СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития УУД у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития УУД у младших школьников.»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Юшинская основная школа







Доклад: «Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития УУД у младших школьников»



Подготовила:

учитель начальных классов

Бондарева Светлана Ивановна








2020г.





Оглавление

I. Вводная часть

Современный урок в начальной школе…………………………………………………………3

II. Основная часть

Принципы построения современного урока…………………………………………………….4

Особенности современного урока…………………………………………………………….......5

Типология современных уроков……………………………………………………………….....6

Универсальные учебные действия……………………………………………………………….6

Нетрадиционные виды уроков…………………………………………………………………....7

Структура современного урока…………………………………………………………………..8

Современные технологии………………………………………………………………………….9


Из опыта работы:

Уроки окружающего мира……………………………………………………………………......10

Уроки русского языка………………………………………………………………………….....12

Уроки изобразительного искусства……………………………………………………………..14

III.Заключительная часть


Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий………………………………………………………………………………………… …15


IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные) и нормативные документы.














I.Вводная часть

Современный урок в начальной школе

«Урок – «клеточка» педагогического процесса.

В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны»

М.Н.Скаткин

(Слайд 2)

Об уроке написано и сказано много. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату, как для учеников, так и для учителя. Урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам человека, живущего сегодня. Помимо этого, если урок – современный, то он целенаправленно ведёт за собой развитие и обязательно закладывает основу для будущего.

Структура современного урока, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности обучающихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

II.Основная часть

Принципы построения современного урока

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих принципов:

Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

Продумать форму подведения итогов урока.

Продумать содержание, объем и форму домашнего задания. (Слайд 3)

Формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) возможно лишь в деятельности, которая проходит через следующие этапы:

1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.

2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.

3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль. (Слайд 4)

Именно так учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать.

Формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимания на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.

Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий.

 Каковы же особенности современного урока

Современные подходы к   уроку: личностно-ориентированный,   деятельностный, компетентностный (Слайд 5)

Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Три постулата заложены в основание новой технологии урока:

  1. «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».

Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

2«Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».

Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

3.     «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».(Слайд 6)

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.

Цель современного урока должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД

Виды УУД:

- личностные

-познавательные

-регулятивные

-коммуникативные (Слайд 7)

Личностные:

- обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.(Слайд 8-9)

Регулятивные,

- обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.  (Слайд 10 - 11)

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Слайд 12 - 13)

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя. (Слайд 14)

Типология современного урока

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  1. Урок первичного предъявления новых знаний или УУД

  2. Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями

  3. Урок применения предметных ЗУНов и УУД

  4. Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД

  5. Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД

  6. Контрольный урок

  7. Коррекционный урок

  8. Комбинированный урок. (Слайд 15)

Нетрадиционные виды уроков

1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»

2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»

3. Кино-, теле-, видеоуроки

4. Уроки самоопределения, уроки самореализации

5. Урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств

6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий, урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач и т.д.). (Слайд 16)

Этого требует системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта.

Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями. Он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Добиться этого можно только через специальную организацию учебно –воспитательного процесса:

- проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении;

- организация учебного сотрудничества;

- работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;

- проектно-исследовательская деятельность;

- использование интерактивных возможностей ИКТ; (Слайд 17)

Современные технологии: 
1. Информационно – коммуникационная технология;
2. Технология развития критического мышления;

3. Проектная технология;
4. Технология проблемного обучения; 
5. Игровые технологии;
6. Модульная технология;
7. Технология мастерских;
8.Кейс технология. (Слайд 18)



Проанализировав деятельность обучающихся на каждом этапе урока можно выделить те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации формируются у обучающихся:


Требования к уроку

Урок современного типа

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность обучающихся

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные (коррекции)

Оценивание обучающихся

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

(Слайд 19)

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у обучающихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть обучающиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.

Из опыта работы:

При изучении курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.)

Урок окружающего мира

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему?

Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.

В какой природной зоне обитают рыси? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.

Обсудите в паре пути решения экологических проблем

природной зоны степей.

(Слайд 20)

На уроке русского языка в большей степени формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Происходит формирование логических действий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил, моделирование.

