СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа "Юные историки" направлена на развитие исследовательского таланта воспитанников.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» МЕНДЕЛЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ,
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЕ ИСТОРИКИ»
2 год обучения
Направленность: гражданско-патриотическая
Возраст учащихся: 11-16 лет
Автор составитель:
Мусикаева Ю.Ш.
Педагог дополнительного образования
Менделеевск 2019
Оглавление
1.Пояснительная записка 3-15
2. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 16-26
3. Содержание программы 27-33
4. Организационно-методические условия реализации программы 34-35
5 .Формы аттестации/контроля 36
6. Список информационных ресурсов 37-38
Пояснительная записка
Программа разработана на основании:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,
- Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы,
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660),
- Концепции развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг. (Утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1726-р 4 сентября 2014 г.),
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ »,
- Приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ »
Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи МО и Н РФ от 18.11.2015 № 09-3242;
-Конвенция ООН «О правах ребенка», 1989 г.;
-Федеральный Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 09.07.1998 г., (с изм., внесенными Федеральным законом от 27.07.2011
г. № 252-ФЗ);
- «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации
- Устава МБУ ДО «Центр детского творчества» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.
- Положения об организации деятельности в МБУ ДО «Центр детского творчества» по составлению, согласованию и утверждению дополнительных общеобразовательных программ.
Программа «Юные историки» реализуется с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования. Программа направлена на развитие исследовательского таланта у воспитанников. Кружок «Юные историки» представляет систему интеллектуально-развивающих
занятий для детей. Состав группы постоянный, 15 человек. Курс рассчитан на второй год обучения для детей 12-13 лет.
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 6 часов в неделю, 216 часов в год.
Продолжительность занятий 40минут.
Сроки реализации программы: с 1 сентября по 31 мая
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Все вопросы и задания рассчитаны
на работу воспитанников на занятии.
Актуальность и целесообразность программы:
Новые стандарты поставили перед образованием новые задачи: создание обучающей среды, которая мотивирует воспитанников добывать и обрабатывать информацию самостоятельно.
Решение таких задач вызвало необходимость использования в работе новых педагогических подходов и новых технологий. Реализация программы способствует решению самых актуальных
проблем образования: вовлечение обучаемых в серьезную самостоятельную деятельность, которая будет способствовать формированию исследовательских способностей детей.
Новизна данной программы: развитие творческого воображения методами «мозгового штурма» .Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей генерации . Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Воспитанников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Цель дополнительной общеобразовательной программы: активизация познавательного интереса воспитанников к изучению истории человечества и создание условий приобретения разновозрастными учащимися умений, требуемых при обучении в основной школе ,способствовать созданию условий для поддержки и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности ребенка.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить воспитанников с базовыми знаниями вспомогательных исторических дисциплин.
-сформировать навыки источниковедческой работы.
-способствовать развитию умений воспитанников применять полученные навыки в практической деятельности.
- продолжать учить приемам поисковой и исследовательской деятельности;
- расширять знания по истории;
- формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения предмета и в практической деятельности.
Развивающие:
-развивать навыки диалогической и монологической речи, навыки поиска информации в различных источниках,
- развивать долговременную память, умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
- развивать у ребенка познавательный интерес, желание и потребность узнать новое
- развивать наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам действительности;
- развивать творческое воображение, креативность мышления (умения гибко, оригинально мыслить;
- развивать логическое мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развивать различные виды памяти, внимания, зрительного
восприятия, воображения;
- развивать языковую культуру: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к учебному труду, культуру общения;
-прививать интерес к жизни, культуре, традициям предков, способствовать социализации личности ученика.
- формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме,
- воспитывать привычку здорового образа жизни.
- формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других.
Дополнительная образовательная программа «Юные историки» построена на материале вспомогательных исторических дисциплин, поскольку эти дисциплины не изучаются в курсе школьной программы. Как правило, при изучении базового школьного курса истории у обучающихся образуется большой пробел в знание мер веса, длины, времени и расстояния, а также денежных систем и алфавитов различных этапов истории как по истории России так и по Всеобщей истории, так как в учебных пособиях данные темы затрагиваются лишь вскользь. В исторических источниках наоборот – все дается в мерах данного исторического периода. Все это затрудняет изучение исторических источников. Несомненна роль программы в духовно-нравственном воспитании подростков. Через изучение вспомогательных исторических дисциплин, ученик может ближе, чем на уроке истории, соприкоснуться с духовным миром своих предков. Изучение этих дисциплин как самостоятельного курса в рамках дополнительного образования учащихся создает условия для формирования у обучающихся устойчивого и познавательного интереса к предмету истории как отечественной, так и зарубежной. В курсе вспомогательных исторических дисциплин через локальные материалы изучаются материальная и духовная деятельность многих поколений людей, ученики знакомятся с культурой человечества, военной историей, духовной жизнью людей в тот или иной период времени. Дополнительная образовательная программа «Юные историки» способствует: расширению кругозора учащихся, пополнению их учебного материала, развитию различных видов памяти, улучшению культуры речи, развитию умения самостоятельно организовывать учебную деятельность.
