СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»….......………….....3
1.1Пояснительная записка …......………………………….………….....3
1.2 Цель и задачи программы……….....…………………………….…...4
1.3 Содержание программы …………….....……………………….….....4
1.4 Планируемые результаты …………………....…………………...….7
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»……....……7
2.1 Календарный учебный график…….……………………….…..….....7
2.2 Условия реализации программы….....…………………..…..…...…11
2.3 Формы аттестации ……………...…….………....……….…………11
2.4 Оценочные материалы……..…..…………..…....……….…………11
2.5 Методическое обеспечение ……...…..…………………………….13
2.6 Рабочая программа воспитания..………………………..….........…14
2.7 Календарный план воспитательной работы…......……………..….14
3.Список литературы ……………………………………….…………….….…...16
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с:
1. Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.;
3. Приказом Министерства просвещения РФ № 629 от 27.07.2022 г. «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
4. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
6. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от28.01.2021 № 02 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.01.2021 № 62296);
7. Приказом Минспорта России от 16.11.2022 № 1004 (ред. от 27.08.2024) «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "плавание» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2022 № 71597)
8. Уставом и локальными актами МОАУДО СШ №3.
Направленность: физкультурно-спортивная.
Актуальность разработки и внедрения программы обусловлена потребностью населения в занятиях плаванием детей дошкольного возраста и
обусловлена необходимостью обучить как можно большее число детей элементарным навыкам плавания, в том числе для спасения собственной жизни.
Раннее обучение плаванию комплексно влияет на физическое и психологическое развитие ребенка, формирует любовь к здоровому образу жизни и к спорту в целом.
Отличительные особенности программы заключаются в оптимальном наборе средств и методов физической подготовки, направленных на решение проблемы укрепления здоровья и нормализации уровня физического развития детей дошкольного возраста в групповой форме; в процессе отбора детей с высокими спортивными способностями и мотивацией к дальнейшим занятиям плаванием.
Адресат программы: возраст обучающихся 6 - 7 лет г.Райчихинска без медицинских противопоказаний к занятиям плаванием. Смешанный состав: мальчики, девочки.
Объем программы: 144 часа – 36 недель.
Срок реализации: 1 год.
Формы обучения: очная.
Уровень: ознакомительный.
Психолого-возрастные особенности: обучающихся 6-7 лет находятся на границе между дошкольным и младшим школьным возрастом, что связано с психолого-возрастными изменениями. В этом возрасте дети начинают активно осваивать новые знания и навыки, значительно улучшается восприятие и понимание информации. Развивается способность к сотрудничеству и игре в группе. Происходят изменения и физического развития детей: параллельно с развитием координации движений дети становятся более ловкими и активными, увеличивается выносливость. Физическая культура и спорт очень важны для их здоровья и развития.
Особенности организации образовательного процесса:
Форма реализации образовательной программы: традиционная.
Организационные формы обучения: групповые занятия. Наполняемость: 15 человек.
Режим занятий: групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 15 минут. Продолжительность одного академического часа 30 минут.
Условия зачисления и формирования групп:
Принимаются дети 6 - 7 лет, имеющие медицинское заключение (справка об отсутствии медицинских противопоказаний для занятий плаванием).
1.2 Цель программы: формирование навыков плавания и укрепление физического здоровья, а также выявление и развитие способностей у талантливых обучающихся.
Задачи:
Способствовать формированию привычек по укреплению физического здоровья.
Осуществить адаптацию к водному пространству, путём преодоления негативного отношения к воде.
Способствовать развитию волевых качеств;
Развивать физические качества (ловкость, силу, координацию);
Научить выполнять основные технические элементы в плавании раздельно и согласованно с дыханием;
Обучить основам плавания способами кроль на груди, кроль на спине.
