СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДООП "Основы вокала" (5-9 классы)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДООП "Основы вокала" (5-9 классы)»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ МЕДВЕНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПАНИКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

307054, Курская область, Медвенский район, с.Паники, ул.Молодежная, д.137 б

Тел. (47146) – 4-66-67

Адрес эл.почты: [email protected]



Принято на педагогическом совете школы

протокол № _

от «__» августа 2022 г.


Председатель: ________ /Потопахин А.А./


Утверждено

Приказ № __

от «__» августа 2022 г.


Директор ___________ /Н.В. Суровцева/










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Основы вокала»

художественная направленность



возраст обучающихся 11-15 лет

срок реализации программы 1 год

72 часа






Составитель программы:

Пьяных Алексей Александрович

педагог дополнительного образования







с.Паники 2022 г.

Содержание



  1. Пояснительная записка

  2. Цель, задачи программы

  3. Планируемые результаты программы

  4. Учебный план программы

  5. Содержание учебного плана

  6. Календарный учебный график

  7. Условия реализации программы

  8. Формы контроля и аттестации

  9. Оценочные материалы

  10. Методические материалы

  11. Рабочая программа воспитания

  12. Список используемой литературы







































  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы вокала» художественной направленности.

Пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. Физиологически все люди способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань, наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате. Чтобы научиться петь красиво и профессионально, важно освоить дыхательную технику, научиться правильно интонировать, использовать и развивать свои резонаторы.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, научиться голосом передавать эмоциональное состояние, разработана программа «Основы вокала».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы вокала» имеет художественную направленность, так как направлена на развитие творческих и художественных способностей, эстетической культуры, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения учащихся.

Актуальность программы: обусловлена запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития, а также популяризацией в последнее время вокального творчества, в повышении роли эстетического воспитания детей и подростков, так как музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей. Интерес к музыке, в особенности к вокальному исполнительству, увлечённость музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль, чтобы она служила формированию духовной культуры. Музыкальное воспитание детей - именно то своеобразное явление, которое характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка.

Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.

Адресат Программы

Программа адресована для обучающихся среднего школьного возраста.

Предполагаемый состав – учащиеся 5 – 9 классов.

Программа адресована для детей разной категории независимо от степени предварительной подготовки, уровня формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физического здоровья, половой принадлежности (принимаются и мальчики и девочки). Приветствуется сформированный интерес заниматься вокальным исполнительством.

Списочный состав групп формируется в соответствии с учетом вида деятельности, санитарных норм, по норме наполняемости, согласно Уставу учреждения, составляет 10-15 человек в одной группе.

Объем программы

Срок реализации программы - 1 год.

Общее количество учебных часов - 72 часа.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Программа «Основы вокала» ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей детей и подростков разных возрастных категорий. Программа рассчитана на детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности. Набор в объединение осуществляется без специальной подготовки, от обучающихся не 4 требуется специальных знаний, умений и навыков.

Программа разноуровневая, имеет стартовый уровень.

Стартовый уровень – предполагает один год обучения. Программа ориентирована на выявление способностей каждого ребенка, активное включение его в новое для него образовательное пространство.

Принцип организации занятий – групповой и индивидуальный.

Состав группы – постоянный.

Виды занятий – лекции, беседы, тематические занятия, практические занятия, концерты, участие в мероприятиях и творческих отчётах.

Основной формой работы с детьми являются фронтальные занятия для изучения теоретического материала по темам и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Виды учебных занятий на протяжении учебного года разные. Все учебные занятия включают в себя как теоретическую часть, так и практическую.


Режим занятий

Установленная недельная учебная нагрузка обучения – 2 часа;

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Установленная продолжительность одного занятия – 45 минут;

Установленная продолжительность времени отдыха между занятиями – 5 минут.



  1. Цели и задачи программы

Цель программы: развитие вокальных способностей учащихся, формирование интереса к певческой культуре, а также выявление, развитие и поддержка наиболее талантливых учащихся.

