Тема: «Воспитание исторической памяти через подвиги святых и героев Отечества».
Автор: Кузьмина Ольга Владимировна, педагог-психолог, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 2.
Воспитание исторической памяти через подвиги святых и героев Отечества.
В настоящее время все традиции нашего народа постепенно забываются.
Сила страны, нации, народа состоит в ее истории. Этот факт известен всем испокон веков, именно поэтому многие завоеватели уничтожали историю покоренного государства как было, например, с Американскими индейцами.
Не мало фактов, что и нашу историю пытались уничтожить, и по сей день стараются унизить нашу страну в глазах всего мира. Дети смотрят разные ролики, где нас высмеивают, показывают насколько страшный и ужасный русский народ. В их глазах, у нас по улицам ходят медведи, которые играют на балалайке, русские пьют водку, а из игрушек только матрешки, а наш президент ездит только не медведях. Зомбируют на то, что мы ничтожество. Мы понимаем, что это игра политиков, но от этой игры страдают наши дети. Дети знают больше фактов из истории других государств, народов, однако историю своей страны не знают. Наша история незаслуженно забыта, а у нас богатейшая, сильная и могучая история.
Основная проблема современности в том, что надо взрастить достойных людей. А для этого надо гармонично развивать в нем все многообразие знаний и навыков, которые формируем в процессе обучения. Немаловажное место в этом должно уделяться духовно-нравственному воспитанию, так как оно является одной из частей патриотического воспитания. Понимание о том, в каком сильном государстве мы живем, может прийти через знакомство с героями нашей великой страны, или через изучение жизненного пути святых, которые так же совершали подвиги ценой своей жизни ради Руси.
Как в своей деятельности я выстраиваю эту работу?
Я обращаюсь к героям сказок, былин, героям земли русской. Иногда этого мало, и я прибегаю к героям нашего времени. Каждый год награждаются люди, которые совершили подвиги. Подвиги бывают разные, и героями являются не только взрослые, но и дети.
О таких героях я рассказываю на уроках. Детям нравится слушать о своих сверстниках, о ребятах, которые живут рядом с нами. И подвиги совершаются не в прошлом, а в современной нашей жизни.
Один минус того, что урок ограничен 45 минутами. А рассказать хочется очень многое детям.
Например, на уроках обществознания в 7 классе есть блок тем «Регулирование поведения людей в обществе» в этом блоке с детьми разбираем особенности закона, права и обязанности, для чего нужны законы, ответственность и наказание за совершенные дела. И в этом блоке хорошо показывать две стороны медали: плохие и хорошие.
Нужно рассказать с какого возраста наступает ответственность за разного рода нарушения, и продолжить, что есть же люди, которые становятся героями. Например, дети из неблагополучных семей, дети, оставшиеся без родителей по статистике, совершают больше противоправных действий, но есть же и дети, которые, рискуя собой, спасают людей.
Например, 13-летняя Юля Король, круглая сирота, все богатство которой состоит в бабушке и брате. Она после крушения каноэ несмотря на отсутствие спасательного жилета смогла выплыть... Трагедия произошла 19 июня 2016 года на Сямозере.
С трудом встала и пошла за помощью. Четыре часа шла до ближайшей деревни, один раз упала в реку и вновь плыла. Попросила помощи у местных жителей, которые стали звонить в МЧС и побежали к берегу спасать детей...
Она приняла участие в спасательной операции и лично доставала из воды детей, в том числе уже мертвых. Инструктор пытался спасти детей, но сам чуть не утонул, а она спасла и инструктора. Ей 13 лет.
Юлю наградили ведомственной медалью "За спасение погибающих на водах".
И таких примеров очень много.
На уроках истории привести пример самого молодого Героя Советского Союза Валю Котик (Валентин Александрович Котик).
«Юный партизан-разведчик, - на момент совершения подвига ему было 14 лет. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.
К началу войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней войны начал бороться с немецкими оккупантами. За время военных действий принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. Дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Также внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада.
29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу; благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу.
В бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка. В 1958 году Валентину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.»
Есть герои и в современной жизни.
Данил Садыков 12-тилетний подросток, житель города Набережные Челны, погиб, спасая 9-тилетнего школьника. Трагедия произошла 5 мая 2012 года на бульваре Энтузиастов. Примерно в два часа дня 9-тилетний Андрей Чурбанов решил достать пластиковую бутылку, упавшую в фонтан. Неожиданно его ударило током, мальчик потерял сознание и упал в воду.
