Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через художественно-продуктивную деятельность с использованием прозрачного мольберта (из опыта работы)
Одним из критериев предшкольной подготовки детей является интеллектуальное развитие.
По мнению большинства родителей детей старшего дошкольного возраста, подготовленность ребенка к школе заключается в умении читать и считать.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы убедились, что одним из важнейших вопросов в работе является развитие познавательных процессов детей, как средства успешного перехода к школьному обучению.
Современные дети активно познают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, не развита мелкая моторика, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования указаны Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, ребенок обладает установкой, обладает развитым воображением, владеет устной речью, развита крупная и мелкая моторика, проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений.
В связи с этим мы обозначили проблему – Как сделать эффективной работу по развитию познавательных процессов детей, развития воображения, крупной и мелкой моторики детей, развитию самостоятельности.
Всем известно, что «Детство — важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребёнок»
(Сухомлинский В.А.)
Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях, воображении и др.Оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды.
Существует много интересных современных методик для развития интеллекта детей дошкольного возраста. Мы выбрали развитие интеллектуальных способностей детей через художественно-творческую деятельность под девизом «Чувствовать, познавать, творить». Вместе с тем это нам поможет развить у детей крупную и мелкую моторику, что важно при подготовке детей к школе, подготовить пальчики к письму.
Эту работу мы начинаем с развития движения рук, пальцев кистей рук. Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Работая над данной проблемой, мы сделали вывод, что у детей повысился интерес к творческо-художественной деятельности, повысилась познавательная активность, но вместе с тем детям не хватает уверенности в себе, самостоятельности в выборе материала, тематики, слабо развито воображение. Для решения этой проблемы, решили включить в работу по развитию интеллектуальных способностей детей посредством художественно-творческой деятельности через нетрадиционное рисование.
Считаем, с помощью использования нетрадиционных способов рисования возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить, активизировать творческую активность и развить моторику рук.
Для себя чётко выделили критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Рисование позволяет ребёнку создать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов- отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики интеллектуального развития.
В работе с детьми мы использовали разные нетрадиционные техники рисования (рисование солью, кляксография, рисование мылом, рисование поролоном), которые создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоциональное положительное отношение к деятельности.
Таким образом, содержание данной работы было направлено на развитие познавательных процессов дошкольников, воображения, самостоятельности, развитие мелкой и крупной моторики рук, на развитие уверенности в собственных силах. Для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться. Рисуйте, творите, экспериментируйте с детьми!
План работы
Оглавление
1.Введение
2.Актуальность
педагогического опыта.
3.Обзор работ ведущих педагогов по данной теме
4.Цель
5. Задачи
6.Принципы
7. Игра как фактор развития
8.Основные мероприятия
Формы и методы работы:
8.Заключение
9.Литература
10.Приложения
Введение
Данная работа посвящена развитию интеллектуальных
способностей детей посредством игры.
Современные требования к дошкольному образованию
ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют
необходимость использования новых технологий, при которых
синтезировались бы элементы познавательного, игрового,
поискового и учебного взаимодействия в процесс е
интеллектуального развития дошкольников.
Процесс развития интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста имеет особую актуальность.
Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное
развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а
к восьми – еще на треть.
Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в
дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в
школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к
поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их
получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить,
понимать происходящие закономерности.
Формирование ключевых компетентностей детей
дошкольного возраста является приоритетной задачей дошкольного
образования на современном этапе и одной из основных целей
деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Компетентный подход в образовании акцентирует внимание
педагогов на новом результате образования - способности ребенка
действовать самостоятельно в различных проблемных ситуациях.
Для развития интеллектуальных способностей и личностных
качеств, формирования ключевых компетентностей воспитанников
нужна другая методика общения с ребенком, в чем-то в корне
отличная от привычного всем показа, рассказа, объяснения,
повторения, то есть обучения.
Создание условий, обеспечивающих развитие умственных
способностей детей, реализацию их потенциальных возможностей,
является одной из приоритетных задач педагогики и психологии.
Практика дошкольного образования показывает, что на
успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого
материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать
заинтересованность ребенка и его познавательную
активность
Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой
отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную
самостоятельную деятельность ребенка и исподволь формировали в
нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее
эффективно формироваться, в том числе и ключевые
компетентности. А для создания такой развивающей среды
необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс
ДОУ игровые педагогические технологии, имеющие интерактивный
характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка.
В настоящее время повышается актуальность игры
из-за
перенасыщенности современного ребенка информацией.
Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили
поток получаемой информации. Но поскольку эти источники
представляют в основном материал для пассивного восприятия -
важной задачей обучения дошкольников
является развитие умений
самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, то есть
мыслительных операций, гибкости мышления. Развивать подобные
умения помогает игра, служащая своеобразной практикой
использования знаний, полученных детьми в образовательной
деятельности и в свободной деятельности.
В современном образовательном процессе на первый план
выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к
самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога.
Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального
переживания и практического действия. Для этого необходимо
осваивать новые педагогические технологии, формирующие
активную роль обучаемого
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.
В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие детей раннего возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.
Интеллектуальное развитие детей в ДОУ должно включать:
развитие речи и речевого общения;
развитие пространственного мышления и воображения (календарь, время);
развитие логического мышления (классификация, соотношение);
формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.
Источник: http://womanadvice.ru/intellektualnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta
Дошкольный возраст период всестороннего развития и становления личности ребенка. В этот период ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Дети обнаруживают и используют зависимость между степенью влажности глины и ее податливостью при лепке, между формой конструкции, и ее устойчивостью, между силой удара по мячу и высотой, на которую он подпрыгивает, ударяясь о пол, и т.д. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, т.е. он думает, запоминает, анализирует, тем самым решая интеллектуальные задачи. А, что такое интеллект?
Интеллект - это некая сумма знаний и умений + способность эти самые знания усваивать и решать с помощью них любые нестандартные ситуации. А усваивать эти знания и умения помогают другие способности – познавательные (восприятие, внимание, память), своевременное и достаточное развитие, которых является важной предпосылкой и необходимым условием формирования мышления ребёнка. Интеллектуальное развитие ребёнка не предопределено заранее: его можно ускорить, замедлить или даже остановить. Для гармоничного интеллектуального развития ребёнка ему необходимо обеспечить доступ к самым разнообразным знаниям, новостям, впечатлениям!
Именно в дошкольном возрасте маленькие «почемучки» очень любознательны. Они как маленькие губки впитывают все новые и новые знания. Очень важно не упустить момент для интеллектуального развития ребёнка. Научно доказано, что дети в первые пять лет жизни усваивают столько же информации, сколько за всю оставшуюся жизнь. Чем раньше позаботится об умственном развитии ребенка, тем легче ему будет потом получать новые знания. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к новой информации. Поэтому для интеллектуального развития дошкольников крайне важно правильно организовать процесс обучения, направить активность малышей в нужное русло.
Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы ненавязчиво «подобрать ключик» к каждому малышу, учитывая его таланты, способности и умения, а также возраст. Ребенок должен постигать новое постепенно и без принуждения. К тому же взрослые должны поощрять маленького человечка к самосовершенствованию и получению новых знаний и навыков. Только в таком случае, при соблюдении всех необходимых условий, интеллектуальное развитие детей будет организовано должным образом.
Что нужно сделать взрослому для интеллектуального развития ребёнка?
- поощряйте его активность;
- научите любить чтение;
- дать возможность проявлять свое творчество:
- подбирать игры от простого к сложному;
- ребенок должен получать удовольствие от занятий;
- чаще хвалите ребенка.
Таким образом, только давая ребенку возможность развиваться, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность.