СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа декоративно-прикладной направленности «Чудеса своими руками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность программы – художественная

Актуальность :

Занятия способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремлённости, активности и самостоятельности детей.

В процессе работы развивается: 

 Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

 Сенсорное восприятие, глазомер;

- Логическое воображение;

- Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;

- Художественные способности и эстетический вкус;

- Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;

- Влияет в формировании самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

- Дети овладевают навыками культурой труда, усидчивости и добросовестности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа декоративно-прикладной направленности «Чудеса своими руками»»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»




Принята на заседании Утверждаю:

методического совета директор МБУ ДО «ДДТ»

от «28 » 08. 2018г________ Г.ЖАгайдарова.

Протокол № 3приказ № 01\11-72 от 30.08.2018







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

декоративно-прикладной направленности

«Чудеса своими руками»

(на основе образовательной программы «Маленькие мастера»,автор: Хлыновская Н.Н.2011, )



                                           



                                                                               














Срок реализации программы:1год

Программа рассчитана на детей 4-7 лет

Автор :Сунагатуллина Татьяна Александровна

Педагог дополнительного образования

Высшей квалификационной категории







с.Донское2018г




1.1Пояснительная записка

Программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной программы «Маленькие мастера»,автор Хлыновская Н.Н., а также в соответствии со ст. 12, п.4 федерального закона «Об образовании в Российской федерации» № 273 – Ф3; Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Направленность программы – художественная

Актуальность :

Занятия способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремлённости, активности и самостоятельности детей.

В процессе работы развивается:

Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

Сенсорное восприятие, глазомер;

- Логическое воображение;

- Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;

- Художественные способности и эстетический вкус;

- Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;

- Влияет в формировании самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

- Дети овладевают навыками культурой труда, усидчивости и добросовестности

Отличительные особенности программы:

Данная программа построена с учётом специфики дополнительного образования детей. Программа предлагает широкий спектр творческих работ из различных групп художественных материалов.

Диапазон декоративных работ предлагаемых в данной программе – популярные виды ручного труда, рукоделия, доступные для детей различного возраста. Программа позволяет обучать детей, создавать полезные художественные изделия, с учётом требований современного дизайна, эстетики

Содержание программы «Чудеса своими руками» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены следующие направления декоративно–прикладного творчества: пластилинография, тестопластика,нетрадиционные техники рисования , изготовление кукол, которые разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.

Программа способствует:

-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

-знакомству с историей пластилина, бумагопластики и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

интегрированность (взаимосвязь различных видов изобразительного искусства и конструирования), Существенное место в организации учебной деятельности также должны занять упражнения в произвольном внимании, в активизации волевых усилий для сосредоточения программы заключается во введении в обучающий процесс новых техник: объемного конструирования.. Принцип «от простого – к сложному» способствует постепенному, пошаговому овладению ребенком различными технологиями.

Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий

универсальность (возможность применения программы для различного возрастного контингента).

Адресат программы. Программа адресована обучающимся старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Особенности учебной деятельности детей определяются их возрастны­ми физиологическими и психологическими особенностями.

Внимание у дошкольников непроизвольно, недостаточно устой­чиво, ограничено по объему.

Возможности памяти очень велики, однако дети не умеют распорядить­ся своей памятью и подчинить ее задачам обучения (плохо развит самокон­троль, самопроверка при заучивании).

Для младшего школьного возраста характерна известная податливость, внушае­мость, доверчивость, склонность к подражанию.

Необходимо объяснить обучающимся правила правильного сидения за партой, домашним письменным столом и их значение для обеспечения здоровья и. периодически, в случае необходимости, напоминать о них.

В области материально-технического оснащения учебного процесса следует позаботиться о специальном подборе мебели, размеры которой должны соответствовать возрастным характеристикам.

Учитывая богатый потенциал памяти младшего школьника в сочета­нии с неразвитыми умениями самоконтроля и самопроверки при заучива­нии, необходимо уделить выработке данных умений, приобщению школь­ников к рациональной организации собственной учебной деятельности.

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на1 год обучения, всего 72 часа.

Форма обучения - очная

Особенности организации образовательного процесса –в объединении по интересам, сформированном в группу обучающихся разных возрастных категорий, являющихся основным составом объединения

Основные методы обучения – словесный, наглядный, практико-ориентированный, игровой (для младшего возраста).

Педагогическая целесообразность программы обосновывается её соответствием социальному заказу общества и современным тенденциям развития российского образования, а также возможностью расширения политехнического кругозора младших школьников, созданием для них в процессе деятельности ситуации успеха.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

В группе могут заниматься по – 10-15 человек. Занятия проводятся – 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 2 академических часа. Предусмотрен 10-минутный перерыв между занятиями.


1.2 Цель и задачи программы

Цель:

-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства..

Задачи

Обучающие ( образовательные)

- научить приёмам и правилам пользования ножницами, красками и клеем , приёмам работы с бумагой, картоном и другими материалами, способам соединения деталей;

- научить изготавливать своими руками простейшие поделки, открытки, панно.

Развивающие ( метапредметные)

- развивать познавательный интерес учащихся, пространственные представления и двигательную сферу учащихся, а также память, внимание, творческое мышление, воображение фантазию, сообразительность;

- формировать углубленные знания по истории декоративно-прикладного искусства, навыки умственных действий (сравнение, сопоставление, составление плана предстоящей работы);

- стимулировать поиск нестандартных решений, творческое мышление, творческие способности.

Воспитательные ( личностные)

- воспитывать культуру труда, нравственные качества, умение детей слушать друг друга и вырабатывать общую позицию в коллективных формах деятельности;

- прививать навыки свободного общения друг с другом и педагогом;

- способствовать воспитанию эстетического вкуса.

Важной частью данной программы является наглядность и конкретность, переход от простого к сложному. Занятия построены так, чтобы они меньше всего походили на школьные уроки, а были увлекательной игрой, где можно проявить смекалку, сделать всё своими руками и проявить дух соревнования.


Принципы, лежащие в основе программы:

-доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности;

-научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- включение воспитанников в активную творческую деятельность;

- сочетания коллективных и индивидуальных форм деятельности.

Дети уже довольно много знают об окружающем мире и их общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможность восприятия, энергия, результативность деятельности детей безгранична. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей не всегда одинаково развиты. Занятия по созданию изделий из бумаги, соленого теста и других материалов помогут обрести ребенку уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка, умение наблюдать и выделять характерное.
































1.3 Содержание программы:

Учебный план 1 - го года

Тема

Количество часов

Формы аттестации



всего

теория

практика


I

Введение: правила техники безопасности.

