СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки»»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

Петропавловского района Алтайского края



Рассмотрено

на заседании пед. Совета

Протокол №___ от_____2022 г.

Утверждаю

Директор школы

________ ___ Т.Е.Семенихина

Приказ №___ от _____ 2022 г.






Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Умелые ручки»


Возраст учащихся: 8-9лет

Срок реализации: 1 год







Автор-составитель:

Максимова Елена Семеновна

учитель начальных классов




с. Алексеевка

2022г.



Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» разработана на основе нормативных документов:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  2. Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

  3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно­эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

  4. Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Проект Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» 2015 г.)

  5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа

  6. Устава МКУ ДО ДДТ.


Направленность программы – художественная.

Актуальность данной программы заключается в том, что простой ручной труд, помогает развивать у детей фантазию, творческое мышление, выдумку. Он способствует привитию определённых трудовых навыков и умений, развивает творческие способности детей, их художественный вкус. Программа «Очумелые ручки» знакомит детей с секретами создания работ, используя гофрированную бумагу. Применяя технику работы с гофрированной и обычной бумагой, можно создать целые картины, и даже скульптуры, изготовить красочный мир из бумаги. Каждая большая композиция состоит из нескольких элементов, которые могут быть использованы для создания других поделок. Работы детей по аппликации и конструированию (игрушки и сувениры, картины и объемные композиции) могут использоваться в оформлении групп, музыкального зала к праздникам, украшении елки, как пригласительные билеты, поздравительные открытки, для участия в тематических выставках, в качестве подарков родителям.

Уровень сложности – стартовый.


Отличительной особенностью данной образовательной программы является сочетание нескольких видов техник: оригами, пластилин, ткань и т.д. В процессе посещения творческого объединения дети получают разнообразные умения одновременно и в работе с пластичным материалом, и в работе с четкими геометрическими формами с материалом- бумагой. Каждый вид деятельности дополняет друг друга: в работе с пластилином у детей развивается фантазия, формируется эстетическое восприятие, развивается точность и тонкие движения мелкой моторики руки. А оригами позволяет развить у ребенка приоритетно конструктивное, пространственное и логическое мышление. В итоге развитие ребенка идет разносторонне, расширяется кругозор и творческое самовыражение.

Посещение творческого объединения положительно скажется на взаимоотношениях между детьми – они научатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками, вырастут отзывчивыми, добрыми и творческими личностями.


Адресат программы:

Участниками программы являются дети в возрасте 8-9 лет. Программа «Умелые ручки» рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами учащихся и их родителей.


Объём и срок освоения программы:

Программа «Умелые ручки» разработана на 36 учебных часов. Возраст детей - от 8 до 9 лет. Срок реализации программы 1 год.


Форма обучения: очная


Особенности организации образовательного процесса:

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала). В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.  

Программа построена по принципу –  от простого к сложному, что позволяет развивать у детей школьного возраста уверенность в своих силах и успешность. 

Каждое занятие содержит практические и воспитательно-образовательные задачи, что способствует всестороннему развитию личности ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, расширяют представление об окружающем мире, учатся любить природу, видеть прекрасное, созидать.

     Занятия комплексно воздействуют на развитие ребенка:

- повышают сенсорную чувствительность (способствуют тонкому восприятию формы, размера, цвета, фактуры);

- развивают воображение, пространственное мышление, творчество, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- синхронизируют работу обеих рук;

- формируют умение планировать работу, предвидеть результат и доводить дело до конца, при необходимости вносить коррективы.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление и оформление поделок.


Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:

Режим занятий подчиняется требованиям СанПин. Соблюдается режим проветривания, санитарное содержание помещения проведения занятий. Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю, 36 часов в год.

Цели и задачи программы:


Цель программы: создание условий для развития мышления, воображения, мелкой моторики рук.


Задачи:


Личностные:

-развивать культуру общения и поведения во время занятий;

-формировать умение работать в коллективе;

-создать атмосферу комфортности и доброжелательности;

-содействовать формированию всесторонне развитой личности:

-воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества


Метапредметные:

- формировать умение самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ;

- развить аккуратность в выполнении работ;

- развивать наблюдательность, образное мышление, художественное восприятие, фантазию, воображение и творчество;

- развивать мелкую моторику рук, точность ручных движений и зрительно-моторную координацию.