Данил Садыков вытащил пострадавшего на бортик, но сам получил сильнейший удар током. Он умер до приезда скорой помощи.
Благодаря самоотверженному поступку одного ребёнка, другой ребёнок остался жив.
Данил Садыков награждён Орденом Мужества. Посмертно. За проявленное мужество и самоотверженность при спасении человека в экстремальных условиях. Награду вручал председатель Следственного Комитета РФ. Вместо сына ее получил отец мальчика – Айдар Садыков.
Кирилл Дайнеко и Сергей Скрипник
В Челябинской области два друга 12 лет проявили настоящее мужество, спасая своих учителей от разрушений, вызванных падением челябинского метеорита.
Кирилл Дайнеко и Сергей Скрипник услышали, как их учительница Наталья Ивановна зовет на помощь из столовой, не в силах выбить массивные двери. Ребята кинулись спасать педагога. Сначала они забежали в дежурную комнату, схватили подвернувшийся под руку арматурный прут и выбили им окно в столовую. Потом, через оконный проем перенесли раненую осколками стекла учительницу на улицу. После этого школьники обнаружили, что помощь нужна еще одной женщине — работнице кухни, которую завалила рухнувшая от удара взрывной волны утварь. Оперативно разобрав завал, мальчишки позвали на помощь взрослых.
Для духовно-нравственно воспитания нужно обратиться к святым земли русской, ведь у нас много святых, которых после смерти причислили к лику святых за заслуги перед Русью. Например, Александр Пересвет. Но и по сей день есть герои, святые новомученики земли Российской, но про этих святых мы не все знаем. Например, Евгений Родионов. Про него дети фактически ничего не знают, редко, когда дети видели икону или слышали о нем. А ведь его подвиг не просто перед родиной, а перед своей верой. Сейчас, по прошествии 20 лет, Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров отмечает: «Мое мнение о гибели солдата Родионова, которого убили бандиты, требуя изменить своей вере, — это геройский поступок одного человека и подлая мерзость тех, кто его убил».
Чеченские головорезы убили Евгения 23 мая 1996 года - в праздник Вознесения Господня, в чеченском селении Бамут. В день смерти у Евгения был День рождения — ему как раз исполнилось 19 лет. Мать немного не успела — тогда она была в каких-то семи километрах от места казни. И российскими войсками Бамут был взят — на следующий день. Убийцей Евгения Родионова оказался Руслан Хайхороев. «В конце концов он сам в этом признался - это признание буквально выпытала у него мать, в присутствии иностранного представителя ОБСЕ Ленарда:» У сына был выбор, чтобы остаться в живых», - сказал Хайхороев. - Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался..."
Его мама Любовь Васильевна перевезла сына домой 20 ноября 1996 года. Похоронила. ... По возвращении Любови Васильевны домой, на 5-й день после похорон, скончался отец Евгения, не отходивший от могилы сына, - у него не выдержало сердце. А сам Евгений в ту же ночь, после панихиды, приснился матери. По ее словам, уже "радостный и сияющий".
В это самое время в самых разных частях России стали совершаться невероятные вещи. По многим церквям пошли рассказы о неком "Божественном воине в огненном плаще", помогающем в Чечне пленным солдатам нарыть стези к свободе, показывающем им мины и растяжки... О нем говорили в Комитете солдатских матерей в мае 1999-го: "Есть этакий Святой боец Евгений - мученик. Он, говорят, в плену ребятам помогает. Мы на него, на его молитвы перед Господом весьма надеемся".
В госпитале Бурденко раненые военные утверждали, что знают некого солдата Евгения, тот, что им помогает, "в особенности, когда подступают боли"... Многие клянутся, что видели его на иконе, когда были на экскурсии в храме Христа Спасителя. Мало того, "воина в красной плащ-палатке" знают и сидельцы. "Он помогает самым слабым, поднимает сломленных..."
В 1997 году по заказу храма Святителя Николая, что в Пыжах, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была издана книжка "Новый мученик за Христа боец Евгений". И сию минуту от священника Вадима Шкляренко из Днепропетровска пришел рапорт о том, что "фотография на обложке книги МИРОТОЧИТ... Миро светлого цвета, с легким запахом хвои".