Развертывание знаний по вспомогательным историческим дисциплинам осуществляется со следующими ориентирами:
-создание относительно завершенной системы знаний, отвечающей потребностям и возрастным возможностям формирующейся личности;
обеспечение преемственности между курсами базового и вспомогательного блока материалов по истории основной средней школой, исключая прямое дублирование учебного материала, но осуществляя возврат к целому ряду ранее рассмотренных вопросов с целью их углубленного изучения в новых связях на более высоком уровне.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно- хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Кроме того, изучение истории позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории :
• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
• освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации;
• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участию в межкультурном взаимодействии, толерантному отношению к представителям других народов и стран.
Основными образовательными задачами курса являются:
• формирование исторического мышления учащихся;
• развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
• формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
• формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
• формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии средневековых обществ мира и России, о политическом и социальном строе средневековья, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
• формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в средневековом мире;
• формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (абсолютизм, монархия, законы, нормы морали и т.д.);
• уделять внимание истории мировых религий – христианства и ислама.
• В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
• формирование правовой культуры школьников;
• формирование представлений о возникших в средневековье общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
• развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
• формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
• развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории средневекового мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.
Данный курс ставит своей целью дать обучающимся знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности, создать более полное представление о жизни древних славян.
.
осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;
• показать наиболее яркие личности древних князей и их роль в истории и культуре;
• охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);
• раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм
Ожидаемые результаты:
- совершенствование исследовательских способностей;
- повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места в исследовательских конференциях и конкурсах;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления воспитанников;
После изучения курса программы воспитанники должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать
-основные этапы и ключевые события истории Древней Руси и выдающихся деятелей древней истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- определять последовательность и длительность важнейших событий
древней истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
-использовать приобретенные знания при написании творческих работ
-выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
-группировать исторические явления и события по заданному признаку;
-объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
-выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
- изучение структуры интеллекта;
- отслеживание уровня интеллектуального развития воспитанников объединения творческого мышления;
-отслеживание успешности индивидуального роста и развития воспитанников .
.
Учебный план
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
№ | Тема | Кол-во часов | Форма организации занятия | Основные понятия | Форма контроля |
| |||
1 | Введение в курс «История России». | 1 | Вводное занятие
| Исторические источники, летопись, геральдика, нумизматика, археология, полиграфия | фронтальный опрос |
| |||
2-3 | Первобытные жители нашей страны | 2 | Изучение нового материала | каменный век,скотоводы, охотники, собиратели, земледельцы, рыболовы, племена | фронтальный опрос, |
| |||
4-5 | На окраинах Античного мира | 2 | комбинированный | города-государства, греческие колонии | проверка умения работать с дополнительной литературой и др.носителях информ. |
| |||
6-7 | Кочевые племена на территории России в 4-5 вв. | 2 | комбинированный | первобытное общество, родовая, соседская община, государство, народ. | фронтальный опрос, обсуждение проблемного вопроса : Кто был главнее в Хазарском каганате: каган или царь? |
| |||
8-9 | Восточные славяне в 6-8 вв. | 2 | комбинированный | князь, дружина, натуральное хозяйство | проверка умения работать с текстом учебника, проверка умения работать с дополнительной литературой и др.носителях информ |
| |||
10-11 | Образование Древнерусского государства | 2 | комбинированный | Русь, варяги, княжеская власть, дружина, бояре. полюдье, уроки, погосты | мини-эссе « Почему призвание варягов не было решающей причиной образования Древнерусского государства?»
|
| |||
12-16 | Русские князья времен язычества | 5 | комбинированный | Олег, Аскольд, Дир, Игорь,Ольга, Святослав | заполнение таблицы « Военные походы первых киевских князей» | заполнение таблицы « Военные походы первых киевских князей» | |||
17-19 | Князь Владимир и Крещение Руси | 3 | практикум | крещение Руси, христианство | умение работать и сравнивать исторические источники | умение работать и сравнивать исторические источники | |||
20-22 | Киевская Русь при Ярославе Мудром | 3 | комбинированный | усобица. Русская Правда | умение работать и анализировать исторические источники | умение работать и анализировать исторические источники | |||
23-25 | Преемники Ярослава и борьба за киевский престол | 3 | комбинированный | Любеческий съезд, «Устав» , «Поучение детям» | составить схему «Правление сыновей Ярослава Мудрого» | составить схему «Правление сыновей Ярослава Мудрого» | |||
25-27 | Общественный строй Древней Руси | 3 | путешествие | люди, вервь, смерд, бояре, вотчина, закуп, рядович, посад, торг, вече | составить рассказ-сочинение о путешествии по Древней Руси | составить рассказ-сочинение о путешествии по Древней Руси | |||
28-29 | Православная церковь в Киевской Руси | 2 | комбинированный | христианство. монашество | проверка умения работать с дополнительной литературой и др.носителях информ, составить схему «Организация православной церкви в Древней Руси» | проверка умения работать с дополнительной литературой и др.носителях информ, составить схему «Организация православной церкви в Древней Руси» | |||
30-31 | Культура Киевской Руси | 2 | практикум | летопись, проповедь, фольклор, былины | заполнение таблицы «Памятники архитектуры Древнй Руси» | заполнение таблицы «Памятники архитектуры Древнй Руси» | |||
32-33 | Обобщение по разделу: « Древняя русь в 9-12 века» | 2 | Закрепление материала |
| тестирование |
| |||
34-35 | Удельный период русской истории | 2 | практикум | удельные князья, раздробленность | заполнение таблицы «Положительные и отрицательные последствия раздробленности» |
| |||
36 | Южная и Юго-Западная Русь | 1 | практикум | Дружина князь | заполнение таблицы «Особенности развития Киевского и Галицко-Волынского княжества» |
| |||
37 | Новгородское государство | 1 | практикум | Вече Князь Дружина посадник | составление развернутых плана |
| |||
38 | Владимиро-Суздальская Русь | 1 | практикум | Дружина князь | составление развернутого плана сравнение Новгорода и Владимиро-Суздальской Руси |
| |||
39-40 | Обобщение по разделу «Русские земли в 12-13 вв.»