Реализация данной программы предполагает следующие задачи:

Личностные:

  • сформировать устойчивый интерес к музыкальному творчеству;

- развитие учащегося как духовно- нравственной личности.

- развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность.

Метапредметные:

-развитие устойчивого интереса к мировой вокально- исполнительской культуре;

- воспитание стремления к самостоятельной организации работы на занятиях и вне занятий;

- развитие устойчивого навыка самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д.

Предметные:

- сформировать вокально-хоровые навыки, навыки певческой установки;

- научить использовать при пении мягкую атаку;

- сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память; расширить диапазон голоса; развить умение держаться на сцене



3. Планируемые результаты освоения программы


В результате полученных обучающимися основ знаний, умений и навыков по сольному и хоровому вокальному исполнительству, а также нравственному совершенствованию, формированию внутренней культуры, коллективизма, воспитания - все это в комплексе предполагает получение следующих результатов:

Личностные:

  • сформирован устойчивый интерес к музыкальному творчеству;

- развитый обучающийся как духовно- нравственной личность.

- развитые умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность.

Метапредметные:

-развитый устойчивый интерес к мировой вокально-исполнительской культуре;

- сформировано стремление к самостоятельной организации работы на занятиях и вне занятий;

- развитый устойчивый навык самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д.

Предметные:

- сформированы вокально-хоровые навыки, навыки певческой установки;

- освоено умение использовать при пении мягкую атаку;

- сформирована вокальная артикуляция, музыкальную память; расширен диапазон голоса; развито умение держаться на сцене



4. Учебный план

Тема

Количество часов


Форма контроля

всего

теория

практика

1

 Вводное занятие.

1

0,5

0,5

Стартовая /начальная диагностика

2

Вокально-хоровая работа

36

6

30

Текущий контроль, промежуточное диагностирование

3

Учебно-тренировочный материал

30

4

26

Текущий контроль, промежуточное диагностирование

4

Массовая деятельность

4


4

Практикум. Наблюдение

5

. Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Итоговая диагностика


ИТОГО

72

11

61




5. Содержание учебного плана

  1. Вводное занятие (1ч.)

Теория (0,5ч.) Раскрытие особенностей работы вокального объединения «Основы вокала» Правила ТБ на занятиях.

Практика (0,5ч.) Стартовая диагностика


  1. Вокально-хоровая работа (36ч.)

Теория (6ч.) Упражнения на владение голосовым аппаратом при пении различных упражнений и песен. Музыкальная теория. Объяснение понятия «выразительные средства музыки». Понятие «настроение» и «характер» музыки. Профилактика и гигиена голоса. Слушание многоголосных хоровых произведений

Практика (30ч.) Музыкально-ритмические этюды, рисование наглядных образов, соответствующим произведениям.


Пение произведения

Народная песня – раскрытие исторического значения, содержания, анализ её текста, разъяснение непонятных (забытых слов). Раскрытие особенностей голосоведения исполняемой песни. Выразительность исполнения, сопереживание смыслу песни. Классика – беседа об исторической эпохе, в которой жил и творил композитор – классик, анализ произведения. Понятие «настроение» и «характер» музыки. Понятие «логические ударения» в музыкальных фразах. Ровное звучание унисона. Формирование индивидуальной манеры исполнения вокальных произведений. Приемы дыхания в произведениях разного характера. Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения. Средства музыкальной выразительности (твердая атака). Особенности импровизации. Формирование навыков исполнения бэк – вокала певческое вибрато. Приемы дыхания в произведениях разного характера. Формирование навыков исполнения на три голоса (ансамблевая работа). Аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам. Работа над чистотой интонирования по интервалам. Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям. знание структуры песни. Цепное дыхание. Совершенствование правильного дыхания. 9 Понятие «легато», «нон легато», «стаккато». Приемы звукообразования (мягкая атака). Типы дыхания. Пение по интервалам. Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.

Правила охраны голоса в предмутационный и мутационный период.


  1. Учебно-тренировочный материал (30ч.)

Теория (4ч.) Постановка голоса, дыхание, многоголосие, техника, диапазон

Практика (26 ч.)

