Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Бардымский детский сад СП "Малышок» Бардымского муниципального района Пермского края
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ
Бардымский детский сад
СП «Малышок»
Г.И.Позднеева
Дополнительная образовательная программа
«Фантастический мир LEGO»
(старшая группа)
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: 2021-2022 уч.год
Год разработки: 2021 г.
Разработала:
Воспитатель: Самигулова
Эльнара Габтрахимовна
Барда, 2021 г.
Пояснительная записка
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят различные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO-технологий. Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности.
Ребёнок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Конструкторы LEGO, оказывают влияние на всестороннее развитие ребёнка. В силу своей универсальности они являются наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO – технологии является игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. LEGO - позволяет учиться играя и обучаться игре.
Конструкторы LEGО построены по принципу от простого к сложному, идея усложнения, смысловая нагрузка, знания, обладают такими свойствами как стремление к бесконечности.
На основе выше изложенного, остро ощущается необходимость организации работы по развитию технического творчества и первоначальных технических навыков у детей дошкольного возраста, в рамках программы дополнительного образования «Фантастический мир Lego».
Программа технической направленности, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню дошкольного образования, направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования, приобретение опыта конструктивной творческой деятельности.
Цель:
Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами Lego Duplo, Lego «Первые механизмы».
Задачи:
развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно – техническое творчество.
знакомить с основными деталями, элементами, механизмами, способами их скрепления в конструкторах Lego Duplo и Lego «Первые механизмы».
учить детей работать по плану, по образцу, по картам-схемам и соотносить с ними результаты собственных действий. Самостоятельно определять этапы будущей постройки.
развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое).
воспитывать ответственность, культуру, дисциплину, коммуникативные способности.
Ожидаемые результаты:
К концу курса дети могут:
сформировать устойчивый интерес к конструированию, моделированию и робототехнике;
подбирать детали необходимые для конструирования (по форме, размеру и цвету);
работать по предложенным инструкциям;
творчески подходить к решению задачи;
довести решение задачи до готовности модели.
Формы организации детей: групповая, индивидуальная, подгрупповая.
Содержание программы.
Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных для обучения техническому конструированию на основе образовательного конструктора Lego Duplo и Lego «Первые механизмы». Настоящий курс предлагает использование конструкторов нового поколения LEGO, как инструмента для обучения детей конструированию, моделированию и программированию. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.
Занятия ЛЕГО конструированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
В данной программе обобщен теоретический материал по LEGO- конструированию, предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе конструкторов Lego Duplo и Lego «Первые механизмы».
Данная программа рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста. С учётом возрастных особенностей детей.
Состав групп: 8-10 чел.
Возрастная категория: дети 5-6 лет.
Кружок проходит 1 раз в неделю (всего 28 занятий), длительность занятия 1 академический час.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Материально-техническое обеспечение:
наборы конструкторов Lego Duplo, Lego «Первые механизмы», Робомышь, игровой набор «Учись, учиться»;
ноутбук;
карты, опорные схемы, инструкции.
Перспективное планирование.
Месяц | Заня тие | Задачи | Содержание темы |
Октябрь | 1 | Познакомить с правилами организации рабочего места, техникой безопасности. | Беседа о технике безопасности во время конструирования. Знакомство с конструкторами. |
2 | Повторить названия основных деталей конструктора; Познакомить с новыми деталями конструктора Lego Duplo (кирпич скошенный, кирпич закругленный, кирпич закругленный с двух сторон, кирпич закругленный обратный, детали - украшения). | Знакомство с деталями LEGO Duplo. Просмотр презентации. |
3 | Познакомить детей с новыми деталями Lego Duplo (шестерёнки). Конструирование разных каруселей, с помощью шестерёнок. | «Карусели» Знакомство с шестерёнками. |
4 | Повторить названия деталей Lego Duplo, способы их соединений, функции и назначение. | «Детская площадка». |
| | | |
Ноябрь | 1 | Познакомить детей с новым конструктором «Первые механизмы». Дать представление об основных деталях конструктора (балка, ось). Развивать мышление, воображение, конструктивные навыки. | Первое знакомство с конструктором «Первые механизмы» |
2 | Знакомить детей с новыми деталями конструктора «Первые механизмы», с названиями и соединением деталей; Учить конструировать по схеме. | «Первые механизмы». Детали конструктора. |
3 | Учить конструировать вертушку по схеме; Показать детям модель вертушки, которая приводится в движение силой ветра; Дать детям возможность экспериментировать вертушками, поменяв лопасти; Воспитывать доброту, отзывчивость, умение работать в | Вертушка |
| | команде. | |
4 | Познакомить детей с зубчатыми колесами (шестерни), зубчатой передачей. Повторить названия деталей конструктора «Первые механизмы». Учить конструировать волчок. Сравнить разные зубчатые колеса. | Зубчатые колёса. Волчок. |