| 2 | Закрепление материала |
| тестирование |
| |||
41 |
Монгольские племена
| 1 | Изучение нового материала | Улус Джучи Курултай джучииды | Фронтальный опрос |
| |||
42-43 | Монгольское нашествие на Русь | 2 | практикум | Чингисхан,Батый, нашествие, монголы, улус, сотни, тысячи, тьмы, | мини-эссе « В чем главная причина поражения русского войска на Калке» |
| |||
44 | Натиск с Запада
| 1 | Изучение нового материала | Александр Невский, Ледовое побоище, Невская битва, Ливонский Орден | Фронтальный опрос |
| |||
45 |
Невская битва
| 1 | практикум | Александр Невский, Ледовое побоище, Невская битва, Ливонский Орден | составление планов ответа на темы «Невская битва» |
| |||
46 | Битва на Чудском озере «Ледовое побоище» | 1 | практикум | Александр Невский, Ледовое побоище, Невская битва, Ливонский Орден | составление планов ответа на тему «Ледовое побоище» |
| |||
47-49 | Русские земли под властью Золотой Орды | 3 | комбинированный | баскак,иго, ярлык, агрессия, эксплуатация | фронтальный опрос |
| |||
50-51 | Великое княжество Литовское и русские земли | 2 | комбинированный | Великое княжество Литовское | фронтальный опрос |
| |||
52-53 | Обобщение по разделу «Русь между Востоком и Западом». | 2 | Закрепление материала |
| тестирование |
| |||
54-55 | Возвышение Москвы | 2 | комбинированный | Иван Калита | Фронтальный опрос |
| |||
56-57 | Москва на подъеме
| 2 | комбинированный | Дмитрий Донской | ответить на вопрос «Каковы причины и значение победы Руси в Куликовской битве? В чем ее историческое значение?» |
| |||
58 | Куликовская битва
| 1 | Изучение нового материала | Дмитрий Донской Сергий Радонежский | Фронтальный опрс |
| |||
59-60 | Кризис Московской Руси | 2 | комбинированный | Василий1, ханства | составить таблицу «Распад Золотой Орды» |
| |||
61-62 | Русская православная церковь во второй половине 13-сер.14 вв. | 2 | Изучение нового материала | Сергий Радонежский, митрополит, флорентийская уния, автокефалия | уметь определять прияины изменения положения Русской православной церкви |
| |||
63-64 | Русская культура во второй половине 13- сер.15 вв. | 2 | практикум | «Слово о гибели Русской земли», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря»,Афанасий Никитин, Феофан Грек, Андрей Рублев | составить таблицу «Выдающиеся художники Руси 14-15 вв.» Ответить на вопрос «Почему творчество этих художников представляет собой духовную ценность» |
| |||
65-66 | Конец удельной эпохи | 2 | комбинированный | боярская дума, местничество, кормление, дворяне, тягло | фронтальная беседа |
| |||
67-68 | От великого княжества - к царству | 2 | Изучение нового материала | вотчина, поместье. монархия, барщина, белая слобода, черная слобода | составить таблицу «Сословия в России в 15-16 вв.» |
| |||
69-70
| Иван Грозный – первый русский царь | 2 | комбинированный | Избранная рада, централизованное государство, Земской собор, приказы, стрельцы, дворяне, губа, Судебник, сословная монархия | составить схему «Управление Древнерусским государством в 16 в.» |
| |||
71-72 | Внутренняя политика Иван Грозного | 2 | Изучение нового материала | Опричнина судебник | Фронтальный опрос |
| |||
73-74 | Внешняя политика Руси при Иване Грозном
| 2 | Изучение нового материала | Ливонская война, засечная черта, наемник, казаки, Речь Посполитая | составить хронологическую таблицу «События Ливонской войны» |
| |||
75 | Ливонская война | 1 | Изучение нового материала | Ливонская война, засечная черта, наемник, казаки, Речь Посполитая | Фронтальный опрос |
| |||
76 | Поход Ермака
| 1 | Изучение нового материала | Хан Кучум ясак | Фронтальный опрос |
| |||
77 |
Борьба с Крымским ханством | 1 | Изучение нового материала | Крымский хан Давлетгирей | Фронтальный опрос |
| |||
78-79 | Опричное лихолетье | 2 | Изучение нового материала | опричнина, опричник | фронтальная беседа |
| |||
80-81 | Русская православная церковь в конце 15-16 вв. | 2 | практикум | ересь, Стоглавый собор, юродивые,патриарх | составить таблицу «Направление церковной мысли в конце 15-16вв.» |
| |||
82-83 | Русская культура в конце 15-16 вв. | 2 | практикум | Лицевой летописный свод, Великие Четьи Минеи, парсуна | составить таблицу «Архитектурные памятники России конца 15-16 вв.» |
| |||
84-85 | Обобщение по разделу «Создание Московского царства» | 2 | Закрепление знании |
| тестирование |
| |||
86-88 | Обобщение по курсу «История россии с древнейших времен до конца 16 века.»