Содержание программы.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Всего | теория | практика | Форма аттестации и контроля |
1 | Теоретическая подготовка | 4 | 4 | | |
1.1 | Правила поведения в бассейне. Техника безопасности | 2 | 2 | | викторина |
1.2 | Спортивный инвентарь и оборудование | 1 | 1 | | опрос |
1.3 | Врачебный контроль и самоконтроль | 1 | 1 | | опрос |
2 | Общая физическая подготовка (ОФП) | 29 | 2 | 27 | |
2.1 | Общеразвивающие, имитационные упражнения на суше и в воде. | 15 | 1 | 14 | тест |
2.2 | Подготовительные упражнения для освоения с водой | 14 | 1 | 13 | тест |
3 | Специальная физическая подготовка (СФП) | 28 | 2 | 26 | |
3.1 | Специальные упражнения на суше и в воде. | 17 | 1 | 16 | наблюдение |
3.2 | Учебные прыжки в воду | 11 | 1 | 10 | наблюдение |
4 | Технико-тактическая подготовка (ТТП) | 70 | 2 | 68 | |
4.1 | Изучение техники плавания способом кроль на груди | 35 | 1 | 34 | тест |
4.2 | Изучение техники плавания способом кроль на спине | 35 | 1 | 34 | тест |
5 | Восстановительные мероприятия | 10 | 1 | 9 | |
5.1 | Спортивно-массовые мероприятия, игры и развлечения на воде. | 10 | 1 | 9 | наблюдение |
6 | Контрольная диагностика. | 3 | 1 | 2 | контрольные нормативы |
| Итого: | 44ч. | 12ч. | 132ч. | |
Содержание учебного плана
1.Раздел: Теоретическая подготовка (4ч).
1.1.Тема: Правила поведения в бассейне. Техника безопасности (2ч).
Теория: Основные меры безопасности и правила поведения в бассейне. Варианты предупреждения несчастных случаев и травм при занятиях плаванием.
Форма контроля: викторина.
1.2.Тема: Спортивный инвентарь и оборудование (1ч).
Теория: Виды инвентаря и способы его применения на занятиях.
Форма контроля: опрос.
1.3.Тема: Врачебный контроль и самоконтроль (1ч).
Теория: Важность врачебного контроля при занятиях плаванием, самоконтроль здоровья обучающихся во время занятий. Устный опрос обучающихся на тему своего самочувствия перед и во время занятия.
Форма контроля: опрос.
2.Раздел: Общая физическая подготовка (ОФП) (29ч).
2.1.Тема: Общеразвивающие, имитационные упражнения на суше и в воде (15ч).
Теория: Техника выполнения упражнений.
Практика: Упражнения на суше (бортике бассейна или в зале) и в воде на развитие всех групп мышц, упражнения на развитие ловкости и координации.
Форма контроля: тест.
2.2.Тема: Подготовительные упражнения для освоения с водой (14ч).
Теория: Свойства воды, погружение и выталкивающая сила, основы правильного дыхания.
Практика: Знакомство с плотностью и сопротивлением воды; погружения с головой, открывание глаз в воде; отталкивание, всплывание и лежание; выдохи в воду; скольжения; элементарные гребковые движения вперед и назад.
Форма контроля: тест.
3.Раздел: Специальная физическая подготовка (СФП) (28ч).
3.1.Тема: Специальные упражнения на суше и в воде (17ч).
Теория: Техника выполнения упражнений.
Практика: Специальные упражнения на суше (бортике бассейна или в зале) и в воде, упражнения на развитие ловкости и координации в пространстве.
Форма контроля: наблюдение.
3.2.Тема: Учебные прыжки в воду (11ч).
Теория: Правила безопасного выполнения прыжков в воду, виды прыжков.
Практика: спад в воду с бортика, выполнение прыжков из разных исходных положений.
Форма контроля: наблюдение.
4.Раздел: Технико-тактическая подготовка (ТТП) (70ч).
4.1.Тема: Изучение техники плавания кроль на груди (35ч).
Теория: Правильное положение тела, выполнение движений руками и ногами, согласование движений руками и ногами.
Практика: Правильное положение тела в воде при плавании кролем на груди, изучение движения ногами кролем на груди и дыхания; изучение движения руками кролем на груди и дыхания; изучение общего согласования движения кролем на груди.
