© 2022, Лемещенко Валерия Сергеевна 744 15
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шумаковская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол № 5 от 28.05.2022 г. Председатель МО ___________Успенская Л.В.
| ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол №9 от 31.05.2022 г. Председатель ПС ___________ Грибовская И.В. | УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ «Шумаковская СОШ» № 03-02-68 от31.05.2022г. директор школы ____________ Шошина Л.М. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-гуманитарной направленности
«Медиажурналистика»
Программа рассчитана на детей 10-18 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель:
Лемещенко Валерия Сергеевна
д. Большое Шумаково,
2021 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Медиажурналистика» (далее – Программа) социально-гуманитарной направленности предназначена для обучения детей основам конвергентной журналистики.
Программа направлена на использование закономерностей массовой коммуникации в рамках медиаобразования как актуальной области педагогической практики, которое развивается в рамках отечественной педагогики как одно из инновационных направлений. ЮНЕСКО рекомендует медиаобразование «к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования».
Актуальность Программы определяется тем, что изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми, а применение новых технологий в современной журналистике приводит к серьезным трансформациям в системе СМИ. Сегодня мультимедийный контент активно используется как традиционными СМИ в онлайн-версиях, так и новыми медиа. Новые информационные технологии должны стать для обучающихся инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Мультимедийная журналистика – это наиболее продвинутая с точки зрения технологий сфера коммуникаций. Программа предоставляет возможность освоения медиатекста (фотография, видео, текст, инфографика, гипертекст и другой контент) и медийного способа подачи журналистского материала (лонгрид). Медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями и даёт возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, а также овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми.
Педагогическая целесообразность определяется тем, что Программа способствует формированию навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности, развитию познавательных потребностей и творческого потенциала обучающихся. Производство медийного и информационного контента открывает для обучающихся возможность создавать социально значимую информационную продукцию в форматах текста, фото, видео, графики. Занимаясь созданием медиа текстов, излагая свои идеи и взгляды, обучающиеся включаются в процесс творчества и самовыражения.
Построение образовательного процесса предусматривает опору на содержание основного образования, применение широкого комплекса знаний по базовым учебным дисциплинам: литература, русский язык, обществознание, информационные технологии.
Отличительной особенностью реализации Программы является внедрение современных форм работы с обучающимися через использование информационно-коммуникационных технологий при опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога.
Используются новые формы представления и организации информации (мультимедийные технологии для представления информации: видео, звуковое сопровождения и т.п.).
Содержание Программы распределено в пять разделов, отведенных для освоения теоретического материала и выполнения практической работы по каждому из разделов.
Содержание программы основано на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
Национальный проект «Образование»: утвержден протоколом № 10 от 03.09.2018 г. президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и проектам;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом № 11 от 30.11.2016 г. заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196;
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты от 05.05.2018 г. № 298н;
Об образовании в Курской области: закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО;
Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области»: утверждена постановлением Администрации Курской области 15.10.2013 г. № 737-па;
Проект «Доступное дополнительное образование для детей в Курской области»: утвержден протоколом № 3 от 16.11.2017 г. заседания Совета по стратегическому развитию и проектам (программам);
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Медиажурналистика» осуществляется по социально-гуманитарной направленности.
Программа адресована на средний и старший школьный возраст, 10 – 18 лет.
Характеристика контингента обучающихся
Средний школьный возраст (младший подростковый возраст 10-15 лет)
В младшем подростковом возрасте характерно усиление независимости от взрослых. Этот период связан с постепенным обретением чувства взрослости. Начинаются изменения социальной ситуации развития - учащийся находится в состоянии между взрослым и ребенком, Все подвергается оценке и переоценке, обретает новое значение и смысл. Наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, самосознания. Появляется качественно новое познавательное отношение к знаниям. Изменяется мышление - переход к абстрактному мышлению, появляется возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. У детей появляется желание иметь свою точку зрения, всё взвесить и осмыслить, потребность в размышлениях о предметах и явлениях. Несмотря на то, что данный возраст рассматривается как начальный период отчуждения от взрослых (стремление противостоять взрослым, отстаивать собственную независимость и права), одновременно с этим - ожидание от взрослых помощи, защиты, поддержки, их одобрения и оценок.
Младший подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется мир ценностей, потребность в личных коммуникациях. Роль ведущей в младшем подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность. Приобщение к общественно-полезному труду приводит к осознанию себя как участника общественно-трудовой деятельности.
В старшем подростковом возрасте происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате чего ускоряются процессы формирования его личности. Происходит становление характера. Формируется нравственное мировоззрение – нравственное сознание и поведение. Усиливается тяга к межличностному одновозрастному общению. В этот период расширяется жизненный мир личности, круг ее общения, развивается стремление к самостоятельности в умственной деятельности. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. Подросток должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Ярко проявляет себя подросток и в играх. Большое место занимают игры-походы, путешествия. Они любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Особенно ярко в подростковом возрасте проявляются интеллектуальные игры, которые носят состязательный характер. В связи с «чувством зрелости» у подростка появляется специфическая социальная активность, стремление приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения и привилегии.
Старший школьный возраст - юношеский (15 до 18 лет)
В старших классах расширяется круг знаний, эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. Возникает потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Развиваются такие черты волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. В старшем школьном возрасте устанавливается прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Происходит систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни.
Формирование групп учащихся происходит по возрастному принципу. Занятия по программе проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, что выражается в осуществлении индивидуального подхода к каждому обучающемуся, в определении его возможностей, склонностей и способностей, дифференцировании нагрузки.
Объем и срок реализации программы
Курс включает в себя теоретическую и практическую части. Срок реализации программы - 1 год (2021-2022). 3 часа в неделю, 36 учебных недель.