2

1

1

Беседа

1модуль

Золотая осень

6




1.1

Осеннее дерево.

2


2

Устный опрос

1.2

Осенние цветы

2


2

Графическая работа

1.3

Птицы на дереве.

2


2

Педагогическое наблюдение

2модуль

Дымковская роспись.

12




2 .1

Барашек.

2


2

Беседа

2.2

Барышни-франтихи

2


2

Графическая работа

2.3

Роспись дымковского индюка

2


2

Устный опрос

2.4

Дымковская барышня

2


2

Графическая работа

2.5

Дымковский козлик

2


2

Выставка

2.6

Дымковская свистулька

2


2

Устный опрос

3модуль

Зимние забавы

8




3.1

Снеговик

2


2

Устный опрос

3.2

Дед Мороз

2


2

Выставка

3.3

Новогодняя елка

2


2


3.4

Новогодняя маска

2


2

Практическое задание

4модуль

Хохломские узоры

6




4.1

Хохломской петушок

2


2

Устный опрос

4.2

Хохломская рамка для фото

2


2

Устный опрос

4.3

Украсим хохломскую посуду

2


2

Устный опрос

5модуль

Городецкая роспись

4




5.1

Сарафан для городецкой матрешки.

2


2

Практические задачи

5.2

Городецкая дощечка.

2


2

Графическая работа

6модуль.

Гжельская роспись.

6



Беседа

6.1

Гжельская посуда

2


2

Беседа

6.2

Гжельские фигурки

2


2

Графическая работа

6.3

Гжельская рыба.

2


2

Устный опрос

7модуль

Бумагапластика.

32




7.1

Сердечко для всех

2


2

Педагогическое наблюдение

7.2

Кораблик

2


2

Графическая работа

7.3

Открытка для папы

2


2

Беседа

7.4

Веселая кукла-масленница.

2


2

Графическая работа

7.5

Ваза для цветов

2


2

Беседа

7.6

Открытка для мамы.

2


2

Графическая работа

7.7

Жостовские подносы.

2


2

Устный опрос

7.8

Весеннее дерево

2


2

Графическая работа

7.9

Игрушки для ветра.

2


2

Педагогическое наблюдение

7.10

Космический корабль.

2


2

Графическая работа

7.11

Пасхальное яйцо.

2


2

Беседа

7.12

Роспись пасхального яйца.

2


2

Графическая работа

7.13

День Победы. Салют.

2


2

Выставка

7.14

Насекомые.

2


2

Устный опрос


итого

72

1

71







Учебный план 2 - го года

Тема

Количество часов

Формы аттестации



всего

теория

практика


I

Введение: правила техники безопасности.

2

1

1

Беседа

1модуль

Осенние поделки из природного материала.

14




1.1

Ежик из сосновых шишек

2


2

Устный опрос

1.2

Ветка рябины.

2


2

Графическая работа

1.3

Подсолнух.

2


2

Педагогическое наблюдение

1.4

Сова.

2



Графическая работа

1.5

Аист из тыквенных семечек.

2


2

Беседа

1.6

Ваза для цветов

2


2

Графическая работа

1.7

Панно из осенних листьев

2


2

Устный опрос

2модуль

Соленое тесто

10


2

Графическая работа

2.1

Подкова

2


2

Выставка

2.2

Веселый кот- гжельская роспись

2


2

Устный опрос

2.3

Филин

2



Практическое задание

2.4

Хохломская посуда

2


2

Устный опрос

2.5

Жостовские подносы.

2


2

Выставка

3модуль

Новогодние поделки из подручного материала

10


2


3.1

Новогодняя открытка.

2


2

Практическое задание

3.2

Дед Мороз.

2



Беседа

3.3

Символ года-собака

2


2

Устный опрос

3.4

Новогодние игрушки.

2


2

Устный опрос

3.5

Снеговик.

2


2

Устный опрос

4модуль

Поделки из бумаги

36



Педагогическое наблюдение

4.1

Фото-рамка- декупаж

2


2

Практические задачи

4.2

Квилинг-. корзинка

2


2

Графическая работа

4.3

Квилинг-бабочка

2



Беседа

4.4

Квилинг-открытка для папы.

2


2

Беседа

4.5

Вертолет.

2


2

Графическая работа

4.6

Белоснежные ромашки.

2


2

Устный опрос

4.7

Красивые цветы для мамы.

2



Графическая работа

4.8

Открытка для бабушки.

2


2

Педагогическое наблюдение

4.9

Сказочная птица.

2


2

Графическая работа

4.10

Весеннее дерево.

2


2

Беседа

4.11

Веселый клоун

2


2

Графическая работа

4.12

Космос.

2


2

Беседа

4.13

Пасхальное яйцо.папье-маше

2


2

Графическая работа

4.14

Роспись пасхального яйца.

2


2

Устный опрос

4.15

Открытка с днем Победы.

2


2

Графическая работа

4.16

Объемная звезда.Оригами

2


2

Педагогическое наблюдение

4.17

.Фоторамка.Оригами.

2


2

Графическая работа

4.18

Коллективная работа «Панно»

2


2

Беседа


итого

72

1

71








Содержание программы «Чудеса своими руками»

Первый год обучения (72 ч.)

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

Введение: правила техники безопасности -2ч.

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

1модуль:Золотая осень-6ч.

1.Осеннее дерево

Теория:Развивать у детей интерес к творческой деятельности

Практическая часть: Нарисовать осеннее дерево.

2.. «Осенние цветы».

Теория. Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.

Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».

3.Птицы на дереве.

ТеорияСоздание выразительного образа птиц посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах

Практическая часть.Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредствомкрасок.

2 модуль: Дымковская роспись.12

1.Барашек.2.Барышни франтихи.3.Роспись дымковского индюка

Теория Особенности построения композиции дымковских элементов.

Практическая часть.Расписать изображение барашка росписью. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.

.4.Дымковская барышня 5.Дымковский козлик.6.Дымковские свистульки

ТеорияКомпозиция и цвет в расположении элементов на поверхности.

Практическая часть.Склеить две части полуобьемной фигуры барышни из бумаги. Расписать фигурку.

3.модуль:Зимние забавы.8ч.

1 .Снеговик.2.Дед Мороз.3.Новогодняя елка.4.Новогодняя маска.

ТеорияСозданиесюжетатехникой приклеивания мятых комочков на изображение.

Практическая часть.Изготавливать мятые комочки из салфеток

4 модуль.Хохломские узоры.3ч.

1.Хохломской петушок. 2.Хохломская рамка для фото3.Украсим хохломскую посуду

.Теория Продолжать знакомить с народным творчеством. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий.

