Доклад
«Роль предметов истории и обществознания в становлении личности учащихся»
Учитель истории и обществознания
Мирзапирова Г.З.
Переход российской школы на Федеральные государственные образовательные стандарты изменил цели обучения (от формирования системы знаний к формированию универсальных компетенций). Для реализации этой цели особую значимость приобретают общественнонаучные предметы «История» и «Обществознание». Новые требования, выдвинутые в рамках ФГОС, ставят перед образованием основную задачу – подготовка компетентного выпускника, способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. В связи с этим, к этим дисциплинам проявляется особый интерес со стороны государства и общества.
Ценность данных предметов неоспорима, так как они вооружают человека знанием исторического опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы, способствуют формированию собственной точки зрения в отношении событий прошлого и настоящего, активной гражданской позиции.
Поэтому особая роль отводится гуманитарным предметам школьного образования. Без гуманитарных ценностей невозможно построить стабильное государство. Предметы гуманитарного цикла чрезвычайно важны. Именно на них у учащихся формируется, развивается и укрепляется человеческое начало. Формирование нравственного отношения к себе, к окружающему миру – важнейшая задача, которую в силу своего личного и профессионального опыта решают учителя литературы, истории, культуры.
Задачи ,стоящие перед нами при изучении истории и обществознания:
формирование чувства ответственности за судьбу Родины;
воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;
привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;
формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям.
способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством, и передаваемым им духовными ценностями.
В России личность школьника, её ценностные ориентации должны стать основным ориентиром в формировании будущего гражданина.
Ценностные ориентации выражают то, что является для человека наиболее важным и обладает для него личностным смыслом. «Ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно
представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не предполагающее ее приоритетность, субъективную важность
относительно других ценностей, то есть не включенное в систему» .
Как отмечают психологи и педагоги, становление у школьников ценностных ориентаций, которые определяют направление и содержание деятельности и активности личности, критерии оценок и самооценок, начинается в подростковом возрасте. В младшем
школьном возрасте лишь выделяются личные ценности, происходит их эмоциональное освоение, закрепляющееся в практической деятельности и постепенно находящее
правильное мотивационное выражение. В старшем школьном возрасте стабилизируются основные психологические характеристики личности. При этом многообразие
общественных явлений приобретает систематизированный, обобщенный характер и отражается в сознании старшеклассника в виде понятий и ценностей. Именно в этот период ценностные ориентации оказывают существенное влияние на формирование социально ценных отношений старшеклассников, на выбор ими социально значимой деятельности после школы, на формирование их нравственной активности.
Развивающий аспект уроков истории и обществознания.
Как бы ни менялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, какие бы не свершались реформы и модернизации, урок остается вечной и главной формой обучения. Любой урок – и традиционный в том числе, имеет огромный потенциал для решения новых задач, стоящих перед образованием, но решаются они зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Я стремлюсь на своих уроках готовить ученика как субъекта своей жизни: активного, самостоятельного, умеющего творчески решать проблемы, понимающего ценность и смысл своих действий, ответственного за их последствия. Целью нашей педагогической деятельности является не только накопление «суммы знаний», а «развитие мыслительных способностей». Нужно применять такие методы, которые позволяют учащимся включаться в процесс урока, высказывать свое мнение, быть услышанными. Чтобы происходило развитие, надо приобщить детей к ориентировке, поиску и для этого одной из эффективных форм работы является организация проблемно- поисковых форм деятельности. Б. Д. Эльконин утверждал, что «деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в образовательном процессе. Без действенной формы включения ребенка в образовательный процесс все разговоры о партнерстве учителя и ученика в обучении остаются пустыми словами».
Мои уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока, которое сразу же мобилизует их внимание, затрагивает эмоциональную сферу ребенка, позволяет ему представить как он сможет, самореализоваться в этом конкретном уроке. Это может быть:
Ø рифмованное начало урока; Ø эпиграф к уроку;
Ø высказывание выдающихся людей; Ø пословица, поговорка;
Ø прием перепутанной логической цепочки; Ø учебная задача;
Ø проблемный вопрос или проблемная ситуация;
Ø вопросы, ответы на которые ребята должны найти сами.
Создание интриги может быть художественным, рациональным или игровым, но главное здесь – пробудить чувства. Важно, чтобы интрига прервалась на пике заинтересованности.
В образовательном процессе огромна роль игры. В моей практике игры разноплановые с учетом возраста детей, темы и содержания урока, эмоционального настроя и интеллектуальных особенностей ученического коллектива:
Ø игры-ситуации; Ø сюжетные;
Ø игры-драматизации;
Ø игры-имитации реальной деятельности; Ø игры-процессы;
Ø создание исторического или художественного образа; Ø репродуктивные;
Ø «мозговой штурм»;
Ø разминки: «Ассоциации», «Снежный ком» и др.
Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала, в котором знания даются в готовом виде, уроком «открытия» знаний, где учащиеся выступают в роли исследователей. Роль учителя заключается в том, что он лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний. Таким образом, постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а новые знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации урока активнее формирует мышление и речь учащихся, они радуются тому, что сами решают проблемы, о которых спорят ученые. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.
Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию происходит через углубление проблемного вопроса, через поиск разных граней его решения, через сопоставление
разных вариантов ответов. Разрешаются проблемные ситуации через дискуссию, научный спор, проблемную лекцию и исследовательскую работу с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления.
Уроки истории и обществознания обладают огромными возможностями влиять на становление личности. Уроки необходимо организовать таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в такой ситуации, когда они ставятся в такую позицию, где им нужно дать свою оценку деятельности исторических личностей, историческому событию. При этом ученик проводит как фактический анализ (выявляет объективные свойства исторических событий и процессов), так и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества и личности. В ходе занятий ставится цель выработать умение использовать при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей. Создавая на уроке ценностно-проблемные ситуации, ученик стоит перед выбором с помощью каких критериев дать оценку тому или иному историческому событию. При этом необходимо вызвать мотивацию. Так, прежде чем изучать эпоху Ивана IV или Петра I, нужно провести беседу Как вы относитесь к
исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, подвела эту страну к Смуте, или как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами. Опыт показывает, что обучающиеся по-разному отвечают на каждый из вопросов, при этом наблюдаешь, как у детей происходит формирование духовных ценностей. Очень важно давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем.
Чтобы предметы – история и обществознание выполняли свою роль средства становления ученика как личности, необходимо, чтобы ученик научился усваивать эти предметы с учетом возраста и индивидуальных способностей. А для этого надо создать условия, которые бы помогли ученику усваивать учебный материал.
Проведение уроков в нетрадиционной форме является весьма эффективным средством для становления личности ученика. Так. например, урок-имитация заседания Ученого совета 18 века , позволяет весьма эффективно решить
задачи личностного роста ученика, формирования его ценностных ориентиров,
личностных качеств. Учащиеся выполняют роли немецких ученых 18 века, выдающегося русского ученого М.В. Ломоносова, имитируют спор о норманнской теории
происхождения Русского государства. Многие ученики трудно воспринимают
норманнскую теорию. А если провести такой нетрадиционный урок, то уже эта тема не вызывает никаких затруднений.
Кроме этого, для уроков истории и обществознания актуальны такие нетрадиционные формы уроков как интеллектуальные турниры, политбои, уроки дискуссии, уроки – семинары, уроки - «общественный смотр знаний», уроки – путешествия и т.д.
Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий курсов истории, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных.
Формы внеурочной работы по предметам «история и «обществознание»
Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими
навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей
действительности
Несмотря на трудности, внеурочная работа по-прежнему доказывает свою жизненность, сохранив за собой право, быть составной частью обучения истории. Учителю,
приступившему к организации внеурочной работы по истории, требуется осознание ряда положений, реализация которых придаст данному виду деятельности большую динамичность и высокий качественный уровень.
Во первых,это соблюдение добровольных начал в организации работы. Добиться этого непросто, если учесть, что часть учащихся равнодушна к предмету, часть увлечена или вынуждена заниматься предпринимательством в послеурочное время и т. д. В таких
условиях педагог обязан при определении персональных заданий максимально учитывать
склонности, способности, реальные возможности каждого из подопечных, что может создать благоприятные условия для их реализации.
Во вторых, внеурочная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во- первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя
соответствующим принципам - историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя.
В третьих, значительная часть внеурочной работы должна носить коллективный характер.
По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических журналов, просмотр художественных, документальных видеофильмов, историческая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).
Все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В арсенале инновационных педагогических идей , особое место занимает исследовательская деятельность, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить не только в классе регулярно, так и во внеурочной деятельности.
В основе исследовательского метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Проблема организации исследовательской деятельности продиктована временем и изменениями в обществе, когда вырастает потребность в самостоятельных людях способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем, способных самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать свои действии, эффективно сотрудничать, быть открытым для новых контактов и связей. Раскрытие этих свойств личности школьника в полной мере происходит при осуществлении проектной и исследовательской деятельности. Ученическая исследовательская деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Какие же они, эти маленькие исследователи? Одной из главных их особенностей является наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит внимание «умудрённый опытом» взрослый человек.
«Обучая других, обучаешься сам…» – эта точная мысль пришла к нам из глубины веков. Поэтому «этап защиты проекта» пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения юного исследователя.
