Урок 44. Синтаксический разбор сложноподчинённых предложений
с несколькими придаточными частями.
Обобщение изученного о сложноподчинённом предложении (с. 162—169)
Цели урока: ознакомить с порядком р: бора сложноподчинённых предложений с сколькими придаточными частями, дать образец устного и письменного разбора так предложений; закрепить умение анализировать структуру сложноподчинённых предложен: с несколькими придаточными, строить схемы сложноподчинённых предложений с последовательным, однородным, параллельным подчинением и их комбинированием, состав.— предложения по предложенным схемам; систематизировать знания учащихся о сложноподчинённом предложении и правилах постановки знаков препинания в СПП.
Основные этапы урока
Проверка домашнего задания.
Правильность выполнения упражнения 244 проверяется по ключу, записанному доске.
[Обет, врем., (с. когда ...) и ( ), ...]. СПП с однородными придаточными временными.
(Если ...) и ('^ГоТ^^гак'Г']. СПП с однородными придаточными условными.
[... глаг.], (с. сл. как ...) и ( ). СПП с однородными придаточными изъяснительными.
[Обст, врем7, (еТкюгда 7^~af~), (с. когда ...), ...]. СПП с однородными придаточными временными.
[Гла£]ГЬ или ( ). СПП с однородными придаточными изъяснительными.
По желанию зачитываются сочинения по началу (упр. 242).
Ознакомление с порядком и образцом синтаксического разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными частями (с. 162—163 учебника).
Закрепление навыков синтаксического разбора.
Коллективный разбор предложения 5 из упражнения 248 (на доске и в тетрадях).
[Ведь она была доброй!1, (несмотря на то что всегда глядела исподлобья сердитыми, придирчивыми глазами)2 и (губы у неё, (когда она молчала)4, были плотно и властно сжаты )3, (словно наглухо прибиты одна к другой)ь.
Г"], (несмотря на то что ...) и (,..~Г(с. когда ...), ^Г), (словно ~).
Сложноподчинённое предложение с однородным, последовательным и параллельным подчинением. Однородные придаточные 2 и 3 относятся ко всей главной части, присоединяются союзом несмотря на то что (в придаточной 3 союз опускается) и являются придаточными уступительными. Придаточная 4 относится к придаточной 3, присоединяется союзом когда и является придаточной временной. Придаточная 5 относится к придаточной 3, присоединяется союзом словно и является придаточной сравнительной.
Нахождение СПП с несколькими придаточными из упражнения 251 (устно).
Групповая работа: каждой группе предлагается построить схемы одного СПП с несколькими придаточными из упражнения 251 (по выбору или по указанию учителя), определить виды придаточных частей.
Семиотика — наука о том, как в человеческом обществе происходит общение, с помощью каких средств может передаваться информация, как устроены, эти средства сами по себе, как они применяются, каким изменениям они подвержены.
[... о том], (с. сл. как ...), (какой ...), (с. сл.
к&к ...), (с. слПРак ...), (какой ...). СПП с однородным подчинением (придаточные изъяснительные).
Если расчленить этот смысл на элементы и найти, какими средствами выражен каждый из них, перед нами окажутся знаки.
(Если ... глаг”.), (какойГ37~Р]. СПП с последовательным подчинением (придаточная 1-й степени — условная, 2-й степени — изъяснительная).
Ясно, что такие системы могут функционировать в обществе, в котором происходит демонстративная эмансипация женщин.
[Предикат, нареч.], (с. что ... сущ ), (кото- рый ...). СПП с последовательным подчинением (придаточная 1-й степени —- изъяснительная, 2-й степени — определительная).
Очевидно, однако, что, сколь бы разным культурам ни принадлежали люди, для них всегда сохраняется потенциальная возможность взаимопонимания.
[Предикат, нареч.], (с. что, (сколь бы ни СПП с последовательным подчинением (придаточная 1-й степени — изъяснительная,
й степени — уступительная).
На последнее предложение следует обратить особое внимание, так как необходимо прокомментировать постановку знаков препинания на стыке союза что и союзного слова сколь бы ни. Можно предложить учащимся трансформировать предложение таким образом, чтобы запятая на стыке союзов не ставилась. Сравните: [Предикат, нареч.], (с. что (сколь бы ни ...), но...).
Сообщение «Система приветствий» (индивидуальное домашнее задание).
Проверочная работа (по вариантам) на материале упражнений 248, 249.
Задания для всех вариантов:
Построить схему СПП с несколькими придаточными, определить виды придаточных частей.
Закончить предложение.
Каждому варианту — по одному предложению из указанных упражнений.
Упражнение 248.
глаг.], (с. что, (с. когда ...), “Г.. сущ.), (который ...). СПП с последовательным и параллельным подчинением.
2^[... глаг.], (чтоб ... глаг.), (с. сл. когда ...), и (чтоб ...). СПП с однородным и последовательным подчинением.
31 (С. когда ...), [предикат, нареч.], (с. сл. как ... )!Tt)- СПП с параллельным и однородным подчинением.
В. Я узнал1, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле3, и нанес ла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба2.
[... о том], (с. сл. как ...), (чтобы ...),
(чтобы ...). СПП с последовательным и однородным подчинением.
Домашнее задание: подготовить учебное сообщение о строении СПП с несколькими придаточными (упр. 246) и упражнения 245 (без дополнительного задания), 247, 250 (по выбору учащихся); на поощрительную отметку — дополнительные задания из упражнения 245; подготовка к контрольному диктанту.
Урок 45. Контрольный диктант с грамматическим заданием
Цели урока: проверить уровень сформированное™ правописных (орфографических и пунктуационных) и учебно-языковых умений и навыков учащихся.
Для проведения диктанта рекомендуется использовать «Сборник экзаменационных материалов по русскому языку для общеобразовательных учреждений (уровень общего базового образования): тексты диктантов / сост. Е. Е. Долбик [и др.]. — Минск : НПО; Авер- сэв, 2011». Текст подбирается по усмотрению учителя. Предлагаем один из вариантов текста и заданий к нему — текст «Увидеть осень» на с. 56.
Разноуровневые грамматические задания
(выполняются последовательно)
Приведите из текста пример сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными частями.
Постройте схему СПП с несколькими придаточными, определите вид подчинения.
Определите виды придаточных частей в этом сложноподчинённом предложении.
Какой вид СПП с несколькими придаточными отсутствует в тексте?
По теме текста придумайте предложение с таким видом подчинения придаточных частей.
Образец выполнения грамматических заданий
А. Для того чтобы увидеть по- настоящему1, надо убедить себя2, что ты видишь это впервые в жизни3.
Б. Это помогло мне пристальнее всмотреться и увидеть многое1, чего я не видел раньше2, когда осень проходила, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах3.
А. (Для того чтобы ...1), [... глаг.2], (с. что ...3). СПП с параллельным подчинением.
Б. [... многое1], (с. сл. что ... обет, ъретя2). (с. когда ...3). СПП с последовательным подчинением.
. 3
В. [... глаг.1], (с.~что ... сущ., (какой ...2). СПП с последовательным подчинением.
А. Придаточная 1 — целевая, придаточная 3 — изъяснительная.
Б. Придаточная 2 — определительная, придаточная 3 — уточняющая времени.
В. Придаточная 2 — изъяснительная, придаточная 3 — определительная.
СПП с однородным подчинением.
Я увидел, как золотилась листва, как мягкость красок сменялась блеском, как мо крые леса загорались вдали.
[... глаг.1], (с. сл. как ...2), (с. сл. как ...3), (с. сл'ГгРак ...4). Однородные придаточные изъяснительные.