СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Взаимодействие педагога и ребенка как условие реализации личностно-ориентированного развития ученика начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

Взаимодействие педагога и ребенка как условие реализации личностно-ориентированного развития ученика начальной школы.

          Личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком, принцип которой  - «не рядом и не над, а вместе», стала альтернативной относительно учебно-дисциплинарной модели общения.

Просмотр содержимого документа
«Доклад Взаимодействие педагога и ребенка как условие реализации личностно-ориентированного развития ученика начальной школы.»

Взаимодействие педагога и ребенка как условие реализации личностно-ориентированного развития ученика начальной школы.

Личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком, принцип которой - «не рядом и не над, а вместе», стала альтернативной относительно учебно-дисциплинарной модели общения.

Характерные черты личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком: цель, способы, тактика общения и личностная позиция педагога.

Цель общения: обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начала личности; развивать его индивидуальность.

Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к децентрации (умения становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения с ребенком.

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития; взгляд на ребенка как на полноценного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Педагогу, выбирающему личностно ориентированную модель взаимодействия с ребенком, важно учитывать следующие положения:

1. Наилучший контакт с ребенком устанавливается, когда партнеры занимают равные позиции в психологическом плане, то есть ни один не считает себя более значимым, важным, умным, чем другой.

2. Дистанция общения должна обеспечивать для его участников контакт, не противоречащий личной свободе; контакт должен быть не только у каждого ребенка с педагогом, но и у всех детей друг с другом.

3. Взрослый и ребенок должны находиться в общем «пространстве» общения, когда им хочется быть вместе, в одном «пространстве».

Для гуманизации взаимоотношений от взрослого требуется взгляд на происходящее не со стороны, а как бы глазами ребенка, умение поставить себя на его место и учесть его точку зрения. У педагога появляется потребность введения в процесс воспитания такого элемента, как «всматривание», «вчувствование» в настроение и поведение детей, понимания позиции каждого ребенка по отношению к другому.

Учебная деятельность (как и любая другая), связана с преодолением трудностей. Поэтому важным аспектом готовности ребенка к обучению является его готовность к преодолению трудностей, то есть, волевая готовность. Ее нужно формировать, создавая ближайшие мотивы поведения ребенка, в том числе и нравственные, а так же в совместной деятельности с ним. Мотивируя ребенка на ту или иную деятельность, нужно знать его потребности и опираться на них при организации деятельности, а также создавать новые мотивы поведения и деятельности («Ты скоро будешь школьником, а школьнику стыдно опаздывать»).

Опираясь на труды К.Д. Ушинского, Л.В.Занкова , Ш.А. Амонашвили пишет, что общее развитие подразумевает развитие как познавательных процессов, так и качеств личности (мотивации, чувств, воли). Развитие, как и становление личности, происходит в процессе «познавательной, созидательной, преобразующей, нравственно-этической деятельности», которая осуществляется в различных формах общения ребенка. Развитие предполагает преодоление трудностей. «Педагогический процесс - это сотрудничество педагога с ребенком, когда учитель помогает ученику преодолению трудностей».

Педагогический процесс должен доставлять ребенку радость жизни. Ребенок ее чувствует только в том случае, если на занятие царит духовная общность между педагогом и детьми. Ш.А.Амонашвили приводит мысль А.И. Герцена о том, что «нужно не «отбыть» обучение, а прожить его, нужно ,чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для ребенка». Поэтому в педагогическом процессе ребенка должно сопровождать чувство свободного выбора. Личностно-гуманный подход в том и заключается, чтобы необходимое для усвоения в определенный период педагогического процесса сделать личностно значимым, то есть, чтобы ребенок учебную задачу осознавал как свободно выбранную, принимал ее на основе хотения. Если ребенок сам добывает знания, свободно высказывает свои мысли и впечатления, если педагог вовлекает его в разнообразную деятельность, то учиться он будет с увлечением и охотой.

Обобщив данные психологов и педагогов-исследователей можно выделить следующие основные задачи подготовки детей к учению:

1. Установление эмоционального контакта педагога с группой детей и с каждым ребенком в отдельности.

2. Создание условий для воспитания у ребенка доброжелательного, внимательного отношения к значимым взрослым (педагогу, родителям) и сверстникам и выработка навыков общения с ними в различных видах деятельности.