С первых дней обучения грамоте дети учатся пользоваться учебными пособиями: находить страницу, тему, задание. Учатся читать и понимать схемы, таблицы и другие символы, представленные в учебной литературе. В 3 – 4 классах ученики обучаются поиску необходимой информации в дополнительных изданиях: энциклопедиях, справочниках, словарях, в электронных и цифровых ресурсах.

Тема урока может формулироваться по-разному. Например, в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают много различных мнений, чем больше их, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и активнее проходит работа. Выбрать верный результат может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как изменяются имена существительные?" построили план действий:

1. повторить знания об имени существительном;

2. определить, с какими частями речи сочетается;

3. изменить несколько имен существительных вместе с прилагательными;

4. определить закономерность изменений, сделать вывод.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и отыскать слова в "Толковом словаре". Например, тема урока " Понятие о глаголе". Далее, от значения слова определяем задачу урока. Можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Многоугольник".

Подводящий диалог

На этапе актуализации проводится беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

Собери слово

Прием основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово. Прием направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового.

Например, тема урока "Понятие о глаголе".

– Соберите слово из первых звуков слов: "Гореть, листать, аккуратный, говор, овёс, ловкий".

Если есть возможность и необходимость можно на предложенных словах повторить изученные части речи, провести решение логических задач.

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

Из ряда  слов  нужно выбрать только два, которые обозначают  главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть.

Примерные задания:

а) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

б) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).




Урок русского языка

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Даша выделила в словах одни окончания, Ира – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

Соотнесите предметы и звуковые модели слов.

В русском языке существует два слова – омонима ЛУК. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

(Слайд 21)

На уроках изобразительного искусства

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Какой цвет является твоим любимым и почему?

В какой последовательности будет выполнен портрет?

С помощью каких цветов получится наиболее выразительный осенний пейзаж?

Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

(Слайд 22)

Также главным стимулом для формирования мотивов учебной деятельности в системе развивающего обучения является вовлечение обучающегося в учебно-исследовательскую и собственно проектно-исследовательскую деятельность, создание учебных ситуаций, когда перед ребёнком возникает познавательная трудность, неожиданное задание или учебная ситуация. Этому же служит в целом разнообразие заданий и предлагаемых видов деятельности. Наиболее распространённые глаголы, употребляемые в заданиях: докажи, исследуй, сравни, составь, сделай вывод, объясни, ответь на один из вопросов (задание на выбор), составь задание, выполните взаимопроверку и многие другие. (Слайд 23)


  1. Заключительная часть


Проектирование урока с позиции формирования

универсальных учебных действий

Итак, что же дают универсальные учебные действия? Они:

- обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Используя рефлексию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи.

Рефлексия помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности.

«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» - пишет Надежда Егоровна Щуркова. (Слайд 24)

Главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования – желание учителя раскрыть способности каждого ребенка:

  • с первой учебной недели надо учить детей планировать и прогнозировать свою работу;

  • учить детей составлять план действий, перед тем, как начать что – то делать;

  • на каждом уроке нужно привлекать детей к открытию новых знаний. Вместе обсуждать, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни;

  • создавать проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определять цель урока;

  • учить младших школьников ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составлять совместный план действий;

  • вместе решать возникающие учебные проблемы, давать возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных;

  • организовывать формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд;

  • обучать детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем, должны обсуждать, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализировать учебные конфликты и находить совместно пути их решения;

  • для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем должны разрабатывать алгоритм оценивания задания;

  • не сравнивать детей между собой, а показывать достижения ребенка по сравнению с его вчерашними результатами;

  • на уроке уделять большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывать, объясняя, что все учатся на ошибках;

  • учить детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомить с разными источниками, используемыми для поиска информации;

  • важно научить детей делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом, используя проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности;

  • учитель должен помогать ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха;

  • учитель должен научить детей разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

IV. Информационные источники

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [под ред. А.Г. Асмолова]. –2-е изд. Просвещение-2010.-152 с.

  2. Планируемые результаты начального общего образования [под ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова]. – 2-е изд. – М. Просвещение. 2010 – 120 с. (Стандарт второго поколения)

  3. ФГОС начального общего образования – М. Просвещение. 2010 – 31 с. (Стандарты второго поколения)

  4. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2009. – 112 с.

  5. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока [Текст] / Н.Е. Щуркова. - Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 2007. - 114 с. (Слайд 25)