Практическая часть.Расписыватьпредметы в стили хохломских узоров.

5 модуль. Городецкая роспись.4ч.

1.Сарафан для городецкой матрешки. 2.Городецкая дощечка.

ТеорияФормирование композиционных навыков с элементами городецких мотивов.

Практическая часть.Расписывать изделия городецкими элементами..

7 модуль.Гжельская роспись.6ч.

1.Гжельская посуда 2.Гжельские фигурки.3.Гжельская рыба.

ТеорияЗакрепить знания детей о гжельской росписи. Составление композиции из элементов гжельской росписи..

Практическая часть.Выполнение росписи элементами гжельской росписи.

8 модуль. Бумагопластика.28ч.

1.Сердечко для всех.2.Кораблик.3.Открытка для папы.

Теория: История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности

Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – 4.Веселая кукла Масленница.5.Ваза для цветов.6.Открытка для мамы.

ТеорияФормирование композиционных навыков.

Практическая часть. Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей. Реализация выразительного, яркого образа

Формировать у детей навыки творчества..

7.Жостовские подносы.8.Весеннее дерево.9.Игрушки для ветра.10.Космический корабль.

ТеорияПоследовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

11.Пасхальное яйцо.11.Роспись пасхального яйца.12.День Победы.13.Насекомые

ТеорияПоследовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания.Практическаячасть.Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.



Содержание программы «Чудеса своими руками»

Второй год обучения (72ч.)

Второй годобучения направлен на удовлетворение интересов детей в углублении знаний и умений о приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовлениена более сложном уровне декоративно – художественных изделий.

Вводное занятие-2ч.

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

1модуль:Осенние поделки из природного материала -14ч.

1.Ежик из сосновых шишек 2. «Ветка рябины»

Теория:Развивать у детей интерес к творческой деятельности

Практическая часть: Нарисовать осеннюю березу..

3.Подсолнух.4.Сова 5.Аист из тыквенных семечек.6.Ваза для цветов.7.Панно из осенних листьев.

ТеорияСоздание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах

Практическая часть.Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством красок.

2 модуль:Соленое тесто.10ч .

1.Подкова 2.Веселый кот –гжельская роспись.3.Филин

Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.

Практическая часть Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования – цветным клеем.

Теория Особенности построения композиции дымковских элементов.

Практическая часть.Расписать изображение барашка росписью. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.

.4.Хохломская посуда. 5.Жостовские подносы.

ТеорияКомпозиция и цвет в расположении элементов на поверхности.

Практическая часть.Склеить две части полуобьемной фигуры барышни из бумаги. Расписать фигурку.

3.модуль:Новогодние поделки.10ч.

1Новогодняя открытка.2.Дед Мороз.3.Символ года –собака.4.Новогодние игрушки. 5.Снеговик.

ТеорияСозданиесюжетатехникой приклеивания мятых комочков на изображение.

Практическая часть.Изготавливать мятые комочки из салфеток

4 модуль.Поделки из бумаги.36ч.

1.Фоторамка декупаж. 2.Квилинг корзинка.3.Квилинг бабочка 4.Квилинг-Открытка для папы 5.Вертолет.6.Белоснежные ромашки.

.Теория Продолжать знакомить с народным творчеством. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий.

Практическая часть.Расписыватьпредметы в стили хохломских узоров.

7.Красивые цветы для мамы.8.Открытка для бабушки.9.Сказочная птица.

1.Сарафан для городецкой матрешки. 2.Городецкая дощечка.

ТеорияФормирование композиционных навыков с элементами городецких мотивов.

Практическая часть.Расписывать изделия городецкими элементами..


10.Весеннее дерево.11.Веселый клоун..12.Космос.

ТеорияЗакрепить знания детей о гжельской росписи. Составление композиции из элементов гжельской росписи..

Практическая часть.Выполнение росписи элементами гжельской росписи.

13.Пасхальное яйцо папье-маше.14.Роспись пасхального яйца.15.Открытка с днем Победы..16.Объемная звезда оригами .17.фотороамка оригами.18.Коллективная работа «Панно».

Теория: История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности

Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином –


1.4 Планируемые результаты

К концу I года обучения

Планируемые результаты освоения обучающимися программы:

Предполагаемые результаты к концу I года обучения:

в области образовательных задач (предметные):

- с помощью педагога определять и формулировать цель деятельности на занятии;

- объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место, с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану с опорой на образцы, рисунки;

- знать об истории декоративно-прикладного искусства.

в области развивающих задач (метапредметные) развитие моторики, внимания, воображения и т.д.

-навыки и приемы рационального вырезания: симметричное вырезание; вырезание из гармошки.

-прием обрывания, аппликацию с кантом;

-основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.);

-выполнять поделки из конусов, цилиндров, квадрата;

-работать по готовой выкройке, понимать условные обозначения;

-составлять узоры из квадратов, кругов, треугольников, чередуя их по цвету;

-выполнять пейзажные композиции, тематическую аппликацию;

-правильно и аккуратно пользоваться бумагой и ножницами, клеем, салфеткой.

в области воспитательных задач (личностные)

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

- сознательно проявлять целеустремлённость, усердие, организованность, творческое отношение при выполнении трудоёмкой самостоятельной практической работы.

- уметь слушать и слышать собеседника, высказывать и обосновывать своё мнение.







К концу II года обучения

Образовательные (предметные)

-умение самостоятельно по образцу создавать изделие;

-знать элементарные свойства бумаги, картона, их использование, способы обработки;

-знать названия геометрических фигур, тел и уметь их чертить;

-уметь пользоваться ручными инструментами (карандаш, линейка, циркуль, угольник);

Развивающие (метапредметные)

-способы вырезания из бумаги и картона предметов различных форм;

-правила пользования инструментами – ножницами, карандашом, линейкой;

-создавать изображения различных предметов, используя бумагу различной фактуры и усвоенные способы -вырезания и оригами;

-вырезать из бумаги части предметов и целые силуэты;

-вырезать симметричные детали из сложенной пополам бумаги и несколько предметов или их частей из бумаги, -сложенной гармошкой;

-составлять декоративную композицию из геометрических и растительных форм;

-правильно располагать аппликацию на листе;

-правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямо угольник), вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;

Воспитательные (личностные)

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками - сознательно проявлять целеустремлённость, усердие, организованность, творческое отношение при выполнении трудоёмкой самостоятельной практической работы.


2.1 Календарный учебный график представлен в приложении.

2.2 Условия реализации программы.

Наглядные пособия: стенды (Правила техники безопасности, и др.)

