Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Курманаевская средняя общеобразовательная школа»
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО Руководитель МО ______________ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора ВР _________ __Елина Л.Н. | «УТВЕРЖДАЮ»: Директор школы ___________ Скороходова Е.В. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Русские народные игры»
Возраст обучающиеся 6,5-13 лет
Срок реализации: 9 часов
| |
| Составитель: Зангиева Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования |
с. Курманаевка 2025г.
Пояснительная записка
Русские народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все русские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости.
Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей и подростков. Русские народные игры способствуют повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ребенка.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.
Актуальность программы заключается в том, что вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста. Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, неся оздоровительный эффект.
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и предъявляет посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться подвижными играми с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «волейбол», «лапту» в школе, а также уделить внимание вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, всестороннему подходу к воспитанию гармоничного человека.
Отличительные особенности Программа является краткосрочной. Она рассчитана для занятий с детьми, как при свободном посещении детей ЛДП в летний период времени. Программа легко может быть адаптирована к детям с ОВЗ за счет изменения количества практических заданий и их уровня сложности.
Срок реализации 3 недели лагерной смены.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 учебному часу, всего 9 учебных часов.
Возраст детей 6,5-13 лет.
Условия набора детей в объединение: принимаются все желающие при наличии медицинской справки.
Наполняемость в группах составляет 7-25 человек.
Занятия могут проводиться как на улице, так и в помещении.
Содержание программы ориентировано на разновозрастные группы детей постоянного или переменного состава.
Ожидаемые результаты В ходе реализация программы «Русские народные игры» обучающиеся приобретут новые компетенции.
Результаты обучения:
- Обучающиеся будут знать: игры на развитие двигательно-скоростных качеств и выносливости; историю возникновения русских народных игр; игры на развитие глазомера и координации движений; основные факторы, влияющие на здоровье человека; правила поведения во время игры.
Уметь: выполнять упражнения в игровых и спортивных ситуациях; владеть скакалкой, обручем, мячом; проявлять смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию; организовывать и проводить со сверстниками подвижные, спортивные игры и соревнования.
Результаты развития: обучающиеся укрепят свое здоровье и опорно-двигательный аппарат. Результаты воспитания: в объединении сформируется дружный, сплоченный коллектив, появится устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом и понимание того, как вести здоровый образ жизни.
Формой подведения итогов реализации программы является спортивный праздник
Цель данной программы – развитие физических способностей через русские народные игры.
Задачи:
Обучающие:
Способствовать формированию специальных знаний, умений при проведении игр;
Развивать познавательный интерес к русским народным играм;
Способствовать формированию интереса к народным подвижным играм и распространение игрового опыта.
Развивающие:
способствовать развитию координационных способностей;
Развивать самообразование: активности, самостоятельности, общения, интеллектуальных способностей;
Способствовать созданию комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность, ситуации успеха.
Воспитательные:
Способствовать формированию нравственного сознания личности; воспитанию качеств, взглядов, убеждений; формированию способов поведения в обществе; способов самоконтроля;
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
Способствовать сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни.
Содержание программы определено с учётом: возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся, интересов и потребностей учащихся, тенденции развития воспитания и образования.
Методическое обеспечение программы:
Теоретический материал программы организовывается в форме бесед, до выполнения двигательной деятельности.
Практические упражнения объединяются в комплексы, которые периодически изменяются, обновляются.
Ожидаемые результаты
В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:
- знать игры:
– их условия и правила – и использовать их в свободное время;
-использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
-познакомиться с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, окружающей ребёнка;
- развить фантазию настолько, чтобы потом сам мог изобретать подобные игры;
- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию;
- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ - это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.
Предметные результаты:
- организовывать и проводить со сверстниками русские народные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять
- выполнять упражнения в игровой ситуации;
- проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
- владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
- применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
Содержание программы с указанием форм организации и видов деятельности
Русские народные игры - 9ч.
Теория:
Основы истории развития русских народных игр в России, краткие исторические сведения о возникновении игр.
Сведения о строении и функциях организма человека. Работа мышц и связок во время игры. Зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль. Общий режим дня. Гигиена сна, питания. Гигиена одежды, обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме.
Беседа по ознакомлению детей с требования к поведению во время занятий, соблюдение порядка на рабочем месте, знакомство с правилами безопасности и их выполнение.
Практика:
Строевые упражнения. Повороты, перестроение.
Игры с мячом:
Теория: Знакомство с правилами игры. Инструктаж по ТБ во время игры.
