Принята на заседании педагогического совета … от «___»________________20___г. Протокол № __________________ | | УТВЕРЖДАЮ Директор …..… __________________(инициалы, фамилия) Приказ № __________от «___»_____________________20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Моя первая лаборатория»
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 6,5-7 лет
Срок реализации программы: 4 года
Автор-составитель программы:
Ильина Александра Алексеевна
Должность учитель начальных классов
Москва – 2018
Раздел 1. Пояснительная записка (характеристика программы)
Направленность дополнительной общеразвивающей программы естественнонаучная.
Уровень освоения программы ознакомительный.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Особая актуальность кружка связана с мировоззренческим характером экологических знаний, что необходимо для выработки активной жизненной позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Знание учащимися особенностей протекания экологических процессов будет способствовать их воспитанию как рациональных природопользователей, служить целям экологического просвещения и культуры. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного и младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Ценностными ориентирами содержанияданной программы в начальной школе являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения
Отличительные особенности программы.
Рабочая программа кружка разработана на основе Примерной программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступенях начального и основного общего образования, разработанной кафедрой и центром экологического образования и устойчивого развития ГАОУ ВПО МИОО, программы кружка «Экология» Воротынцевой Натальи Николаевны, учителя МБОУ СОШ № 9 ст. ТаманьТемрюкского района Краснодарского края http://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2012/05/06/rabochaya-programma-kruzhka-ekologiya-1-klass // http://nsportal.ru/vorotyntseva-natalya-nikolaevna Сайт Воротынцевой Н.Н.
Цель программы –
формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействий живого и среды на конкретных примерах своего региона.
Задачи кружка:
освоение понятийного аппарата экологии и определенного объема фактологического материала;
изучение специфики и общих аспектов взаимодействий со средой биосистем разного иерархического уровня;
формирование представлений об общих принципах и законах окружающего мира;
развитие умений анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать развитие природных систем в условиях антропогенного пресса в своем регионе, а также умение выбирать конструктивные решения экологических проблем.
Кружок «Путешествие в мир экологии» предполагает формирование экологических знаний учащихся на краеведческой основе. Подобный подход усиливает мотивационный аспект усвоения знаний, наряду с повышением уровня общего образования и расширением информационной базы.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
Образовательных:
- формирование системы знаний об экологических проблемах, овладение методами практической работы экологической направленности, методами самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации.
Развивающих:
- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
Воспитательных:
- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
Категория обучающихся.
Программа кружка внеурочной деятельности «Моя первая экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы, является частью государственного стандарта содержания образования, базируется на комплексе знаний, полученных учащимися в детском саду и закладываемых в учебном предмете «Окружающий мир».
Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 4 года в соответствии с учебным планом школы. 135 часов: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – по 34 часов, 1 час в неделю.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.
Занятия проводятся в одновозрастных группах, численный состав группы – 15 человек.
Режим занятий.
На 1-м году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15- минутный перерыв);
на 2-м году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15- минутный перерыв).
На 3-м году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15- минутный перерыв);
на 4-м году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15- минутный перерыв).
Планируемые результаты освоения программы.
Личностными результатами являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами являются следующие умения:
1. Осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни человека и общества:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. Формирование представления о природе как развивающейся системе:
- рассматривать биологические процессы в развитии;
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.
3. Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии:
– использовать биологические знания в быту;
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4.Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей условия ограничения активности человечества в целом и каждого отдельного человека:
- объяснять мир с точки зрения экологии;
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать основные группы живых организмов;
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;
5.Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса экологии и их использованием в практической жизни:
– понимать смысл экологических терминов;
– характеризовать методы экологической науки (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. Овладение биологическими основами здорового образа жизни:
– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни;
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.
Раздел 2. Содержание программы.
2.1. Учебный (тематический) план.
Учебный (тематический) план.