работы воспитанников;

демонстрационные образцы и работы;

иллюстрационный материал к тематическим праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Праздник весны).

Материально-техническое обеспечение программы включает:

-доска,

- стулья ( табуретки),столы

- осветительные приборы,

-компьютер

-шторы,

-шкафы

Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия: клеенки, набор стеков, спички или зубочистки, материалы для приготовления соленого теста (мука, соль, вода, клей, картофельный крахмал), пищевые красители, мерка, миска для замеса теста, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель, акриловые

Информационное обеспечение:

-аудио, фото.

Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом дополнительного образования, обладающим профессиональными знаниями в предметной области, знающим специфику дополнительного образования и имеющим практические навыки в сфере организации творческой деятельности детей.

2.3 Формы аттестации.

Формы контроля:

Для определения результативности образовательного процесса применяются 

входящий, промежуточный (тематический) и итоговый контроль.

Входящий: определение первоначального уровня учащихся (на первом занятии в виде собеседования).

Промежуточный (тематический): осуществляется при помощи участия в выставках, конкурсов. Применяются «контрольные задания»,составленные в форме, интересной для обучающихся. Они проводятся по окончании изучения каждой темы.

Итоговый контроль: работы оцениваются по следующим критериям:

- качество выполнения изучаемых на занятиях приемов, операций и работы в целом;

- степень самостоятельности;

- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.


2.4 Оценочные материалы

Педагогический мониторинг. Критерии эффективности программы.


параметры

критерии

Образовательные результаты









Эффективность воспитания



Социально-педагогические

Освоение детьми содержания образования.

1. Овладение знаниями по технике безопасности и выполнение их.

2. Овладение знаниями и умениями.

3. Глубина и широта знаний.

4. Практические и творческие достижения

5. Развитие общих познавательных способностей.


1. Культура поведения ребенка.

2. Характер отношений в коллективе.


1.Забота о здоровье.


Пройдя курс обучения по этой программе, дети получат достаточный объем знаний, умений и навыков для дальнейшей работы в других кружках по интересам.

Программа «Чудеса своими руками» может быть использована в ДОУ и в школах на факультативных занятиях по труду, во внеурочной деятельности. Она помогает создать основу для глубокого осмысленного творчества детей.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на занятии, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.: работы оцениваются по следующим критериям:

- качество выполнения изучаемых на занятиях приемов, операций и работы в целом;

- степень самостоятельности;

- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

работы оцениваются по следующим критериям:

- качество выполнения изучаемых на занятиях приемов, операций и работы в целом;

- степень самостоятельности;

- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.


Уровень обученности определяется с помощью проведения проверки знаний, умений, навыков – тестирования, проведения творческих отчетов, защиты творческих работ, участия в конкурсах, выставках и др.

Уровень развития детей определяется с помощью психолого-педагогических методов: по результатам наблюдений, тестов, опросников, анкет.

Уровень воспитанности – по показателям развитости этической культуры, социально-психологических качеств с помощью анкет, тестов, опросников, наблюдений педагога, оценок товарищей и самооценок, участия в массовых мероприятиях и общественной жизни объединения.

Итоговая оценка развития качеств личности, теоретических и практических навыков по программе производится по трем уровням: минимальный, средний, максимальный.

Критерии оценивания образовательных результатов

1. Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:

соответствие уровня теоретических знаний программным требования;

широта кругозора;

свобода восприятия теоретической информации;

развитость практических навыков работы со специальной литературой;

осмысленность и свобода использования специальной терминологии.

минимальный уровень - обучающийся овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;

средний уровень - объем усвоенных знаний составляет более ½, предусмотренных программой;

максимальный уровень - обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренный программой;

2. Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:

соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;

свобода владения специальным оборудованием и оснащением;

качество выполнения практического задания;

технологичность практической деятельности.

минимальный уровень - обучающийся овладел менее чем ½ предусмотренных программой умений и навыков;

средний уровень - объем усвоенных умений и навыков составляет более ½, предусмотренных программой;

максимальный уровень - владение практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой;

3. Критерии оценки уровня развития творческих способностей и личностных качеств обучающихся:

организационно-волевые качества - способность активно побуждать себя к практическим действиям, умение контролировать свои поступки, приводить к должному свои действия;

минимальный уровень - волевые усилия побуждаются извне;

средний уровень - волевые усилия побуждаются иногда самим ребенком;

максимальный уровень - волевые усилия побуждаются всегда самим ребенком.

ориентационные качества - способность оценивать себя адекватно реальным результатам, осознанное участие в освоении образовательной программы;

минимальный уровень - интерес к занятиям продиктован ребенку извне (взрослые, сверстники);

средний уровень - интерес периодически поддерживается самим ребенком;

максимальный уровень - интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно.

поведенческие качества - способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации, умение воспринимать общие дела как свои собственные.

минимальный уровень - периодически провоцирует конфликты, избегает участия в общих делах;

средний уровень - сам старается в конфликтах не участвовать, участвует при побуждении извне;

максимальный уровень - пытается самостоятельно урегулировать возникающие конфликты, инициативен в общих делах.

творческое отношение к выполнению практических заданий, уровень развития творческих способностей

начальный- репродуктивный уровень;

средний - способность удивляться и познавать, нацеленность на открытие нового;

высокий - оригинальность, нестандартность идей и поступков, умение находить решения в нестандартных ситуациях, генерирование идей).

2.5 Методические материалы

Методическое обеспечение программы

Формы и методы работы

Преобладающими являются следующие методы и приемы образовательной деятельности: репродуктивный, словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация), наглядные работы (работа со схемами, чертежами и их составление), метод проблемного обучения (постановка проблемных вопросов и самостоятельный поиск ответа), проектно-конструкторские методы (конструирование из бумаги, создание моделей), игры (на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-путешествие, ролевые игры (конструкторы, соревнования, викторины), наглядный(рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, схемы, модели, приборы, видеоматериалы, литература), создание творческих работ для выставки, разработка сценариев праздников, игр.

На занятиях объединения«Чудеса своими руками» создаются все необходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.

Типы занятий: комплексные, занятия-беседы, экскурсии, самостоятельная работа.

Виды занятий:

- работа с литературой, со схемами;

- практическая работа;

- выставки, конкурсы, творческие проекты, соревнования, праздники, игры.

При проведении занятия выполняются санитарно – гигиенические нормы.

На каждом занятии проводятся физкультминутки (дыхательные упражнения, упражнения для глазных мышц).

