Долгосрочный воспитательный проект
«Семь цветов у радуги – семь дорог у нас»
«Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности.
Ее всестороннее развитие, нравственное совершенство-цель воспитания. Быть настоящим человеком – это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя были красивее, духовно богаче; чтобы в каждом человеке, с которым ты соприкасаешься в жизни, осталось что-нибудь хорошее от тебя, от твоей души»
В.А.Сухомлинский
Концепция программы
Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества, осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. Сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. Это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) лежит системно-деятельностный подход, который становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления.
Воспитательная программа «Семь цветов у радуги – семь дорог у нас» систематизирует работу классного руководителя и помогает развиваться каждому члену классного коллектива.
Нормативно-правовой и методологической основой долгосрочного воспитательного проекта «Семь цветов у радуги – семь дорог у нас» на ступени среднего общего образования являются:
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Школьная целевая программа «Одарённые дети»
Программа развития школы «Оптимизация образовательного процесса, направленного на формирование и развития ключевых компетенций, нравственности учащихся»
Школьная целевая программа «Я – гражданин России»
Школьная целевая программа «Здоровье»
Школьная целевая программа «Традиция»
Пояснительная записка
Программа «Семь цветов у радуги – семь дорог у нас»– это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей дорожке личностного развития и успеха ребёнка. Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 8 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы. Программа включает 7 приоритетных направлений: гражданско- патриотическое, физическое, интеллектуальное, духовно -нравственному и творческое развитие, экологическое, трудовое, работа с семьей.
Научным основанием проекта стали идеи и педагогические системы Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.П. Иванова, Н.Е. Щурковой, А.Н. Лутошкина.
Принципы воспитательной деятельности
Эстетизация
Социализация
Уважение
к личности
Воспитание
в коллективе
Опора на
положительные стороны ребенка
Принципы
воспитания
Гуманизация
Учет индивидуально- психологических особенностей личности
Программа осуществляется:
через систему КТД и традиционных дел ГБОУ;
в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
через сотрудничество с общественными организациями г. о. Октябрьск «Дети солнца» ДМО, Совет ветеранов ВОВ и труда, союз женщин г. о. Октябрьск и др.;
через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города (школы, Центр внешкольной работы, городской краеведческий музей, ДК, школы искусств и др.);
через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
При реализации проекта я использую следующие современные образовательные технологии:
технология игровых методов,
воспитание в сотрудничестве,
проектные методы в воспитательном процессе,
портфолио учащихся,
здоровьесберегающие технологии;
технология выявления и поддержки одарённых детей;
информационно – коммуникационные технологии.
Цель программы – воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе, готовой к творческой и инициативной деятельности через организацию совместной работы детей и взрослых.
Задачи программы:
воспитание учащихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
формирование гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций;
гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
совершенствование ученического самоуправления;
воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
формирование здорового образа жизни обучающегося;
создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
привлечение семей учащихся к участию в воспитательном процесс, в
соуправлении класса, повышение активности родительского сообщества.
Сроки реализации долгосрочного воспитательного проекта:
январь 2013 года – январь 2017 года.
Основные направления
воспитательного проекта «Семь цветов у радуги – семь
дорог у нас»:
1 дорожка – «Сыны Отечества»
Любовь к Родине – первое достоинство
цивилизованного человека.
Наполеон Бонапарт
Цель – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Направления:
гражданско-патриотическое;
духовно-нравственное сознание;
правовая культура;
сохранение народных традиций.
Формы работы: классные часы «Я верю в будущность России», «Моя малая Родина», «Что мы знаем о нашей стране и о нашем городе», «Города-герои», «Великие ученые России», конкурс творческих работ «Русь моя родная», беседы «Великие русские писатели, художники», праздник «Мы-гордость России», Урок Мужества «Мужество, верность и честь», Неделя правовых знаний, День молодого избирателя, День Конституции РФ, Декада правовых знаний, встречи с ветеранами ВОВ , Афганистана, Чечни акции «Письмо ветерану!», «Спасибо тебе, ветеран!», «Читаем детям о войне» и «Бессмертный полк», круглый стол «Они сражались за Родину» др.
2 дорожка “Интеллектуалы”
Знание — это то, что наиболее существенным образом
возвышает одного человека над другим.
Д. Аддисон
Цель – формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования личности.
Направления:
применение интеллектуальных умений в жизни;
развитие познавательных интересов обучающихся;
создание ситуаций успеха.
Формы работы: мероприятия: «День знаний», «Честь школы» Школьная научно-практическая конференция, Предметные недели, Тематические классные часы познавательной направленности «Знаешь сам-научи другого», участие в городских и областных интеллектуальных играх «Царь горы», «Что, где , когда?», Интеллектуальном марафоне по предметам, экскурсии в библиотеки, музеи, занятия в кружках, клубах по интересам и др.
