СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Моя родина Хаврогоры".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Моя родина Хаврогоры".»


Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Пингишенская основная школа» Хаврогорская основная школа



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________/Е.А.Елисеева/

_____________________20_____г.


«Утверждаю»

Директор школы

______________/В.Л.Латышева/

Приказ №__________


__________________20____г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Моя Родина Хаврогоры»




для обучающихся 1-4 классов

Направление - туристско-краеведческое.

Срок реализации программы – 1 год.




Автор-составитель:


Елисеева Екатерина Александровна

учитель истории и обществознания








Хаврогоры

2016



Пояснительная записка.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Моя Родина Хаврогоры» разработана на основе авторской программы «Туризм и краеведение». Программы для системы дополнительного образова­ния детей / Общая редакция – Константинов Ю.С. – М.: ФЦДЮТиК, 2014.

Выбор данной авторской программы обусловлен тем, что она направлена на совершенство­вание физического и умственного развития, способствует изучению Родины, приобретению полезных навыков.

Одними из основных принципов туристско-краеведческой деятель­ности являются:

  • создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объ­единения - одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;

  • формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине по­средством привлечения подростков к походам и экспедициям, расширение кругозора воспитанников;

  • внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправле­ния детского объединения.

Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно - воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомиться с историей родного края и бережного отношения к нему.

Родина - там, где ты родился, где ты живёшь. Сколько воспоминаний связано с ней. И рано или поздно появляется желание узнать о прошлом: что было давно, много столетий назад. Сегодня краеведение приобретает особое значение. Издается интересная литература, звучат имена замечательных людей, незаслуженно забытых, стали доступны научные работы. К сожалению, в начальной школе нет достаточного времени на уроках, чтобы дать возможность детям познакомится подробнее с историей своего края. А ведь как раз эти вопросы вызывают наибольшую заинтересованность учащихся. Программа данного курса предполагает проведению занятий по краеведению Хаврогор, как обзорного курса. Она отражает малоизвестные для учащихся страницы истории малой Родины - Хаврогор.

Туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.

Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии межпредметных связей по общеобразовательным предметам: география, краеведение, история, биология, физика, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, экология. Важно, что при реализации программы возникают условия создания практических жизненных ситуаций по применению знаний, полученных в рамках общеобразовательных программ. Участники программы приобретают практические навыки оказания первой доврачебной  помощи, выживания в экстремальных ситуациях, у них повышается уровень психологической защищенности от внешней агрессивной социальной среды, развивается коммуникабельность. Важно, что в процессе реализации программы проходит обучение школьников проектной и исследовательской деятельности.

Цель программы:

формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интереса к истории, воспитанию патриотических чувств, формирование патриотического сознания учащихся, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного края, воспитание любви к природе.

Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Архангельской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития малой Родины, историей своей семьи;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Программа рассчитана на учащихся 1- 4 классов, возраст детей 7 – 11 лет, интересующихся историей и культурой родного края, ведущих поисковую и исследовательскую деятельность, изучающих культуру родного края.

Срок реализации – 1 год.

Программа предусматривает различные формы занятий: экскурсии, походы, сбор краеведческого материала, оформление альбомов, экспозиций, организация и проведение различных мероприятий (уроки мужества, уроки мира и т.д.), подготовка мультимедийных презентаций, типовые занятия (объяснение и практическое упражнение). Также используются такие формы, как рассказ, пояснения с примерами наглядного показа, встречи с интересными людьми, дискуссии, посещение музеев, выставок, туристские игры, соревнования в помещении и на местности по технике пешеходного туризма и ориентированию, викторины, экскурсии, походы и др.

Занятия проводятся в классах, спортзалах и на местности. Основа классных занятий - изучение всего учебного материала согласно рекомендуемой тематике. Основу занятий на местности составляют способы и практические приемы по закреплению теоретических занятий и отработка практических навыков. В результате освоения программы дополнительного образования: формируется гармоничная личность воспитанника, которая складывается из следующих компонентов: физическое и психическое здоровье, нравственное воспитание и социальная адаптированность. Эффективность освоения программы оценивается следующими критериями:

  1. Физический критерий: снижается заболеваемость, увеличивается выносливость, уменьшаются или исчезают вредные привычки;

  2. Социальный критерий: увеличивается количество новых знакомых, развиваются коммуникативные навыки посредством постоянного общения в коллективе, возрастает степень сплоченности в коллективе;

  3. Психический критерий: уравновешенность, умение владеть собой, оптимизм, волевые качества личности;

  4. Нравственный критерий: бережное отношение к природе, общечеловеческие нравственные ценности.

