МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ имени Шелковникова К.М.»
Методическое объединение специалистов дошкольного образования: воспитателя, логопеда, педагога-психолога.
Заседание № 2 от 13.10.2023
Цель : Повышение квалификации, профессионального и педагогического мастерства.
Задачи:
Совершенствовать свою профессиональную деятельность. Обновлять знания, осваивать новые технологии и интегрированные подходы в воспитании и обучении детей.
Практическое овладение новыми коррекционными технологиями. Обмен опытом работы со специалистами, имеющих отношение к коррекции речевых проблем детей.
Дальнейшее апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании и обучении детей с речевыми нарушениями
Повестка дня:
Обсуждение диагностики детей, поступивших в сентябре 2023 года в дошкольную группу школы.
Обсуждение новинок дошкольной литературы.
Демонстрация и обсуждение новых пособий, сделанных своими руками.
Обмен информацией по пройденным курсам повышения квалификации.
Доклад учителя-логопеда Ялаудиновой Ю.А. «Использование интеллект- карт в логопедической работе с детьми»
Присутствовали:
Воспитатель дошкольной группы Тюрикова Лариса Викторовна
Учитель-логопед Ялаудинова Юлия Анатольевна
Педагог-психолог Иванова Анастасия Валерьевна
Место проведения: здание подготовительных классов
Ход заседения:
По первому вопросу педагог- психолог Иванова А.В. и учитель-логопед Ялаудинова Ю.А. представили аналитическую справку по итогам входящей диагностики. Прошло обсуждение новинок дошкольной литературы.
Представлены пособия сделанные своими руками «Логопедический биатлон», «Лепбук» и др.
Состоялся обмен мнениями по пройденным курсам повышения квалификации.
Заслушан доклад, представленный Ялаудиновой Ю.А. «Использование интеллект- карт в логопедической работе с детьми».
С внедрением ФГОС в образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту детей, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы стал для меня метод интеллект – карт.
Интеллект - карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
Из истории возникновения интеллект - карты.
Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» — «карты». В итоге получаются «карты ума», так же их еще называют «ментальные карты», «карты памяти», но чаще всего используется термин «интеллект-карты». В работе с дошкольниками метод интеллект-карт предложен кандидатом педагогических наук Акименко Валентиной Михайловной, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи.
Возможности использования интеллект - карт в работе.
Особенность использования данного метода заключается в том, что при составлении интеллект-карты в процессе усвоения информации задействованы оба полушария. Результативность применения метода интеллект-карт достигается:
наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
В работе с детьми дошкольного возраста интеллект-карты используются по трем направлениям:
Первое направление
Сбор материала о предмете или объекте.
Создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы.
Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление
Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Третье направление
Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Интеллект-карта помогает детям запоминать информацию, выражать эмоции и мысли по теме, воображать, искать ассоциации, рассказывать, пересказывать, рассуждать и общаться.
Предложено в будущем интеллект –карты использовать в проектной деятельности.
На своих занятиях с эффективным методом интеллект- карт может работать и психолог, логопед и воспитатель.