Образовательные:

-  научить основным способам и техническим приемам работы с бумагой, клеем, пластилином;

 - научить детей владеть простейшими техниками, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе;

-научить вносить коррективы в первоначальный замысел.

- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду.


Содержание программы

Учебный план

1 года обучения


Название темы

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика


Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Стартовая диагностика.

1

1

-


1.

Раздел 1.

«Аппликация из ткани»

8

4

4

Выставка работ

1.1

«Знакомство со свойствами тканей»

2

1

1


1.2

«Веселые бабочки»

2

1

1


1.3

«Листопад»

2

1

1


1.4

«Угощение для ежа»

2

1

1


2

Раздел 2.

«Аппликация из круп»

7

3

4

Выставка работ

2.1

Вводное занятие «Правила работы и ТБ при работе с крупами».

1

1

-


2.2

«Снежные сугробы»

2

1

1


2.3

«Елочка пожеланий»

4

1

3


3

Раздел 3.

«Чудеса из ваты»

9

4

5

Выставка работ

3.1

«Рождественский ангел»

2

1

1


3.2

«Зайка»

2

1

1


3.3

«Открытка к 23 февраля»

3

1

2


3.4

«Цветы для мамы»

2

1

1


4

Раздел 4.

«Соленое тесто»

10

4

6

Выставка работ

4.1

Вводное занятие «Технология изготовления поделок из соленого теста»

1

1

-


4.2

«Матрешка»

3

1

2


4.3

«Открытка для ветеранов»

4

1

3


4.4

«Летняя поляна»

2

1

1



Итоговое занятие «Выполнение аппликации»

1


1

Выставка работ


Итого:

36

16

20


Содержание учебного плана

1 года обучения


Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Стартовая диагностика.

Теория: Знакомство с группой в виде игры, знакомство с техникой безопасности, проверка знаний учащихся на момент поступления в дто.


Раздел 1. «Аппликация из ткани»


Тема 1.1. «Знакомство со свойствами тканей»

Теория: Беседа на тему «Свойствами материалов, из которых изготавливается одежда».

Практика: Рассматривание различных видов тканей. Определение их качества и того, для какого вида одежды она используется.


Тема 1.2 Аппликация «Бабочка»

Теория: Беседа на тему «Какого цвета бывают бабочки», «Где живут бабочки?». Объяснение приемов выполнения работы.

Практика: Вырезание бабочек по трафарету. Наклеивание бабочек на

тканевую основу.


Тема 1.3 Аппликация «Листопад»

Теория: Беседа на тему «Что такое листопад? В какое время года он происходит? Какого цвета опавшие листья?»

Практика: Выполнение аппликации из ткани по контуру и наклеивание их на тканевую основу.


Тема 1.4 Аппликация «Угощение для ежа»

Теория: Беседа на тему «Где живет ежик? Что кушает ежик?».

Практика: Выполнение аппликации «Угощение для ежика».


Раздел 2. «Аппликация из круп»


Тема 2.1 . Вводное занятие «Правила работы и ТБ при работе с крупами».

Теория: Рассказ на тему «Какие крупы бывают», «Что готовят из крупы», «Нетрадиционное использование крупы».


Тема 2.2 «Снежные сугробы».

Теория. Рассказ о времени года Зима. Закрепление знаний о колорите зимы.

Практика. Выполнение аппликации «Снежный сугроб» используя манную крупу.




Тема 2.3 «Елочка пожеланий»

Теория: Беседа на тему «К какому празднику украшают ель?». Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах.

Практика: Изготовление панно «Елочка пожеланий» с использованием нескольких видов круп. Оформление и раскрашивание панно.


Раздел 3. «Чудеса из ваты»


Тема 3.1 «Рождественский ангел»

Теория: Беседа на тему «Что за праздник рождество?», «История рождества».

Практика: Создание рождественского ангела используя ватные диски.


