СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД «Создание развивающей образовательной сферы на занятиях по начальному техническому моделированию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Что такое образовательная сфера?  Что же такое образование? Есть шутливое определение: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забудется». Это то, что остается на всю жизнь, что составляет качество жизни и ее восприятие. Педагогический процесс всегда процесс развития (внутренний процесс изменений) и образовательный (создание условий для этого). Обучение выходит на процесс формирования целостной личности, ее способностей и потребностей думать, действовать и общаться.  Иначе говоря, обучение – процесс овладения содержанием образования, а воспитание – овладение смыслом, зачем все это нужно?    

         Обычно термином «дополнительное образование детей» характеризуют сферу неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает добровольно сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями в свободное время. Здесь одновременно происходит его обучение, воспитание и развитие.

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД «Создание развивающей образовательной сферы на занятиях по начальному техническому моделированию»»


ДОКЛАД

«Создание развивающей образовательной сферы

на занятиях по начальному техническому моделированию»































Что такое образовательная сфера? Что же такое образование? Есть шутливое определение: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забудется». Это то, что остается на всю жизнь, что составляет качество жизни и ее восприятие. Педагогический процесс всегда процесс развития (внутренний процесс изменений) и образовательный (создание условий для этого). Обучение выходит на процесс формирования целостной личности, ее способностей и потребностей думать, действовать и общаться. Иначе говоря, обучение – процесс овладения содержанием образования, а воспитание – овладение смыслом, зачем все это нужно?

Обычно термином «дополнительное образование детей» характеризуют сферу неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает добровольно сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями в свободное время. Здесь одновременно происходит его обучение, воспитание и развитие.

Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей). Сегодня образованность человека определяется его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

Дополнительное образование является самостоятельной образовательной сферой, которая дополняет, т. е. делает полным, доводит до полного, образование личности, ставя перед собой цели удовлетворения персонифицированного (личностно-ориентированного) развития. Оно является зоной наибольшего благоприятствования для развития личности, ее задатков и способностей.

Главное – чтобы предмет обучения соответствовал реальным потребностям детей, а также, чтобы нашелся специалист-профессионал, не только хорошо знающий свое дело, но и способный глубоко заинтересовать и увлечь детей, решая проблему занятости детей, направленное на:

- удовлетворение разнообразных потребностей и интересов детей в познании и общении;

- создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности;

- развитие детской индивидуальности

Занятия в творческих коллективах по интересам формируют у детей готовность и привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений. Основной формой является объединение по интересам, учащиеся занимаются в них по собственной инициативе, а не по принуждению. Также проявляют больше самостоятельности в извлечении знаний и использовании их на практике, тем самым создают благоприятные условия для творчества, поиска, и, следовательно, придают процессу воспитывающий и развивающий характер.

Основной формой организации образовательного процесса является занятия. Занятие – это способ, путь к достижению цели и решению задач. Как основная форма, занятие подчиняется всем закономерностям образовательного процесса, в нем взаимодействуют все компоненты: общие педагогические и воспитательные цели, дидактические задачи, содержание, методы, средства обучения. При этом занятие невозможно без творчества, как со стороны педагога, так и со стороны ребенка.

Для детей – это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств.

Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей. Превратить учебное занятие в живое, заинтересованное решение проблемы педагогу помогает:

- подача учебного материала на высоком уровне, организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе;

- четкое, структурное, поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической технологии;

- установка на осмысление и практическое приложение получаемых знаний, а не натаскивание на запоминание учебной информации;

- обязательная организация обратной связи желательно в творческой форме;

- создание оптимальных условий для развития творческого потенциала детей, а также реализация индивидуального подхода.

Для формирования творческой саморазвивающейся личности на занятиях начального технического моделирования я использую современные, инновационные подходы, технологии, методы и формы организации учебно – воспитательного процесса.

Учебно-воспитательный процесс на занятиях начального технического моделирования строю таким образом, чтобы жизнь на занятиях стала подлинной для каждого участника процесса. Для решения данной проблемы использую компетентностный, личностно - ориентированный и системно - деятельностный подходы. Принципиальным отличием использования данных подходов является то, что процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

На занятиях начального технического моделирования использую технологии проблемного и проектно-исследовательского обучения, интегрированное обучение, метод частично - поисковый, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их в системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что учащихся анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

Развитие творческих способностей заключается именно в том, чтобы раскрыть суть моделирования, его принципы и закономерности. Для этого вначале объясняю ход создания моделей: вначале надо наметить объект моделирования. Далее определить вид модели: контурная, стилизованная, модель-копия, объемная или плоская. После этого определить нужный масштаб, наметить основные части, детали, выполнить эскиз, на основе которого создать рабочий чертеж. Затем полученные размеры перенести на обрабатываемый материал. Заключительный этап моделирования – отделка изделия и испытание его в действии.

