СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа историко-краеведческого направления "У истоков старины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предусматривает знакомство с народными праздниками, обрядовой поэзией, народными промыслами, историей русского быта, отечественным изобразительным, музыкальным и декоративно-прикладным искусством.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа историко-краеведческого направления "У истоков старины"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

имени Героя Российской Федерации Р.А.Китанина

р.п. Тамала Пензенской области







Рассмотрено

на педагогическом совете.

Протокол №1

от 30.08.2021 года



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

историко-краеведческого направления

"У истоков старины"



Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 1 год







Автор программы:

Буланчикова Надежда Владимировна,

учитель начальных классов







р.п. Тамала 2021г.

Пояснительная записка


Программа «У истоков старины» является дополнительной образовательной общеразвивающей программой историко-краеведческой направленности.

Целью обучения по программе является развитие интереса к исторической памяти русского народа, обогащение представления учащихся о жизни и труде предков, о религиозных, культурных, нравственно-эстетических основах их бытия. Программа предусматривает знакомство с народными праздниками, обрядовой поэзией, народными промыслами, историей русского быта, отечественным изобразительным, музыкальным и декоративно-прикладным искусством.

Особенностью содержания занятий состоит в том, что это объединение не отражает одного какого-либо специального раздела по народной культуре и быту. Оно имеет интегральный характер и опирается на данные таких дисциплин как мировая художественная культура, живопись, история, краеведение, музыка, прикладное искусство, художественное и изобразительное творчество.

Включение детей в творческий процесс на занятиях происходит постепенно, этому способствует внимание руководителя к каждому ребёнку. Очень важно поддерживать в коллективе творческий настрой. Ребята знакомятся с неизвестным материалом, учатся воспроизводить его, отрабатывают и закрепляют произведения, включаются в поиск новых вариантов исполнения - всё это происходит в игровых формах, вызывающих интерес, а значит повышающих эффективность усвоения.

Для большей наглядности занятий рекомендуется использовать такие дополнительные формы передачи знаний, как подготовленные руководителем объединения тематические просмотры видеоматериалов, репродукций, альбомов, фотографий, посещение музеев, прослушивание записей народной музыки. В объединении ребята познают многообразный мир русского фольклора. Огромное значение имеет правильный выбор музыкальных произведений, которые должны быть идейно значимыми, яркими, художественно привлекательными по форме, понятны детям по содержанию и доступны для исполнения.

В занятия объединения включены и такие аспекты из области культуры и быта народа, которые требуют от учащихся проведения эмпирической, поисково-исследовательской деятельности, чтобы при рассмотрении материала докопаться до истины, прийти к первоисточнику.

Кроме того, использован и в какой-то мере знакомый материал по интересующей теме, но в иных связях, в ином ракурсе, с целью расширения и углубления знаний учащихся, воспитания детей на лучших культурных традициях и достижениях народного искусства, познание конструктивных основ и конструкторского мастерства.

Все вопросы, рассматриваемые в содержании программы объединения, имеют практическую направленность и выходят за рамки предметов художественно-эстетического цикла.

Актуальность и педагогическая целесообразность.

Деятельность ориентирована на всестороннее развитие личности, формирование бережного отношения к духовному наследию своего народа. Программа позволяет расширить и углубить образование, основы которого формирует общеобразовательная школа, в условиях учреждения дополнительного образования на принципах индивидуализации обучения.

Адресат программы: участниками программы могут стать учащиеся в возрасте 7-11 лет. Программа рассчитана на детей не только различных возрастных групп, но и различной степени подготовленности и таланта, что не требует конкурсного отбора при поступлении в объединение.

Объем и срок освоения программы:

Программа работы объединения «У истоков старины» рассчитана на четыре года обучения. Режим занятий: один час в неделю. Общий объем на весь период обучения – 136 часов. Программа характеризуется единством тем и разделов, гибкостью перераспределения учебного времени. Учебный процесс каждого года обучения строится по универсальной схеме, с ежегодным усложнением учебного материала по каждой теме:

  • ознакомление с историей возникновения народных праздников и обрядов

  • изучение обрядового фольклора

  • ознакомление с народными промыслами

  • изучение народного костюма

  • оттачивание исполнительского мастерства

  • культурно-просветительская работа

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Настоящая программа ставит перед собой цели:

- развитие творческих способность детей;

-воспитание любви к родному краю, истории своего народа, его традициям и обычаям.

Поставленная цель может быть реализована с помощью следующих задач:

  • Способствовать развитию творческого потенциала ребенка, помогая ему реализовывать свои способности и культурные потребности

  • Развивать интерес к народным обычаям, музыке, поэзии, танцам, играм.