3 дорожка “Гармония здоровья”
Если человек сам следит за своим здоровьем,
то трудно найти врача, который знал бы
лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ
Цель - пропаганда здорового образа жизни.
Направления:
ориентация учащихся на здоровый образ жизни;
профилактика алкоголизма и наркозависимости;
положительная позиция в отношении ЗОЖ.
Формы работы: классные часы «Жить –здорово!», «Рецепты здорового образа жизни», « Мы выбираем здоровье!», викторина «Что такое здоровье», беседа "Питайся правильно!"; круглый стол« Я люблю жить! А ты?"; «Мой распорядок дня», оформление стендов о здоровье, конкурс рисунков «Спорт альтернатива пагубным привычкам», посещение спортивных секций, спортивные соревнования и состязания, Дни здоровья, походы и т.д.
4 дорожка “ Мир твоей души”
Нравственность – это разум сердца.
Генрих Гейне
Цель - духовное развитие личности школьника
Направление:
нравственное отношение к окружающим людям;
осознание ценности человеческой жизни;
сохранение православных и культурно-исторических традиций России.
Формы работы: классные часы «Давайте дружить», «Один за всех и все за одного», «Что такое совесть?», Беседы «Доброта и милосердие» «Будь не примерим к черствости и грубости» «Порядочность и честность», «Будь добрым человеком», «Как со всеми подружиться?», «Спешите делать добро», Диспут «Счастье семьи», «Добро и зло рядом с нами» - Ролевая игра «Давай играть, давай дружить», Акция «5 для мамы» , Игра «Рыцарский турнир» педагогическое занятие «Зачем приходим в этот мир?» , «Уважая себя, уважайте других» (беседа-диспут) , игра «Портрет моего класса», беседа «Если рядом плачет кто-то…». «Неделя Добра», Акция «Помоги другу», и др.
5 дорожка “Мир прекрасного”
В человеке всё должно быть прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли...
А. П. Чехов
Цель – гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.
Направления:
раскрытие способностей обучающихся;
коллективная творческая деятельность;
участие в конкурсах разного уровня.
Формы работы:
Тематические беседы: «Этика и культура поведения», «Движение и музыка», «В мире доброты и красоты», «Школа хороших манер», «Дорога к моему «Я»»; Тематические классные часы: "Красота природы в произведениях поэтов, писателей, художников", "Народное творчество", "Красота повседневной жизни", "Театр", "Понятие об эстетике";
Кружки художественно-эстетической направленности; Встречи с поэтами и с творческими личностями города, выставки рисунков, декоративно – прикладного творчества «Увлечения моей семьи», «Красота родного края», «Символы великой России», Уроки этикета, экскурсии в музеи, поездки в драмтеатр, просмотр спектаклей Самарской филармонии.
6 дорожка “Семья - моя главная опора»
Какими бы прекрасными ни были наши школьные
учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум,
мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям,
прежде всего необходимо заботиться о повышении педагогической
культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания
и работать с ними в одном направлении.»
В.В. Сухомлинский
Цель - создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей.
Направления:
Формы работы: праздники “День Защитника Отечества”, праздник “Для милых мам”, , «Честь школы»,» Новогодние мероприятия, Линейка “Здравствуй школа” ,«Ярмарка –Сладкоежка», Родительские собрания «Уже не дети, еще не взрослые.», «Вредные привычки и как с ними бороться», Дни открытых дверей, Акция 5 для мамы, беседы «Физическое здоровье ребенка — залог успешности учебной деятельности», конференции «Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме» , «Внутренняя и внешняя культура ребенка. От чего она зависит?», «День здоровья», «Субботник» и др.
7 дорожка «Трудимся во благо…»
Труд – неотъемлемая часть
физического и экологического воспитания.
Цель -формирование ответственного отношения к окружающей среде, к жизни.
Направления :
позитивное отношение к труду;
профессиональное самоопределение;
бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Формы работы: Классные часы: «Профессии моей семьи», «Всякое дело человеком ставиться, человеком и славиться», «В мире профессий», участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня , Акция «Чистота», «Чистый берег», субботники, выставка рисунков «Все профессии важны» , «Ярмарка профессий» «Участие в экологическом празднике «День земли», День птиц,
участие в конкурсе лучший школьный двор, Организация работы дежурства по школе, Организация временного трудоустройства несовершеннолетних по муниципальной программе через центр занятости населения, Библиотечные уроки «Мир профессий», Участие в городском информационно - профориентационном мероприятии «Я б в рабочие пошел…». Встречи с представителями различных профессий, акция по пропаганде трудового воспитания «Путь в профессию», «Школа… А дальше?» Внеклассное мероприятие «Встреча с интересными людьми».