3. Формирование у детей предпосылок к дальнейшему освоению учебной деятельности. Предпочтение отдается мотивационному компоненту учебной деятельности (формирование мотивации к обучению).

Решение этих задач невозможно без создания благоприятного климата в группе детей. Поэтому условием реализации цели подготовки к учению, как отмечает Ш.А. Амонашвили, можно считать сохранение эмоционального благополучия каждого

Использование модели личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком дошкольного возраста, предъявляет серьезные требования к степени личного совершенства педагога, к уровню его компетентности в области социальной психологии и владения профессиональными навыками коммуникации:

- проявляет активную позицию, устойчивый интерес в общении, в построении совместной деятельности с детьми, ориентирован на получение успешных совместных результатов;

- умеет устанавливать партнерские отношения с детьми, основанные на взаимном интересе и уважении;

- выстраивает общение с родителями воспитанников на основе диалога, проявляя при этом позитивный настрой, применяя при взаимодействии с ними разнообразные методы, формы работы, в том числе нетрадиционные;

- стремится к обсуждению с коллегами своего профессионального опыта;

- умеет конструктивно воспринимать критику со стороны коллег, родителей воспитанников, администрации, готов к постоянному личностному и профессиональному росту;

- умеет аргументировано отстоять свою профессиональную точку зрения в общении с родителями детей, коллегами, администрацией;

- открыт к установлению контактов с коллегами (воспитателями, специалистами, учителями) ;

- умеет создавать соответствующие условия (среду) для взаимодействия с детьми, родителями воспитанников, коллегами.

Неадекватные педагогические воздействия взрослых, такие как ограничение исследовательской активности, равнодушие, навязывание готовых ответов и суждений, упреки в случае неудачи сдерживают развитие у дошкольников потребности в активном познании.

Для педагога во взаимодействии с ребенком, главное:

- установка на ребенка младшего школьного возраста как на личность, индивидуальность;

-умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;

-позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов младших школьников;

- ориентация, на формирование учебной деятельности детей младшего школьного возраста, развитие мотивационной сферы, повышение степени самостоятельности на занятиях;

-направленность педагогической деятельности на развитие личности ребенка;

- диалогическая позиция в общении;

- направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач в профессиональной деятельности;

-поощрение творческой активности ребят.

Опираясь на индивидуальные способности детей, в процессе личностно – ориентированного взаимодействия преследуется цель формирования и развития жизненных умений и навыков. Для этого предлагаются следующие формы работы:

*проведение занятий в группе;

*проведение индивидуальной работы с каждым ребенком;

*проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции;

*построение партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми;

*работа психолога, направленная на развитие личностных качеств, психологических процессов, коррекцию;

Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность. Остановимся на каждом из них.

Искренность. Дети очень чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие. Искренность воспитателя проявляется в том, что он присутствует в ситуации общения не формально, что его интересуют мысли и переживания ребенка, что он откликается на них правдиво и открыто.

Эмпатия — это способность принимать точку зрения другого человека, его чувства, переживания. Эмпатия требует умения слушать ребенка, наблюдать, понимать не только его слова, но и то, о чем он умалчивает или то, чего он даже не осознает. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает ребенка, говорит о своем понимании его, разделяет с ним радость, помогает облегчить огорчение.

Эмоциональность — качество, особенно необходимое в общении с детьми. Теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению в группе благополучного климата. В общении с таким педагогом ребенок приобретает собственный эмоциональный опыт.



Личностно ориентированная организация педагогического процесса проявляется:

- в определении цели воспитания и обучения как содействия развитию личности и тех качеств ее, которые обусловливают успешное обучение ребенка в школе, а, следовательно, и совершенствование их в условиях новой событийной общности (ребенок - учитель, ребенок - одноклассники, ребенок - родители) и в таком виде деятельности – учебной;

- в способах взаимодействия с детьми (принятие ребенка таким, каков он есть, сотрудничество с ним; вера в его позитивное развитие; понимание его эмоционального состояния, сопереживание и поддержка; учет индивидуальных темпов развития; признание права ребенка на свободу, инициативу, собственный выбор; обеспечение потребности ребенка в безопасности, свободе, эмоциональном благополучии, доверии к миру; создание ощущения собственной ценности, нужности людям, позитивного самовосприятия). Реализация этого принципа – непременное условие дальнейшего субъективности ребенка в младшем школьном возрасте.

