию с нравственной точки зрения.

- Какие качества личности мальчика раскрываются в данной ситуации?

Но! При использовании кейс – технологии в практической деятельности следует

помнить об основных идеях (принципах) данной технологии:

  • Предназначена для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в

которых неоднозначна

  • В процессе сотрудничества учителя и обучающегося, усилия последнего

направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку

  • Результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и

формирование навыков учебной работы

Важным является формирование ценностей, жизненных установок обучающихся.

Достоинства использования кейс – технологии для обучающихся:

  • У обучающихся развивается умение слушать и понимать других людей,

работать в команде;

  • Развивается умение логически мыслить, формулировать вопрос,

аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свою точку

зрения

  • Развивается креативность (достоинством кейс –технологии является их

гибкость, вариативность)

  • Развиваются навыки анализа и критического мышления

  • Происходит соединение теории и практики

Формы оценивания при использовании кейс –технологии:

  • Текущая

  • Промежуточная

  • Конечная

Также можно использовать оценочные листы по критериям:

  • Активность

  • Чёткость изложения материала

  • Быстрота выполнения задания

  • Отбор информации

  • Ведение дискуссии

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование кейс-

технологии в обучении в начальной школе не решит всех проблем, и не должно

стать самоцелью. Но учитель должен в первую очередь учитывать цели и задачи

каждого урока, индивидуальные возможности класса и каждого обучающегося в

отдельности. Результат будет очевиден при умелом сочетании учителем

традиционных и интерактивных технологий в обучении, когда они дополняют

друг друга. Кейс- метод – это эффективный метод повышения качества

образования и успешного внедрения ФГОС.