| 3 | Закрепление материала |
| тестирование |
| |||
89-90 | Россия в конце ХVI века | 2 | практикум |
| Практическая работа по документам |
| |||
91 | Федора Иоаннович последний царь из династии Рюриковичей | 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
92-93 | Внутренняя и внешняя политика Федора Иоанновича
| 2 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
94 | Путь Бориса Годунова к власти | 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
95-96 | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. | 2 | Комбинированный урок с использованием аудио-рассказа |
| Работа по тестам |
| |||
97-98 | Смутное время. | 2 | Комбинированный урок с использованием аудио-рассказа |
| Оценка личности |
| |||
99 | Самозванец Лжедмитрий Первый | 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
100 | Василий Шуйский
| 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
101-102 | Внешняя и внутренняя политика Василия Шуйского
| 2 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
103 | Крестьянское восстание И.И.Болотникова | 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
104 | Лжедмитрий Второй и многовластие в стране | 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
105-106 | Иностранная интервенция в России | 2 | Комбинированный с использованием видео |
| Работа по источникам |
| |||
107-108 | Освобождение Москвы | 2 | изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
109-110 | Культура эпохи великих потрясении | 2 | изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
111-112 | Повторительно-обобщающее занятие | 2 | изучения нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
113 | Царь Михаил Романов | 1 | изучения нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
114 | Восстановление разрушенной экономики | 1 | изучения нового материала |
| Работа по источникам |
| |||
115 | Основные сословия российского общества | 1 | Комбинированный |
| Работа по тестам |
| |||
116-117 | Отражение польского нашествия | 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
118-119 | Политическое развитие страны в XVII в. | 1 | Комбинированный |
| Работа по карте |
| |||
120-121 | Внутренняя политика царя Алексея Михайловича | 2 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
122 | Церковный раскол. | 1 | изучения нового материала |
| Работа по тестам |
| |||
123-125 | Народные движения ХVII века. | 3 | Изучение нового материала |
| Работа по карте Работа по иллюстрациям |
| |||
126 | Крестьянская война под предводительством С.Т. Разина | 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
127-128 | Внешняя политика России в XVII веке. | 2 | Занятие с использованием цифровых образовательных ресурсов |
| Работа по иллюстрациям |
| |||
129-130 | Царствование Федора Алексеевича
| 2 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
131-132 | Внешняя и внутренняя политика | 2 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
133-134 | «Торжество вольностей народной» при царевне Софье | 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
135-136 | Сословный быт в XVII в. Обычаи и нравы. | 2 | Практикум |
| Работа по иллюстрациям |
| |||
137-138 | Образование и культура в XVII в. | 1 | Практикум |
| Работа по источникам |
| |||
139-140 | Повторительно-обобщающее занятие | 2 | Закрепление материала |
| Составление развернутого плана темы |
| |||
141-142 | Двоецарствие Ивана и Петра. Стрелецкие бунты. | 2 | Изучение нового материала |
| Работа по источникам |
| |||
143-144 | Падение правительства царевны Софьи | 2 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
145 | Предпосылки реформ первой четверти XVIII в.
| 1 | Изучение нового материала |
| Работа по тестам |
| |||
146 | Начало новых дел Петра первого
| 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
147-148 | Экономические преобразования Петра Первого | 2 | Комбинированный урок | Протекционизм Импорт экспорт | Работа по карте |
| |||
149-150 | Внешняя политика
| 2 | Урок с использование ИКТ |
| Работа по тестам |
| |||
151 | .Северная война. | 1 | Изучение нового материала | Нарва
| Фронтальный опрос |
| |||
152-153 | Утверждение абсолютизма в России | 2 | Изучение нового материала | абсолютизм | Работа по карте Работа по иллюстрациям |
| |||
154 | Реформы местного самоуправления | 1 | Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов |
| Работа по иллюстрациям |
|
|
| |
155-156 | Народные движения первой четверти XVIII в.
| 2 | Комбинированный с использованием аудио-рассказа |
| Работа по источникам |
|
|
| |
157 | Восстание Булавина | 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
158 | Дело царевича Алексея | 1 | Изучение нового материала |
| Работа по тестам |
|
|
| |
159 | Русская культура эпохи Петра | 1 | Практикум |
| Работа по иллюстрациям |
|
|
| |
160 | Русская культура эпохи Петра | 1 | Комбинированный |
| Составление развернутого плана темы |
|
|
| |
161-162 | Обобщение по теме «Россия при Петре I».