Выбор методов обучения зависит от возрастных особенностей детей и ориентирован на активизацию и развитие познавательных процессов. В младшем школьном возрасте у детей уже возникли и получили первоначальное развитие все основные виды деятельности: трудовая, познавательная и игровая. Игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Возрастной особенностью младших школьников является и то, что они активно включаются в такую практическую деятельность, где можно быстро получить результат и увидеть пользу своего труда.


Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, образцы поделок . При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.

После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными материалами (акварель, гуашь, соленое тесто ,бумага). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, стека, ножницы др.). При этом используется для показа учебная доска .Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.

Обучающиеся после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.


Дидактические материалы – в приложение

Список литературы

Основная литература:

  • Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004

  • Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.

  • Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

Дополнительная литература:

      • Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

  • Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.

  • Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.

  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).

  • Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

  • Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.

  • Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.

  • Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.

  • Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование2004№7.С.9-14

Список литературы для детей

Основная литература:

  • Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.

  • Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.

  • Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).

  • Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).

Дополнительная литература:

  • Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).

Сайты:

1.http://www.liveinternet.ru

2./http://nrk.kipk.ru/




















Приложение

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре-ноябре и марте-апреле). В проведении мониторинга участвуют педагоги (по согласованию психолог). Основная задача мониторинга за­ключается в том, чтобы определить степень освоения воспитанником образова­тельной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в детском объединении, на развитие воспитанника.

При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг личностного развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения комплексной образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств воспитанника.


Диагностика образовательного процесса

Диагностика образовательного процесса (мониторинг освоения комплексной образо­вательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с до­школьниками.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения воспитанника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в детском объединении, анализ продуктов детской деятельности, беседы с воспитанниками. Данные о ре­зультатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках комплексной образовательной программы.

Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образователь­ной программы и организацию образовательного процесса в группе детско­го сада.

Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняется таблица 1.

Таблица 1

Мониторинг образовательного процесса

Ф.И.О. ребенка

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями

по образовательным областям
















Итоговый результат








Оценка уровня развития:

балл — большинство компонентов недостаточно развиты;

балла—отдельные компоненты не развиты;

балла—соответствует возрасту;

балла—высокий.

Диагностика личностного развития

Диагностика личностного развития осуществляется педагогами, (по согласованию психологом). Основная задача этого вида мониторинга — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут обра­зовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития общих способ­ностей: коммуникативных, волевых.

Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внима­ние уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.

Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности -эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать, планировать слож­ные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта разви­тия каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.

В ходе мониторинга детского развития педагог заполняет таблицу 2.

















Таблица №2


Мониторинг личностного развития

Ф.И.О. ребенка

Уровень развития личностных качеств












Любознательность, активность

Эмоциональность, отзывчивость

Коммуникативные качества (овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками)

Самооценка


Волевые качества (способность управлять своим поведением и планировать свои действия)

Итоговый результат








Оценка уровня развития:

1 балл — большинство компонентов недостаточно развиты;

балла—отдельные компоненты не развиты;

балла—соответствует возрасту;

балла — высокий.


2.4 Оценочные материалы


Карта развития ребенка 4-7 лет
Физическое развитие
1. Соответствие антропометрических показателей возрастной норме
2. Бег 30 метров
З. Бросание набивного мяча (1 кг.)
4. Прыжок с места в длину
5. Челночный бег
б. Наклон вперед из положения стоя
Социальное развитие
1. Легко вступает в контакт со взрослыми
2. Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми
З. Умеет просить о помощи и оказать ее
4. Регулирует свое поведения усвоенными нормами и правилами
5. Аргументировано отстаивает свою точку зрения перед ровесниками и взрослыми
б. Имеет представление о себе и своих возможностях
Развитие речи
1. Правильно произносить звуки родного языка
2. Умеет выделять звуки в слове
З. Высказывается простыми, распространенными предложениями
4. Грамматически правильно строит сложные предложения
5. Может пересказать короткий рассказ
б. Строит сюжетный рассказ по сюжетной картинке
7. В диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь внимание своими высказываниями
8. Использует обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения
Познавательное развитие
1. Представления об окружающем мире достаточно развернуты и конкретны
2. Задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи
З. Умеет классифицировать и обобщать
4. Владеет сенсорными эталонами
5. Владеет навыками счета и вычислительными операциями
б. Достаточно хорошо ориентируется в пространстве
Художественно-эстетическое развитие
1.
Знает литературные произведения (в рамках программы)
2. Может эмоционально воспроизвести общий характер и динамику развития музыкального образа, пользуясь языком жестов, мимики, пантомимики
З. Самостоятельно и творчески реализует свои замыслы в продуктивных видах деятельности
4. Знает произведения искусства
Навыки учебной деятельности
1. Мотивация к обучению в школе (+ -)
2. Развитие мелкой моторики
З. Способность понять и принять инструкцию
4. Умение работать в едином темпе
5. Познавательная активность
б. Умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать


Диагностика личностного развития


При первичной диагностике педагогу удобно воспользоваться методом наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда педагог в играх, совместных делах разговорах с детьми оценивает:

- Эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходит на занятия, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность.

- Умения общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми: проявления инициативности, активности в общении, (в т.ч. и речевой), застенчивости, робости, нерешительности, с чем обычно связаны умения культуры общения – умения вступать в контакт, умения ориентироваться при общении на чувства и переживания др.

- Личностные проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т.д.)

Для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний с детьми проводиться индивидуальная беседа. Чтобы получить представления о понимании правил поведения детьми группы и спланировать дальнейшую работу по социально-нравственному воспитанию необходимо побеседовать с 6-8 детьми из разных по “благополучию” групп, выделенных на основе первой методики.

Тест "Рисунок семьи"


Для маленького ребенка весь мир - это семья. Каким видит себя ребенок в родительском доме? Какими он воспринимает маму, папу и их отношения? Как он относится к своей семье? В этом вам поможет несложная методика "Рисунок семьи".

Немного истории про рисование

"Рисунок семьи" - одна из самых популярных методик, которую используют педагоги и психологи в работе с детьми дошкольного возраста. Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. В рисунке дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами.

Среди исследователей нет единого мнения, кто и когда предложил использовать рисунок семьи в психодиагностических целях. Начиная с 30-х годов прошлого столетия эту методику разрабатывали и американские, и европейские, и отечественные ученые.

Развитие методики шло по двум направлениям: изменение инструкции к заданию и расширение диапазона интерпретируемых деталей. Существует множество модификаций применения теста и обработки результатов. Ребенка просят или "нарисовать свою семью" (В.Хьюлс), или "нарисовать семью" (Е. Хаммер), или "нарисовать всех членов своей семьи, занятых чем-либо" (методика "Кинетический рисунок семьи" Р.Бернса).