3. Принцип развития, предполагающий ориентацию содержания образования на развитие способностей, личностных качеств ребенка, а формирование знаний, умений , навыков рассматривающих как средство и условие этого развития.

4. Принцип обучения и воспитания ребенка в зоне ближайшего развития.

Реализация этого принципа предполагает коррекцию содержания методики воспитания и обучения с учетом степени затруднения ребенка в освоении материала. Это означает определение меры и способа помощи младшему школьнику со стороны взрослого, необходимых для освоения им дальнейшего содержания. Адекватность помощи взрослого реальным потребностям и возможностям ребенка обеспечивает позитивную динамику в его развитии, перевод ребенка из зоны ближайшего в зону актуального развития , исключает ситуацию неуспеха в его деятельности. У детей таким образом развивается чувство уверенности в себе, удовлетворение от успехов, интерес к содержанию деятельности и взаимодействию со взрослыми , и тем самым обеспечивается их психологическое и личностное развитие.

5. Учет возрастных особенностей физического, психического, личностного развития ребенка реализуется в соответствующей конкретизации задач, содержания методов, форм воспитания и обучения. При этом содержание образования ориентировано на возможную меру развития у ребенка того или иного качества, способа действия, то есть особое внимание обращается на профилактику «искусственной акселерации» (А.В.Запорожец) детей и признание этого периода в жизни человека как самоценного и сензитивного для сенсорного, эмоционального развития ребенка, развития его речи, наглядно-действенного мышления, воображения.

6. Непрерывность и преемственность содержания образования детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. В данном случае имеется в виду учет перспектив дальнейшего развития ребенка в младшем школьном возрасте. Реализация данного принципа проявляется в понимании преемственности в целях, задачах, принципах, содержании, методах, формах воспитания и обучения детей раннего, дошкольного и младшего дошкольного возраста. При реализации его особый акцент делается на развитии следующих качеств ребенка:

- любознательности, как основа познавательной активности будущего ученика;

- способностей, непосредственно проявляющихся в реализуемых им способах самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средство, позволяющего ему быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной;

- творческого воображения как условия интеллектуального и личностного развития ребенка;

- коммуникативных навыков как одного их необходимых условий успешности учебной деятельности и социально-личностного развития.

7. Индивидуально-дифференцированный подход к воспитанию ребенка обусловлен изначально различным уровнем развития детей, зависящим от многих факторов: особенности развития в перинатальном периоде; различных условий семейного воспитания; стихийного опыта, приобретенного в различных ситуациях и т.п. Важно при этом признание неповторимости каждого ребенка, в частности индивидуальных темпов его развития. В связи с чем необходимо дифференциация задач, содержания, методов воспитания и обучения с учетом психофизических возможностей развития детей вообще и индивидуальных особенностей в частности.

8. Принцип сбалансированности в педагогическом процессе репродуктивной, репродуктивно-вариативной, исследовательской и творческой деятельности.

9. Принцип целостности образа мира, предполагающий не только открытие ребенку связей, существующих в природе, человеческом обществе, предметном мире, но и возможное осознание им этих связей, постепенное постижение своего единства с миром. Данный принцип реализуется в комплексном, интегративном подходе к организации педагогического процесса (интеграция задач, содержания, видов деятельности, форм обучения и воспитания, организации детей).

Таким образом, организация гуманного, личностно ориентированного взаимодействия взрослых с ребенком старшего дошкольного возраста является одним из условий его личностного развития, формирования предпосылок учебной деятельности.

Список литературы

1. Лещинская-Гурова О.В. «Игра и психологическая готовность детей к школе» Н.Новгород: ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2011г

2. Стародубцева Е.В. «Подготовка старших дошкольников к обучению в школе в процессе ручного труда»Н.Новгород: ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2011г

3. Яшина Н.Ю., Сорокина Т.М. «Гуманное взаимодействие взрослых и детей на предшкольной ступени образования: методическое пособие» НИРО Н.Новгород, 2009 (серия «Растем вместе!»)