| 2 | изучения нового материала с использованием ИКТ |
| Работа по тестам |
|
|
| |
163 | Контрольная работа | 1 | изучения нового материала |
| Выполнение заданий по карте |
|
|
| |
164 | Борьба Дворянских группировок. Дворцовые перевороты | 1 | изучения нового материала |
| Работа по источникам
|
|
|
| |
165 | Царствование Екатерины Первой | 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
166 | Правление Петра Второго | 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос
|
| |||
167-168 | Внешняя и внутренняя политика Анны Иоанновны | 2 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
169 | «Бироновщина» и ее социальная сущность | 1 | диспут |
| Фронтальный опрос
|
| |||
170 | Иван Антонович и Анна Леопольдовна | 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос
|
| |||
171 | Дворцовый переворот 1741г. Елизавета Петровна | 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
172-173 | Внутренняя политика Елизаветы Петровны | 2 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
174-175 | Внешняя политика Елизаветы Петровны
| 2 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
176 | Русско-шведская война
| 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
177 | Семилетняя война
| 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
178 | Внутренняя политика Петра Третьего
| 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
179 | Внешняя политика Петра Третьего | 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
180 | Дворцовый переворот 1762 года
| 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
181-182 | Повторительно-обобщающее занятие | 2 | Закрепление материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
183 | Екатерина Великая | 1 | Комбинированный |
| Выполнение заданий по карте |
|
|
| |
184 | Просвещенный абсолютизм и его сущность | 1 | Занятие с использование ИКТ | Абсолютизм Вольтер | Составление вопросов по теме |
|
|
| |
185 | Уложенная комиссия и ее деятельность
| 1 | Занятие с использованием цифровых образовательных ресурсов |
| Работа по источникам и иллюстрациям |
|
|
| |
186 | Дворянская диктатура | 1 | диспут |
| Фронтальный опрос |
| |||
187 | Емельян Пугачев | 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
188-189 | Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. | 2 | Комбинированный с использованием видео |
| Составление плана |
|
|
| |
190 | Экономическое развитие России во второй полови- не XVIII в.
| 1 | изучения нового материала |
| Работа по тестам |
|
|
| |
191-192 | Внешнеполитические отношения России и Польши. Разделы Речи Посполитой
| 2 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
193-194 | Русско-турецкие войны | 2 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
195-196 | Внешнеполитические отношения России и Франции | 2 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
197 | Русское военное искусство | 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
198-199 | Повторительно-обобщающие занятия | 2 | Закрепление материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
200 | Россия перед схваткой за мировое лидерство | 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
201 | Россия при Павле I
| 1 | Комбинированный |
| Задание «Исторический портрет» |
|
|
| |
202 | Внутренняя политика Павла Первого | 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
203 | Внешняя политика Павла Первого | 1 | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
| |||
204-205 | Наука и образование во второй половине XVIII в. | 2 | изучения нового материала с использованием ИКТ |
| Заполнение таблицы |
|
|
| |
206-207 | Художественная культура второй половины XVIII в. | 2 | изучения нового материала |
| Выполнение заданий по карте |
|
|
| |
208-209 | Быт и жизнь во второй половине XVIII в. | 2 | Практикум |
| Выделение последствий опричнины |
|
|
| |
210-211 | Обобщение по теме «Россия в XVIII в.» | 2 | Обобщающий |
| Работа по тестам |
|
|
| |
212 | Контрольная работа
| 1 | контроль знаний |
| Работа по тестам |
|
|
| |
213-216 | Итоговое повторение и обобщение | 2 | Обобщающий |
| Выполнение заданий по источникам |
|
|
|
Содержание программы
Тема 1. Наша Родина в древности .Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество.
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Языческая культура восточных славян.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Тема 2. Древнерусское государство. IX – первая половина XII века
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Тема 3. Русские земли и княжества XII – середины XIII века
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Тема 4 Культура Руси в домонгольское время
Тема 5. Народы и государства на территории нашей страны в XIII – XIV веках
Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Тема 6. Формирование и укрепление централизованного Российского государства. XV век.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев
. История России XVI - XVIII век
Раздел I. Создание Московского государства.
Завершение объединения русских земель. Василий III. Государственное управление. Общественный строй. «Москва – Третий Рим». Иван Грозный – первый русский царь. Детство Ивана. Венчание на царство. Избранная рада. Реформы. Внешняя политика России при Иване Грозном. Присоединение Казани и Астрахани. Ливонская война (1558-1583). Начало освоения Сибири. Опричное лихолетье и конец Московской династии Рюриковичей. Опричнина (1565-1572).Последние годы правления Ивана Грозного. Царь Федор Иванович. Русская православная церковь в XVI веке. Государство и церковь. Стоглавый собор. Святые и еретики. Установление патриаршества. Русская культура в XVI веке. Письменность и книжность. Литература. Живопись и архитектура. Наука и техника.
Раздел II. Смутное время.
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмит-рия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий П. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.
Раздел III. Россия при первых Романовых.
Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.
Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.
Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.
Народы России в XVII в. Освоение Сибири.
Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.
Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг.
Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653 —1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы.
Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемя-кином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно- хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Кроме того, изучение истории позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.
