ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО - ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Современный ФГОС нацелен на развитие жизненных компетенций, социальное взаимодействие, создание адекватных условий для социализации всех детей, имеющих особенности развития. Это содержание можно встраивать в урочную и внеурочную деятельность Данная программа составлена на основе проводимой в школе воспитательной внеклассной работы с учётом возрастных особенностей младших школьников, особенностей организации режима дня в условиях ФГОС.
Концептуальными положениями Программы являются
- личностно-ориентированный подход, внимание и терпение педагогов
- создание условий для эмоционально-ценностного, социально-личностного , познавательного, эстетического развития
- осуществление коммуникативного подхода – нацеленность на становление/совершенствование всех видов деятельности, сочетание слова и наглядного образа, вовлечение в практическую деятельность
- реализация потенциала каждого
Принципами построения содержательного блока Программы являются
- систематичность
- доступность
- научность
- создание ситуации развития
- занимательность
- актуальность
- наглядность
- связь теории с практикой
- преемственность
- природосообразность
Планируемые результаты освоения Программы
- приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни
- получение опыта самостоятельного социального действия
- формирование положительного отношения к базовым ценностям общества
Цель – создание условий для преодоления социальных последствий недостатков развития для дальнейшей успешной социальной практики.
Задачи
– создание предметно-развивающей среды (безопасной, комфортной, вариативной, информативной)
- профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе
Все занятия построены по цикло-блочной системе, в которой возможно построить индивидуальный путь реализации личностного потенциала обучающегося в образовании – интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Блоки развивающих, коррекционно-педагогических занятий
«Хочу всё знать»
- формирование интереса к узнаванию нового
- освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях, связях окружающего мира и методах его познания
- развитие кругозора, наблюдательности- осуществление экологического, эстетического, физического, нравственного/патриотического, профессионально-ориентированного воспитания младших школьников
- воспитание нравственных норм межличностных отношений младших школьников
«Занимательный час»
- развитие коммуникативных качеств, познавательного интереса, самостоятельности
- формирование творческого воображения, оригинальности, эмоциональности восприятия
- воспитание уважительного отношения к позиции другого человека
«Расти здоровым»
- формирование направленности на здоровый образ жизни
- развитие у детей потребности в создании и поддержании здоровой окружающей среды в школе и дома
- формирование элементарных представлений о структуре и функциях организма
- формирование словаря анатомии и физиологии
«В творческой мастерской»
- продолжение знакомства с различными видами художественной и трудовой деятельности
- стимулирование потребности в продуктивной творческой деятельности
- формирование творческого воображения
- раскрытие творческого потенциала каждого
- развитие художественно0эстетического вкуса
«Читаем вместе»
- формирование и поддержание интереса к литературному чтению
- расширение читательского кругозора
- воспитание читательской активности
- формирование читательского вкуса
ПРИЛОЖЕНИЕ
Понедельник «Хочу всё знать» | Вторник «Занимательный час» | Среда «Расти здоровым» | Четверг «В творческой мастерской» | Пятница «Читаем вместе» |
1.Я – ученик (чувство радости, удовольствия от встречи со школой) | Вместе весело играть(играем по правилам) | Планируем своё время(режим дня) | Мир красок(рисуем коллективно) | Уважаемая книга(правила обращения с книгой) |
2.Поведение в школе(знания о школьной дисциплине) | Лукошко грибника(экоигра, правила поведения в природе) | Наш медкабинет(экскурсия) Правила гигиены в школе | Хороводушка(актуализация о спектре, воображение) | В.Драгунский «Денискины рассказы» |
3.Дорога в школу(назначение дороги, правила движения пешеходов) | Пернатые друзья | К нам в гости Мойдодыр? | А может быть ворона?(работаем с пластилином) | продолжение |
4.Книжный мир (школьная библиотека) | Цветная осень(многообразие и многоцветие природы) | Хорошо здоровым быть | Краски осеннего леса(художественные приёмы) | Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» |