Общее количество часов – 108 часов
В соответствии с г.2, ст.17, п.4 ФЗ № 273«Об образовании в Российской Федерации» форма обучения – очная
Формы организации образовательного процесса
Занятия проводятся всем составом учебной группы, по подгруппам и индивидуально. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Программа включает в себя теоретические и практические занятия.
При прохождении программы ведущее место занимают методы и формы свойственные системе гуманитарных наук основанные на общении, диалоге педагога и обучающихся, развитии исследовательских и творческих способностей.
Формы проведения учебных занятий различные и делятся на две группы:
аудиторные (в кабинете): беседа, викторина, подготовка конкурсу, практикум, тестирование, работа с популярной литературой и в сети Интернет, разработка, оформление и защита проекта/ исследовательской работы, оформление школьной газеты, монтаж видеофильма, психологические тренинги с использованием музыки, мастер-классы и др.;
внеаудиторные (вне кабинета в природе): практикумы, съёмка мероприятий, интервью, экскурсии, наблюдения в окружающей среде, социологические опросы для разных возрастных групп населения и другие.
В Программе предусматривается использование методов, приемов и элементов различных педагогических технологий:
игровые (игры ролевые, сюжетные, коммуникативные и др.) - обеспечивают личностную мотивационную включенность каждого учащегося, при этом у них формируются способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, генерировать новые идеи, что повышает продуктивность их творческой и интеллектуальной деятельности;
проектного (или исследовательского) обучения;
обучения в сотрудничестве (или в малых группах) - одна из наиболее эффективных технологий личностно - ориентированного образования, так как при обучении на ее основе создаются условия для взаимопомощи и индивидуальной поддержки, для осуществления учебной деятельности каждым учащимся на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, опыту, интересам;
здоровьесберегающие - создающие максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагога);
информационные (или ИКТ) - подготовка и передача информации обучаемому осуществляется посредством компьютера и другие;
Внедряемые методы позволяют развить способности каждого обучающегося, включить его в активную деятельность, и способствуют формированию устойчивых понятий и умений.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для формирования и развития творческого потенциала личности обучающегося в процессе формирования мультимедийной компетентности.
Задачи программы:
Обучающие задачи: расширить знания обучающихся в области теории и практики средств массовой коммуникации: терминология, язык и формы средств массовой коммуникации (СМК); обеспечить развитие способности к анализу различных медиатекстов, умение ориентироваться в потоке информации, оценивать качество и достоверность информационных сообщений; сформировать практические навыки создания медиатекстов в различных форматах: текст, фото, видео, аудио; расширять знания в области исследовательской и проектной деятельности.
Развивающие задачи: развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление при самостоятельной работе; развивать самостоятельное мышление в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации; развивать ораторских способностей, артистические и эмоциональные качества при выполнении проектной работы; развивать интерес к творческой и исследовательской деятельности, исходя из индивидуальных способностей ребёнка.
Воспитательные задачи: воспитывать самоорганизацию и саморегуляцию, подразумевающие планирование этапов выполнения работы, отслеживание продвижения в выполнении задания, соблюдение сроков подготовки и предоставления материалов, контроль качества выполнения работы, самостоятельной оценки собственного продукта с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий; воспитывать чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями; прививать принципы творческой деятельности и научно-исследовательского подхода в общении с окружающими как способы самореализации и самопознания; способствовать развитию коллективного сотрудничества для достижения единой цели.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теоретических | Практических | |||
1 | Типы журналистских специализаций. Основные элементы медиатекста | 45 | 16 | 29 | Создание индивидуальных медиапродуктов в заданных медиажанрах |
2 | Основные элементы медиатекста. Видеоролик | 25 | 8 | 17 | Создание индивидуальных или коллективных медиапродуктов в заданных медиажанрах |
3 | Основные элементы медиатекста. Инфографика. Форма воплощения медиатекста – лонгрид | 30 | 8 | 22 | Создание индивидуальных или коллективных медиапродуктов в заданных медиажанрах |
4 | Ярмарка медиапроектов | 8 | 2 | 6 | Защита медиапроекта |
Содержание учебного плана
Содержание занятий
1. Типы журналистских специализаций. Основные элементы медиатекста
Вводное занятие
Ознакомление с программой. Журналистика как профессия и общественная деятельность.
Понятие масс-медиа. Типы журналистских специализаций
Что такое массмедиа? Описание и определение понятия. Особенности массмедиа. Виды журналистских специализаций в зависимости от жанровой деятельности. Репортёр. Комментатор.
О силе слова и не только. Структура журналистского текста
«Главное орудие журналиста». Языковые особенности журналистики. Правила написания текста. Текстовые ошибки. Типы слов и выражений, которых нужно избегать. Особенности текста в социальных сетях.
Заголовок. Его роль, разновидности, способы создания
Роль и функционирование заголовков в печатных СМИ. Классификация заголовков. Функции заголовков. Технологии создания заголовков. Нюансы графического оформления заголовков.
Лид: разновидности, способы создания
Виды лидов (основной, эпизодичный, цитатный, резонансный). Значение в СМИ и маркетинге. Виды лидов в заметках
Заметка. Типичные ошибки при написании текста
Что важно знать будущему корреспонденту? Что такое информационная заметка? Как пишут новостное сообщение? Как автор может выразить своё отношение к событию в информационной заметке? Как написать интересную художественно-публицистическую заметку в газету? Типовые ошибки в СМИ и рекламных текстах: неинтересные заголовки; отсутствие ключевых слов и словосочетаний в тексте; скучный текст; неуникальный текст; орфографические и грамматические ошибки.