Данный курс ставит своей целью дать воспитанникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности, создать более полное представление о странах древнего мира, более глубокое проникновение в специфику древних цивилизаций.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории Россиии, выдающихся исторических личностей;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Организационно-методические условия реализации программы
Программа реализуется с помощью УМК:
История России: учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца XVI века», 6-й класс, М, Просвещение, 2008 год; История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 кл.: поурочные разработки: пособие для учителя / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- М.: Просвещение, 2007; рабочая тетрадь к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2010; И.Ф. Ушаков История Кольского Севера. Учебное пособие для учащихся школ Мурманской области. Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1992; В.В. Дранишников История Родного края. Учебное пособие для учащихся школ Мурманской области. Мурманск, 1993; И. И. Максимов Атлас история России с древнейших времен до XVI века. – М.: Дрофа, 2010 с комплектом контурных карт
- Настенные исторические карты
- Атлас по истории России.
- Цифровые образовательные ресурсы:
3. Презентации по курсу истории России
. Учебник: «История Средних веков»
Авторы: Е.В.Агибалов, М.Донской, М. Просвещение, 2000 г.
Программа: Общеобразовательная
2. Учебник: «История государства и народов России» – М., «Просвещение»,2000
Авторы: А.А.Данилов, Л.Г. Косулин
Авторы: Гилязов И.А., Пискарев В.И., ТаРИХ, 2004
Методические пособия:
Конспекты уроков для учителя истории. 6-7 класс.: Метод пособие: в 2-х ч.-М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002
Методика преподавания проведения игр и дискуссий на уроках истории.- М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001. -256 с.
Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков: 6 класс. – М.: ВАКО,-2010. – 384с.
Мультимедийные пособия
Учебное электронное издание по курсу «Средние века» /разработан компанией «Новый диск» по заказу компании «Марис» - 2003
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 5-е изд. / «Кирилл и Мефодий», 2001
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки всемирной истории. Средние века»,2006
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «МХК», 2008
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «История России с 862-1917 г.», 2008
6 класс
Форма аттестации и контроля
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля
1) Стартовый контроль в форме олимпиады , позволяющий определить исходный уровень развития воспитанника (результаты фиксируются в
зачетном листе педагога);
2) Текущий. Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки
различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью
можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается
возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации.
3) Итоговый контроль. Участники кружка будут принимать участие в научно-исследовательских конкурсах и конференциях.
Самооценка и самоконтроль определение воспитанником границ своего «знания – не знания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещѐ предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Результаты проверки фиксируются в зачѐтном листе педагога.
Список информационных ресурсов
Список литературы для учителя.
.
Д.А.Фадеева. «История России с древнейших времён до конца XVI века.6 класс: Учебно-методические материалы»
А.Н. Майков. «История России с древнейших времен до конца XVII века. Методические рекомендации. 6 класс»
С.В.Агафонов. «Схемы по истории России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс»
- Цифровые образовательные ресурсы:
История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. Н. А. Стыденко. - Волгоград: Учитель, 2008.
История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. - Волгоград: Учитель, 2009.
История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. — Волгоград: Учитель, 2008.
Кулагина, Г. А. Сто игр по истории /Г. А. Кулагина. - М.: Просвещение, 1983.
Черкашина, Т. История. 5-6 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся, / Т. Черкашина. - Волгоград: Учитель, 2012.
Список литературы для учащихся.
Основные цели курса:
выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа; формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, уважение прав человека, патриотизма;
развитие гуматитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры;
Основные умения учащихся, которыми они овладевают в ходе изучения курса: работать с исторической картой, определять хронологию событий, изучать исторические источники, давать оценку отдельным событиям, составлять рассаказ и характеристику исторических деятелей.
Амбаров, В. Н. История: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ В. Н. Амбаров, С. Г. Антоненко, П. И. Андреев. - М.: Дрофа, 1999.
Багрова, JI. А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л. А. Багрова. - М.: ACT: Act- рель: Хранитель, 2002.
Чекулаева, Е. О. Я познаю мир. Города мира: энциклопедия / Е. О. Чекулаева. - М.: ACT, 2008.