Постановка корпуса. Певческая установка стоя и сидя. Ритмические вокальные упражнения. Упражнения для расширения диапазона. Дыхательные упражнения для формирования певческого дыхания. Совершенствование музыкальной грамоты. Работа над музыкально-выразительными средствами: мелодия, гармония, лад, темп, ритм, размер, динамика.

Связь музыкальной грамоты с пением учебно – тренировочного материала Постановка голоса.

Снятие психологических зажимов. Формирование умения контактировать с публикой.

Сценическое мастерство (сценическая речь, сценическое движение, актерское мастерство)


Пение учебно-тренировочного материала:

Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения. Вокальные упражнения для правильного формирования звука. Совершенствование знаний о звукообразовании, артикуляции, унисоне, строе, мелодии. Дикционные упражнения.

Пение импровизаций:

Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах. Пение импровизация на стихотворные тексты, вопросы-ответы. Инсценирование песен. Музыкально-ритмические упражнения. Пение импровизаций – вариаций, на заданную тему в различном характере, с различным ритмическим рисунком.

Коллективное исполнение песен.

Метод сценической импровизации.

Ансамблевая импровизация. Пластические, мимические этюды.

Развитие ассоциативного мышления. Импровизация в заданной тональности


  1. Массовая деятельность (4 ч.)

Практика (4ч.)

Культура сцены. Выход, воздействие на зрителя, умение контактировать с залом, самодисциплина, ощущение сцены. Передача образа исполняемого музыкального произведения.


  1. Итоговое занятие (2ч.)

Теория (0,5ч.) Подведение итогов обучения. Выступление на отчетном мероприятии

Практика (0,5ч.) Рефлексия



6. Календарный учебный график

на 2022-2023 учебный год

п/п

Тема урока

К-во

часов

Дата

Форма контроля

план

факт

Вводное занятие

1



Стартовая диагностика

Вокально-хоровая работа. Певческая установка

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Правила распевания

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Развитие навыков

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Голосообразование

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Возможности голоса

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Слух

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Певческое дыхание

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Певческий вдох

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Элементы техники

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Дикция

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Цепное дыхание


1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Унисон

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Ноты

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Ритм

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Дыхательная гимнастика

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Речевые игры

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал.

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Техника

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал.

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Фолкстиль

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Легато

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Упражнения

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Певческий материал

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Отработка

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Самостоятельное пение

1



Текущий контроль

Массовая деятельность

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Вокальная позиция

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Вокальная дикция

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Постановка голоса

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Интонирование

1



Текущий контроль

Массовая деятельность

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Звукообразование

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Сцена

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Интонирование

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Кульминация

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Цепное дыхание

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Стаккато

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Фразировка

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Упражнения

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Голосоведение

1



Текущий контроль

Вокально -хоровая работа. Атака звука

1



Текущий контроль

Вокально -хоровая работа. Штрихи

1



Текущий контроль

Вокально -хоровая работа. Затакт

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Муз.форма

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Окраска звука

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Образ

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Трезвучия

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Полетность голоса

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Эстрада

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Джаз

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Народные мотивы

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал.

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Модуляции

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал.

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Джаз

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Синкопа

1



Текущий контроль

Массовая деятельность

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал.

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Виды дыхания

1



Текущий контроль

Вокально-хоровая работа. Джазовая техника

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал. Игры

1



Текущий контроль

Учебно-тренировочный материал.

1



Текущий контроль

Массовая деятельность

1



Текущий контроль

Итоговое занятие, отчет

1



Итоговый контроль

ИТОГО

72






7. Условия реализации программы

Реализация программы позволяет создать личностно-значимый для каждого обучающегося духовный продукт (в виде игровой программы, постановки и т.д.).

1. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной программы), и отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам «Педагог дополнительного образования».

2. Материально – техническое обеспечение: наличие кабинета для теоретических занятий, сцены для репетиционных занятий.

Кабинет оборудован столами, стульями в соответствии с государственными стандартами, мультимедийное оборудование, экран, звуковая колонка, ноутбук, флешкарта, музыкальные фонограммы, видеозаписи.