Форма контроля: тест.
4.2.Тема: Изучение техники плавания кролем на спине (35ч).
Теория: Особенности выполнения движений руками и ногами на спине.
Практика: Правильное положение тела в воде при плавании на спине, изучение движения ногами кролем на спине и дыхания; изучение движения руками кролем на спине и дыхания; изучение общего согласования движений кролем на спине.
Форма контроля: тест.
5.Раздел: Восстановительные мероприятия (10ч).
5.1.Тема: Игры и развлечения в воде (10ч).
Теория: Виды игр и эстафет, правила проведения подвижных игр в воде.
Практика: Проведение различных эстафет, игр с мячом, игр на ныряние с игрушками на задержку дыхания, купание.
Форма контроля: наблюдение.
6.Раздел: Контрольная диагностика (3ч).
Теория: Правила и методические указания при выполнении нормативов.
Практика: Сдача контрольных нормативов в форме соревнований.
Форма контроля: контрольные нормативы.
1.4 Планируемые результаты.
По завершении программы обучающиеся:
- сформируют привычки к здоровому образу жизни и к занятию физической культурой;
- преодолеют чувство страха воды;
- разовьют волевые навыки;
- будет улучшена координация движений и развиты ловкость, сила, координация;
- смогут выполнять основные технические элементы в плавании раздельно и согласованно с дыханием;
- будут владеть основами техники плавания способами кроль на груди, кроль на спине.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график.
Число, месяц | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия* | Место прове-дения | Форма конт-роля |
10.09. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ(групповое занятие) | 2 | Правила поведения в бассейне. Правила техники безопасности. Ознакомление с упр.по ОФП* на суше. | спорт.зал, бассейн | викто-рина |
14.09. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Оборудование и спортинвентарь. Разучивание комплекса упражнений по ОФП*. | спорт.зал, бассейн | опрос, наблю-дение |
17.09 | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Врачебный контроль и самоконтроль. Разучивание комплекса упражнений по СФП*. | спорт.зал, бассейн | опрос, наблю-дение |
21.09. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Разучивание имитационных упражнений на суше. Изучение свойств воды, игры на воде. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
24.09. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Освоение выдоха в воду, погружение с головой. Игры на воде. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
28.09. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Обучение ориентированию в воде, лежанию на воде, попеременному движению ног кролем на груди. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
01.10. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Обучение ориентированию в воде, лежанию на воде, попеременному движению рук кролем на груди. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
05.10. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Обучение лежанию, скольжению на воде. Погружение с продолжительными выдохами под водой. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
08.10. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Совершенствование всплываний, закрепление лежания на воде. Обучение попеременному движению ног кролем на груди. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
12.10. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Обучение гребковым движениям рук способом кроль. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
15.10. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Обучение скольжению на груди, на спине в согласовании с движениями ног способом кроль. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
19.10. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Обучение скольжению на груди, спине в согласовании с движениями рук - кроль. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
22.10. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Обучение согласованию работы ног и рук с дыханием. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
26.10. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Совершенствование освоенных ранее упражнений. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
29.10. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Открытое занятие. Контрольные нормативы. | бассейн | тест – № 1, 3 |
05.11. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Разучивание скольжений с различным положением рук. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
09.11. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Закрепление скольжения на груди, умения дышать в сочетании с работой ног. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
12.11. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Плавание при помощи ног кролем на груди с доской. Изучение движений рук в плавании на груди. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
16.11. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Плавание при помощи ног кролем на спине с доской. Изучение движений рук в плавании на спине. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
19.11. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Закрепление скольжения на груди, умения дышать в сочетании с работой ног. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
23.11. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Дальнейшее изучение движений рук в плавании на груди, на спине. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
26.11. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Закрепление скольжений с различным положением рук. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
30.11. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Игры с всплыванием и лежанием на воде. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
03.12. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Игры со скольжением и плаванием. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
07.12. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Закрепление скольжения на груди, умения дышать с работой рук. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
10.12. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Закрепление навыка движений ногами при плавании на груди, на спине. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
14.12. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Закрепление навыка движений руками при плавании на груди, на спине. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
17.12. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Плавание в полной координации кролем на груди, на спине. Эстафеты. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
21.12. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Повторение пройденного материала. Подготовка к открытому занятию. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
24.12. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Повторение пройденного материала. Подготовка к открытому занятию. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