Интервью. Золотые правила интервью
Виды интервью. Как брать интервью? Золотые правила интервью. Профессиональные качества интервьюеров.
Особенности новостного текста в социальных сетях
Особенности публикаций в социальных сетях. Шесть типов контента: обучающий, продающий, коммуникативный, новостной, репутационный, развлекательный. Разница в оформлении (размеры фотографий, максимальное количество знаков в тексте). Разница в содержании (интересы и потребности зависят от возраста, пола, географии и социального статуса) на примере социальных сетей ВКонтакте, Twitter, Instagram. Смайлы и хештеги. Ссылки.
Жанры фотожурналистики: фоторепортаж, фотоэтюд, фотозарисовка
Жанры фотожурналистики: фоторепортаж, фотоэтюд, фотозарисовка. Репортажная фотография. Особенности репортажной съемки. Ракурс, реальная история и замысел. Основы компьютерной обработки цифровой фотографии. Особенности и основные мобильной фотографии.
Фоторедактирование. Волшебный кадр
Фоторедактирование как профессиональная деятельность. Должностные обязанности фоторедактора. Форматы графических изображений, их преимущества и недостатки.
Особенности репортажной съемки. Ракурс, реальная история и замысел
Репортажная фотография. Особенности репортажной съемки. Виды репортажной съемки. Где используются материалы с репортажной съемки? Фоторепортаж. Ракурс, реальная история и замысел. Основы компьютерной обработки цифровой фотографии.
2. Основные элементы медиатекста. Видеоролик
Аппаратура имеет значение. Презентация новинок в области видеосъемки
Виды видеокамер. Устройство и основные функции видеокамеры. Специальные функции и спецэффекты. Основные правила видеосъёмки. Съёмка с рук: основные приёмы и положения тела, ракурсы, трансфокация. Тряска (дрожание камеры) и способы борьбы с этим. Гравитационный синдром при съёмке. Съёмка со штатива, правила пользования штативами. Съёмка в движении: панорамирование, тревелинг, съёмка с тележки, съёмка с крана, устройства гироскопической стабилизации камеры. Композиция кадра: план крупный, средний, общий. Ракурс. Перспектива. Глубина кадра.
Устройство и принцип работы цифровой видеокамеры, штативов, осветительных приборов, микрофона. Приемы обращения с видеокамерой
Устройство и принцип работы цифровой видеокамеры, штативов (трипода, монопода), осветительных приборов, микрофона. Виды видеокамер. Видеоформаты. Правила обращения с видеокамерой. Устройство: расположение и значение кнопок, входы-выходы. Основные функции видеокамер. Специальные функции и спецэффекты.
Основные правила видеосъёмки в студийных условиях, съемки со штативом и без штатива. Упражнения на отработку техники съемки
Подготовка оборудования к съемке в студии: постановка света, установка камер, размещение микрофонов. Настройка света при интервью. Определение правильного ISO для съемки в здании, в студии, в темном помещении, на улице. Определение баланса белого для съемки в здании, на улице, в студии. Настройка параметров камеры для съемки.
Взаимодействие журналиста и оператора. Понятия «закадровый текст», «синхрон», «лайф», «экшн», «стендап»
«Стендап». Съёмка «стендапа». Просмотр и обсуждение отснятых кадров. Монтаж «стендапа».
Принципы монтажа видеоряда Программы для видеомонтажа, основные инструменты. Звуковой ряд видеосюжета
Теория видеомонтажа (виды монтажа). Монтаж по крупности. Монтаж по ориентации в пространстве. Монтаж по направлению движения основного объекта в кадре. Монтаж по темпу движущихся объектов. Монтаж по композиции кадров. Монтаж по цвету.
3. Основные элементы медиатекста. Инфографика. Форма воплощения медиатекста – лонгрид.
Особенности языка медиаплатформ: текст, звук, картинка. Инфографика – что это?
Особенности языка медиаплатформ: текст, звук, картинка. Инфографика. Понятие лонгрида.
Лонгрид. Читаем длинно
Что такой лонгрид. История лонгрида. Популярные виды лонгридов. Где искать темы для лонгрида. Где брать информацию для лонгрида. Создание лонгрида. Мультимедийные лонгриды как новый формат онлайн-журналистики.
Платформа Tilda Publishing. Особенности, основные ресурсы и полезные советы. Типовые элементы, дизайн
Tilda Publishing – блочный конструктор сайтов. Ознакомление с интерфейсом платформы Tilda Publishing. Правила работы с файлами для создания лонгрида. Платформа Tilda Publishing. Особенности, основные ресурсы и полезные советы. Типовые элементы, дизайн.
Ярмарка медиапроектов
Создание медиапроектов. Презентация «Портфолио творческих успехов
Содержание и элементы медиапроекта. Оформление проекта. Презентация «Портфолио творческих успехов».
Планируемые результаты:
Предметные:
Будут знать:
Основные жанрами публицистики
Современную техническую базу и новые цифровые технологии, применяемые в мультимедийной журналистике.
Особенности работы в условиях мультимедийной среды, методы и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио, видео, фото, графика).
Будут уметь:
Создавать собственный текст в различных жанрах публицистики (заметка, репортаж, статья, интервью, эссе).
Корректировать чужой и собственный текст.
Производить оценку выполненной работы.
Ориентироваться в современных тенденциях дизайна в СМИ.
Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.
Оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото, аудио, видео, графика), в различных жанрах и форматах для размещения на различных мультимедийных платформах – печатных, вещательных, онлайновых.
Редактировать печатный текст, аудио-, видео- или интернет-материал в соответствии с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями.
Участвовать в процессе выхода издания, телепрограммы (верстке номера или программы, монтаже аудио- и видеоматериала) на базе современных технологий.