Планируемые результаты реализации долгосрочного воспитательного проекта «Семь цветов у радуги – семь дорог у нас»:
УЧЕНИК
должен обладать определёнными качествами личности:
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, умело применяя знания на практике;
самостоятельно критически, творчески мыслить;
быть коммуникабельным, контактным, уметь работать сообща;
трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
- любить свою Родину, быть достойным гражданином своей страны.
План мероприятий
по реализации долгосрочного воспитательного проекта
«Семь цветов у радуги – семь дорог у нас»
№ | Мероприятия | Сроки |
«Сыны Отечества» |
1. | Участие в творческих конкурсах разного уровня, создание проектов. | В течение года |
2. | Месячник военно-патриотического воспитания: фестиваль патриотической песни, встречи с ветеранами Великой отечественной войны, офицерами запаса, уроки мужества, акция «Читаем детям о войне», проектная деятельность. | Февраль, май 2014- 2017 гг. (ежегодно) |
3. | Конкурс творческих работ «Русь моя родная» | Декабрь |
4. | Тематические классные часы по правовому воспитанию, профилактике правонарушений: | В течение года (1 раз в месяц) декабрь |
5. | Организация социально-значимых дел, акций: | 2014 – 2017 гг Сентябрь - октябрь май февраль, май октябрь |
6. | Классные часы «Я верю в будущность России», «Моя малая Родина», «Что мы знаем о нашей стране и о нашем городе», «Города-герои», «Великие ученые России», и др. | Ноябрь 2014 г Декабрь 2015 г Октябрь 2016 г Ноябрь 2016 г Февраль 2017г |
“Интеллектуалы” |
7. | Участие в конкурсах, предметных олимпиадах различного уровня, интеллектуальном марафоне по предметам Школьная научно-практическая конференция, Предметные недели | 2014-2017 гг Март |
8. | Участие в городских и областных интеллектуальн ых играх «Царь горы», «Что, где, когда?», Участие в школьных викторинах, играх-соревнованиях | 2014-2017гг В течение года |
9. | Мероприятия: «День знаний» «Честь школы» | сентябрь май (ежегодно) |
10.. | Тематические классные часы познавательной направленности: «Знаешь сам-научи другого», «Знание и труд к успеху приведут!» Ученье – свет, а неученье - тьма | Ноябрь 2014г Март 2015г Ноябрь 2016г |
11. | Поездки и экскурсии в библиотеки, музеи, занятия в кружках, клубах по интересам и др. | В течение 2014-2017гг |
“Гармония здоровья” |
12. | Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья. | Октябрь март (ежегодно) |
13. | Месячник спортивно-оздоровительной работы: | март (ежегодно) |
14. | Беседа "Питайся правильно!", викторина «Что такое здоровье» круглый стол «Я люблю жить! А ты?"; «Мой распорядок дня», и др. | В течение 2014 – 2017 гг |
15. | Конкурсы рисунков «Спорт – альтернатива пагубным привычкам!», «О, спорт, ты мир!» | Март |
16. | Конкурс «Самый здоровый класс» | Декабрь, март |
17. | Спортивные состязания, соревнования «А ну-ка парни», веселые старты, походы. | В течение года |
18. | Классные часы «Жить – здорово!», «Рецепты здорового образа жизни», « Мы выбираем здоровье!» и др. | Март 2014 г-2-17 |
19. | Правила безопасности: Классные часы: «Что вокруг нас может быть опасным», «Пожарная безопасность», «Знаки на дорогах» (с приглашением работников МЧС и работников ГИБДД), часы общения «Комендантский час», «Осторожно - гололед» и др. | Ежемесячно |
“ Мир твоей души” |
20. | Диагностика учащихся (выявление ценностных ориентиров). | Сентябрь, февраль |
21. | Месячник нравственности и культуры: | Ноябрь 2014-2017гг |
22. | Организация социально-значимых дел, акций: |
Декабрь 2014 г Октябрь 2015 г 2015,2016,2017гг |
23. | Мероприятия по формированию этического самосознания: Классные часы «Спешите делать добро» «Как со всеми подружиться?», «Один за всех и все за одного», «Что такое совесть?», Психологические игры Беседы –диспуты Беседы «Доброта и милосердие» «Будь не примерим к черствости и грубости» «Порядочность и честность», «Будь добрым человеком» и др. Анкетирование, опросы. | Ноябрь 2014 г Ноябрь 2015 г Декабрь 2015 Ноябрь 2016 г Октябрь 2016 г Апрель 2016 г Сентябрь 2014 г Февраль 2015г Ежегодно |
24. | Организация совместных мероприятий детей и родителей: совместные поездки, совместные занятия спортом и праздники, дни открытых дверей, родительские всеобучи, родительские собрания, тематические конференции для родителей, школьные ярмарки, работа с социально-неблагополучными семьями. | В течение года |
“Мир прекрасного” |
25. | Тематические классные часы: "Красота природы в произведениях поэтов, писателей, художников", "Народное творчество", "Красота повседневной жизни", "Театр", "Понятие об эстетике"и др. Тематические беседы: «Этика и культура поведения», «Движение и музыка», «В мире доброты и красоты», «Школа хороших манер», «Дорога к моему «Я» Выставка рисунков «Красота родного края» «Символы великой России» Выставка декоративно – прикладного творчества «Увлечения моей семьи» т.д. | 2014 г 2016 г