28.12. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Открытое занятие. Контрольные нормативы. | спорт.зал, бассейн | тест – № 4, 6 |
31.12. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | «Спортивный праздник на воде». | бассейн | наблю-дение |
07.01. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Правила поведения в бассейне. Правила техники безопасности. Игры на воде. | спорт.зал, бассейн | викто-рина |
11.01. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Игры на воде с закреплением изучения свойств воды. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
14.01. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Повторение и закрепление погружения с головой. Игры на воде. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
18.01. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Разучивание комплекса упражнений по СФП* на суше, на воде. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
21.01. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Разучивание и закрепление имитационных упражнений на суше, на воде. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
25.01. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Закрепление ориентирования в воде, лежание на воде, попеременному движению ног кролем на груди, на спине. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
28.01. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Врачебный контроль и самоконтроль (правила личной гигиены, закаливание организма). Игры на воде. | спорт.зал, бассейн | опрос, наблю-дение |
01.02. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Совершенствование всплываний, закрепление лежания на воде. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
04.02. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Погружение с продолжительными выдохами под водой. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
08.02. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Удержание туловища на поверхности воды «Звёздочка», «Поплавок» и др. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
11.02. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Совершенствование освоенных ранее упражнений. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
15.02. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Обучение согласованию работы ног, рук с дыханием. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
18.02. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Закрепление скольжения на груди, на спине в согласовании с движениями ног - кроль. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
22.02. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Закрепление скольжения на груди, на спине в согласовании с движениями рук - кроль. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
25.02. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Открытое занятие. Контрольные нормативы. | бассейн | тест – № 1, 2 |
01.03. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Закрепление скольжений с различным положением рук. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
04.03. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Закрепление скольжения на груди, умения дышать в сочетании с работой ног. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
11.03. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Плавание при помощи ног кролем на спине с доской. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
15.03. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Повторение освоенных ранее упражнений. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
18.03. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Плавание при помощи ног кролем на груди, на спине. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
22.03. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Плавание кролем на груди, на спине в согласовании с руками. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
25.03. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Игры на воде, эстафеты. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
29.03. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Закрепление навыка движений ногами, руками кролем при плавании на груди. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
01.04. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Закрепление навыка движений ногами, руками кролем при плавании на груди. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
05.04. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Закрепление навыка движений ногами, руками кролем при плавании на спине. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
08.04. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Дальнейшее изучение движений ног в плавании на груди, на спине. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
12.04. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Плавание в полной координации кролем на груди, спине. Эстафеты. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
15.04. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Совершенствование движений рук при плавании на груди, на спине. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
19.04. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Закрепление двигательных навыков. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
22.04. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Повторение пройденного материала. Подготовка к открытому занятию. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
26.04. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Открытое занятие. Контрольные нормативы. | бассейн | тест – № 3, 6 |
29.04. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Закрепление навыка движений руками при плавании на груди, на спине. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
03.05. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Закрепление навыка движений ногами при плавании на груди, на спине. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
06.05. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Плавание в полной координации кролем на груди. Эстафеты. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
10.05. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Повторение пройденного материала. Подготовка к открытому занятию. | спорт.зал, бассейн | наблюдения |
13.05. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Открытое занятие. Контрольные нормативы. | спорт.зал, бассейн | тест – № 4, 5 |
17.05. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Совершенствование освоенных ранее упражнений. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
20.05. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | Закрепление двигательных навыков. Игры. | спорт.зал, бассейн | наблю-дение |
24.05. | 11.00ч - 11.30ч. перерыв - 15 мин. 11.45ч - 12.15ч. | ГЗ | 2 | Итоговое занятие. | спорт.зал, бассейн | контрольные нормативы |
27.05. | 10.00ч - 10.30ч. перерыв - 15 мин. 10.45ч - 11.15ч. | ГЗ | 2 | «Спортивный праздник на воде». | бассейн | наблю-дение |
*Примечание.