Метапредметные:
Будут знать:
Виды информации, методы ее сбора (наблюдение, работа с документами, интервью, беседа, анкетирование).
Каким образом анализировать источники информации.
Будут уметь:
Находить источники интересной информации.
Воспринимать, анализирует и оценивает информацию.
Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; учитывает условия и средства их достижения.
Прогнозировать и планировать необходимые умственные и практические действия для получения результата.
Личностные:
Вступают в общение, соблюдают правила общения, аргументированно выражают свою точку зрения, умеют слушать другого.
Учитывают позиции других людей в сотрудничестве.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, в дискуссии, умеют аргументировать свою позицию, владеют монологической и диалогической формами речи, осуществляют коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Методические Материалы | Дидактические Материалы | Материально- техническое обеспечение | Информационно- образовательные ресурсы |
Типы журналистских специализаций. Основные элементы медиатекста | |||
энциклопедии и справочники, интернет-ресурсы | памятки по правилам Т.Б., инструктивные карты | ноутбуки, звуковые колонки, проектор, цифровой фотоаппарат, точка доступа к интернету, сенсорная игра, МФУ, наушники, диктофон, микрофон, штатив, принтер цветной | фильма «Четвёртая власть», презентации, учебные фильмы |
Основные элементы медиатекста. Видеоролик | |||
энциклопедии и справочники, интернет-ресурсы | памятки по правилам Т.Б, инструктивные карты | ноутбуки, звуковые колонки, проектор, цифровой фотоаппарат, точка доступа к интернету, сенсорная игра, МФУ, наушники, диктофон, микрофон, штатив, принтер цветной | презентации, учебные фильмы |
Основные элементы медиатекста. Инфографика. Форма воплощения медиатекста – лонгрид | |||
энциклопедии и справочники, интернет-ресурсы | памятки по правилам Т.Б, инструктивные карты | ноутбуки, звуковые колонки, проектор, цифровой фотоаппарат, точка доступа к интернету, сенсорная игра, МФУ, наушники, диктофон, микрофон, штатив, принтер цветной | презентации, учебные фильмы |
Ярмарка медиапроектов | |||
энциклопедии и справочники, интернет-ресурсы | памятки по правилам Т.Б, инструктивные карты | ноутбуки, звуковые колонки, проектор, цифровой фотоаппарат, точка доступа к интернету, сенсорная игра, МФУ, наушники, диктофон, микрофон, штатив, принтер цветной | презентации, учебные фильмы |
Кадровое обеспечение программы
Занятия ведет педагог дополнительного образования, хорошо владеющий как общепедагогическими компетенциями, так и специальными знаниями в области гуманитарных наук.
Умеет ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.
Умеет осуществлять отбор содержания обучения, осуществлять отбор форм и методов организации самостоятельной и коллективной творческой деятельности обучающихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Умеет организовывать образовательный процесс с учетом уровня здоровья учащихся, обеспечить формирование у учащихся навыков учебной деятельности. Умеет обеспечить у учеников формирование навыков самоорганизации.
Умеет обеспечить взаимопонимание участников образовательного процесса, поддержать обучающихся и коллег в работе, анализировать поступки и поведение обучающихся. Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей.
Формы аттестации и контроля
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Входной контроль | ||
В начале учебного года
| Определение уровня развития детей, их творческих способностей | Тест |
Текущий контроль | ||
В течение всего учебного года
| Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности детей в обучении. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение |
Промежуточный контроль | ||
В конце большой темы, полугодия. | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Защита медиапроекта |
Итоговый контроль | ||
В конце учебного года по окончании обучения по программе
| Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования общеобразовательной программы и методов обучения. | Защита медиапроекта |
8.Список литературы
Акопов А.И. «Электронные сети как новый вид СМИ // А.И. Акопов – Филологический вестник РГУ. – 1998, №3. – С. 76.
Амзин А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012— 2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - 304 с.Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе /О.А. Баранов. – Тверь: изд-во тверского государственного университета, 2002. – 87с.
Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. теория и практика: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Баранова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 269 c.
Березин, В.М. Фотожурналистика: Учебник / В.М. Березин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 226 c.
Васильева Л.А. ДЕЛАЕМ НОВОСТИ! Учебное пособие / Л.А. Васильева. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 86с.
Верстаков А.П., Смирнов С.С., Шувалов С.А. Медиаобразование в школе: школьная телестудия/ А.П. Верстаков, С.С. Смирнов, С.А. Шувалов – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова,2009. – 64с.
Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие / Т.В. Гордиенко. - М.: Форум, 2015. - 224 c.
Ильяхов М. Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст / Максим Ильяхов, Людмила Сарычева. -2-е изд. - М.: АП, 2017. - 440 с.
Интернет - СМИ: теория, история, практика: Учебное пособие / Под ред. М. Лукиной. − М.: Аспект Пресс, 2010. − 346 с.
Картер М. А. Современный дизайн газет/ М. А. Картер. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.internews.ru.
Кастельс, М. Власть коммуникации: учеб. пособие / М. Кастельс; пер. с англ. Н. М. Тылевич; под науч. ред. А. И. Черных; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. — 564 с.
Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким. СПб. Изд-во Михайлова В.А., 2001. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text/71.htm
Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: 15 мастер-классов. Учебное пособие / А.В. Колесниченко. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 112 c.
Мисонжников, Б, Я Журналистика. Введение в профессию / БЯ Мисонжников. - СПб: Питер, 2018. - 272 c.
Мисонжников, Б. Журналистика. Введение в профессию. Стандарт третьего поколения: Учебное пособие / Б. Мисонжников, А. Тепляшина. - СПб: Питер, 2017. - 12 c.
