Родительское собрание
«Домашние задания. Как помочь ребёнку стать самостоятельным?»
Цели:
Познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий;
Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий.
Участники: родители учащихся, учитель.
Подготовка:
Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания.
Проводится анкетирование учащихся по теме собрания.
Анкета.
Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания (подчеркни)?
-Да.
-Нет
2) Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни).
- 1 час,
- 2 часа,
- 3 часа и более.
3) С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли).
4) Какие предметы ты готовишь с трудом? Напиши.
5) Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли помощь родители? (Да, нет) Подчеркни.
3. Классный руководитель обрабатывает результаты анкеты.
4. Изготавливаются памятки для родителей, чьи дети испытывают серьёзные затруднения при приготовлении домашних заданий по следующим предметам: русскому языку, чтению, математике и окружающему миру. Используются памятки из книги «Справочник для начальной школы» Т.Шкляровой.
Памятка «Как приготовить домашнее задание по русскому языку» Домашнюю работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило. Прочитай внимательно задание упражнения. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему. Выполни упражнение письменно. Проверь свою работу. |
Памятка «Как решать задачи» Прочитай задачу, представь себе то, о чём говорится в задаче. Запиши задачу кратко или выполни чертёж. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, что потом. Выполни решение. Проверь решение и ответь на вопрос задачи. |
Памятка «Как нужно готовить домашнее задание по окружающему миру» Вспомни, не открывая учебник, о чём узнал на прошлом уроке: - о чём рассказывал учитель, - какие ставили опыты, - какие рассматривали таблицы, картины, Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них. Прочитай текст учебника. - продумай план ответа, - расскажи заданное домашнее задание по этому плану, - старайся не просто рассказывать, но и доказывать свои знания примерами из наблюдений, из прочитанных книг, - сделай выводы, - открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал. 4. Выполни задания учебника. 5. Выполни задания в рабочей тетради. |
Памятка «Если стихотворение нужно выучить к завтрашнему дню» Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст. Перед сном ещё раз повтори стихотворение. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть. |
Памятка «Если стихотворение большое или трудно запоминается» Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки. Выучи первый отрывок. Выучи второй отрывок. Повтори первый и второй отрывки вместе. Выучи третий отрывок. Расскажи наизусть всё стихотворение. Повтори стихотворение ещё раз перед сном. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть. |
Памятка «Если на заучивание стихотворения дано 2 дня» Первый день. Прочитай стихотворение про себя. Выясни непонятные слова и обороты. Ещё несколько раз прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение вслух. Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм. Второй день. Прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение громко и выразительно. Расскажи его по памяти несколько раз. Перед сном расскажи ещё раз. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть. |
5.Готовятся карточки для проведения игры с родителями «Разброс мнений».
Учитель раздаёт карточки с первыми словами предложения, а родители должны предложение продолжить.
– У нашего ребёнка есть специальное место, где он …. – Наш ребёнок выполняет домашнее задание …. – Ребёнок самостоятельно справляется с …. – Готовит с трудом … - Мы оказываем ребёнку помощь в приготовлении домашних заданий . Эта помощь заключается в … – Когда ребёнок учит уроки, мы … – Наш ребёнок ходит в группу продлённого дня, и мы считаем, что … – Если ребёнок выполнил небрежно домашнее задание, то…. – Мы думаем, что на воскресенье … – Ребёнок начинает приготовление домашнего задания с … – При приготовлении домашнего задания необходимо … – При приготовлении домашнего задания по русскому языку мы используем …. – если ребёнок включается в работу сразу, то …. – Если ребёнок включается в работу медленно, то… |
6.Знакомство родителей с результатами анкетирования учащихся по теме собрания.
Ход собрания.
Слово учителю.
Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. А теперь конкретно рассмотрим, что следует, а чего не следует делать родителям при оказании помощи детям в приготовлении домашних заданий
(СЛАЙД 2)
Максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 минут (а у некоторых значительно меньше).
Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 30-45 минут занятий нужны 10-15-минутные паузы.
Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных предметов, затем переходить к более сложным и заканчивать лёгкими.
Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 16 до 17 часов.
Постоянное рабочее место.
На рабочем столе всё должно находиться на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки. Не рекомендуется пользоваться тяжёлыми ручками, так как увеличение её веса даже на 1 грамм усиливает утомление. Рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.
(СЛАЙД 3)
При выполнении домашнего задания необходимо:
Выполнение гимнастики для глаз
Сохранение правильной рабочей позы
Достаточная освещённость в комнате
При выполнении умственной работы кровообращение в головном мозге ускоряется в 8-9 раз. Соответственно, возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому, за несколько минут до начала занятий желательно проветрить комнату.
(СЛАЙД 4)
Рекомендации для родителей по организации процесса выполнения домашних заданий заключаются в следующем.
Выработать наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению.
Организовать в каждой семье рабочий уголок ребёнка.
Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.
Учить детей выполнять домашние задания самостоятельно, пользуясь памятками.
(СЛАЙД 5)
Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?
Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками.
Были ли случаи, когда вы замечали у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
(СЛАЙД 6)
В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
Пусть ваш ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
(СЛАЙД 7)
Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя.
(СЛАЙД 8)
Вашему вниманию предлагается памятка «Садимся за уроки»
Садись за уроки всегда в одно и то же время.
Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
Сотри со стола пыль.
Проверь, на своём ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
(СЛАЙД 9)
Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
Приготовь письменные принадлежности для занятий.
Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
Убери всё лишнее со стола.
Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно. Открой учебник…
(СЛАЙД 10)
Как приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков
(СЛАЙД 11)
Как готовить домашнее задание по русскому языку
Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
Прочитай задания упражнения.
Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
Выполни упражнение письменно.
Проверь всю работу.
(СЛАЙД 12)
Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение
Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
Прочитай стихотворение ещё 2 – 3 раза. Постарайся его запомнить.
(СЛАЙД 13)
Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
После окончания домашней работы ещё 2 – 3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
Перед сном ещё раз повтори стихотворение.
Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.
(СЛАЙД 14)
Если на выучивание стихотворения дано 2 дня
Первый день. Прочитай стихотворение про себя. Выясни непонятные слова и обороты. Ещё несколько раз прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение вслух. Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.
Второй день. Прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение громко и выразительно. Расскажи по памяти. Перед сном расскажи ещё раз. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи его наизусть.
(СЛАЙД 15)
Если стихотворение большое или трудно запоминается
Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.
Выучи первый отрывок.
Выучи второй отрывок.
Повтори первый и второй отрывки вместе.
Выучи третий отрывок.
Расскажи наизусть всё стихотворение.
Повтори стихотворение ещё раз перед сном.
Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.
(СЛАЙД 16)
Как решать задачи
Прочитай задачу и представь себе то, о чём говорится в задаче.
Запиши задачу кратко или выполни чертёж.
Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, что потом?
Составь план решения.
Выполни решение.
Проверь решение и ответ на вопрос задачи.
(СЛАЙД 17)
Как нужно готовить задание по окружающему миру
- о чём рассказывал учитель?
- какие ставили опыты?
- какие рассматривали таблицы, картины, карты?
(СЛАЙД 18)
- продумай план ответа;
- расскажи заданное домашнее задание по этому плану;
- старайся не просто рассказать, но и доказать свои знания примером из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;
- сделай выводы;
- открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.
Выдать родителям памятки.
Подведение итогов успеваемости в классе.
6