- общая физическая подготовка (ОФП);
- специальная физическая подготовка (СФП).
2.2 Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение: обучение проводится в малом бассейне, а также на суше (бортик бассейна или зал).
Для плодотворных занятий по плаванию используются:
1) доски для плавания;
2) резиновые мячи;
3) игрушки для ныряния.
Информационное обеспечение:
Наглядные пособия (рисунки, плакаты).
2.Видео-уроки: Обучение технике спортивного плавания (в наличии).
3.Использование электронных ресурсов:
4.Лучшие упражнения для плавания. Swimmate/ru – URL: https:// rustube( 22.10.2024).
5.Обязательная разминка перед плаванием. ОФП для пловцов – URL: https://thewikihow.com/video_7dc67nSikDc( 22.10.2024).
6.Уроки плавания – на Video.Sibnet.Ru( 29.12.2024).
Кадровое обеспечение:
- педагог дополнительного образования с высшим или средним профессиональным образованием.
2.3 Формы аттестации.
Для оценки эффективности достижения целей и выполнения задач программы, а также для выявления динамики обучения и прогнозирования личных достижений обучающихся используются следующие формы аттестации: опрос, тест, викторина, наблюдение, соревнования.
Текущий контроль: наблюдение, опрос.
Промежуточный контроль: викторина, октябрь (тест № 1, 3); декабрь (тест № 4, 6); февраль (тест № 1, 2); апрель (тест № 3, 6); май (тест № 4, 5).
Итоговый контроль: контрольные нормативы.
Результаты выполнения контрольных нормативов за учебный год по ОФП, СФП и ТТП вносятся в протокол, по которому отслеживается динамика обучения, развитие и личные достижения каждого обучающегося.
2.4 Оценочные материалы.
Основными критериями оценки обучающихся по программе «Азы плавания» являются: регулярность посещения занятий; положительная динамика адаптации к воде; уровень освоения двигательных навыков, позволяющий выявить одарённых детей.
Нормативы контрольных испытаний для оздоровительных групп
Промежуточный контроль |
№ | Тест (контрольные нормативы) | Мальчики | Девочки |
1 | Погружение с продолжительными выдохами под водой (с) | 5 и менее – не зачёт (-) 6 и более – зачёт (+) |
2 | Удержание туловища на поверхности воды «Звёздочка», «Поплавок», «Медуза» (с) | 15 и менее – не зачёт (-) 16 и более – зачёт (+) |
3 | Скольжение «Стрелочка» (м) | 5 и менее – не зачёт (-) 6 и более – зачёт (+) |
4 | Упражнение «Торпеда» на груди, на спине (м) | 7 и менее – не зачёт (-) 8 и более – зачёт (+) |
5 | Проплыть при помощи ног кролем с доской на груди, на спине (м) | 14 и менее – не зачёт (-) 15 и более – зачёт (+) |
6 | Выполнить спад в воду | выполнил (+) не выполнил (-) |
Итоговый контроль |
№ | Тест (контрольные нормативы) | Мальчики | Девочки |
1 | Погружение с продолжительными выдохами под водой (с) | менее 10 – не зачёт (-) 10 и более – зачёт (+) |
2 | Скольжение (м) | 6 и менее – не зачёт (-) 7 и более – зачёт (+) |
3 | Проплыть при помощи ног кролем с доской на груди, на спине (м) | менее 20 м – не зачёт (-) 20 и более – зачёт (+) |
4 | Проплыть кролем на груди (м) | 12 и менее – не зачёт (-) 12 и более – зачёт (+) |
5 | Проплыть на спине (м) | 12 и менее – не зачёт (-) 12 и более – зачёт (+) |
6 | Выполнить спад в воду | выполнил (+) не выполнил (-) |
*Примечание: + норматив считается выполненным при улучшении показателей.
