Отдел образования администрации Петровского района города Донецка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ясли-сад комбинированного типа № 386 города Донецка»
Доклад
на методическое объединение на тему:
«Проектные технологии как средство музыкально-эстетического воспитания дошкольников»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Герасина И.В.
г. Донецк-2024
Доклад
«Проектные технологии как средство музыкально-эстетического воспитания дошкольников»
Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»: «Разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.
Логически возникло осознание необходимости построения образовательного процесса с учётом принципа интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Реализуемая в нашем дошкольном учреждении образовательная программа, разработанная на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), способствует интеграции воспитательно-образовательного процесса.
Для меня, как музыкального руководителя очень актуальной является проблема развития музыкальных способностей детей. Свою работу я строю на основе теоретических и практических исследований таких авторов как Ветлугина Н., Зимина А., Орф К., Картавцева М.Т., которые отмечают, что музыка, как и другие виды искусства, развивает не только «специфическую», но и «всеобщую, универсальную способность человека», которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере деятельности и познания.
Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека.
Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов, решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
В своей работе музыкального руководителя в образовательном процессе я использую современные образовательные технологии:
здоровьесберегающие технологии;
личностно-ориентированные технологии;
игровые технологии;
технология проектирования.
Используемые мной образовательные технологии ориентированы на комплексность содержания, интеграцию разных видов деятельности детей.
Уникальным средством музыкально-эстетического воспитания и развития музыкальных способностей у дошкольников является технология проектирования. Эта технология всегда предполагает решение какой – либо проблемы и получение результата.
Технология актуальна и очень эффективна. Она дает ребенку синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.
Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества.
Метод проектов можно рассматривать и как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально-педагогического процесса.
Для развития музыкальных способностей у дошкольников в нашем ДОУ нам успешно удалось реализовать следующие проекты:
Цель проекта: развитие музыкальных способностей детей через освоение игры на шумовых инструментах.
Задачи проекта:
учить детей исполнять музыкальные произведения на шумовых музыкальных инструментах;
формировать чувство ритма, координацию движений;
развивать чувство ансамблевой игры;
развивать творческое мышление, фантазию;
воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, музыкально-эстетический вкус средствами музыки.
Цель проекта: развитие музыкальных способностей у детей через приобщение к театральному искусству.
Задачи проекта:
учить постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности;
развивать воображение, фантазию эмоциональную отзывчивость детей на игровой образ;
развить инициативность и творчество у детей дошкольного возраста;
развивать выразительность речи у дошкольников, артистические и музыкальные способности детей через театрализованную игру;
воспитывать интерес к театральной культуре.
Педагогическая цель проекта: решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к национальной культуре; формирование уважения, любви, бережного отношения к народным традициям; обобщение представления о народном празднике «Масленица» и народных традициях, знакомство с национальными традициями своего народа.
Задачи проекта:
возрождать интерес к обрядовым русским праздникам;
знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества;
развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры;
развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу;
вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии;
воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Проект «Аты-баты, шли солдаты…»
Цель проекта: формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста; приобщение родителей к участию жизни детского сада.
Задачи проекта:
дать знания детям о Российской армии, уточнить их представления о родах войск;
развивать у детей познавательную активность, творческие способности;
продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине, гордость за нашу историю;
развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;
проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Вывод: смысл музыкально-эстетической проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Работа по проектам художественно-эстетического направления органично вписывается в педагогический процесс детского сада и на практике показывает своё преимущество и эффективность.