3. Информационное обеспечение: специальная литература, аудио-, видео-, фото – материалы, интернет источники.

4. Методическое обеспечение:

- методическая литература;

- конспекты занятий;

- пьесы отечественных и зарубежных композиторов;

- комплекс игр и упражнений по развитию певческих навыков, развитие координации слуха и голоса, развитие чувства темпа и ритма.







8. Формы контроля и аттестации

Освоение Программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом.

Текущий контроль: проводится на каждом учебном занятии в течение всего учебного года. Такой вид контроля способствует улучшению учебного процесса, так как происходит проверка знаний, умений по учебному материалу у обучающихся. Текущий контроль так же позволяет своевременно выявить пробелы и оказать помощь обучающимся в усвоении программного материала. Текущий контроль включает в себя выполнение практической работы, наблюдение, опрос, обсуждение за «круглым столом», самостоятельные работы, анкетирование.

Промежуточный контроль: проводится в середине учебного года по индивидуальным картам учёта усвоения знаний, умений, разработанных педагогом. По его результатам, при необходимости можно внести необходимые коррективы в обучение.

Итоговый контроль: проводится в конце учебного года. Он позволяет оценить результативность работы обучающегося за весь учебный год. Итоговый контроль осуществляется в форме организации и проведения концерта, в ходе которого обучающиеся продемонстрируют свои знания, умения и навыки.

Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовые работы, журнал посещаемости, фото с занятий, фото готовых работ.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: отслеживание посещаемости по журналу.

9. Оценочные материалы

Диагностические процедуры, используемые в рамках Программы, имеют непосредственную связь с содержательно-тематическим направлением программы. Задания, используемые в оценочных материалах, опираются на соответствие уровня сложности заданий уровню программы, осваиваемому обучающимся.

1.Личностные результаты:

Диагностика уровня музыкально-эстетического развития

Изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса школьников к восприятию музыки. Оцениваются такие качества как музыкальная отзывчивость на произведения музыкального искусства, сосредоточенность, память, внимание, продуктивность и гибкость мышления, перфекционизм и т.д. Проводится два раза в год, результаты вносятся в журнал индивидуальных образовательных результатов обучающегося.


2. Метапредметные результаты:

Диагностика чувства темпа и метроритма

Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.


3. Предметные результаты

Опрос «Техника безопасности работы с материалами и инструментами» проводиться на вводном занятии первого года обучения и показывает, насколько обучающиеся поняли правила техники безопасности.

Анкета «Мои увлечения» проводится в начале года, с целью выявления заинтересованности детей в художественном творчестве.

Анкета «Моё любимое занятие» проводится в конце учебного года, для выявления удовлетворенности при посещении занятий объединения.

Готовая практическая работа оценивается педагогом по критериям: самостоятельность выполнения, правильная последовательность соединения цепи.

Индивидуальные карты учёта усвоения знаний, умений и навыков

Проводятся дважды - в середине учебного года (промежуточная аттестация) и в конце учебного года (итоговая аттестация). Результаты вносятся в журнал индивидуальных образовательных результатов обучающегося.

Карты устного опроса используются в конце учебного года как оценка усвоения материала за весь период обучения.



Диагностика уровня музыкально-эстетического развития обучающихся

        Детям предлагается для прослушивания (1-1,5 мин) два отрывка: «Песня жаворонка» из «Детского альбома» и марш из балета «Щелкунчик» П.И.

Чайковского. В процессе наблюдения за поведением детей в ходе слушания музыки фиксируются следующие особенности восприятия:

· сосредоточенность (внимание в процессе всего восприятия, его устойчивость);

· воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмического рисунка;

· проявление у ребенка интереса к слушанию музыки;

· наличие эмоционального отклика на музыку (эмоциональная активность в процессе слушания);

· адекватность эмоциональных реакций передаваемому в произведении настроению.

Особенности восприятия фиксируются в протоколе. Качественные проявления оцениваются по 3-балльной системе:

· 1 балл - низкий уровень эмоциональной отзывчивости: ребенок отвлекается, не слушает;

· 2 балла - средний уровень эмоциональной отзывчивости: внешние показатели проявляются по инициативе взрослого, носят не устойчивый характер;

· 3 балла - высокий уровень эмоциональной отзывчивости: показатели проявляются ярко, без инициативы взрослого.