По итогам сдачи контрольных нормативов принимается решение о переводе обучающегося в группу начальной подготовки первого года обучения.
Опрос: на тему «Спортивное оборудование и инвентарь для плавания» (поможет выявить проблемы обучающегося при их использовании).
Как часто вы занимаетесь плаванием? | Какое оборудование для плавания вы знаете? | Какое оборудование вы используете для плавания ? | Кто помогает вам при выборе? | С какими проблемами сталкиваетесь при его использовании? |
| | | | |
| | | | |
Викторина: на тему «Техника безопасности в бассейне» (выбрать один правильный вариант ответа).
Вопрос Вариант ответа | Какой из следующих предметов НЕ рекомендуется брать с собой в бассейн? | Что нужно делать перед тем, как войти в бассейн? | Какое поведение считается безопасным в бассейне? | Обязательный предмет спасательного оборудования в бассейне? | Кто должен всегда находиться у воды во время занятия? | Кто должен осматривать посетителей бассейна на наличие мед.допуска? |
A | Плавательные очки | Принять душ | Бегать вокруг бассейна | Лестница | Никто | Директор |
B | Стеклянная бутылка | Позвонить другу | Прыгать в незнакомые места | Спасательный круг | Друг или соседи | Врач, медицинский работник |
C | Полотенце | Надеть обувь | Соблюдать дистанцию | Лежак | Случайный прохожий | Спасатель |
D | Купальный костюм | Подождать 30 минут | Залезать на бортик | Рюкзак | Тренер, инструктор | Друг |
Наблюдения: Таблица наблюдения за навыками плавания.
Навыки Ф.И. об-ся | Дата проведе-ния | Дыхание (кроль на груди): на 2 стороны +; на 1 сторону - | Согласование движений рук и ног (кроль на груди): удовлетворительно +; неудовлетворительно - . | Согласование движений рук и ног (кроль на груди): удовлетворительно +; неудовлетворительно - . |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
2.5 Методическое обеспечение программы
Структура учебно-тренировочного занятия включает теоретическую, практическую (физическую), технико-тактическую и психологическую подготовки.
Методы, используемые на занятиях:
Общепедагогические: словесные (беседа, рассказ, объяснение); наглядные (метод опосредованной наглядности, метод непосредственной наглядности).
Практические: метод строго регламентированного упражнения; метод, направленный на освоение техники плавания; метод, направленный на воспитание физических качеств; игровой метод; соревновательный метод.
Технологии, применяемые на занятиях:
Здоровьесберегающая технология – физические упражнения, закаливание и правила гигиены. Обязательная диспансеризация с индивидуальными рекомендациями к объему физической нагрузки обучающегося. Проведение обязательной разминки на суше и в воде в целях подготовки организма к работе.
Технология личностного ориентирования – заключается в создании условий для развития личности, её уникальных способностей и интересов. Включает в себя такие компоненты, как индивидуальный подход, создание комфортной образовательной среды, открытый доверительный диалог. Это помогает выстраивать учебный процесс так, чтобы он был максимально эффективен для каждого обучающегося, способствует более активному учебному процессу.
Игровая технология – снимает напряжение, вызывает положительные эмоции, ускоряет процесс адаптации ребенка на занятиях. Проводятся различные игры с мячом на улучшение скорости и ловкости; эстафеты, формирующие соревновательных дух ребенка и улучшающие взаимоотношения с другими обучающимися.
Тестовая технология позволяет проводить промежуточные и итоговые тестирования по ОФП и СФП, наблюдать общую успеваемость, сохранность контингента и уровень результатов обучающихся.
2.6 Рабочая программа воспитания.
Воспитательная работа направлена на развитие личности обучающегося, формирования его жизненных ценностей и социального поведения.
Цель: создание условий, содействующих успешной социализации личности, через формирование правильного отношения к своему здоровью.
Задачи:
1. Воспитывать волевые качества обучающихся.
2. Воспитывать чувство стремления к обучению и приобретению навыков плавания.
3. Воспитывать привычки к ведению здорового образа жизни и к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
4.Создать условия для развития и укрепления эмоционального и личностного здоровья обучающегося.