Некоторые варианты методики предусматривают беседу о персонажах после рисования. Иногда задание дается и ребенку, и взрослым. И тогда появляется возможность сравнить точки зрения на семейные отношения отца, матери и детей.

"Рисунком семьи" пользовались многие известные исследователи и практики: А..И. Захаров, Е.Т. Соколова, В.С. Мухина, А.С. Спиваковская. Сегодня эта методика популярна как у зарубежных, так и отечественных психологов.

Существует немало систем интерпретации результатов теста "Рисуем семью". И хотя все они дают достаточно точную картину отношений в семье, мы хотим предложить интерпретацию, разработанную отечественным психологом, доктором психологических наук В.К. Лосевой. Символическое истолкование рисунка вполне доступно людям и без педагогического или психологического образования. Заметим лишь, что методика не предназначена для оценки интеллекта ребенка и не дает информации о его готовности или неготовности к школе.

Как понять, дорос ли ребенок до выполнения теста? До тех пор, пока изображенный ребенком человек напоминает шарик с ручкам и ножками (что характерно для всех детей), применять методику рано. Примерно с четырех-пяти лет голову и туловище ребенок начинает рисовать отдельно. Вот с этого моменты можно использовать тест.

Помните, не стоит наводить ребенка на мысль, кого рисовать. Даже если он задаст вопрос, рисовать ли ему бабушку, скажите, что можно изобразить, кого захочется. Дайте ему простой карандаш и стандартный

лист бумаги. Ни в коем случае нельзя пользоваться ластиком. Если ребенок сочтет рисунок "окончательно испорченным", просто предложите новый лист. Внимательно следите, в каком порядке рисуются люди и предметы. Существует большая психологическая разница в отношении ребенка к тому, кого он нарисовал первым, и кого вообще не изобразил под предлогом "не поместилось".

Попросите автора подписать всех персонажей. Это тоже важный момент. Например, ваша дочь подписывает фигуру старшего брата "Сашенька", а лежащую в коляске сестренку - "младшая сестра". Разница в эмоциональном отношении к ним сразу понятна. Информацию, которую вы получите, нельзя использовать для упреков ( "Почему ты не любишь младшую сестричку?") Если ребенок еще не умеет писать, пусть расскажет, кого он нарисовал.

Обратите внимание и на неодушевленные предметы на рисунке. Это для нас, взрослых, они неодушевленные. В восприятии ребенка мебель, игрушки, телевизор, телефон могут даже вступать в своеобразные "отношения" между собой и персонажами рисунка. И ребенок здесь не так уж и не прав. Просто взрослые зачастую скрывают эмоциональную привязанность к своим "игрушкам". А если вы на рисунке видите папу, который наполовину исчез под капотом машины, и маму, сидящую с телефоном, то даже неспециалисту не составит труда сделать вывод: сколько папа проводит время с машиной, мама - с телефоном, а сколько - с ребенком и друг с другом.

Если на рисунке много предметов и мало людей, то это не свидетельствует об эмоционально бедной среде в семье. Скорее о направленности эмоций на мир вещей. Что тоже не является признаком жадности. Чаще всего ребенок выражает стремление родителей к постоянству, ведь каждая вещь - символ стабильности.

Как часто, глядя на сына или дочь, мы вздыхаем: и почему мне так трудно с ним (или с ней)? И будем до крайности удивлены, что и ребенок, глядя на нас, задает себе тот же вопрос: почему мне так трудно с этим взрослым? Предложенная методика поможет вам лучше понять друг друга. Надо только довериться интуиции и познакомиться с правилами психологического истолкования рисунка семьи.

Кто милее всех на свете?

Хотим сразу предупредить родителей: получив рисунок, вы будете обескуражены. Вам покажется, что рисунок именно вашего ребенка никакая методика объяснить не в силах. Или, наоборот, вы не в силах интерпретировать рисунок только вашего ребенка. Прежде всего возникнет вопрос: чем отличается рисунок в вертикальной плоскости от рисунка в горизонтальной? Ведь в первом случае чаще всего фигуры расположены одна под другой, а во втором - "в ряд"? Как различить эти нюансы - "самый большой человек как самый любимый" и "самый большой человек как обладающий наибольшей властью"? Ответы на эти вопросы придут только с опытом. А пока доверьтесь интуиции.

Единственный совет - не пытайтесь сразу дать толкование деталям. Постарайтесь "увидеть" рисунок в целом. Что прежде всего бросается в глаза? Прежде всего, в глаза бросается "большое"!

Размер изображенного человека (а иногда и предмета) напрямую связан с тем, какое место в душе ребенка занимают отношения с этим человеком. Например, для мальчика, изобразившего бабушку по размеру больше остальных членов семьи, отношения с ней стоят на первом месте. А учитывая, что бабушка не только самая "большая", но и расположена на рисунке "выше" остальных членов семьи, можно предположить, что для ребенка бабушка в семье и самое авторитетное лицо.

Посмотрите, кто на листе (обычно это ярко выражено в рисунке в вертикальной плоскости) расположен выше, а кто - ниже. Наибольшей властью в семье обладает персонаж, который расположен выше всех, хотя он может быть и самым маленьким по размеру. Ниже всех изображен тот, чье влияние в семье минимально.

Расстояние между персонажами связано с дистанцией психологической. Кто ребёнку ближе всех, того он и изобразит рядом. То же самое относится и к другим персонажам. Тех, кого ребёнок воспринимает как близких между собой, будут стоять рядом.

После того, как рисунок закончен, обязательно расспросите, кто есть кто. Возможно, вас ждет сюрприз. Тот персонаж, которого вы приняли за дедушку, окажется не настоящим дедушкой, а Дедом Морозом! Появление вымышленных персонажей свидетельствует о неудовлетворенных потребностях, которые ребенок реализует в своей фантазии. Такому персонажу надо обязательно уделить внимание и подробно расспросить о нем. Из рассказа вы поймете, чего не хватает сыну или дочери в реальной жизни.

Обратите внимание и на отсутствующих персонажей. Вас не должны ввести в заблуждение фразы: "Младшего братика я забыл нарисовать", а для "папы не хватило места". Скорее всего, брат вызывает ревность, а с папой нет эмоционального контакта, его как бы нет в мире ребенка. Может отсутствовать на рисунке и сам автор. И тогда это повод поразмышлять - нет ли у ребенка трудностей самовыражения с близкими людьми? Если "озвучить" чувства, это будет выглядеть примерно так: "Меня здесь не замечают" или "Мне здесь нет места".

Руки, ноги, огуречек - вот и вышел человечек!