Таким образом, суммарный балл по результатам слушания двух музыкальных отрывков позволит определить уровень эмоциональной отзывчивости дошкольников:

· 24 - 30 баллов - высокий;

· 20 - 24 балла - средний;

· до 20 баллов - низкий.


Диагностика чувства темпа и метроритма

Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант"

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)". После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей "партии" ребёнок играет "вступление" (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.

В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 ударов).

После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением.

Критерии оценки:

  • адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;

  • адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;

  • ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;

  • сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень.


Диагностика воспитанности обучающегося объединения «Основы вокала»

Фамилия, имя ребенка_______________________________________

Возраст___________ Год обучения____________


Система оценок названных поведенческих проявлений:

0 баллов – не проявляется

1 балл – слабо проявляется

2 балла – проявляется на среднем уровне

3 балла – высокий уровень проявления

Анкета «Мои увлечения»

(Проводится в начале реализации программы)

1. Чем ты занимаешься в свободное время?

1) читаю

2) рисую

3) занимаюсь спортом

4) что-то мастерю

5) слушаю музыку, пою

6) ничего не делаю

2. Кто посоветовал тебе посещать занятия кружка «Основы вокала»?

1) родители

2) учитель, воспитатель

3)сам так решил

4) друзья

5) кто-то другой (напиши кто) ___________________

3. Чему ты хочешь научиться на занятиях кружка «Основы вокала»?

1) больше знать о музыке

2) петь

3) я не знаю

4) чему-то другому (напиши чему) _____________________

4. Какие качества своего характера ты хочешь развить на занятиях кружка «Основы вокала»?

1) аккуратность

2) креативность

3) усидчивость

4) внимательность

5)трудолюбие

6) другие качества (напиши какие) _______________________

Анкета «Моё любимое занятие»

1. Нравилось ли тебе заниматься в кружке «Основы вокала»?

А) да

б) нет

2. Чему ты научился, посещая данное объединение? Напиши.

________________________________________________________________________________________________________________________

3. Помогли ли тебе занятия в кружке стать более креативным, усидчивым, ответственным?

А) да

б) нет

4. Можешь ли ты сказать, что занятия конструктором «Основы вокала» стало одним из твоих любимых занятий?

А) да

б) нет

5. Посоветуешь ли ты своим друзьям и знакомым занятия в объединении «Основы вокала»?

А) да

б) нет



11. Методические материалы

Методы обучения:

1.Объяснительно - иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

2.Репродуктивный – обучающиеся производят полученные знания и освоенные способы деятельности.

3.Частично – поисковый – участие детей в поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

4.Исследовательский – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.


Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  1. Словесный (устное изложение, беседа).

  2. Наглядный (показ схем, наблюдение).

  3. Практический (практическая работа).


Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся занятия:

  1. Фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися.

  2. Групповой – организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек).

  3. Парный – организация работы по парам.

  4. Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решения проблем.


Активные и интерактивные методы:

1.Мозговой штурм - поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.

2. Деловые игры - во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.


Методы воспитания:

1.Убеждение - воздействия на интеллектуальную сферу, формирование личности.

2.Поощрение - одобрение, похвала, благодарность, ответственное поручение, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения.

3.Упражнение - организация деятельности и формирования опыта поведения обучающихся.

4. Стимулирование - соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха.

5.Мотивация


Формы учебного занятия:

- Фронтальная – работа со всем коллективом детей на занятии.

- Групповая – создание микрогрупп (2-3 человека) для выполнения определенного задания.

- Коллективная – дети могут сотрудничать друг с другом, работая в микрогруппах.

- Индивидуальная – очень результативная форма обучения, если кому необходима помощь в сборке или что – то объяснить.