1 год обучения
№ п/п | Названия раздела (модуля), темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение | 2 | 2 | | |
2 | Тайны за горизонтом | 4 | 3 | 1 | |
3 | Загадка смены времен года | 6 | 5 | 1 | |
4 | Тайны круговорота веществ в природе | 4 | 3 | 1 | |
5 | Загадки круговорота воды в природе | 5 | 3 | 2 | |
6 | Загадки под водой и под землей | 3 | 3 | | |
7 | Загадки растений | 3 | 2 | 1 | |
8 | Планета насекомых | 4 | 3 | 1 | |
9 | Что такое НЛО? | 1 | 1 | | |
10 | Подводим итоги | 1 | 1 | | |
| Итоговая аттестация | | | | Защита проекта |
Итого: | 33 | 26 | 7 | |
Учебный (тематический) план.
2 год обучения
№ п/п | Названия раздела (модуля), темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение | 4 | 4 | | |
2 | Молчаливые соседи | 3 | 3 | | |
3 | Пернатые друзья | 4 | 4 | | |
4 | О чем шепчут деревья | 2 | 1 | 1 | |
5 | Загадки животного мира | 4 | 3 | 1 | |
6 | Секреты неживой природы | 2 | | 2 | |
7 | Оранжерея на окне | 4 | 1 | 3 | |
8 | Человек – часть живой природы | 3 | 3 | | |
9 | Охрана природы | 5 | 2 | 3 | |
10 | Досуговые мероприятия | 2 | 2 | | |
11 | Подводим итоги | 1 | 1 | | |
| Итоговая аттестация | | | | Защита проекта |
Итого: | 34 | 29 | 5 | |
Учебный (тематический) план.
3 год обучения
№ п/п | Названия раздела (модуля), темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) |
Всего | Теория | Практика |
1 | Изучение природы | 3 | 2 | 1 | |
2 | Условия, в которых мы живем | 6 | 4 | 2 | |
3 | Кто и как живет рядом с нами | 14 | 10 | 4 | |
4 | Человек и природа | 10 | 7 | 3 | |
5 | Подводим итоги | 1 | 1 | | |
| Итоговая аттестация | | | | Защита проекта |
Итого: | 34 | 24 | 10 | |
Учебный (тематический) план.
4 год обучения
№ п/п | Названия раздела (модуля), темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) |
Всего | Теория | Практика |
1 | Выясняем, что такое экология | 2 | 2 | | |
2 | Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения | 3 | 2 | 1 | |
3 | Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение | 1 | 1 | | |
4 | Изучаем способы охраны природы | 2 | 1 | 1 | |
5 | Выясняем роль неживой природы в жизни живого | 3 | 2 | 1 | |
6 | Открываем жизнь в почве | 1 | | 1 | |
7 | Пополняем наши знания о разнообразии живой природы | 4 | 3 | 1 | |
8 | Изучаем экологические связи в живой природе | 4 | 2 | 2 | |
9 | Знакомимся с охраняемыми растениями и животными | 5 | 4 | 1 | |
10 | Мастерим домики для птиц | 1 | | 1 | |
11 | Учимся передавать свои знания другим ребятам | 3 | 2 | 1 | |
12 | Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека | 2 | 1 | 1 | |
13 | Обсуждаем примеры экологических катастроф | 1 | 1 | | |
14 | Подводим итоги | 1 | 1 | | |
| Итоговая аттестация | | | | Защита проекта |
Итого: | 34 | 23 | 11 | |
2.3. Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
Название темы | Вид занятия, количество часов | Содержание |
Введение |
Введение | Беседа - 1 час | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. |
Тайны за горизонтом |
Географические открытия в древности. | Игра-путешествие – 1 час | Географические открытия в древности. |
Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. | Игра-путешествие – 1 час | Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. |
Представление о форме Земли в древности. Земной шар. | Игра-путешествие – 1 час | Представление о форме Земли в древности. Земной шар. |
Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. | Практическое занятие – 1 час | Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. |
Загадка смены времен года |
Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. | Практическое занятие – 1 час | Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. |
Сутки, определение частей суток по разной деятельности. | Игра-путешествие – 1 час | Сутки, определение частей суток по разной деятельности. |
Загадки. | Урок-игра – 1 час | Загадки. О сутках, временах года, месяцах. |
Год и времена года. | Игра-путешествие – 1 час | Год и времена года. |
Названия месяцев на Руси. | Игра-путешествие – 1 час | Названия месяцев на Руси. |
История происхождения названий дней недели. | Игра-путешествие – 1 час | История происхождения названий дней недели. |
Тайны круговорота веществ в природе |
Круговорот веществ в природе. | Беседа -1 час | Круговорот веществ в природе. |
