СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доноведение 3-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе обязательного минимума по вариативному курсу "Доноведение"  под редакцией Сухаревской Е.И.

Просмотр содержимого документа
«Доноведение 3-4 классы»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа №14 х.Ильинов Мартыновский район Ростовская область

«Утверждаю»

Директор МБОУ-ООШ № 14

Приказ от 05.09.2018 148

___________ Т.В.Колесникова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«ДОНОВЕДЕНИЕ»

3-4 классы Количество часов:34


Составитель: учитель начальных классов

Дьяченко Светлана Ивановна




2018-2019 уч. г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Цель: формирование у обучающихся младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Задачи:

-пробуждать интерес к малой Родине и формировать пропедевтические знания о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

-формировать элементарные представления о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;

-воспитывать осознание зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формировать умение предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;

-воспитывать уважение к национальным традициям своего и других народов, толерантность, культуру межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственность и патриотизм.

- развивать умение взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей.

Коррекционная задача:

- коррекция интеллектуальных недостатков у обучающихся с учётом их возрастных особенностей.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Доноведение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности и составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

  • Приказ Минобразования России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 14.12.20153 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ »

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОО (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 в редакции Изменений №1, от 29.06.2011 № 85, в редакции Изменений №2, от 25.12.2013 № 72) СанПиН 2.4.2.2821-10;

  • на основе Основной образовательной программы МБОУ-ООШ №14 х. Ильинов


1. Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования

2. Программы по вариативному курсу «Доноведение» Сухаревская Е.И. для начальной школы. Издательство Баро-Пресс, 2011


1 час в неделю – 34 часа в год



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ДОНОВЕДЕНИЕ»


1. Личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца.

3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3-4 классов

Тема

Количество часов

Коррекционно-развивающие задачи

Педагогические средства, технологии решения педагогических задач

Проблемы, возникающие при изучении темы

Педагогический мониторинг

1

Я и окружающий мир

3

Расширение представлений об окружающем мире.

Развитие пространственных представлений и ориентаций.

Развитие объёма, распределения и концентрации внимания

Личностно – ориентированное развивающее обучение.

Игровые технологии. Технология разноуровневого обучения.

Слабые представления об окружающем мире.

Малый жизненный опыт. Несовершенство мышления и мыслительных процессов.

Текущий контроль.


2

Яркие страницы истории земли Донской

20

Расширение кругозора. Развитие словесно – логического мышления, умения анализировать, находить сходство и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

Объяснительно – иллюстративное обучение.

Малый жизненный опыт.

Сохранение в памяти изученного материала на низком уровне.

Текущий контроль.


3

Человек и природа

7

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

Развитие наблюдательности, чувственности восприятия.

Расширение представлений об окружающем мире.

Объяснительно – иллюстративное обучение.

Несовершенство мышления и мыслительных процессов.

Текущий контроль.


4

Жизнь на Дону

4


Объяснительно – иллюстративное обучение. Игровые технологии

Слабые представления об окружающем мире.

Малый жизненный опыт.

Текущий контроль.


















Календарно – тематическое планирование

Содержательные линии. Тема

Количество часов

Датапроведения

Обязательный минимум

Термины. Понятия

план

Факт

(обосно-вание)

Знать

Уметь

1

Донской край – мой край!

1

05.09


города и районы Ростовской области

показывать границы Ростовской области, называть крупные города области

Географическая карта Войско Донское

2-3

Что ты знаешь о роде своём?

2

12.09

19.09


истории их семьи – семейные традиции.

Собирать данные о себе, о своей семье, о месте проживания составлять летопись своей семьи;

Генеалогическое дерево, род, родословная

4

На казачьем Кругу

1

26.09


историю казачьих символов, управление в казачьей станице.

называть символы казачества

Герб, печать, бунчук, булава, насека

5

Донской казак хват, силой, удалью богат

1

03.10


историю казачьих походов.

значения службы Отчизне, Родине, краю.

описывать наиболее важные события истории родного края;

описывать наиболее важные события истории родного края;

Ратник, степные рыцари

6

Ермак Могучий.


1

10.10


великих людей – наших земляков.


7

Степан Разин.

1

17.10


великих людей – наших земляков.


8-9

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

2

24.10

07.11


важнейшие события в истории родного края;


10

Таганрог – первый порт России

1

14.11


историю города


11

Крепость Димитрия Ростовского

1

21.11



историю города Ростова-на-Дону


12

Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания

1

28.11





важнейшие события в истории родного края;

Восстание

13

Вместе с Суворовым

1

05.12


важнейшие события в истории родного края;


14

Платов Матвей Иванович

1

12.12


великих людей – наших земляков.


15

Новочеркасск - столица казачьего Дона

1

19.12


историю города


16

Бакланов Яков Петрович

1

26.12


великих людей – наших земляков.


17

За землю и за волю

1

09.01


важнейшие события в истории родного края;

;


Гражданская война, «красное казачество», «белое казачество»

18

Дон в годы строительства новой жизни

1

16.01


о жизни Дона при строительстве социализма.

Колхоз, пионер

19

Дон в годы Великой Отечественной войны.

1

23.01


примеры подвигов дончан во время ВОВ


20

День освобождения родного города (села, станицы)

1

30.01



историю освобождения родного города (села) от фашистов


21-22

Мирное время на Донской земле.

2

06.02

13.02


о промышленности нашего края и её отраслях

приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;


23

Волгодонск – город молодости.

1

20.02


значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска, историю города Волгодонска.

описывать наиболее важные события истории родного края;

Цимлянское водохранилище

24

Дом, в котором мы живём.

1

27.02


правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

Экология, экологические проблемы,

25

Экологические Проблемы воздуха в родном крае.

1

06.03


о значении воздуха и воды для живых существ;

основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха

приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;


26

Экологические проблемы воды в родном крае.

1

13.03



27

Экологические проблемы почв родного края

1

20.03


о подземных богатствах нашего края;

о способах добычи полезных ископаемых, о профессиях, связанных с разработкой месторождений, охраной подземных богатств.


28

Охрана полезных ископаемых родного края.

1

03.04



об экологическом равновесии

Экологические катастрофы

29-30

Охранять природу – значит охранять Родину

2

10.04

17.04


правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

называть растения родного края – деревья, кустарники, травы;

узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

представителей животного мира родного края

Красная книга

Заповедники, заказники

31

Троица

1

24.04


о летних обрядах на Дону.

игры, забавы, потехи

организовывать игры


32

Ивана Купала

1

08.05


33

Спасы

1

15.05


34

Я – гражданин Ростовской области

1

22.05


народы, населяющие Ростовскую область

называть народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);





РАССМОТРЕНО

Протокол заседания МС

МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов

от 2018 года № __


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ О.В.Петрова

______________ 2018 г.







21