ежегодно |
26. | | В течение года |
27. | Традиционные мероприятия: | 2014-2017гг Октябрь Ноябрь Декабрь Март |
“Семья - моя главная опора» |
28. | | ежегодно |
29. | Родительские собрания «Уже не дети, еще не взрослые», «Вредные привычки и как с ними бороться», Акция 5 для мамы, Беседы Конференции «Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме» «Внутренняя и внешняя культура ребенка. От чего она зависит?» и др. |
В течение года |
30. | Традиционные мероприятия: Дни открыты дверей «Ярмарка – Сладкоежка», «День здоровья», «Субботник» и др. | |
«Трудимся во благо…» |
31. | Мероприятия по трудовому воспитанию: мероприятия по озеленению территории школы и класса, субботники, выставка рисунков «Все профессии важны» , «Ярмарка профессий» выпуск листовок, встречи с представителями различных профессий |
Апрель (ежегодно) |
32. | Социально – значимые мероприятия: акции «Кормушки», «Скворечник» День птиц, День земли, Экскурсии на природу Организация временного трудоустройства несовершеннолетних по муниципальной программе через центр занятости населения | Ежегодно Ноябрь Апрель Сентябрь, май |
33. | Классные часы: «Профессии моей семьи», | Апрель 2014г Март 2014 г Апрель 2015 г Май 2016 г |
34. | Организация социально-значимых дел, акций: Акция «Чистота», Акция «Путь в профессию», рейды «Школьная тетрадь», «Школьный учебник», «Школьный дневник»и др. экологический праздник «День земли», День птиц, конкурс лучший школьный двор | 2014 -2017гг Ежемесячно
апрель 2014-2017гг. |
Достоверность представленных материалов заверяю
Директор ГБОУ СОШ №3
г. о. Октябрьск Л.Ю. Шатрова 25.05.2017 г.
Краткое описание проекта
Мое педагогическое кредо:
«Знать — уметь — творить — хотеть
самосовершенствоваться и самореализовываться».
Сегодня обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые, способные к сотрудничеству люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому, выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению.
Создание в классном коллективе условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели – основная идея долгосрочного проекта «Семь цветов у радуги –семь дорог у нас». В процессе воспитания я стараюсь открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им достигать своей цели.
В процессе работы, возникали вопросы:
- каким содержанием наполнить воспитательный процесс, чтобы обеспечить достойное воспитание личности ребенка;
на что следует обратить внимание при определении содержания и форм деятельности;
как осуществить единство умственного, нравственного, трудового и физического воспитания;
Исходя из этого возникла идея создания программы воспитания «Семь цветов у радуги – семь дорог у нас».
Цель программы – воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе, готовой к творческой и инициативной деятельности через организацию совместной работы детей и взрослых.
Задачи программы:
воспитание учащихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
формирование гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций;
гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
совершенствование ученического самоуправления;
воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
формирование здорового образа жизни обучающегося;
создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
привлечение семей учащихся к участию в воспитательном процесс, в соуправлении класса, повышение активности родительского сообщества .
Основные направления (дорожки) воспитательного проекта
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
– формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования личности.
- пропаганда здорового образа жизни.
- духовное развитие личности школьника.
– гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей.
-формирование ответственного отношения к окружающей среде, к жизни.
Об эффективности воспитательной работы свидетельствуют следующие результаты. Воспитательная работа, организованная в классе, способствует духовно – нравственному развитию детей, становлению их неповторимой индивидуальности, творческой активности, созданию ситуации успеха.
Проведённый в 2014, 2015, 2016,2017 гг. мониторинг уровня воспитанности учащихся, показал продвижение учеников в нравственно – волевом развитии. Ребята добились успеха во многих школьных, городских, окружных, областных, всероссийских конкурсах. В классе отсутствуют правонарушения.
Не все рождаются творческими личностями. Однако я считаю, что при создании определённых условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставление возможности самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями, последует движение по пути познания и творчества.