Олешко В. Ф. Журналистика как творчество: Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста» / В. Ф. Олешко. – М.: РИП-холдинг, 2003. серия «Практическая журналистика»
Олешко, Е.В. Конвергентная журналистика: Профессиональная культура субъектов информационной деятельности: Учебное пособие / Е.В. Олешко. - М.: Флинта, 2016. - 128 c.
Радиожурналистика /под ред. А.А. Шереля: Учебное пособие, издательство Московского университета, 2000.
Сергеев Е.Ю. Учебная газета: теория и методы создания: Монография/ Е.Ю. Сергеев. – Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://books.google.ru/
Сетевые СМИ российского мегаполиса / под ред. И. Н. Блохина, С. Г. Корконосенко. – СПб: Филологический ф-т СПбГУ, 2011. – 218 с.
Система средств массовой информации России/ Под ред. Я. Засурского. – М., 2002. – 259с.
Сотникова О. Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора. - М.: Аспект Пресс, 2014
Стровский, Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода. Учебное пособие / Д.Л. Стровский. - М.: Юнити, 2018. - 352 c.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие А.А.Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2000.
Федоров А.В., Новикова А. Основные теоретические концепции медиобразования/ А.В. Федоров, А. Новикова. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: viperson.ru
Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А.В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.
Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики / Э. Фихтелиус. – Стокгольм, 1999 г.
Шестеркина Л. П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики: Учебное пособие / Л. П. Шестеркина, Т.Д. Николаева. – М.: Аспект Пресс, 2012.
Электронные образовательные ресурсы
1. Книги, статьи, документы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам: [Электронный ресурс] // Библиотекарь.ru. URL: http://bibliotekar.ru/ (Дата обращения: 17.04.2020).
2.Библиотека гуманитарных наук «Гумер»: [Электронный ресурс] // Электронная Библиотека Гумер. URL: https://www.gumer.info/ (Дата обращения: 17.04.2020).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
Типы журналистских специализаций. Основные элементы медиатекста | ||||
1 | Вводное занятие. Тренинг «Знакомство» | 1 |
|
|
2 | Понятие массмедиа. Типы журналистских специализаций | 1 |
|
|
3 | Типы журналистских специализаций | 1 |
|
|
4 | Секреты взаимодействия успешной медиаредакции | 1 |
|
|
5 | Практикум журналиста | 1 |
|
|
6 | Структура журналистского текста | 1 |
|
|
7 | Структура журналистского текста | 1 |
|
|
8 | Практикум журналиста | 1 |
|
|
9 | О силе слова и не только | 1 |
|
|
10 | Кем ты можешь быть в мультимедийной редакции? | 1 |
|
|
11 | Практикум журналиста | 1 |
|
|
12 | Заголовок. Его роль, разновидности, способы создания | 1 |
|
|
13 | Заголовок. Его роль, разновидности, способы создания | 1 |
|
|
14 | Практикум журналиста | 1 |
|
|
15 | Лид: разновидности, способы создания | 1 |
|
|
16 | Лид: разновидности, способы создания | 1 |
|
|
17 | Творческое задание | 1 |
|
|
18 | Творческое задание | 1 |
|
|
19 | Заметка. Типичные ошибки при написании текста | 1 |
|
|
20 | Заметка. Типичные ошибки при написании текста | 1 |
|
|
21 | Практикум журналиста | 1 |
|
|
22 | Интервью. Золотые правила интервью | 1 |
|
|
23 | Интервью. Золотые правила интервью | 1 |
|
|
24 | Практикум журналиста | 1 |
|
|
25 | Особенности новостного текста в социальных сетях | 1 |
|
|
26 | Особенности новостного текста в социальных сетях | 1 |
|
|
27 | Творческий практикум | 1 |
|
|
28 | Жанры фотожурналистики: фоторепортаж, фотоэтюд, фотозарисовка | 1 |
|
|
29 | Жанры фотожурналистики: фоторепортаж, фотоэтюд, фотозарисовка | 1 |
|
|
30 | Фотосъемка. Фотограф не отбрасывает тень | 1 |
|
|
31 | Фотосъемка. Фотограф не отбрасывает тень | 1 |
|
|
32 | Творческий отчет | 1 |
|
|
33 | Фоторедактирование. Волшебный кадр | 1 |
|
|
34 | Фоторедактирование. Волшебный кадр | 1 |
|
|
35 | Практикум | 1 |
|
|
36 | Особенности репортажной съемки. Ракурс, реальная история и замысел | 1 |
|
|
37 | Особенности репортажной съемки. Ракурс, реальная история и замысел | 1 |
|
|
38 | Практикум журналиста | 1 |
|
|
39 | Фоторепортаж | 1 |
|
|
40 | Практикум журналиста | 1 |
|
|
41 | Особенности и элементы мобильной фотографии | 1 |
|
|
42 | Особенности и элементы мобильной фотографии | 1 |
|
|
43 | Практикум журналиста | 1 |
|
|
44 | Создание индивидуальных медиапродуктов. Практическая работа в заданных медиажанрах | 1 |
|
|
45 | Создание индивидуальных медиапродуктов. Практическая работа в заданных медиажанрах | 1 |
|
|
Основные элементы медиатекста. Видеоролик | ||||
46 | Аппаратура имеет значение. Новичок в области видеосъёмки | 1 |
|
|
47 | Аппаратура имеет значение. Новичок в области видеосъёмки | 1 |
|
|
48 | Устройство и принцип работы цифровой видеокамеры, штативов, осветительных приборов, микрофона | 1 |
|
|
49 | Приёмы обращения с видеокамерой | 1 |