Педагогические технологии:

В основу разработки и реализации общеобразовательной программы «Основы вокала» положены технологии, которые ориентированы на формирование ключевых компетенций обучающихся и способствуют развитию их технических способностей. Основные приоритеты отдаются лично-ориентированным технологиям, ставящим в центр образовательной системы личность ребёнка:

-Технологии развивающего обучения (Цель: - максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности)

-Технологии индивидуализации обучения (индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными).

Большое значение имеют:

- Технологии группового обучения (организация совместных действий, коммуникация, общение, взаимопонимание, взаимопомощь.);

- Технологии коллективного взаимообучения (обучение путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого);

-Технологии коллективной творческой деятельности (достижение творческого уровня является приоритетной целью)

-Технологии игровой деятельности (педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.);

- Здоровьесберегающие технологий способствуют воспитанию культуры труда и общения, сохранению здоровья). Организационно - педагогические технологии – это не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете. Психолого – педагогические технологии - на занятиях всегда присутствует доброжелательная обстановка, которая повышает работоспособность, эмоциональный комфорт. Учебно - воспитательные технологии – проведение физкультминутки, динамических пауз в форме игры.

-Воспитательные технологии: Коллективное творческое дело - развитие творческого потенциала.

Тренинг общения - опыт позитивной коммуникации, опыт эмоциональных переживаний, формирование полезных социальных привычек и навыков.

Групповая проблемная работа - опыт формирования личностных позиций и мнений, опыт конструктивного обсуждения актуальных проблем.

Алгоритм учебных занятий

1.Подготовительный этап:

 – организационный момент;

- подготовка обучающихся к работе на занятии;

- выявление пробелов и их коррекция;

- проверка (технического) творческого, практического задания.

2.Основной этап:

- подготовка к новому содержанию;

- обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности;

- формулировка темы, цели учебного занятия;

- усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность);

- применение пробных практических заданий, которые дети выполняют самостоятельно.

3.Практическая работа.

4.Итоговый этап:

 – подведение итога занятия что получилось, на что надо обратить внимание, над чем поработать;

- мобилизация детей на самооценку;

- рефлексия.

Дидактические материалы: схемы (используются из приложения к «Основы вокала» книга №2), раздаточный материал.


\


11. Рабочая программа воспитания

(Приложение №1)


12. Список литературы

Нормативные документы:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);

2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);

3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);

5. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее - Концепция);

6. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».

12.УСТАВ муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества Здвинского района от «02» декабря 2015г. № 321- па

13.Локальный акт о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МКОУ ДО ДДТ


Список используемой литературы:

  1. Асланова Л.И. Вокальное воспитание детей и подростков на уроках сольного пения в детском хоровом коллективе. – М., 2012.

  2. Готсдинер A.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974.

  3. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. – Ярославль, 2004г.

  4. Клинова Г.А. Основные работы над произведениями элементами движения. Ст. Северская, 2011.

  5. Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей школьников: Методическое пособие. – М., 2004г.

  6. Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: учеб. пособие. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002.

  7. Мелик-Пашаев А.А. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие: метод. пособие. Дубна: Феникс+, 2006.

  8. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. М.: Юрайт, 2008.

  9. Учите детей петь. Сост. Т.Орлова, С.Бекина, - М: Просвещение, 1988

  10. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковых, 1999

  11. Иванников В.Ф. Методика поточного пения. М.: 2005

  12. Охомуш Т.В. Чистый голос (Методика обучения эстрадному вокалу). – Иваново: 2002

  13. Пекерская Е.М. Вокальный букварь. - М.: Изд. «Музыка», 2001

  14. Рамзина И., А. Васильев «Вокальная механика ч.1 Дыхание и поддержка вокального дыхания» (электронный учебник)

  15. Рамзина И., А. Васильев «Вокальная механика ч.2 Орган


Список литературы для обучающихся:

  1. Григорий Абрамян Кто взял фальшивую ноту, - М: Детская литература, 1971

  2. Кошмина И.В. Музыкальный букварь. – М.: ОЛИСС, ДЕЛЬТА, 2005.


Список литературы для родителей:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 2008. 150 с.

  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 110 с.

