Доклад на РМО педагогов обучающих детей с ОВЗ (умственной отсталостью)
по теме:
«Разработка и апробация модели мониторинга системы оценки достижений планируемых результатов освоения АООП для детей с ОВЗ (2 вариант)»
Слайд 1
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Слайд 2
Таким образом, Цель оценочной деятельности:
- Установление достижений возможных личностных, предметных результатов в развитии обучающегося, в освоении адаптированной программы (СИПР) по окончанию обучения.
- Определение динамики (или отсутствие таковой) в развитии по итогам учебного года, всего процесса обучения.
Слайд 3
Система оценки достижений осуществляется посредством мониторинга результатов реализации (АООП-адаптированная основная общеобразовательная программа) и направлен на:
диагностику уровня достижения обучающимся возможных планируемых предметных результатов;
диагностику уровня достижения сформированности базовых учебных действий;
диагностику уровня достижения обучающимся личностных результатов.
Слайд 4
Оценка динамики обучения включает в себя
Текущую аттестацию (оценивание возможных планируемых результатов по окончанию изучения темы или в конце четверти, полугодия).
Промежуточную (годовая) аттестацию (оценка результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций по итогам учебного года).
Итоговые результаты развития, обучения за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год.
Слайд 5
Индивидуальная программа развития включает в себя (Видите на слайде):
общие сведения о ребёнке; характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка; индивидуальный учебный план; содержание образования в условиях организации и семьи; организацию реализации потребности в уходе и присмотре; перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР; перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; средства мониторинга и оценки динамики обучения. Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.
Слайд 6
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из программ учебных предметов, коррекционных занятий и других программ.
Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (год).
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 10
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся 2 варианта направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
Слайд 11
Оценка производится по следующей балльной системе:
Слайд 12
Обучающийся оценивается на начало года, по итогам 1 и 2 полугодий
Слайд 13
Личностные результаты
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающегося.
Они могут включать:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям…» и т.д.
Слайд 14
Источники сбора информации
- со слов родителей, педагогов, других людей контактирующих с ребенком
- наблюдение
- предъявление индивидуализированных заданий
В случае затруднений в оценке сформированности действий, умений, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Система оценивания обеспечивает:
• охват всех планируемых результатов освоения АООП на уровне образовательной организации;
• учет специфических особенностей формирования планируемых результатов в каждой жизненной компетенции;
• объективность текущего оценивания обучающегося;
• индивидуальный характер оценивания;
• возможность оценки и контроля на каждом этапе обучения;
• построение индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
• принятие педагогических решений по результатам оценивания для каждого обучающегося.
Слайд 15
Итогом образования обучающихся с ТМНР(тяжелыми нарушениями) является нормализация его жизни, т.е. набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать жизненные задачи, использовать сформированные социальные навыки.