У ребенка совершенно особое видение рук! Ведь первоначальная природная функция рук - цепляться за тело мамы, устанавливая с ней тем самым контакт. И лишь пережив отрыв от матери, ребенок открывает для себя другую функцию рук - функцию воздействия на мир. Тогда-то на его рисунках и появляются руки в виде "варежки" или "с пальчиками". И не надо пугаться, если пальчиков окажется не пять, а больше. Это означает, что ребёнок видит себя ( или другого персонажа) более сильным и могущественным, чем других членов семьи. Если пальцев больше на левой руке - то в сфере семейных отношений. На правой - вне семьи - в детском саду, школе или во дворе. Если пальчиков меньше пяти, то ребенок чувствует себя слабее окружающих. И еще одна деталь: чем могущественнее воспринимается персонаж, тем руки у него длиннее.

Персонажи, которые соприкасаются или почти соприкасаются руками, по внутреннему ощущению ребенка находятся в психологическом контакте.

Ноги символизируют опору в реальности и свободу передвижения. Чем больше площадь опоры у ног, тем более персонаж воспринимается твердо стоящим на земле.

Иногда на рисунках встречаются "отрывы" конечностей и голова, нарисованная отдельно от тела. Это сигнал страха - боязнь потерять то, что символизируется "недорисованной" ногой или рукой. Например, недорисованная правая рука может свидетельствовать о боязни потерять свой статус в детском саду или школе.

Разрывы контура - тоже частый элемент рисунка. Разрывы контура чаще можно наблюдать при изображении головы и туловища. Например, разрывы при рисовании головы объясняются следующим образом. Разрыв с правой стороны - восприимчивость к мнению социального окружения. С левой стороны - податливость к давлению семьи. Разрыв линий на макушке - податливость абстрактным нормам и авторитетам. Не доведенные линии снизу и со стороны шеи - недостаточный контроль над собственными влечениями.

Для чего тебе такие большие уши?

Казалось бы, такие мелкие детали как глаза, рот, уши трудны для изображения, и ребенок рисует их так, как может, поэтому никакой смысловой нагрузки они не несут. Но это не так. Персонажей с большими, широко открытыми глазами ребенок считает тревожными, беспокойными, нуждающимися в помощи. Глаза-точечки или щелочки символизируют внутренний запрет на плач, страх попросить о помощи.

Если вы спросите малыша, для чего человеку уши, то, скорее всего, получите вполне разумный ответ - "Чтобы слышать"! Но вот прелюбопытный нюанс, который надо обязательно учитывать, интерпретируя рисунок: слышать не что-либо в принципе, а прежде всего критические замечания и мнение о себе. Персонаж с самыми большими ушками должен слушаться окружающих больше, чем все остальные. А вот персонаж "без ушей" вообще может игнорировать то, что о нем говорят.

Что для ребенка символизирует рот? Это, прежде всего орган для нападения - чтобы кричать, кусаться, говорить обидные вещи. Члены семьи с большими и (или) затемненными ртами воспринимаются ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием. Кстати, это вовсе не значит, что в данной семье говорят на повышенных тонах. А вот персонажи, рот которых изображен в виде точки или черточки, не имеют возможности влиять на других людей. Часто у таких персонажей нарисованы ещё большие уши - чтобы слушаться.

Шея на рисунке появляется не сразу. Сначала голова как бы "приклеена" к туловищу. Когда же появляется шея и что она символизирует? Шея в графической интерпретации - способность к контролю разума ("головы") над чувствами ("телом"). Когда у ребенка появляется пусть небольшая, но способность контролировать свои чувства, на рисунке появляется шея.

Тот персонаж, у которого шея есть, способен управлять своими чувствами. У кого шеи нет - не способен.

Иногда встречаются, казалось бы, ставящие в тупик рисунки. Например, у папы и мамы шея отсутствует, а сам автор изображен с шеей. Но это, конечно же, не значит, что ребенок считает способным к контролю только себя. Скорее, это символизирует распространенное среди детей мнение, что контролировать себя и свое поведение нужно только маленьким. Обычно это озвучивается следующей фразой: "Вот когда я вырасту, буду ложиться спать как папа - когда захочу! И конфет есть так много - как мама"!

Если шея длинная и тонкая, то в сознании автора конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Если же короткая и толстая, то данный персонаж мыслится как не имеющий проблем в этой сфере.

Что касается головы, то тут все просто. Самый умный член семьи - самый "головастый".

Кто сидел на моем большом стуле?

И ещё несколько общих замечаний. Иногда вместо членов семьи дети рисуют неодушевленные предметы. К примеру, папа изображен в виде компьютера или удочки. К интерпретации таких рисунков надо подходить с осторожностью. Они не обязательно означают отсутствие эмоционального контакта персонажа с членами семьи. В таких ситуациях надо просто подробнее расспросить ребенка, почему он нарисовал отца именно так.

Принципы линейной дистанции распространяются не только на мир людей, но и на неодушевленные предметы. Вещь, наиболее близко расположенная к персонажу, как считает ребенок, наиболее интересна для него.

Принцип вертикальной иерархии распространяется и на мир предметов. Большинство детей в углу листа рисуют солнце. Как ни странно, солнце для ребенка является символом верховной власти и защиты. Если изображена комната, вместо солнца нередко появляется люстра как замещающий источник света и тепла. Члены семьи и предметы, помещенные между автором рисунка и солнцем, видятся конкурентами, мешающими пользоваться в полной мере защитой и опекой.

Изображение большого количества мелких деталей предметов говорит о фиксации ребенка на порядке и правилах, о склонности прятать эмоции в себе, что чревато последующим "взрывом". Обилие на рисунке предметов, относящихся к одной сфере деятельности, подчеркивает значимость этой сферы деятельности для семьи. На рисунке одного ребенка было изображено три компьютера и три письменных стола. В той семье был культ работы мамы, папы и старшего брата.

Взрослые, сидящие в мягких креслах или на диване, означают особую ценность для семьи отдыха и расслабления, но в таких его формах, которые не характерны для ребенка. Ведь дети не любят лежать. Если ребенок изображает много шкафов, да еще с замочными скважинами, можно предположить, что в семье есть тайны, которые от него скрывают.

Обратите внимание на нажим карандаша. Люди, вызывающие у ребенка тревожность, изображаются либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованными, либо их контур обведен двойной линией. Но иногда можно встретить линию тоненькую, дрожащую. Ребенок как бы не решается изобразить этого персонажа.