  • Прививать навыки культурного общения и поведения в обществе, на сцене

  • Поддержание постоянного контакта с родителями, приобщая их к интересам объединения

  • Проведение концертов, посиделок, народных праздников

Успешной реализации поставленных целей и задач можно добиться исходя из следующих принципов обучения:

  • Индивидуальный подход к обучению. Подбор репертуара с учетом возрастных особенностей детей.

  • Демократия, стиль общения - отношение педагога с детьми строятся на взаимоуважении, взаимопонимании

  • Сотрудничество с другими объединениями

  • Использование дополнительных образовательных форм

  • Посещение концертов, музеев

Результаты освоения


Программа знакомит с материальной и духовной культурой своего народа, среди которого учащиеся живут, воспитывает уважение к быту и культуре своих предков.

При комплексном воздействии различных видов искусства (поэтического слова, песни, живописи), а также наблюдений за явлениями живой и неживой природы, красочный мир народного творчества раскрывается по-особому эмоционально и увлекательно.


Личностные результаты:

  • обучение детей основам декоративно-прикладной работы и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;

  • обучение детей приемам обработки различных материалов – бумаги, картона, глины, ткани – с целью выполнения художественных изделий;

  • обучение детей рисованию с натуры форм живой природы (листьев, цветов, ягод и т.д.) с последующей стилизацией и на этой основе развитие у них зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;

  • развитие у детей эстетического восприятия, художественного вкуса;

  • развитие художественно-творческих способностей детей;

  • воспитание у детей интереса и любви к декоративно-прикладной работе, народному искусству;

  • привлечение учащихся к изучению литературы с целью получения новых знаний по истории Руси;

  • учить представлять свои работы на выставках, проводить экскурсии с демонстрацией.

Метапредметные результаты:

• наблюдение за различными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

• ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

• овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

• применение знаково-символических и речевых средств или решения коммуникативных и познавательных задач;

• готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

• планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

• участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

• умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.


Содержание


1 год

Славяне

  1. Кто такие славяне.

  2. Поселения и жилища. Хозяйство древних славян.

  3. Быт и основные занятия русских людей.

Народные праздники

  1. Традиции русского народа.

  2. Русские народные праздники.

  3. Календарные народные праздники (Новый год, Рождество, Святки, Масленица).

  4. Календарные народные праздники (Благовещение, Пасха).

  5. Календарные народные праздники (Духов день, Иван Купала, день Ильи-пророка, Покров Богородицы).

Как одевались на Руси

  1. Из истории мужской и женской одежды.

  2. Из истории мужской и женской обуви.

  3. Из истории головных уборов.

  4. Этапы создания одежды. Прялка.

  5. Мужской костюм. Обувь. Прическа. Головной убор.

  6. Женский костюм.

Украсим свою жизнь!

  1. Орнамент.

  2. Древние символы в орнаменте (дерево жизни).

  3. Древние символы в орнаменте (цветы, травы).

  4. Образы животных в народном искусстве (птица).

  5. Образы животных в народном искусстве (конь, единорог).

  6. Образы животных в народном искусстве (собака, волк, лев, змея).

Декоративно-прикладное искусство

  1. Декоративно-прикладное искусство.

  2. Гончарное искусство.

  3. Лаковая миниатюра.

  4. Художественные лаки. Жостово.

  5. Резьба по дереву.

  6. Вышивка. Искусство бисерного плетения.

  7. Чудесный рисунок волшебной травы

  8. Путешествие по народным промыслам. Абашевская игрушка

  9. Путешествие по народным промыслам. Хохлома.

  10. Путешествие по народным промыслам. Дымковская игрушка.

  11. Путешествие по народным промыслам. Вологодские   кружева.

Русская народная игрушка

  1. Русская народная игрушка.

  2. Глиняная игрушка.

  3. Деревянная игрушка.

  4. Секреты русского сувенира

  5. «Ярилины хороводы». Игрушка из соломы.

Тематическое планирование

1 год

п/п

Тема занятия

Всего часов

Раздел 1. Славяне

3

Кто такие славяне.

Поселения и жилища.

1

3

Быт и основные занятия русских людей.

1

Раздел 2. Народные праздники

5

Традиции русского народа.


1

5

Русские народные праздники.

1

6

Календарные народные праздники (Новый год, Рождество, Святки, Масленица).

1

7

Календарные народные праздники (Благовещение, Пасха).

1

8

Календарные народные праздники (Духов день, Иван Купала, день Ильи-пророка, Покров Богородицы).

1

Раздел 3. Как одевались на Руси

6

9

Из истории мужской и женской одежды.

1

10

Из истории мужской и женской обуви.

