СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Создание условий для повышения профессионально-педагогической компетенции как одного из основных компонентов устойчивого самосознания участников образовательного процесса ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот доклад был представлен на республиканских педагогических чтениях.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Создание условий для повышения профессионально-педагогической компетенции как одного из основных компонентов устойчивого самосознания участников образовательного процесса ДОУ"»

Шокорова Светлана Петровна,

заведующая МБДОУ

«Детский сад № 7 «Теремок»

г. Майкоп Республика Адыгея

Создание условий для повышения профессионально-педагогической компетенции как одного из основных компонентов устойчивого самосознания участников образовательного процесса ДОУ

Человека нельзя ничему научить, можно лишь помочь ему обнаружить что-то внутри себя.

Г. Галилей

Обучение – это процесс, продолжающийся всю жизнь.

Во все времена настоящие педагоги, те, которые являются педагогами не только по образованию, но, прежде всего, по призванию, стремились к переменам и порождали их, принимали самостоятельные решения и несли за них ответственность.

В целом, взрослые, как и дети, активно познают неизвестное. Каким бы ни был их индивидуальный стиль познания, обучение взрослых более эффективно в том случае, когда оно:

- отвечает их текущим нуждам и глубоко мотивировано;

- связано с их прошлым и настоящим опытом;

- участники активно вовлечены в процесс обучения и сами управляют этим процессом;

- создана атмосфера взаимного уважения;

- есть возможность сразу применить полученные знания в реальной жизни и добиться успеха.

Одним из важнейших условий эффективности профессиональной деятельности, способствующей благоприятному эмоциональному состоянию, является достаточный уровень развития профессионального самосознания.

Самосознание педагогов включает систему представлений о сущности педагогической профессии и требованиях, предъявляемых к личности педагога, систему представлений о своем профессиональном «я».

Личностный компонент самосознания педагога обеспечивает его саморазвитие, потребность личности в самореализации, в раскрытии своих возможностей. Самореализация личностных возможностей, раскрытие внутреннего потенциала педагога – условие его успешной творческой деятельности в образовании.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.)

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Говоря сегодня о создании условий для развития самосознания педагогов, мы не можем не говорить о сознании и самосознании родителей как активных участников образовательного процесса в ДОУ.

Планируя работу по повышению педагогической компетенции родителей, следует иметь в виду целую систему определенных убеждений и установок:

- осознание себя, как первых педагогов своих детей;

- повышение уровня общей культуры;

- приобретение знаний, обеспечивающих формирование представлений о развитии детей дошкольного возраста;

- установок на позитивное принятие процесса воспитания и обучения в детском саду.

Развитие самосознания родителей является основным содержанием процесса повышения их педагогической компетенции и осуществляется через:

- включенность в совместную коллективную работу, в систему связей и отношений, существующих в рамках детского сада;

- развитие своих личностных целей, смыслов, принципов;

- переход в режим саморазвития, как «способности к росту» (по Юнгу).

В настоящее время мы отмечаем существенные противоречия между потребностью образовательных учреждений в педагогически грамотных и творчески мыслящих родителях и неразработанностью организационно-педагогических условий повышения их квалификации в области образования.

Над решением проблемы повышения педагогической компетенции родителей наших воспитанников коллектив нашего детского сада работает на протяжении нескольких лет. Повышение компетенции педагогов и родителей – комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление всех участников образовательного процесса с технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а также с различными нетрадиционными подходами и инновационными разработками в области образования.

Сегодня необходимы качественно новые подходы к организации методической работы в ДОУ по повышению уровня педагогической компетенции педагогов и родителей. Прежде всего, следует говорить о создании условий для повышения активности участников образовательного процесса, для пробуждения и поощрения их творческих поисков.

В нашем ДОУ практикуются различные формы работы с педагогами и родителями, способствующие повышению их компетенции. Совместные открытые педагогические советы – коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности ДОУ. Непременным его компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов и родителей.

На педагогических советах мы на равных ведем разговор о самых насущных проблемах в воспитании и обучении наших детей, затрагиваем важнейшие и актуальные для нас темы такие как «Социализация детей дошкольного возраста», «Использование инновационных разработок по вопросам здоровьесбережения детей дошкольного возраста», «Создание условий по формированию морально-этических качеств у дошкольников» и др.

Обучающие семинары – являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения педагогической компетенции педагогов и родителей. На них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием обучающих семинаров должно быть посильное участие в нем всего коллектива педагогов и родителей.

На обучающих семинарах мы говорим на темы: «Этика профессионально-делового общения», «Синдром профессионального выгорания – что это?», учимся владеть собой в конфликтных ситуациях, выстраивать свой индивидуальный профессиональный маршрут.

Консультации (индивидуальные и групповые) – напрямую связаны с познавательными интересами педагогов, родителей и планируются с учетом запросов на определенные темы и исследования. Предварительная подготовка к консультации включает в себя анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, а также изучение информационного материала о наших детях и их семьях.

Так, например, психологической службой детского сада проведен ряд консультаций на тему: «Проблемный ребенок», где рассматривались особенности развития детей медлительных и гиперактивных, застенчивых и агрессивных, леворуких, мальчиков и девочек и др.

Открытые просмотры различных мероприятий – позволяют всем увидеть, как работают все специалисты детского сада, использовать их позитивный опыт, осознать недочеты, скорректировать дальнейшую работу.

В нашем ДОУ стало доброй традицией проведение недели открытых дверей ко дню рождения детского сада и отчетных мероприятий специалистов. Кроме того, и педагоги, и родители учатся анализировать особенности воспитательно-образовательного процесса в целом, а также непосредственно образовательную деятельность, в частности.

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.
Воспитатель 21 века – это:

- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; 
-Умеющий организовать рефлексивную деятельность; 
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.