|
|
50 | Приёмы обращения с видеокамерой | 1 |
|
|
51 | Практикум журналиста | 1 |
|
|
52 | Видеосъёмка. Видеоопрератор не отражается в зеркале | 1 |
|
|
53 | Основные правила видеосъемки в студийных условиях, съёмки со штативом и без штатива | 1 |
|
|
54 | Упражнения на отработку техники съёмки | 1 |
|
|
55 | Практикум журналиста | 1 |
|
|
56 | Видеосюжет. Композиция, структура сюжета. Сбор информации. Подготовка к съёмке | 1 |
|
|
57 | Видеосюжет. Композиция, структура сюжета. Сбор информации. Подготовка к съёмке | 1 |
|
|
58 | Практикум журналиста | 1 |
|
|
59 | Просмотр и анализ видеосюжетов. Создание концепции видеосюжета | 1 |
|
|
60 | Просмотр и анализ видеосюжетов. Создание концепции видеосюжета | 1 |
|
|
61 | Взаимодействие журналиста и оператора. Понятия «закадровый текст», «синхрон», «лайф», «экшн», «стендап» | 1 |
|
|
62 | Взаимодействие журналиста и оператора. Понятия «закадровый текст», «синхрон», «лайф», «экшн», «стендап» | 1 |
|
|
63 | Композиция кадра. План крупный, средний, общий. Ракурс, перспектива, глубина кадра. Съёмка стендапа | 1 |
|
|
64 | Композиция кадра. План крупный, средний, общий. Ракурс, перспектива, глубина кадра. Лайф-съёмка | 1 |
|
|
65 | Принципы монтажа видеоряда. Программы для видеомонтажа, основные инструменты. Звуковой ряд видеосюжета | 1 |
|
|
66 | Видеомонтаж. Импортирование видеофайлов в компьютер. Создание видеофайлов для монтажа. Размещение видео на дорожке видеоредактора | 1 |
|
|
67 | Видеомонтаж. Импортирование видеофайлов в компьютер. Создание видеофайлов для монтажа. Размещение видео на дорожке видеоредактора | 1 |
|
|
68 | Видеоредактирование. Волшебный кадр | 1 |
|
|
69 | Создание индивидуальных или групповых медиапродуктов. Практическая работа в заданных медиажанрах | 1 |
|
|
70 | Создание индивидуальных или групповых медиапродуктов. Практическая работа в заданных медиажанрах | 1 |
|
|
Основные элементы медиатекста. Инфографика. Форма воплощения медиатекста – лонгрид | ||||
71 | Особенности языка медиаплатформ: текст, звук, картинка. Инфографика – что это? | 1 |
|
|
72 | Особенности языка медиаплатформ: текст, звук, картинка. Инфографика – что это? | 1 |
|
|
73 | Особенности языка медиаплатформ: текст, звук, картинка. Инфографика – что это? | 1 |
|
|
74 | Практикум журналиста | 1 |
|
|
75 | Лонгрид. Читаем длинно | 1 |
|
|
76 | Лонгрид. Читаем длинно | 1 |
|
|
77 | Лонгрид. Читаем длинно | 1 |
|
|
78 | Практикум журналиста | 1 |
|
|
79 | Просмотр и анализ примеров мультимедийных лонгридов. Разработка концепции собственного логрида. | 1 |
|
|
80 | Просмотр и анализ примеров мультимедийных лонгридов. Разработка концепции собственного логрида. | 1 |
|
|
81 | Дизайн и содержательное наполнение лонгрида | 1 |
|
|
82 | Лонго-квест | 1 |
|
|
83 | Создание и оформление тематического лонгрида | 1 |
|
|
84 | Создание и оформление тематического лонгрида | 1 |
|
|
85 | Дизайн и содержательное наполнение лонгрида | 1 |
|
|
86 | Дизайн и содержательное наполнение лонгрида | 1 |
|
|
87 | Практикум журналиста | 1 |
|
|
88 | Платформа Tilda Publishing. Особенности, основные ресурсы и полезные советы. Типовые элементы, дизайн | 1 |
|
|
89 | Платформа Tilda Publishing. Особенности, основные ресурсы и полезные советы. Типовые элементы, дизайн | 1 |
|
|
90 | Платформа Tilda Publishing. Особенности, основные ресурсы и полезные советы. Типовые элементы, дизайн | 1 |
|
|
91 | Мой первый мультимедийный лонгрид | 1 |
|
|
92 | Мой первый мультимедийный лонгрид | 1 |
|
|
93 | Практикум журналиста | 1 |
|
|
94 | Создание электронной презентации лонгрида | 1 |
|
|
95 | Создание электронной презентации лонгрида | 1 |
|
|
96 | Платформа Tilda Publishing. Особенности, основные ресурсы и полезные советы. Типовые элементы, дизайн | 1 |
|
|
97 | Работа над техническим заданием: создание индивидуальных или коллективных медиапродуктов | 1 |
|
|
98 | Работа над техническим заданием: создание индивидуальных или коллективных медиапродуктов | 1 |
|
|
99 | Работа над техническим заданием: создание индивидуальных или коллективных медиапродуктов | 1 |
|
|
100 | Формирование творческого портфолио | 1 |
|
|
Ярмарка медиапроектов | ||||
101 | Подготовка итогового медиапроекта | 1 |
|
|
102 | Подготовка итогового медиапроекта | 1 |
|
|
103 | Подготовка итогового медиапроекта | 1 |
|
|
104 | Практикум журналиста | 1 |
|
|
105 | Выставка медиапроектов. Презентация «Портфолио творческих успехов» | 1 |
|
|
106 | Выставка медиапроектов. Презентация «Портфолио творческих успехов» | 1 |
|
|
107 | Практикум журналиста | 1 |
|
|
108 | Подведение итогов года. Викторина «СМИ – четвёртая власть» | 1 |
|
|
Приложения
Оценочные материалы
Предметные результаты вводной, текущей, промежуточной диагностики определяются с помощью тестирования. Оценка планируемых результатов обучения по программе осуществляется с помощью оценочного листа проектной деятельности учащегося (Приложение 3).