Декабрь | 1 | «Первые механизмы»; Повторить виды зубчатых колёс; Учить конструировать волчок по схеме; Воспитывать бережное отношение к своим постройкам. | Зубчатые колеса. Удочка. |
2 | «Первые механизмы». Систематизировать и пополнить представления детей о бытовой технике, её многообразии и функциях. Учить создавать модели реальных объектов по инструкции | Вентилятор. |
| | или карте-схеме; Развивать мышление, память, творческие навыки. | |
3 | Познакомить с традициями празднования Нового года в России; Закрепить знание о хвойных деревьях; Познакомить с разными способами сборки LEGO –ёлки из конструктора LEGO «Duplo», «Первые механизмы»; Создать Праздничное, предновогоднее настроение. | Новогодняя ёлка! |
4 | Конструирование Новогодних поделок по замыслу, из конструкторов Lego Duplo, «Первые механизмы»; Закреплять полученные знания и навыки; Развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое). | «А у нас Новый год!» Обобщенное занятие. |
Январь | |
2 | Познакомить детей с исполнителем «Робомышь». Действие исполнителя. Развивать пространственные отношения (вправо, влево, вперед, назад); Развивать внимание, память, логическое мышление, коммуникативные навыки. | «Робомышь» |
3 | «Робомышь». Действие исполнителя; Развивать пространственные отношения (вправо, влево, вперед, назад); Выкладывать символами команды исполнителя. | «Робомышь» |
4 | Повторить с детьми зубчатые колёса; Познакомить с терминами ведущее, ведомое зубчатое колесо; Учить конструировать карусель, по образцу. | Карусель. |
Февраль | 1 | конструировать механические | Перекидные качели |
| | игрушки; Продолжать знакомить детей с понятиями – равновесие и масса; Учить отбирать необходимые детали и конструировать объект в соответствии с инструкцией; Оценивать результаты своего труда, обыгрывать конструкцию. | |
2 | Познакомить детей с механическими игрушками, принципами их конструирования; Продолжать учить детей создавать конструкцию по инструкции; Закреплять конструкторские навыки, знания о деталях, их соединении; Обыгрывание | «Хоккеист» |
3 | Продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов; Учить самостоятельному конструированию модели плота; Дать детям представление о зависимости скорости плота от | Плот. |
| | размера паруса; Развивать у детей воображение, творческое мышление. | |
4 | Конструирование собственной модели; Разработка одного или нескольких вариантов алгоритма. Демонстрация и защита модели; Сравнение моделей. Подведение итогов. | Конструирование по замыслу. |
Март | 1 | Развивать мелкую моторику рук творческие способности. Учить конструировать по условиям и по схеме; Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке. | Корзина со цветами, для любимой мамочки. Конструирование из конструктора Lego Duplo. |
2 | Дать детям представления об инструментах, их многообразии и функциях; Знакомить с понятиями: механизм, колесо, ось; Учить видеть взаимосвязи между назначением предмета и его строением; Учить создавать модели реальных объектов по инструкции | Колёса и оси. « Наши помощники. Инструменты. Измеритель» |
| | или карте-схеме; Развивать мышление, память. | |
3 | Продолжать знакомить детей с механическими игрушками, принципами их конструирования; Продолжать учить видеть взаимосвязи между назначением предмета и его строением; Учить моделировать по инструкции, самостоятельно подбирая необходимые детали, способы их соединения и соотносить готовую модель с образцом; Знакомить с понятием | «Новая собака Димы» |
4 | полученные знания при проектировании и сборке конструкций; Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей; Воспитывать доброжелательное отношение друг другу. | Рычаги. Тачки. |
Апрель | 1 | Учить детей пользоваться двухмерными чертежами для построения трёхмерных моделей. Знакомить с понятиями: сила трения, наклон плоскости. Продолжать учить создавать конструкцию по инструкции и чертежам; Продолжать учить работать в парах или подгруппах. Обыгрывание. | Пусковой механизм. |
| 2 | Знакомить детей с понятием космос; Дать представления о космических кораблях, о луноходе, о работе конструкторов; Учить создавать конструкцию лунохода по инструкции или по схеме, осуществляя анализ её частей и необходимых деталей, способов их скрепления; Обыгрывание. | «Космодром и космический транспорт. Луноход» |
| 3 | Составление собственной модели; Систематизировать знания о деталях конструктора «LEGO. Первые механизмы», соединении, креплении построек, конструктивных особенностях; Разработка одного или нескольких вариантов управляющего алгоритма; Демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов. | Творческая работа «Парк аттракционов» |
| 4 | Развивать у детей творческий потенциал; Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций; Учить создавать конструкции по замыслу; Развивать творческое воображение и фантазию. Выставка. | Итоговое занятие. Конкурс конструкторских идей |
Список литературы.
Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. - всерос.уч.-метод, центр образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф, центр «Маска» - 2013.
Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
Простые механизмы. Книга для учителя. Комплект заданий к набору. Фешина Е.В. «Легоконструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. М.: изд. Сфера, 2011.
Интернет – ресурсы:
http://int-edu.ru http://7robots.com/ http://www.spfam.ru/contacts.html http://robocraft.ru/
http://www.robo-sport.ru/ http://www.railab.ru/ http://www.tetrixrobotics.com/ http://lejos-osek.sourceforge.net/index.htm http://robotics.benedettelli.com/ http://www.battlebricks.com/ http://www.nxtprograms.com/projects.html http://roboforum.ru/
http://www.robocup2010.org/index.php http://myrobot.ru/index.php http://www.aburobocon2011.com/
http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c