Тема 3.2 «Зайка»

Теория: Беседа на тему «Что за животное? Какого цвета зайка летом? Какого цвета зимой?».

Практика: Изготовление аппликации при помощи ватных дисков.


Тема 3.3 «Открытка к 23 февраля»

Теория: Беседа на тему «Что за день 23 февраля?».

Практика: Выполнение работы с использованием картона, ватных дисков. Закрепление технологии выполнения работ с использованием ватных дисков.


Тема 3.4 Лепная картина «Цветы для мамы».

Теория: Беседа на тему «Какие бывают цветы», «Для чего нужны цветы».

Практика: Выполнение аппликации «Цветы для мамы».


Раздел 4. «Соленое тесто»


Тема 4.1 Вводное занятие «Технология изготовления поделок из соленого теста»

Теория: Беседа на тему «Что такое соленое тесто?», «Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях». Знакомство с техникой создания работ. Знакомство со способами декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.


Тема 4.2. «Матрешка»

Теория: Знакомство с последовательностью изготовления работы «матрешка» из соленого теста, с применением акриловых красок.

Практика: Выполнение работы «Матрешка» из соленого теста. Роспись матрешки акриловыми красками.


Тема 4.3 «Открытка для ветеранов»

Теория: Беседа на тему «Кто такие ветераны?», «Что за день 9 мая и кто отмечает этот праздник?».

Практика: Выполнение работы «Открытка для ветеранов» с использованием картона и соленого теста. Роспись готовой работы.


Тема 4.4«Летняя поляна»

Теория: Беседа на тему «Когда приходит лето?». Знакомство с последовательностью выполнения работы «Летняя поляна».

Практика: Выполнение работы «Летняя поляна» с использованием картона и соленого теста.


Итоговое занятие «Выполнение аппликации»

Практика: Выполнение аппликации «Букет цветов» с использованием соленого теста, ткани и круп.



Планируемые результаты

1 года обучения

В результате освоения программы «Умелые ручки» учащиеся будут знать:

  • безопасные приёмы работы с различными инструментами и материалами;

  • основные способы и приемы техник работы с бумагой, клеем и соленым тестом;

  • терминологию и техники работы ручного труда.


В результате освоения программы «Очумелые ручки» учащиеся будут уметь:

  • проявлять фантазию и самостоятельность при изготовлении поделок; 

  • планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

  • пользоваться инструментами для изготовления поделок аппликаций;

  • изготавливать сувениры, создавать картины;

  • работать с соленым тестом.


Формы аттестации.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: перечень готовых работ, фото с занятий, журнал посещаемости.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставки, готовые изделия.


Оценочные материалы.

Диагностика уровня обученности детей проводится методом наблюдения за детьми в процессе выполнения работы.

Методические материалы.

Методы обучения – словесный, наглядно- практический, игровой, объяснительно- иллюстративный.

Формы организации образовательного процесса –групповая.

Формы организации учебного занятия- беседы, игра, практические занятия, наблюдение.

Педагогические технологии- элементы технологии группового обучения; коллективного взаимообучения; развивающего обучения; игровой деятельности, коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Дидактические материалы- раздаточные материалы, образцы изделий.








Диагностический материал:

При выполнении этой работы отслеживаем следующие способности и знания детей:

  1. Умение детей пользоваться ножницами.

  2. Умение детей пользоваться клеем.

  3. Умение детей самостоятельно ориентироваться на бумаге.

  4. Аккуратность выполнения работы.

  5. Умение пользоваться шаблоном.





Список литературы:

1.Андреева Н.А. «Рукоделие» - полная энциклопедия — М.,2012 г.

2.Бахметьев А. Т.Кизяков “Очумелые умелые ручки” Росмэн, 1999.

3.Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел» - М., 2010 г.

4.Горичева В.С.«Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина»-М., 2012 5.Гудилина С.И. «Чудеса своими руками» - М., 2013 г.

6.Гульянц Э.К. «Что можно сделать из природного материала» - М., 2009 г.

7.Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.

8. Колдина Д.Н. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет: Конспекты занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 г.

9. Конышева Н.М. «Умелые руки» - Смоленск, 2011 г.