  3. Кленов Н.В. Культурно-досуговая сфера УДОД // Дополнительное образование и воспитание. 2008. №7. С. 12-18.























Приложение №1











Рабочая программа воспитания

детского объединения

«Основы вокала»





Возраст учащихся: 11 – 15 лет

Срок реализации: 1 год






Составитель:

Пьяных Алексей Александрович,

педагог дополнительного

образования









с. Паники, 2022

1. Пояснительная записка



Нормативно-правовая база

Рабочая программа воспитания для обучающихся детского объединения «Основы вокала» разработана на основании следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);

2. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 года № 1726-р;

4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р;

5. Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 (ред. От 16.07.2020);

6. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16);

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Актуальность программы обуславливается необходимостью формирования и развития, в процессе получения детьми образования, воспитательного (духовно-нравственного) компонента личности, направленности на ее социализацию и адаптацию к жизни в современном обществе, что в виду больших информационных объемов и трудоемкости учебных дисциплин, основных и дополнительных общеобразовательных программ, достигается, в настоящее время, крайне сложно.

С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы». Он подчеркнул, что система образования не только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано общество.

«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». (Статья 2, пункт 2, ФЗ № 304)

Срок реализации программы – 2022-2023 учебный год.

Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся подросткового возраста (11-15 лет).


Характеристика адресата программы:

Деятельность объединения «Основы вокала» имеет художественную направленность.

Количество обучающихся объединения составляет 10 человек. Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 11 до 15 лет.

Приоритетом в этом возрасте является создание благоприятных условий для приобретения учащимися опыта осуществления социально значимых дел. Также важной особенностью этого возраста также является формирование самостоятельного, творческого мышления.

 Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Данное качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.


2. Цель и задачи программы


Цель: формирование и развитие нравственной, творческой, компетентной личности обучающегося, а также усвоение знаний основных этических и социальных норм, социально значимых знаний выработанных и принятых в российском обществе.

Задачи:

- знание нравственных основ поведения и способности оценивать происходящее с позиции нравственности и в процессе самоанализа (соотношения добра и зла, пороков и добродетелей, справедливости, должного и недопустимого);

- воспитать стремление к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;

- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, стремиться договариваться в спорных моментах совместной деятельности, проявлять вежливость, учитывать интересы других, сопереживать неудачам друзей и радоваться их успехам, адекватно проявлять свои чувства и уверенность;

- развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность обучающихся в различных видах деятельности;

- воспитывать социально–личностные качества обучающихся, умеющих мыслить неординарно и творчески,

- создать условия для активного и полезного взаимодействия учреждения и семьи по вопросам воспитания обучающихся.



- выявить и развить творческие способности обучающихся путем создания творческой атмосферы;

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.



3. Формы и методы воспитательной работы



Диагностические методы: Метод подразумевает изучение психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья. Включает в себя такие формы как изучение, наблюдение, тестирование, беседа, составление характеристик.

Коммуникативные методы: Построение отношений на бесконфликтной основе; переход к доверительным отношениям; ориентация на сотрудничество. Изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики

Культурологическое направление воспитательной работы:  осуществляется с целью приобщения обучающихся к культурным ценностям, традициям России, ознакомления с культурой других стран, общемировыми культурными ценностями, для расширения их кругозора, создания благоприятных условий для развития творческой природы обучающихся, выработки уважительного отношения к культурному наследию человечества и познавательных интересов к различным культурным областям;

Методы координации и коррекции: Выработка единых требований к учащимся; коррекция поведения

Духовно-нравственное направление воспитательной работы:  направленно на формирование гармоничной личности,  развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения духовно-нравственных, морально-волевых и других базовых ценностей с целью развития: нравственных чувств — совести, долга, веры, ответственности; нравственного облика — терпения, милосердия; нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний; нравственного поведения — готовности служения людям, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Методы формирующего взаимодействия: Создание воспитывающих ситуаций; формирования сознания, опыта; сюжетно-ролевые игры; работа в малых группах; уроки-дискуссии; внеклассные мероприятия. Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности. Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания.