5.Осенняя пора(наблюдения за объектами природы) | Сказки водят хоровод(какими они бывают) | Безопасность в доме | Ковёр из жёлтых листьев(различные техники) | продолжение |
6.Узнаём дорожные знаки ( расширяем знания о ПДД) | Чему учат герои сказок(эмоциональность, правильность речи) | Полезные привычки | Нарисуем книжку(иллюстраторы) | Самый Детский мир(Чуковский, Маршак, Барто…) |
7.В гостях у геометрических фигур(активизировать знания, внимательность, мышление) | Будем жить дружно | Давайте быть здоровыми | Изображения любимых животных | Самый детский мир |
8.Руки человека(уважение к труду человека) | Цветик-семицветик(разнообразие желаний) | Помоги одеться по сезону | Моё цветное настроение | Расскажи свою сказку |
9.Доброе слово(слова, рождающие эмоции) | Квест «Времена года» | Зубы просят о заботе | Разноцветная природа(аппликация, творчество) | Что читают на каникулах |
10.Мы на улице(практикуем ПДД) | Кто хочет в гости к Берендею? | Чьи друзья Вода и Мыло? | Чудесная бумага(оригами) | Страна детства(про школьников) |
11.Старичок Лесовичок (умение устанавливать межприродные связи) | Почему спорт – это мир | Маленькая ложь – большая обида | Бумажные хитросплетения | Хочу рассказать вам сказку |
12.Наши домашние животные(развивать мышление, словарь) | Птичий КВН | Витаминная семья | У красок праздник | Загадки и отгадки |
13.Зимушка(представление о животных, мышление, словарь) | Поэтическое слово о зиме | Правильная первая помощь | Моё любимое полотенце(узор на полосе) | Весёлая перемена |
14.Кто такой Снеговичок?(речь, мышление, воображение) | Кто знает ПДД | Безопасность на льду | Приготовим Новый Год! | Почитай мне о зиме! |
15.Новый Год (история праздника, интерес к традициям) | Новогодний карнавал | Непослушание – характер или …? | Новогоднее ателье | Весёлая перемена |
16.Давайте жить дружно(сплочение детского коллектива) | Наша минута славы | Современный Айбоглит(специальности врачей) | Новогодняя выставка | Наша весёлая планета |
17.Мы участники дорожного движения(пассажиры и пешеходы) | Викторина ПДД | Как мы можем помочь себе | Весёлый барашек(бумага) | Рассказы о природе |
18.Уголок природы(посадка лука, семян) | Малые олимпийские игры | Глаза требуют заботы | Чудо-жгутик | Мир вокруг |
19.Где можно и нельзя играть(ПДД) | Татьянин день | Чихали на простуду! | Такая разная золотая рыбка(техники) | Мир вокруг |
20.Снежные чудеса(свойства снега, явления природы) | А ну-ка, мальчики! | Устройство человека | Бабочка напомнит о лете(бумага) | Весёлая перемена Н.Сладков |
21.День Защитника Отечества(история праздника, кого можно назвать настоящим защитником) | Цвет моей Родины | «Дорогое слово» | Декор посуды | О защитниках Отечества |
22.Международный день 8 марта(история праздника) | Сударыня Очарование | Закаляйся! | Дизайн одежды | Народные сказки, которые мы любим |
23.Мой край(сезонные изменения, путешествия по краю) | Праздник детской книги | Собаки. Друг бывает кусачий! | Подарок для мамы | Наши мамы А.БартоВ. Осеева Н.Артюхова |
24.Весна красна в моём краю | Минута славы | Много лакомств, здоровье одно | Нарядная Матрёшка | Страна детства А.Волков |
25.История праздника светлой Пасхи | КВН «Космический экипаж» | Что мы должны знать о лекарствах | Украшаем пасхальное яйцо | Весёлая перемена В.Голявкин |
26.Всемирный День Смеха(есть ли границы у юмора) | Продолжаем улыбаться! | Уши! Вы нас слышите? | Незнакомый космос | Мир вокруг нас |
27.В лес пускают без билета | Квест «Космические пираты» | Всемирный день Здоровья | Петушок в народном творчестве | Страна детства |
28.Эти майские праздники | Викторина ПДД | Каким я был. Есть. Буду | Дизайн Матрёшки | Загадки |
29.Растения лечат | Малые олимпийские игры | Растения с сюрпризом | Краски весны | Детские журналы |
30.Времена года в моём краю | Инсценировка стихов о Победе | Безопасность в городе | Волшебные мозаики | Отправим посылку |
31.Эта весёлая школьная жизнь | Минута славы | Безопасность у воды | Отправляем учебники на каникулы | Занимательная пресса |
32.Поздравляем выпускников | Детское караоке | Как бы летом не болеть бы! | Отправляем учебники в отпуск | Занимательная пресса |
33.Правила велосипедного движения | Спасибо школьному году | Природные факторы здоровья | Расчудачим свой досуг! | Летние задания |
34.Чем занять себя летом, о чём нужно узнать | Любимый Пушкин, читаем, декламируем | Разучиваем утреннюю зарядку | Украшаем детскую площадку | Подготовка оформления летней площадки |