Диагностика личностных характеристик учащихся осуществляется методом наблюдения, собеседования или тестирования. (Методика «Цветик-семицветик» (выявление направленности интересов учащихся); методика «Выбор» (выявление направленности потребностей); методика «Мой герой» (определение тех образов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать)
Оценочный лист проектной деятельности учащегося (ПДУ)
№ п/п | Критерии оценки ПДУ | Показатели | Объекты оценивания | Аспекты ПДУ | ||||
Продукт | Процесс | Оформление проекта | Защита проекта | Руководство ПДУ | ||||
1.1 | Функциональность | Соответствие назначению, возможная сфера использования | Изделие, стенд и т.д. |
|
|
|
|
|
1.2 | Эстетичность | Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д. | Тоже |
|
|
|
|
|
1.3 | Эксплуатационные качества | Удобство, простота и безопасность использования |
|
|
|
|
|
|
1.4 | Оптимальность | Наилучшее сочетание размеров и других параметров, эстетичности и функциональности | Тоже |
|
|
|
|
|
1.5 | Экологичность | Отсутствие вреда для окружающей среды и человека от использованных материалов и эксплуатации изделия | Тоже |
|
|
|
|
|
1.6 | Новизна Оригинальность Уникальность | Ранее не существовал Своеобразие, необычность Единственный в своем роде (проявление индивидуальности исполнителя) | Тоже |
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
| ||
2.1 | Актуальность | Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата | Защита проекта Пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.) |
|
|
|
|
|
2.2 | Проблемность | Наличие и характер проблемы в замысле | Обоснование проблемы в докладе |
|
|
|
|
|
2.3 | Технологичность | Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность | Защита проекта Пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.) |
|
|
|
|
|
2.4 | Соответствие объемам учебного времени | Качественное выполнение проекта в определенные сроки | Пояснительная записка |
|
|
|
|
|
2.5 | Экологичность | Отсутствие вредных для здоровья компонентов, материалов, отходов в процессе изготовления продукта | Тоже |
|
|
|
|
|
2.6 | Экономичность | Оптимальные затраты на материалы и изготовление | Тоже |
|
|
|
|
|
2.7 | Безопасность | Соблюдение правил ТБ | Пояснительная записка, доклад, Видеоряд |
|
|
|
|
|
2.8 | Соответствие современному уровню научно-технического прогресса | Учет последних достижений в той области, к которой относится проектируемый продукт | Пояснительная записка, доклад, видеоряд |
|
|
|
|
|
2.9 | Содержательность | Информативность, смысловая емкость проекта | Защита проекта Пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.) |
|
|
|
|
|
2.10 | Разработанность | Глубина проработки темы | Защита проекта Пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.) |
|
|
|
|
|
2.11 | Завершенность | Законченность работы, доведение до логического окончания | Пояснительная записка |
|
|
|
|
|
2.12 | Наличие творческого компонента в процессе проектирования | вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д. | Пояснительная записка, доклад |
|
|
|
|
|
2.13 | Коммуникативность (в групповом проекте) | Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д. | Доклад |
|
|
|
|
|
2.14 | Самостоятельность | Степень самостоятельности учеников определяется с помощью устных вопросов к докладчику, вопросов к учителю -руководителю ПДУ, на основании анкеты учителя | Ответы на вопросы экспертов |
|
|
|
|
|
Итого: | ||||||||
3.1 | Соответствие стандартам оформления | Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии | Пояснительная записка Видеоряд |
|
|
|
|
|
3.2 | Системность | Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда | Пояснительная записка |
|
|
|
|
|
3.З | Лаконичность | Простота и ясность изложения | Пояснительная записка |
|
|
|
|
|
3.4 | Аналитичность | Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов | Пояснительная записка |
|
|
|
|
|
3.5 | Дизайн | Композиционная целостность текста, продуманная система выделения; художественно -графическое качество эскизов, схем, рисунков | Пояснительная записка Видеоряд |
|
|
|
|
|
3.6 | Наглядность | Наличие видеоряда, четкого, доступного для восприятия с учетом расстояния до зрителей
| Графики, схемы, макеты и т.п. |
|
|
|
|
|
Итого:
| ||||||||
4.1 | Качество доклада | Системность, композиционная целостность; полнота представления процесса, подходов к решению проблемы; краткость, четкость, ясность формулировок | Процесс защиты проекта Поведение учащегося - докладчика |
|
|
|
|
|
4.2 | Ответы на вопросы | Адекватность ответов поставленным вопросам; аргументированность; полнота, убедительность; содержательность, краткость | Процесс защиты проекта Поведение учащегося - докладчика |
|
|
|
|
|
4.3 | Личностные про- явления докладчика | Уверенность, владение собой; настойчивость в отстаивании своей точки зрения; культура речи, поведения. Удержание внимания аудитории; импровизационность, находчивость; эмоциональная окрашенность речи | Процесс защиты проекта Поведение учащегося - докладчика |
|
|
|
|
|
Итого: | ||||||||
5.1 | Ответы на вопросы учащегося- докладчика | См. критерии в п.4 защита | Ответы на вопросы |
|
|
|
|
|
5.2 | Ответы учителя на вопросы анкеты | Компетентность в области проектной методики, критичность, рефлексивность | Анкета самооценки |
|
|
|
|
|
5.3 | Ответы учителя на вопросы экспертов | Компетентность в области проектной методики, критичность, рефлексивность | Ответы на вопросы экспертов |
|
|
|
|
|
Итого: | ||||||||
Всего: |
Методика работы с оценочным листом
Напротив каждого из критериев в графах под общим названием «Аспекты ПДУ» ставится оценочный балл.