1

11

Из истории головных уборов.

1

12

Этапы создания одежды. Прялка.

1

13

Мужской костюм. Обувь. Прическа. Головной убор.

1

14

Женский костюм.

1

Раздел 4. Украсим свою жизнь!

6

15

Орнамент.

1

16

Древние символы в орнаменте (дерево жизни).

1

17

Древние символы в орнаменте (цветы, травы).

1

18

Образы животных в народном искусстве (птица).

1

19

Образы животных в народном искусстве (конь, единорог).

1

20

Образы животных в народном искусстве ( собака, волк, лев, змея).

1

Раздел 5. Декоративно-прикладное искусство

11

21

Декоративно-прикладное искусство.

1

22 

Гончарное искусство.

1

23 

Лаковая миниатюра.

1

25 

Художественные лаки. Жостово.

1

26

Резьба по дереву.

1

27

Вышивка. Искусство бисерного плетения.

1

28 

Чудесный рисунок волшебной травы.

1

29 

Путешествие по народным промыслам. Абашевская игрушка

1

30 

Путешествие по народным промыслам. Хохлома.

1

31

Путешествие по народным промыслам. Дымковская игрушка.

1

32

Путешествие по народным промыслам. Вологодские   кружева.

1

Раздел 6.Русская народная игрушка.

5

32

Русская народная игрушка.

1

33

Глиняная игрушка.

1

34

Деревянная игрушка.

1

35

Секреты русского сувенира.

1

36

«Ярилины хороводы». Игрушка из соломы.

1

Итого:

36




 Список литературы

I. Славяне

  1. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Современный писатель, 1995.

  2. Забылин, М. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия / М. Забылин. – М.: Вече, 2006.

  3. Мифы народов мира : энциклопедия в 2 т. – М.: Сов. энциклопедия, 1991.

  4. Петрухин, В. Славяне / В. Петрухин. – М.: Росмэн, 1997. – 114 с.

  5. Родина : Славянский мир: общность и многообразие : Тем. вып. – 2006. - № 4. – 144 с.

  6. Энциклопедия русских обычаев. – М.: Вече, 2004.

II. Декоративно-прикладное искусство

  1. Абросимова, А. А. Художественная резьба по дереву, кости и рогу / А. А. Абросимова, Н. И. Каплан, Т. Б. Митлянская. – 2-е изд., перераб. – М.: Высш. школа, 1984. – 159 с.

  2. Алексахин, Н. Н. Голубая сказка / Н. Н. Алексахин. – М.: Народное образование, 1996. – 112 с.

  3. Андреева, И. Роспись дымковской игрушки / И. Андреева // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 6-7.

  4. Байдек, Е. Декоративно-прикладное творчество. Хохлома. Городец. Гжель. Дымково / Е. Байдек // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 12-13.

  5. Барадулин, В. А. Подсобные промыслы России / В. А. Барадулин, В. Т. Сидоренко. – М.: Россельхозиздат, 1982. – 112 с.

  6. Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка / Г. Л. Дайн. – М.: Легкая промышленность, 1981. – 192 с.

  7. Динцес, Г. А. Русская глиняная игрушка / Г. А. Динцес. – М.; Л., 1936.

  8. Елкин, В. Н. Дерево рассказывает сказки / В. Н. Елкин. – Изд-е 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1978. – 111 с.

  9. Иванушкина, М. Знакомство с Хохломой / М. Иванушкина // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 3-4.

  10. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. — М.: Сов. Россия, 1990 .

  11. Искусство Гжели / авт.-сост. Н. А. Якимнух. – М.: Сов. Россия, 1985. – 167 с.

  12. Искусство Палеха. – М.: Изо, 1982. – 16 откр.

  13. Кириченко, Т. Н. Дымково / Т. Н. Кириченко // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 8-9.

  14. Кузнецова, О. Филимоновская игрушка / О. Кузнецова // Народное творчество. – 2006. – № 1. – С. 21-23.

  15. Купцов, И. И. Родина Жар-птицы : альбом / И. И. Купцов. – М.: Сов. Россия, 1983. – 174 с.

  16. Ларин, О. И. Поклонись дереву / О. И. Ларин. – М: Молодая гвардия, 1985. – 128 с.

  17. Маерова, К. Русское народное прикладное искусство / К. Маерова, К. Дубинская. – М.: Русский язык, 1990. – 272 с.

  18. Матрешка : альбом / ред. А. Обрывалин, Ю. Тюрин. – М.: Сов. Россия, 1969. – 108 с.

  19. Махотенко, И. Чудесный рисунок волшебной травы / И. Махотенко // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 5.