Энциклопедия «Новая и новейшая история»;
Всемирная история: энциклопедия в 14 т. / под ред. А. О. Чубарьяна. - М.: ОЛМА Медиа-группа; ОЛМА ПРЕСС; Образование, 2007
№ п/п | Дата проведения занятия
| Тема занятия | Основные понятия | Умения, навыки | Форма контроля | Литература |
| ||||
план | факт |
| |||||||||
1. |
|
| Вводное занятие
|
|
|
|
|
| |||
2-3 |
|
| Хронология | хронология
|
|
|
|
| |||
4-5 |
|
|
Что изучает история Древнего мира |
история, всемирная история, история Древнего мира, исторический источник |
Умение работать со справочным аппаратом книги |
Беседа |
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. «История Древнего мира» |
| |||
6-7 |
|
| Древнейшие люди | Человеческое стадо, собирательство, орудие труда. | Умение пересказывать содержание текста учебника | Беседа | Карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны. |
| |||
8-9 |
|
| Родовые общины охотников и собирателей | Остроконечник, гарпун, родовая община | Умение самостоятельно составлять рассказ | Устный опрос | Карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны. |
| |||
10-11 |
|
| Возникновение искусства и религиозных верований | Искусство, религия, религиозные верования, обряд | Умение рассуждать | Решение творческих задач | Карта мира, учебник, рабочая тетрадь, памятка с алгоритмом решения познавательных задач |
| |||
12-13 |
|
| Возникновение земледелия и скотоводства | Зернотерка, керамика, старейшина, земледелие, скотоводство, мотыга, серп, ткачество, племя, совет старейшин | Умение подтверждать выводы примерами | Тест | Карта мира, атласы по истории Древнего мира |
| |||
14-15 |
|
| Появление неравенства и знати | Неравенство, соседская община, знать. | Умение сравнивать орудия труда | Самостоятельная работа |
|
| |||
16 |
|
| Обобщающее занятие «Жизнь первобытных людей» |
|
| Тест |
|
| |||
17 |
|
| Счет лет в истории | столетие, век, тысячелетие, от Рождества Христова, наша эра |
| Устный опрос |
|
| |||
18-19. |
|
| Государство на берегах Нила | Цивилизация, государство, царь, казна , папирус, дельта, пороги, ил. | Умение работать с исторической картой | Беседа | Карта мира, атласы по истории Древнего мира |
| |||
20-21. |
|
| Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | вельможа, писец, налог, шадуф. | Умение использовать исторический документ как источник знаний | Индивидуальная работа по карточкам |
|
| |||
22-23 |
|
| Жизнь египетского вельможи | Гробница, | Умение выделять исторические факты | Тест |
|
| |||
24-25. |
|
| Военные походы фараонов
| бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемное войско | Умение правильно показывать на карте исторические объекты | Беседа |
|
| |||
26-27 |
|
| Религия древних египтян
| храм, жрецы, мумия, саркофаг | Умение формировать несложные выводы |
Устный опрос |
|
| |||
28-29 |
|
| Искусство Древнего Египта | пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна
| Умение самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации | Самостоятельная работа |
|
| |||
30-31 |
|
| Письменность и знания древних египтян. | иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия | Умение самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации | Фронтальный опрос. |
|
| |||
32-33 |
|
| Обобщающее занятие: «Древний Египет» |
|
| Тест |
|
| |||
34-35. |
|
| Древнее Двуречье | города-государства, клинопись | Умение работать с исторической картой | Беседа | Карта мира, атласы по истории Древнего мира |
| |||
36-37 |
|
| Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Закон | Умение делать выводы | Индивидуальная работа по карточкам |
|
| |||
38-39 |
|
| Финикийские мореплаватели | Колония, алфавит | Умение читать несложные карты и картосхемы | Творческое задание | Карта мира, атласы по истории Древнего мира |
| |||
40-41 |
|
| Библейские сказания | Ветхий завет, миф, заповеди, предание, завет | Умение давать развернутый ответ и отзыв на него | Тест |
|
| |||
42-43. |
|
| Древнееврейское царство |
| Умение составлять рассказ на основе текста учебника | Работа по карточкам |
|
| |||
44-45. |
|
| Ассирийская держава | таран, держава, Ниневия | Умение работать с исторической картой | Беседа |
|
| |||
46-47. |
|
| Персидская держава «Царя царей» |
| Умение работать с историческим источником | Индивидуальная работа по карточкам |
|
| |||
48-49. |
|
| Природа и люди Древней Индии | джунгли, хлопчатник, сахарный тростник | Умение сравнивать природные условия разных стран | Устный опрос | Карта мира, атласы по истории Древнего мира |
| |||
50-51 |
|
| Индийские касты | каста, брахманы, отшельник, шахматы |
| Беседа |
|
| |||
52-53 |
|
| Китайский мудрец Конфуций | Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, иероглифы. | Умение правильно показывать на карте исторические объекты | Тест | атласы по истории Древнего мира |
| |||
54-55 |
|
| Первый властелин единого Китая | Гунны, компас, шелк, бумага | Умение самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника | Исторический диктант |
|
| |||
56 |
|
| Обобщающее занятие: «Древний Восток» |
|
| Тест |
|
| |||
60-61 |
|
| Греки и критяне | лабиринт, фреска | Умение правильно показывать на карте исторические объекты | Беседа | Карта мира, атласы по истории Древнего мира |
| |||
62-63 |
|
| Микены и Троя | Микены, Троя, мифы о Троянской войне | Умение на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам | Письменная работа |
|
| |||
64 |
|
| Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | Гомер, Гектор, Приам, Ахиллес | Умение делать выводы | Тест |
|
| |||
65 |
|
| Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | Итака, циклоп, Посейдон, Алкиной, сирена | Умение делать выводы | Беседа |
|
| |||
66-67 |
|