Он исчисляется так: если показатели критерия проявились в объекте оценивания в полной мере— 1 балл; при частичном присутствии — 0.5 балла; если отсутствуют — 0 баллов.
Далее суммируются все баллы в колонках под соответствующими аспектами (выделены жирным) и эти величины проставляются в строках «Итого» для каждого аспекта оценивания. Затем подсчитывается общая сумма баллов и проставляется в строке «Всего».
Максимально возможная оценка равна сумме оценок всех критериев, выраженной в баллах. Эта оценка может использоваться и в качестве рейтинговой оценки.
Показатели (оцениваемые параметры)
| Критерии | Степень выраженности оцениваемого результата | Возможное кол-во баллов | Методы оценки |
Предметные результаты
| ||||
Теоретическая подготовка
| ||||
Теоретические знания (по основным разделам программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | минимальный уровень средний уровень максимальный уровень | 1-4 5-8 9-10 | Тестирование |
Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | минимальный уровень средний уровень максимальный уровень
| 1-4 5-8 9-10 | Тестирование |
Практическая подготовка
| ||||
Практические умения и навыки, предусмотренные программой
| Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | минимальный уровень средний уровень максимальный уровень | 1-4 5-8 9-10 | Анализ исследовательской или практической работы |
Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | начальный уровень креативности репродуктивный уровень творческий уровень
| 1-4 5-8 9-10 | |
Метапредметные результаты | ||||
Познавательные | ||||
Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | минимальный уровень средний уровень максимальный уровень | 1-4 5-8 9-10 | Наблюдение |
Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | минимальный уровень средний уровень максимальный уровень | 1-4 5-8 9-10 | |
Умение осуществлять учебно-исследовательскую деятельность | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | минимальный уровень средний уровень максимальный уровень | 1-4 5-8 9-10 | |
Регулятивные | ||||
Умение организовать свое учебное время, самостоятельно выполнять учебные действия в присутствии педагога и без него; | Способность самостоятельно организовывать учебное время | минимальный уровень средний уровень максимальный уровень | 1-4 5-8 9-10 | Наблюдение |
Умение аккуратно и выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | минимальный уровень средний уровень максимальный уровень | 1-4 5-8 9-10 | |
Умение самостоятельно систематизировать и анализировать информацию
| Способность к анализу и синтезу | минимальный уровень креативности средний уровень максимальный уровень | 1-4 5-8 9-10 | |
Коммуникативные | ||||
Умение слушать и слышать педагога, учащихся, оппонентов | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога, оппонента, одногруппника | минимальный уровень средний уровень максимальный уровень | 1-4 5-8 9-10 | Анализ защиты исследовательской работы или практического проекта |
Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации | минимальный уровень средний уровень максимальный уровень | 1-4 5-8 9-10 | |
Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств | минимальный уровень средний уровень максимальный уровень | 1-4 5-8 9-10 | |
Личностные результаты | ||||
Умение оценивать содержание исследовательской работы или практического проекта исходя из социальных и личностных ценностей | Адекватность и способность к самостоятельной оценке | минимальный уровень средний уровень максимальный уровень | 1-4 5-8 9-10 | Наблюдение |
Владение этикой межличностных отношений | Социализация в обществе | минимальный уровень средний уровень максимальный уровень | 1-4 5-8 9-10 |
Методика подсчёта баллов результатов обучения учащегося
По показателю «Теоретические знания»: минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); максимальный уровень (ребенок освоил весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).
По показателю «Владение специальной терминологией»: минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).
По показателю «Практические умения и навыки»: минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2); максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой).
По показателю «Творческие навыки»: начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)
По показателю «Умение анализировать специальную литературу»: минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в помощи); средний уровень (работает с литературой с помощью педагога); максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно).
По показателю «Умение пользоваться компьютерными источниками информации»: минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в помощи); средний уровень (работает с литературой с помощью педагога); максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно).
По показателю «Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу»: минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе, нуждается в помощи); средний уровень (работает с помощью педагога); максимальный уровень (работает самостоятельно).
По показателю «Умение слушать и слышать педагога, оппонента, учащихся»: минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения на занятии, нуждается в помощи); средний уровень (не испытывает затруднений на занятии); максимальный уровень (слушает осознанно, самостоятелен суждениях).
По показателю «Умение выступать перед аудиторией»: минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при публичном выступлении, нуждается в помощи); средний уровень (обучающийся не испытывает серьезные затруднения при публичном выступлении); максимальный уровень (на защите работает самостоятельно, свободно оппонирует).
По показателю «Умение вести полемику, участвовать в дискуссии»: минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения в полемических спорах); средний уровень (обучающийся не испытывает серьезных затруднений в полемических спорах); максимальный уровень (свободно вступает в дискуссию, самостоятелен в суждениях, свободно оппонирует).
По показателю «Умение организовать свое учебное время»: минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в помощи); средний уровень (организовывает учебное время самостоятельно); максимальный уровень (в высшей степени самоорганизован, работает самостоятельно).
По показателю «Умение оценивать содержание исследовательской работы или практического проекта исходя из социальных и личностных ценностей»: минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения в оценке, нуждается в помощи); средний уровень (оценивает с затруднениями); максимальный уровень (оценивает самостоятельно).
Материально-техническое обеспечение
-компьютер (ноутбуки) с возможностью использования сети Интернета;
-аудиоаппаратура;
- цифровой фотоаппарат;
-точка доступа к интернету;
-сенсорная игра;
-МФУ;
-наушники;
-диктофон;
-микрофон;
-штатив;
-принтер цветной;