В мае 2011 года Евгений включён как "новомученик Евгений Воин" в воинскую панихиду, рекомендованную православным капелланам армии Соединенных Штатов для совершения поминовения погибших воинов в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи и Димитриевскую субботу.
27 апреля 2016 в Москве на очередном заседании круглого стола Изборского клуба, объединяющего экспертов, аналитиков, публицистов, политиков патриотического толка, было подписано обращение к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой запустить процесс подготовки канонизации (прославления в лике святых) воина Евгения Родионова.23 мая 2016 года исполняется ровно 20 лет со дня подвига воина Евгения. Как сказано в обращении, фигура воина-мученика Евгения Родионова является образцом героизма и подвижничества, мученичества за Веру и Отечество, столь необходимого нашему народу, в первую очередь, молодому поколению. Участники круглого стола также призвали называть именем воина Евгения улицы и площади российских городов. Было отмечено, что нынешняя патриотическая власть Чеченской Республики — субъекта Российской Федерации, с огромным уважением относится к подвигу Евгения Родионова. Среди подписантов нынешнего обращения — видные священнослужители, советник Президента России Сергей Глазьев, депутат Госдумы Евгений Фёдоров, Президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, а также мэры городов Красногорска и Кузнецка, где родился и учился Евгений Родионов.
Подвиг Евгения показывает, что даже перед угрозой смерти надо оставаться верным своим истокам, своей вере. В современном мире это очень актуально, так как масса разных вербовщиков, которые затягивают подростков в секты, банд формирования и др. Это пример еще раз доказывает, что только через гармоничное развитие личности можем воспитать достойных людей, верных своим корням.
После таких рассказов я всегда подвожу итог, что в жизни всегда есть место подвигу. Даже в мирное время, вокруг нас находятся люди, и им, возможно, нужна наша помощь. Всегда повторяю, что в наше мирное время можно совершать подвиги, но надо оценивать ситуацию и попросту не рисковать своей жизни, но, если вы не пройдете мимо упавшего человека, это будет ваш маленький подвиг.
Меня всегда радует тот факт, что не все забыли свои корни и подвиги святых. В нашей стране по сей день реставрируются старые, разрушенные церкви, строятся новые церкви. Люди не престают верить в Бога, посещают церкви, храмы, не забывают про большие святые праздники такие, как: Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Татьянин День, Благовещение Пресвятой Богородицы, Светлое Воскресение Христово, День Святой Троицы, Рождество Ивана Предтечи, День святых Петра и Февроньи, Покров Пресвятой.
Очень отрадно, что дети после таких бесед, уроков подходят и рассказывают про других героев, о которых слышали. А еще радует душу, когда ребята, рассказывая, как провели выходные не для хвастовства говорят, что помогли пожилой женщине на пешеходном переходе подняться, а ведь было холодно и очень скользко.
На самом деле, процесс воспитания исторической памяти очень долгий и тернистый. Если педагог в душе настоящий патриот своей Отчизны, он сможет заинтересовать ребят и поведет их за собой, сможет увлечь их в это удивительное и увлекательное путешествие по страницам нашей великой истории.
Поэтому, на мой взгляд, для того, чтобы воспитать достойных людей, мы, педагоги, должны любить и знать свою историю искренне, всем сердцем. Зажигать глаза детей может только педагог, у которого горят глаза и теплое сердце. Уметь передавать детям свою любовь и знания нашей истории.
Наша работа откликается в сердцах детей и посеянные зерна милосердия и сострадания дадут свои плоды. И в наших силах вырастить достойных людей.
Ссылки на используемые источники:
1. Святые новомученики земли Российской. Евгений Родионов -
https://pedtehno.ru/content/svyatye-novomucheniki-zemli-rossiyskoy-evgeniy-rodionov 2. Материал из Википедии Родионов, Евгений Александрович - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
3. Молодые и отважные: Дети-герои нашего времени и их подвиги-
http://www.imperiyanews.ru/details/e33b33cf-6b0c-44ea-96e9-2bddc2ea7cc5 4. Самый молодой Герой Советского Союза - Валя Котик- http://www.bibliotechnaya-tusovka.ru/glavnaya/k-uroku/den-geroev-otechestva.html