Практика
«Охотники и утки», «Мячом в цель», «Обгони мяч», «Вышибалы», «Не давай мяч водящему», «Мяч по кругу», «Играй, играй, мяч не теряй», «Коршун и наседка», «Ящерица», «Салки с мячом».
Игры с бегом:
Теория: Знакомство с правилами игры. Инструктаж по ТБ во время игры.
Практика
«Веселые ребята», «Салки под ногами», «Пятнашки», «Хитрая лиса», «День и ночь», «Паук и мухи», «Пустое место», «Кошки мышки», «Воробьи – вороны», «Невод», «Лисы и куры», «У медведя во бору», «Чай-чай выручай», «Белые медведи». «Гуси-лебеди».
Игры с прыжками:
Теория: Знакомство с правилами игры. Инструктаж по ТБ во время игры.
Практика
«Удочка», «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «С кочки на кочку», «Веревочка под ногами», «Салки с прыжками на одной ноге», «Попрыгунчики – воробышки», «Лягушки и цапля», «Прыжки по полосам», «Воробушки и кот».
Игры с построением и перестроением:
Теория: Знакомство с правилами игры. Инструктаж по ТБ во время игры.
Практика
«Третий лишний», «Шишки, желуди, орехи», «Перемена мест», «Платок», «Ручеек».
Формы организации:
Беседы
практические занятия;
игры,
соревнования.
Учебный план
№ | Названия разделов | Количество часов | Формы контроля/ аттестации |
| | всего | теория | практика | |
| Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, игры |
| Игры с бегом | 2 | 1 | 1 | игры |
| Игры с мячом | 2 | 1 | 1 | игры |
| Игры с прыжками | 2 | 1 | 1 | игры |
| Игры с построением и перестроением | 1 | 0,5 | 0,5 | Игры, опрос |
| Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Спортивный праздник |
Календарный учебный график
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Дата проведения занятий |
План | Факт |
1 | Игры с бегом: «Хитрая лиса», «Борьба за флажки», «Воробьи – вороны» | 1 | 07.07.2025 | |
2 | Игры с мячом: «Охотники и утки», «Коршун и наседка», «Салки с мячом» | 1 | 08.07.2025 | |
3 | Игры с прыжками: «Волк во рву», «Удочка», «Воробушки и кот» | 1 | 09.07.2025 | |
4 | Игры с построением и перестроением; «Третий лишний», «Шишки, желуди, орехи», «Перемена мест» | 1 | 14.07.2025 | |
5 | Игры с мячом: «Вышибалы», «Не давай мяч водящему», «Ящерица» | 1 | 15.07.2025 | |
6 | Игры с бегом: «Веселые ребята», «Салки под ногами», «Пятнашки» | 1 | 16.07.2025 | |
7 | Игры с прыжками: «Салки с прыжками на одной ноге», «Воробушки и кот», «Лягушки и цапля» | 1 | 19.07.2025 | |
8 | Игры с построением и перестроением: «Платок», «Ручеек» | 1 | 20.07.2025 | |
9 | Игры с бегом: «Чай-чай выручай», «Белые медведи», «Гуси-лебеди» «Третий лишний» | 1 | 21.07.2025 | |
Материально- техническое обеспечение программы:
3 теннисных мячей;
фишки (10 штук);
5 гимнастических обручей;
6 лёгких игровых мячей среднего размера;
10 скакалок;
2 флажка.
На занятиях применяются следующие дидактические материалы: дидактические разработки игр; учебно-методическая литература; методические журналы по подвижным играм
Мониторинг образовательных результатов
Для отслеживания динамики развития обучающихся в начале и конце лагерной смены проводится диагностика по методике «Оцени себя сам», а по окончании курса анкетирование с целью получения обратной связи, также осуществляются беседы с родителями.
Способы проверки образовательной программы: - систематическое наблюдение; - участие в спортивных праздниках; - участие в соревнованиях.
Способы проверки знаний и умений: проведение мониторинга образовательной среды; анкетирование детей и родителей на предмет удовлетворенности результатами данной программы; участие обучающихся в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях и мероприятиях школы и города.
Выявление достигнутых результатов осуществляется через следующие методы: беседа, опрос, наблюдение.
Результаты освоения образовательной программы, система критериев, показателей и баллов отражается в сводной таблице:
Результативность обучения определяется умением играть и проводить подвижные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях: весёлые старты, спортивные эстафеты, спортивный праздник «Богатырские потешки».
6. Литература:
- Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 2015.
- Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 2012.
- Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 2016.