| Религия древних греков | Религия | Умение работать с текстом учебника, выделять главное | Устный опрос |
|
| |||
68-69 |
|
| Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | Полис, демос, ареопаг, архонты | Умение использовать исторические документы как источник знаний | Беседа |
|
| |||
70-71 |
|
| Зарождение демократии в Афинах | Демократия, реформы, граждане, Народное собрание | Умение давать характеристику | Творческое задание |
|
| |||
72-73 |
|
| Древняя Спарта | Илоты | Умение анализировать ответы одноклассников | Самостоятельная работа | атласы по истории Древнего мира |
| |||
74-75 |
|
| Основание греческих колоний | Скифы | Умение читать несложные карты | Историческая игра | Карта мира, атласы по истории Древнего мира |
| |||
76-77 |
|
| Олимпийские игры в древности | Пятиборье, атлет, ипподром | Умение выделять главное | Индивидуальная работа по карточкам |
|
| |||
78-79 |
|
| Победа греков над персами в Марафонской битве | стратег, фаланга | Умение анализировать исторические документы | Решение исторических задач | атласы по истории Древнего мира |
| |||
80-81 |
|
| Нашествие персидских войск на Элладу |
| Умение составлять рассказ на основе услышанного | Беседа | атласы по истории Древнего мира |
| |||
82-83 |
|
| В гаванях афинского порта Пирей | верфь, переселенцы, пошлина, вольноотпущенник | Умение обобщать и формулировать несложные выводы | Тест | атласы по истории Древнего мира |
| |||
84-85 |
|
| В городе богини Афины | Совет пятисот, керамика, пифос, амфора, портик, фронтон | Умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия | Игра «Жили ли они?» |
|
| |||
86-87 |
|
| Культура древней Греции | педагог, стиль, палестра, гимнасия, красноречие | Умение работать с учебной и дополнительной литературой | Устный опрос |
|
| |||
88-89 |
|
| Культура древней Греции | театр, сатир, орхестра, скене, трагедия, комедия | Умение работать с учебной и дополнительной литературой | Устный опрос |
|
| |||
90-91 |
|
| Афинская демократия при Перикле | оратор | Умение работать с историческими документами | Беседа |
|
| |||
92-93 |
|
| Города Эллады подчиняются Македонии | междоусобные войны, осадная башня, филиппика | Умение делать несложные выводы | Письменная работа | атласы по истории Древнего мира |
| |||
94-95 |
|
| Поход Александра Македонского на Восток. | междоусобные войны, осадная башня | Умение оценивать деятельность исторического деятеля | Решение исторических задач | атласы по истории Древнего мира |
| |||
96-97 |
|
| В древней Александрии Египетской | маяк, музы, геометрия | Умение работать с иллюстрациями учебника | Тест |
|
| |||
98-99 |
|
| Обобщающее занятие:«Древняя Греция» |
| Умение высказывать свою точку зрения | Игра-путешествие по Древней Греции | Карта «Древняя Греция» |
| |||
100-101 |
|
| Древний Рим | Патриции, плебеи, сенат, Народное собрание, латины | Умение сравнивать природные условия двух стран | Беседа |
|
| |||
102-103 |
|
| Завоевание Римом Италии | Народные трибуны, консулы, галлы | Умение распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп | Устный опрос |
|
| |||
104-105 |
|
| Устройство Римской республики | Народные трибуны, консулы, галлы | Умение распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп | Устный опрос |
|
| |||
106-107 |
|
| Вторая война Рима с Карфагеном | Ганнибал | Умение выделять главное из рассказа учителя | Беседа |
|
| |||
108-109 |
|
| Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II веке до нашей эры | Триумф, император | Умение обобщать отдельные события | Решение исторических задач |
|
| |||
110-111 |
|
| Рабство в Древнем Риме | Раб, имение, амфитеатр, гладиатор | Умение работать с историческим источником | Самостоятельная работа |
|
| |||
112-113 |
|
| Земельный закон братьев Гракхов | Гражданская война | Умение анализировать исторические факты | Тест |
|
| |||
114-115 |
|
| Восстание Спартака | Восстание, Галлия, Везувий | Умение правильно показывать на карте исторические объекты | Дискуссия |
|
| |||
116-117 |
|
| Единовластие Цезаря | ветеран, диктатор, диктатура | Умение делать выводы | Беседа |
|
| |||
118-119 |
|
| Установление империи в Риме | Преторианцы, империя, император | Умение правильно употреблять исторические термины | Устный опрос |
|
| |||
120-121 |
|
| Соседи Римской империи в первые века нашей эры |
| Умение составлять сложный план параграфа | Тест |
|
| |||
122-123 |
|
| В Риме при императоре Нероне |
| Умение давать оценку деятельности историческому деятелю | Опрос |
|
| |||
124-125 |
|
| Первые христиане и их учение | христианство, апостолы, евангелие | Умение составлять рассказ | Беседа |
|
| |||
126-127 |
|
| Расцвет Римской империи | колоны, «рабы с хижинами» | Умение работать с учебной и дополнительной литературой | Устный опрос |
|
| |||
128-129 |
|
| «Вечный город» и его жители | триумфальная арка, купол, термы | Умение работать с учебной и дополнительной литературой | Устный опрос |
|
| |||
130-131 |
|
| Римская империя при Константине | варвары, епископ, церковь, папа | Умение формулировать несложные выводы | Беседа |
|
| |||
132-133 |
|
| Взятие Рима готами | Готы, вандалы | Умение составлять рассказ | Решение исторических задач | Карта мира, атласы по истории Древнего мира |
| |||
134-135 |
|
| Восточная Римская империя при Юстиниане | Храм святой Софии | Умение работать с исторической картой | Беседа | Карта мира, атласы по истории Древнего мира |
| |||
136-137
|
|
| Семь чудес света |
|
| тест | Карта мира |
| |||
138-139
|
|
| Геральдика | геральдика |
| Беседа |
|
| |||
140-141 |
|
| Нумизматика | нумизматика |
| Беседа |
|
| |||
142-143 |
|
| Обобщающее занятие: Древний Рим» |
|
|
|
|
| |||
144 |
|
| Урок-путешествие «Наследие Древнего мира» |
|
|
|
|
|
2