Работа с коллективом обучающихся

Работа с коллективом обучающихся детского объединения нацелена на:

- формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;

- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;

- развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;

- содействие формированию активной гражданской позиции;

- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.  

Работа с родителями

Работа с родителями обучающихся детского объединения включает в себя:

– организацию системы индивидуальной и коллективной работы (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);

- содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей в жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение открытых занятий в течение учебного года);

- оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.

Формы воспитательной работы:

- конкурс,

- экскурсия,

- социальные игры,

- беседа,

- сюжетно-ролевые игры,

- праздничные мероприятия,

- акции,

- интерактивные игры,

- презентации, видеопоказы,

- акции.



4. Планируемые результаты программы воспитания


  1. Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;

  2. Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру

  3. Повышение уровня развития детского коллектива. Коллективная деятельность была направлена на достижение конкретных задач и поручений не только классного коллектива, но и на достижение общественных задач и перспектив. Имелась связь с другими коллективами в школе (сотрудничество между классами).

  4. Развитие инициативности, любознательности, способности к творчеству, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности.

  5. Развитие познавательных способностей учащихся.

  6. Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;

  7. Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;



5. Календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год



Сроки

Название мероприятия

Форма

Участники

Место проведения

Ответственный

Сентябрь

«Мы – против терроризма»

Беседа

Обучающиеся

Кабинет

Пьяных А.А.

Родительское собрание

«Давайте дружить!»

Беседа

Интерактивная игра

Родители

Кабинет

Пьяных А.А.

«Приходите в гости к нам!»

Праздник

Обучающиеся

Кабинет

Пьяных А.А.

Октябрь

«Месяц ПДД»


- конкурс рисунков,

- экскурсия в отделение ГИБДД,


- акция «Внимание, дети!»

Конкурс

Экскурсия

Акция

Обучающиеся

Кабинет

Пьяных А.А.

Ноябрь

Месячник

«Мы – за ЗОЖ!»



Игры, веселые старты, беседы,

видеопоказ

Обучающиеся

Кабинет

Пьяных А.А.

Декабрь

Месяц

«Мастерская Деда Мороза»


- акция «Подарок своими руками»,


- Праздник «Новый год на дворе – праздник нашей детворе!»

Выставка, конкурс, праздник

Обучающиеся

Кабинет

Пьяных А.А.

Январь

Родительское собрание

«Семейное воспитание – залог сильной личности ребенка»

Беседа,

видепоказ,

социальная игра

Родители

Кабинет

Пьяных А.А.

Февраль

Месяц экологии


- акция «Сдай батарейку спаси ежика»,


- «Добрые крышечки»


-

Акция

Социальная игра

Обучающиеся

Кабинет

Пьяных А.А.

Март

«Мир вокруг нас»


- экскурсии в краеведческий дом-музей Чепцова Е.М.


- экскурсия в краеведческий музей Самоквасова

Экскурсия

Беседа

Игра

Обучающиеся

Дом-музей

Чепцова Е.М.


Краеведческий музей

Пьяных А.А.

Апрель

«Есть такая профессия – Родину защищать!»


- акция «Георгиевская ленточка»

- конкурс рисунков «Мой прадедушка – герой»

- беседы о патриотизме, Родине



Акция,

беседа,

видеопоказ,

конкурс


Обучающиеся

Кабинет

Пьяных А.А.

Май

Международный день семьи

Праздник, игра

Обучающиеся

Кабинет

Пьяных А.А.

Июнь

Итоговое родительское собрание

Беседа

Социальная игра

Праздник

Родители

Кабинет

Пьяных А.А.







6. Список используемой литературы



Нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);

2. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 года № 1726-р;

4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р;

5. Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 (ред. От 16.07.2020);

6. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16);

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Литература для педагога:

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации/ под редакцией Е.Н. Степанова – М., 2016;

  2. Каргина З.А. Практическое пособие для работы педагога дополнительного образования. – Изд. доп.- М.: Школьная Пресса, 2008;

  3. Маленкова П.И. Теория и методика воспитания/ М., 2017;

Сластенин В.А. Методика воспитательной работы- изд.3-е-М, 2018







41