Данная форма развивает чувство сопричастности, патриотизма, способствует выявлению писательских и исследовательских способностей учащихся. Носит она и большую воспи- тательную и практическую нагрузку. Узнавание, к примеру, почему улица или поселок носит именно такое название, может вызвать гордость за проживание на такой улице, в
такой местности. История органов власти, предприятий и т. д. поможет многим учащимся профессионально определиться в после школьной жизни и т. д.
О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть «публичной». В ходе защиты ребёнок учится чётко излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы. В нашем опыте – организация исследовательской работы по классам в связи с юбилейными датами родного района, юбилея Великой Победы. И в конце недели, посвященной названным темам, учащиеся выступали с итогами исследовательской работы.
Главным условием работы современного учителя должно быть проявление
заинтересованности педагога в личностном росте ученика, формировании его ценностных ориентиров, личностных качеств. Итогом процесса обучения в рамках курсов истории и
обществознания является формирование всесторонне развитой, толерантной личности, с ярко выраженной гражданской позицией, умеющей анализировать происходящие в
современном мире социально - экономические и политические события и явления, опирающейся на опыт прошлых поколений и думающий о последствиях своей
деятельности в будущей истории человечества.
Основные направлениями и формами внеурочной работы по истории у нас являются: исторические вечера, лекции и беседы, экскурсии, викторины и конкурсы, олимпиады, конференции, неделя истории, работа в музее, написание рефератов и докладов, выполнение творческих заданий.
Названные формы требуют значительного разнообразия в их подготовке. К примеру, конференции предполагают исследование, статистическую работу, предварительные опросы определенных групп людей, анализ и выработку предложений практического
характера по завершении работы. Викторины и олимпиады требуют глубокой теоретичес- кой подготовки участников.
Для данных форм работы характерен высокий дух состязательности и т. д. Большую притягательную силу имеют школьные спектакли на исторические темы.
Данный вид внеурочной работы получил название «театротерапия». Участие в спектаклях повышает самооценку учащихся, раскрепощает их, вырабатывает навыки и умения в на- писании сценариев, исполнении ролей исторических героев, изготовлении
соответствующей одежды и декораций и т. д.
Патриотизм сегодня все более становится актуальным в связи с глобализацией, как защита национальных интересов, как открытие возможности для позитивной и конструктивной реализации традиционных ценностей в рамках полученной свободы. В условиях поиска духовных ориентиров патриотизм способен стать национальной идеей, которая превратится в материальную силу, если она будет освоена населением и для многих станет внутренним убеждением и установкой. Он может сплотить общество,
раскрыть многим людям смысл их жизнедеятельности, поднять наше понимание и ответственность за рамки корпоративности, социально-классовых и национально-
этнических различий. Благодаря целенаправленно организованному патриотическому воспитанию молодые люди:
Неоценимо значение методов и форм внеурочной работы в формировании патриотического воспитания учащихся. Воспитывать патриотизм необходимо, во-первых,
систематично, вo-вторых, независимо от сложностей, переживаемых Отечеством.
Особенно важно, чтобы под воздействием окружающей действительности у учащихся не сложилось губительное для России мнение: где лучше жить, там и родина.
Высокой формой идеала является пример великого человека. Идеализация не должна быть абсолютизирована. «Доведенный до абсурда пример великого человека становится холодным символом и начинает “работать наоборот”, то есть отвращать детей от своего примера, от своего сверхсовершенства». Недопустимы легковесность методической ситуации, частое обращение к этому примеру. Пример определяется как рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и / или жизненного факта, личности. Подражание образцам свойственно всем, взрослым тоже. Тут действует закон социальной психологии: люди в поведении ориентируются на референтное лицо, чье мнение имеет для них вес, определяет оценки и поведение».
Важнейшая цель исторического образования – обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.
С помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.
В процессе обучения истории и обществознанию у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания о процессе становления и развития мировой культуры, об исторически сложившихся культурно- национальных традициях и историческом пути Родины важны не только и не столько для формирования знаний о прошлом страны и мира, сколько для понимания происходящих в нем современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве, становлении личности школьника. Бесспорно , ключевую роль играет школа, а особенно уроки истории, обществознания, других гуманитарных предметов. При этом, необходимо учитывать, что любое знание записывается в том случае, если с ним связано какое-то переживание, иначе оно быстро забывается. Удивление от того, что ребенок сам сделал открытие, его радость и гордость, что все получилось – через все эти эмоции происходит усвоение информации. И очень важно, чтобы у ребенка сложилось ощущение, что это его собственное достижение. Учитель – это наставник, проводник в мир знаний и опыта, который ведет за собой, может увлечь, заинтересовать, вызвать желание решать разные задачи.