По окончании каждой темы проводится итоговый зачет теоретических и практических навыков.





















Учебно-тематический план.



п\п

Наименование темы

Всего

часов

Теория

Практика

1

Введение.

1

1

0

2

Природа родного края.

4

1

3

3

Ориентирование на местности. Карта.

2

1

1

4

Медицинские принадлежности в походе.

8

4

4

5

История Хаврогор.

9

4

5

6

Экскурсия в краеведческий музей.

2

0

2

7

Известные люди Хаврогор.

4

2

2

8

Выполнение и защита проектов.

4

2

2


Итого:

34

15

19



























Содержание программы.

  1. Введение.

Теория.

Техника безопасности и личная гигиена на занятиях. Цели и задачи занятий. Хаврогоры в составе Архангельской губернии: начало истории, как появились первые поселения в Хаврогорах; работа с картой.

  1. Природа родного края.

Теория.

Погода, климат. Основные характеристики погоды: температура, осадки, сила и направление ветра, облачность. Времена года. Местные признаки погоды. Наблюдения за погодой.

Животные луга, леса, водоёма. Редкие животные своего края
Жизнь насекомых. Жизнь птиц. Влияние времени года на жизнь животных.

Практика.

Организация наблюдений за погодой. Растения луга, леса, водоёмов. Что нам даёт лес. Лекарственные растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Практические занятия. Экскурсии в лес, луг, водоём. Сбор гербария, осенних листьев, ягод, плодов. Посадка цветов, кустарников.

Экскурсии в природу. Наблюдения за жизнью животных.

  1. Ориентирование на местности. Карта.

Теория.

Карта. Компас, устройство компаса. Стороны горизонта. Ориентирование на местности с картой и компасом. Условные знаки карт. Знакомство с картой своего края.

Практика.

Определение сторон горизонта по компасу и местным признакам. Игры на местности с элементами ориентирования.

  1. Медицинские принадлежности в походе.

Теория.

Гигиенические требования при занятиях туризмом. Гигиена тела, одежды и обуви. Сущность закаливания и систематических занятий спортом. Состав медицинской аптечки, ее хранение при транспортировке. Назначение и дозировка препаратов. Личная аптечка туриста.

Правила оказания первой доврачебной помощи при тепловом и солнечном ударе, ожогах. Оказание помощи утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Алгоритм, виды ранений, кровотечений. Способы остановки крови. Виды повязок.

Способы транспортировки. Определение способа транспортировки пострадавшего.

Практика.

Подбор состава медицинской (групповой и личной) аптечки на поход выходного дня и многодневный поход. Применение медицинских препаратов.

Наложение повязок.

Изготовление транспортировочных средств и транспортировка пострадавшего.

  1. История Хаврогор.

Теория.

Знакомство с историей сельского поселения. История наших деревень. Знакомство с национальностями, проживающими в своей местности, их обычаями, народными играми, обрядами.

Развитие культуры и образования в Хаврогорах. История становления АО «Хаврогорское».

История строительства церкви Архистратига Михаила и часовни во имя святого великомученика Георгия Победоносца.

Хаврогоры в годы Великой Отечественной войны.

Моя родословная. История моей семьи.

Практика.

Встречи со старожилами деревни. Изучение и запись в дневники местных традиции.

Встречи с ветеранами образования и ветеранами туда. Посещение предприятий АО «Хаврогорское».

Экскурсии в церковь и часовню.

Встречи с ветеранами войны, тружениками тыла. Мероприятие « Пусть не будет войны никогда».

Составление родословной своей семьи, вклад семьи в развитие своей деревни. Конкурс рисунков «Моя семья».

  1. Экскурсия в краеведческий музей.