Живая и неживая природа. | Игра-путешествие – 1 час | Живая и неживая природа. |
Цепи питания. | Игра-путешествие – 1 час | Цепи питания. |
Обитатели почвы. | Практическое занятие – 1 час | Обитатели почвы. |
Загадки круговорота воды в природе |
Состояния воды. | Практическое занятие – 1 час | Состояния воды. |
Загадки. | Урок-игра – 1 час | Загадки. |
Наблюдение в природе за водой. | Практическое занятие – 1 час | Наблюдение в природе за водой. |
Природа дождевого облака. | Игра-путешествие – 1 час | Природа дождевого облака. |
Природа снежного облака | Игра-путешествие – 1 час | Природа снежного облака |
Загадки под водой и под землей |
Как изучают подводный мир | Беседа – 1 час | Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. |
Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». | Игра-путешествие – 1 час | Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». |
Жизнь в темных глубинах океана. | Игра-путешествие – 1 час | Жизнь в темных глубинах океана. |
Загадки растений |
Родина комнатных растений. | Беседа – 1 час | Многообразие цветковых растений. |
Сказка о цветке-недотроге | Игра-путешествие – 1 час | Сказка о цветке-недотроге |
Образование плода. | Практическое занятие – 1 час | Многообразие плодов. |
Планета насекомых |
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. | Практическое занятие – 1 час | Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. |
Жуки. | Игра-путешествие – 1 час | Дровосек-титан - самый крупный жук. |
Бабочки. | Игра-путешествие – 1 час | Совка-агриппа - самая крупная бабочка. |
Охрана насекомых. | Беседа – 1 час | Охрана насекомых. |
Что такое НЛО? |
Загадки НЛО. | Игра-путешествие – 1 час | Свидетельства, сомнения, предположения. |
Подводим итоги |
Подводим итоги | Беседа – 1 час | Что мы узнали и чему научились за год. |
Раздел 3. Формы контроля и оценочные материалы
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:
- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;
- игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;
- тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;
- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;
- работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу
- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.
Контроль за выполнением программы кружка осуществляется в виде защиты исследовательских и творческих работ.
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы
Список литературы для педагога:
Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009 – с. 6 - 10
О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование - №1, 2011 – с. 1- 15
О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. - №4, 2010 – с. 3 – 8.
Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.
Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
Список литературы для учащихся (родителей):
1. Ашихмина, Ю. Е., Школьный экологический мониторинг. – М.: «Агар», 2000.
2. Кузнецов, В. Н. Экология дома // Биология 1 сентября: газ. – 1990. – № 31.
3. Мансурова, С. Е., Кокуева, Г. Н. Следим за окружающей средой нашего города: школьный практикум. – М.: Владос, 2001.
4.Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование//Москва, ООО “5 за знания”, 2008 г.
5. Самкова, В. А. Экологический практикум «Город, в котором я живу» // Биология в школе: журнал. – 2001. – № 5, 7.
6. Фёдорова, М. Комнатные лекарственные растения // Биология 1 сентября: газ. – 2001. – № 42.
7. Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности. – Волгоград: Центр экологического обучения, 2001.
Интернет-сайты:
http://www.irsh.redu.ru/ — сайт журнала “Исследовательская работа школьников”
http://www.researcher.ru/ — портал развития исследовательской деятельности учащихся.
http://www.news.redu.ru/ -рассылка новостей в рамках проекта “ Развитие исследовательской деятельности учащихся в России”
http://www.redu.ru/ - сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся
4.2. Материально-технические условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы
– Помещение: учебный кабинет, рассчитанный на учебную группу от 25 учащихся – из расчета 2 м2 на человека (СанПиН).
– Стулья по количеству учащихся в группе; парты.
– Оборудование для демонстрации презентаций, аудио- и видеоматериалов, ПК с возможностью выхода в сеть Интернет, мультимедиа-проектор, экран.