5. Вовлекать родителей в обучение детей плаванию.
Формы воспитательной работы: конкурсы рисунков, конкурсы поделок, родительские собрания, спортивно-массовые праздники, игровые программы.
Методы: беседа, наблюдения, открытые занятия.
Результаты воспитательной работы:
- регулярное посещение занятий;
- динамика эмоционального состояния обучающегося;
- активное участие родителей в спортивно-массовых праздниках.
2.7 Календарный план воспитательной работы.
№ | Форма | Тема | Сроки |
1 | Социальное воспитание. |
Родительские собрания. | «Плавание для детей дошкольного возраста». «Раннее самоопределение детей». | Сентябрь, Март |
| Беседы с родителями. | «Минутки безопасности: правила поведения и техника безопасности на суше/ воде». «Врачебный контроль и самоконтроль». «Как помочь ребёнку преодолеть чувство страха перед водой». «Нахождение ребёнка в коллективе: как избежать конфликты». «Участие родителей в спортивной жизни ребёнка». | Сентябрь, Ноябрь, Январь, Апрель, Май |
| Открытые учебно-тренировочные занятия. | «Демонстрациия приобретенных умений и навыков в области плавания у детей». | Октябрь, Декабрь, Февраль, Апрель, Май |
2 | Эстетическое воспитание. |
Конкурсы на лучшую поделку или рисунок. | «От чистого сердца – для мамы!» | Ноябрь |
Конкурсы на лучшую поделку или рисунок. | «Здравствуй Новый год!» | Декабрь |
Спортивно-массовый праздник – эстафеты на воде. | «Весёлые каникулы!» | Январь |
Конкурс рисунков к 8 Марта! | «Мы вас любим!» | Март |
| Спортивно-массовый праздник – эстафеты на воде. | «Здравствуй, лето!» | Май |
3 | Патриотическое воспитание. |
Конкурс рисунков. | «Защитники Отечества» | Февраль |
Конкурс рисунков /плакатов. | «Этот День победы!» | Май |
Конкурс рисунков к Дню защиты детей. | «Я и моя семья». | Май |
Список литературы.
Для педагогов.
1.Карпенко Е.Н., Короткова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание: Игровой метод обучения.-М.:Олимпия Пресс; Донецк: Пространство, 2006-48 с.
2.Кашкин А.А., Попов О.И., Смирнов В.В. «Плавание: Примерная программа спорт.подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР», М.:Советский спорт, 2006. – 216с.
3. Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ / Голубева С.А., Лантухова И.А. – Благовещенск: Изд-во ГАУ ДПО «АмИРО», 2022-111 с.
4.Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.А. «Обучение плаванию в детском саду» - М.: Просвещение 1991, - 159с.
5.Остроушко С.В. «Программа начального обучения плаванию детей 7-9 лет «36 часов»:учебно-методическое пособие для тренеров по плаванию.-Хабаровск. 2012.
6.Петрова Н.Л., Баранов В.А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста/ Н.Л.Петрова, В.А.Баранов.-М.:«Издательство ФАИР»,2008.-120с.:ил.
7.Сидорова И.В. Как научить ребенка плавать: практическое пособие/И.В. Сидорова. – М.: Айрис- пресс, 2011- 144с.ил.- (Культура здоровья с детства).
8.Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.А. «Обучение плаванию в детском саду» - М.: Просвещение 1991, - 159с.
9.Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие/Под ред. А.А.Чеменевой. – СПб. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2011.
Для родителей.
1.Сидорова И.В. Как научить ребенка плавать: практическое пособие/И.В. Сидорова. – М.: Айрис- пресс, 2011- 144с.ил.- (Культура здоровья с детства).
2.Осокина Т.И., Тимофеев Е.А., Богина Т.А. «Обучение плаванию в детском саду» - М.: Просвещение 1991, - 159с.
Для детей.
1.Плавание: пер.с англ.-М.:Астрье;АСТ,2010. – 32с., - (Спорт от А до Я).