На первых порах обучения дети работают по готовым эскизам и чертежам с использованием преимущественно репродуктивных, воспроизводящих методов. Частично применяются методы, способствующие умственному развитию учащихся, т.е. проблемные, исследовательские и др.

Начальное техническое моделирование – это первые шаги в самостоятельной творческой технической деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов; это познавательный процесс формирования начальных политехнических знаний и умений. На занятиях начального технического моделирования дети учатся наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать, предполагать форму и устройство (конструкцию) изделия. Они учатся доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции. Дети получают возможность свободно планировать и проектировать, преобразовывать свое предположение в различных мысленных, графических и практических вариантах.

Готовить учащихся к конструкторско – технологической деятельности – это значит обеспечить детям возможность систематически упражняться в мышлении. То есть учить детей оперировать имеющими знаниями, применять их на практике, переносить в другую ситуацию и одновременно знакомить детей с наиболее распространенными орудиями труда, с простейшей конструкторско – технологической документацией: техническим рисунком, чертежом, описанием и т.д..

Пути решения творческих задач учащийся должен искать не только с помощью имеющихся знаний и умений, важно также научить детей определять, каких знаний и умений у них недостает для данного решения. И обязательно всесторонне продумывать, как и какими способами дополнить недостающие знания и умения на занятиях.

Вовлекая детей в практическую деятельность по начальному техническому моделированию, я приучаю их трудиться. Очень часто работа на занятиях для детей становится их первым участием в общественно значимой и познавательной деятельности. А поделки, которые они сделали своими руками, даже если она не совсем совершенна, приносит им большое удовольствие. Если же выполненная работа становится полезной и вызывает одобрение окружающих, то и у детей появляется и крепнет чувство радости и гордости за свой труд. Тогда дети полны желания творить добро. Вместе с тем формируется характер, вырабатывается воля, настойчивость и упорство к преодолению трудностей и достижению цели – рождается здоровый азарт труда. Ребенку бесконечно хочется удивлять и убеждать людей в том, что его труд может быть полезным, он делает дело, он - личность, его вдохновляет самоутверждение. Через труд ребенок открывает в себе лучшие качества.

На занятиях начального технического моделирования использую:

- индивидуальную, групповую и фронтальную формы организации деятельности учащихся;

- основными видами деятельности на занятия начального технического моделирования являются игра, учение, труд, общение;

- при обучении использую основные методы организации и осуществления учебно – познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно – поисковые.

- методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.

В чем заключается сущность процесса конструирования?

Это такой вид творческой деятельности, когда вначале в голове должен возникнуть образ будущего, еще не существующего сооружения после чего его воплощают в реальность, создавая объект из подходящих материалов.

Процесс технического моделирования можно расчленить на несколько этапов:

1. Определение объекта моделирования;

2. Подготовка рабочих чертежей;

3. Составление плана работы, подбор материала;

4. Исполнение намеченного плана;

Техническое конструирование – создание различных технических объектов, в процессе которого мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты.

Конструирование – сложный, многогранный, творческий процесс. Об этом необходимо помнить постоянно. Здесь нет мелочей, начиная с постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей учащихся. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в ее конструкцию что-то новое. Пусть ребята фантазируют, ощутят радость познания, радость труда.

Условно конструирование можно разделить на несколько этапов:

  1. Выяснение технической задачи, постановка которой требует создания образа будущего изделия.

  2. Определение путей решения технической задачи.

  3. Исполнение намеченного плана. Здесь учащиеся самостоятельно подбирают необходимые материалы, инструменты и выполняют практическую работу по подготовленной документации- чертежу, эскизу, техническому рисунку, т.е. воплощают в реальность мысленный образ, возникший в начале работы.

Функцией руководителя во время творческой работы детей является косвенное и перспективное управление деятельностью ребят, также слежение за выполнением правил техники безопасности. Причем помощь ребятам оказываю исключительно по их просьбе и только при невозможности качественного оказания помощи другими ребятами. Это позволяет учащимся самостоятельно обогатиться новыми знаниями, сформировать способы деятельности, предоставляет им возможность самореализации, т. е. способствует саморазвитию.

Роль технического моделирования для всестороннего развития учащихся велика. В процессе занятий начальным техническим моделированием учащиеся получают знания об окружающей действительности: машинах, технике, рабочих профессиях, отрабатывают трудовые умения и навыки, расширяют политехнический кругозор.

Итак, начальное техническое моделирование – это один из видов технического творчества, который помогает проводить досуг с пользой для себя и окружающих, овладевать трудовыми и профессиональными навыками, способствует развитию фантазии, технического мышления, всестороннему и гармоничному развитию учащихся, в результате которого происходит нравственное, физическое и интеллектуальное совершенствование личности ребенка.


Список литературы:

Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. – Москва, Издательство «Национальное образование», 2012.

  1. Никулин С.К. Системный подход в развитии научно – технического творчества учащихся в учреждениях дополнительного образования России. – М.: Изд-во «Глобус», 2005.









.