  20. Миловский, А. С. Скачи, добрый единорог : очерки / А. С. Миловский. – М.: Детская литература, 1986. – 191 с.

  21. Мищенко, В. Дудочники и горшечники / В. Мищенко // Родина. – 2001. - № 4. – С. 106-107.

  22. Народные художественные промыслы / О. С. Попова, Н. С. Королева, Д. А. Чирков и др. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. – 192 с.

  23. Народные художественные промыслы СССР : альбом. – М.: Сов. художник, 1983. – 366 с.

  24. Некрасова, М. А. Искусство Палеха / М. А. Некрасова. – М.: Сов. художник, 1966. – 322 с.

  25. Петрова, Е. Городецкая роспись / Е. Петрова // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 10-11.

  26. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея / ред.-сост. И. Я. Богуславская. – Л.: Художник РСФСР, 1984. – 255 с.

  27. Русское народное резное и расписное дерево. – М.: Сов. Россия, 1985.

  28. Секреты русского сувенира : из истории // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 11. – С. 56-60.

  29. Соколова, М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов / М. С. Соколова. – М., 2002.

  30. Старикова, В. В. «Скрутим куклу ладную, милую, нарядную» / В. В. Старикова // Начальная школа плюс До и После. – 2008- № 4. – С. 78-79.

  31. Швейцер, Н. Народные промыслы / Н. Швейцер // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 16-17.

III. Русский национальный костюм

  1. Киреева, Е. В. История костюма / Е. В. Киреева. — М.: Просвещение, 1976.

  2. Русский народный костюм. – М.: Сов. Россия, 1989. – 311 с.

  3. Соснина, Н. Русский традиционный костюм : иллюстрированная энциклопедия / Н. Соснина, И. Шангина. – СПб.: Искусство-СПб, 2006. – 400 с.

IV. Русские народные праздники

  1. Адрианова, О. Ю. Живая связь времен / О. Ю. Адрианова, М. А. Иванова // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 1. – С. 67-69.

  2. Аксюченко, В. Н. Праздник русской матрешки / В. Н. Аксюченко, С. А. Жданкина // Начальная школа. – 2002. - № 9. – С. 92-95.

  3. Бердникова, Н. Праздник Рождества Христова / Н. Бердникова // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 12. – С. 8-10.

  4. Волкова, Т. А. Вспомним нашу старину / Т. А. Волкова, С. Б. Маринина, Т. Н. Осипова // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 21-23.

  5. Драненко, Л. С. Праздник русской матрешки / Л. С. Драненко // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 14-15.

  6. Замятина, Т. Семик / Т. Замятина // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 7. – С. 45-49.

  7. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 400 с.

  8. Кобозева, М. А. Проводы зимы на Руси / М. А. Кобозева // Начальная школа плюс До и После. – 2005. - № 1. – С. 75-77.

  9. Козлова, С. Б. Нижегородская ярмарка / С. Б. Козлова // Начальная школа. – 2004. - № 2. – С. 46-51.

  10. Мамеко, И. М. День рождения леса / И. М. Мамеко // Ребенок в детском саду. – 2005. - № 1. – С. 81-85.

  11. Мамеко, И. М. Пасхальный звон : семейные посиделки / И. М. Мамеко // Ребенок в детском саду. – 2005. - № 2. – С. 73-76.

  12. Мугалова, Ш. Ярмарка / Ш. Мугалова // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 18-20.

  13. Науменко, Г. Зимушка-зима / Г. Науменко // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 12. – С. 102-113.

  14. Науменко, Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе : Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции / Г. М. Науменко. – М.: Липпа-Пресс, 2000. – 224 с.

  15. Обрядовая поэзия. Календарный фольклор. – М.: Русская книга, 1997. – (Библиотека русского фольклора).

  16. От зимы до осени : Фольклорный праздник в школе / сост. Г. Науменко, З. Новлянская. – М.: Детская литература, 1979. – 192 с.

  17. Панкеев, И. А. Русские праздники / И. А. Панкеев. – М.: Яуза, 1999.

  18. Степанов, Н. П. Народные праздники на Святой Руси / Н. П. Степанов. — М.: Российский раритет, 1992.

  19. Тыртышная, М. «Сударыня Масленица» / М. Тыртышная // Воспитание школьников. – 2005. - № 1. – С. 72-75.

  20. Шанский, В. Н. Зимний цикл народно-православных праздников / В. Н. Шанский // Начальная школа. – 2004. - № 1. – С. 100-108.

  21. Шарковская, И. А. «Пошла коляда с конца да в конец» / И. А. Шарковская // Ребенок в детском саду. – 2006.- № 6. – С. 67-70.