И напоследок окиньте взглядом весь рисунок в целом. Как распределены персонажи? Равномерно по всему листу или смещены вверх или вниз? Пространство листа - своего рода аналог жизненного пространства человека. И так же, как в реальной жизни, на листе бумаги ребенок стремится занять собой столько места, сколько, как ему кажется, он "заслуживает". Поэтому если человек "мельчит", это говорит о его низкой самооценке. Если группа маленьких людей изображена в верхней части, а низ листа остался пустым, то низкая самооценка в данном случае сочетается с высоким уровнем притязаний. Человек нам как бы говорит: "Мне в жизни многое хочется, но у меня мало что получается". Если маленькие человечки нарисованы внизу, а верх остался пустым, это свидетельствует не только о низкой самооценке, но и о низком уровне притязаний.

Опираясь на предыдущие правила, каждый родитель сможет проявить способности к символическому истолкованию рисунков, лучше понять ребенка и его проблемы, увидеть нюансы отношений, которые раньше не замечались.

Если в рисунке что-то будет совсем уж не ясным (например, ребенок может изобразить так называемый "римский бюст" - фигуры людей будут изображены по пояс да еще обведены в рамочку) лучше не фантазировать, а вообще отказаться от интерпретации.

осмотрев на себя и свои отношения с близкими глазами своего сына или дочери, вы сможете найти новые пути для решения проблем и гармонизации отношений.














ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНИКА

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Дата рождения ______________________________

ДОУ, специфика, программа или технология
обучения _____________________________________

2. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Антропометрические показатели: соответствуют
норме, выше или ниже нормы _________________
Группа здоровья _____________________________
Общее состояние здоровья (каким заболеваниям
подвержен, часто или нет болеет) ______________

3. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Особенности поведения: а) подвижен, вял, гиперподвижен.
б) уравновешен, легко возбудим, агрессивен.
Общение со сверстниками: конфликтный, контактный, лидирующий, подчиняющийся, умеющий / не умеющий сотрудничать __________________
Самосознание: самооценка завышена /занижена; уверен 1 неуверен в себе; тревожен.
Эмоциональность: эмоции – положительные / отрицательные; ярко выражены! неярко выражены. Способности интересы:
а) к какому виду деятельности проявляет склонности
б) какие кружки посещал ___________________

4. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
внимание: устойчивое, неустойчивое, рассеян, часто отвлекается, усидчив.
память: запоминает быстро 1 медленно: прочно 1 непрочно; слуховая / зрительная. мышление: обобщает 1 классифицирует 1 сравнивает 1 устанавливает причинно-следственные связи
речь: а) звукопроизношение - норма 1 отклонения, занимался ли с логопедом ____________________ предложения, рассказы: б) словарный запас - богатый / достаточный 1 бедный, 5. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
познавательная активность - активный/пассивный чтение - читает 1 не читает ______________________ оперирование числами - владеет 1 не владеет количественным, порядковым и обратным счетом; знает цифры, определяет состав числа, решает задачи _________________________________ объем знаний об окружающем - высокий (достаточный), недостаточный _________________________

способность усваивать программу повышенной сложности_________________
умеет самостоятельно получать информацию:
экспериментирует, задает вопросы

6. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЬНОСТЬ
мотивация обучения в школе - положительная 1
отрицательная (мотив учения позиционный или
важна атрибутика); _________________________________
слушает указания взрослого___________________________ _____ ________
самостоятельно выполняет задания, требует помощи
склонен к подражанию;
способен контролировать себя при выполнении задания 1 нуждается в постоянном контроле педагога;
развитие мелкой моторики - ведущая рука. сила и
слабость нажима, точность обведения контура;
темп деятельности:
а) быстрый! медленный / неравномерный:
б) работоспособен / утомляем

ВОСПИТАТЕЛЬ ПСИХОЛОГ



Диагностика уровня знаний, умений и навыков обучающихся по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

Задание А

1. Название гжельского сосуда, имеющего круглое тулово с отверстием посередине.

а) Кувшин; б) кумган; в) квасник; г) чайник.

2. Народный праздник, на котором по традиции сжигается соломенное чучело?

А) Масленица В) Святки

С) Крещение D) Первомай

3. Назовите российский город, известный с конца XIX в. своей расписной деревянной посудой.

а) Сергиев Посад; б) Палех; в) Хохлома ;г) Хотьково.

4 . Назовите город в Московской губернии, где зародилось фаянсовое и фарфоровое производство.

а) Вербилкин; б) Хотьково; в) Павлов Посад; г) Гжель.

5. Название гжельского сосуда, имеющего круглое тулово с отверстием посередине.

а) Кувшин; б) кумган; в) квасник; г) чайник.

6. Какой предмет верхней одежды был наиболее распространен у мужчин-россиян в XVII в.?

а) Опашень; б) охабень; в) ферязь ;г) кафтан.

7. Какой предмет верхней одежды был наиболее распространен у женщин-россиянок в XVII в.?

а) Сарафан; б) летник;в) опашень; г) душегрей.

8. Какой русский город с конца XIX в. прославился своими глиняными игрушками?

а) Сергиев Посад;

б) Мстера; в) Гжель; г) Хотьково.

9. Название хохломского узора.

а) Пупавки; б) букеты; в)кудрина; г) мальва.

10. Как в восточнославянской мифологии называется дух дома:

а) леший; б) кикимора; в) домовой; г) злыдень.

Задание Б

1. Закончи предложение

Узор, построенный на ритмическом чередовании объектов изображения, называется…

2. Вставь пропущенное слово.

Керамика - это изделия и материалы из … и ее смесей, закрепленных обжигом.

3. В прикладном искусстве Древней Руси часто встречаются изображения птиц и животных. Соедини линиями названия животных и птиц с их символическим значением.

1.Символ солнца Петух

2.Символ непрерывности жизни Конь

3.Предвестник зари и солнца Древо жизни

4. Перерисуй символы и соедини линиями символические изображения с их значением.

1.Солнце, огонь

2. Союз или противостояние двух начал

Земля плодородие

5. Закончи предложение.

Создание произведений народного искусства в определенных традициях на продажу называется…

Задание В

1. Соотнеси изображение предмета ДПИ с названием промысла.

Жостов Городец Филимоновская игрушка Хохлома Гжель Дымковская игрушка

2. Соотнеси изображение орнамента с его видом

1 Растительный

2 Животный

3 Геометрический

Задание Г

3. Почему на твой взгляд, до сих пор живут и развиваются народные художественные промыслы. (Приведите примеры)

4. Филворд. Найди в сетке загаданные слова, относящиеся к декоративно-прикладному народному искусству.

Задание Е

1. Срисуй узор орнамента, используя цветные карандаши. Подпиши название промысла.




47