Теория.

Экскурсия в краеведческий музей деревни Заболотье, села Емецк. Практика.

Работа в краеведческом музее. Сбор материалов, экспонатов в музей, оформление экспозиций.

  1. Известные люди Хаврогор.

Теория.

Творчество местных поэтов: Е.В. Яковлев, Д.В. Попов, Л.К. Прибыткова. Практика.

Составить свою сказку, рассказ о деревне. Сочинить стихотворение. Встречи с творческими людьми, чтение произведений. Конкурс рисунков "Наш край".

  1. Выполнение и защита проектов.

Теория.

Учащиеся самостоятельно (индивидуальные или групповые) готовят проекты о своей деревне.

Практика.

На защиту проектов приглашаются родители.




Методическое обеспечение.


  Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села Вязовка, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи деревни, школы, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой родного края, творчеством и жизнью поэтов-земляков бытом жителей малой родины. Проделанная работа помогает приобрести коммуникативные умения и навыки, даёт опыт творческой деятельности. Развитие эмоциональной сферы личности школьника на основе впечатлений об истории и культуре населенного пункта.

     Совместная работа с музеями.

Основные этапы подготовки экскурсии:

  1. Определение темы экскурсии.

  2. Составление плана.

  3. Изучение литературы и источников по теме.

  4. Разработка структуры экскурсии, определение методов ее проведения.

Практические работы.

Проведение тематических лекций по военно-патриотической тематике: «Участие казачества в смутном времени» (ноябрь);

«Зверево в годы Великой Отечественной войны» (февраль)

литературно-музыкальной композиции «Эхо войны» (май);

Создание генеалогического древа семьи, проведение исследовательских работ «Листая фотоальбом моей семьи», «Мои корни», «Мои далекие предки», «Моя семья в Великую Отечественную», участие в конкурсе «Наш фамильный герб».

Ведется работа над созданием летописи края, сбором материалов «Традиции нашей глубинки».

Участие: в «Вахте памяти»

Участие в акциях: «Милосердие» (Помощь ветеранам, инвалидам и пожилым людям); «Поздравление» (поздравление ветеранов).

Занятия в кружке дают возможность проникнуться любовью к своей малой родине, бережно относиться к природе, пропагандировать экологическую культуру и вести активный образ жизни, познавая окружающий мир. Между туризмом и краеведением полный практический контакт и единство целей, при которых в условиях родного края туристы часто становятся краеведами, а краеведы туристами. Туризм в большой степени способствует познавательному исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как одной из весьма популярных и педагогически ценных форм. Достигнутые успехи в соревнованиях помогут ребятам быстрее определиться с выбором будущей профессии, а совместные походы и экскурсии научат их коммуникабельности и человечности




















Литература.

Для педагогов:

  1. Гайдина Л.И., Жиренко О.Е., Яровенко В.А. «Патриотическое воспитание 1-4 классы». - М., «ВАКО», 2009.

  2. Минина Т.В. «Тихая моя родина, или Емецк и его округа» - М, ООО «СОВЕРО - ПРИНТ», 2001.

  3. «Первая медицинская помощь дома и на улице». Под ред. Профессора В.А. Попова. - Л., 1991г.

  4. «Родничок» - с. Холмогоры, 2003.

  5. Туристско-краеведческое направление внеурочной деятельности. Программа для 1-4 класса «Моя Родина - Россия». ФГОС. Под ред. Ускова С.В. - М.:УЦ «Перспектива», 2011.


Для детей и родителей:


  1. Бардин К. В. «Азбука туризма». - М., Просвещение, 1981.

  2. «Емецкая земля»/ под. Ред. Т.В. Мининой, Н.В. Шарова. – А., ОАО «ИПП «Правда Севера»», 2009.

  3. «Емецкая земля. Часть 2.»/ под. Ред. Т.В. Мининой, Н.В. Шарова. – А., «Правда Севера»», 2012.

  4. Минина Т.В., Шаров Н.В. «Емчане» - П.,»Карельский научный центр РАН», 2007.

  5. Рыжова И.А. «Наш дом – природа». ТОО фирма «LINKA-PRESS», 1996г.