СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Дополнительное образование эффективные методы и приемы в системе иноязычного образования в начальной школе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление из опыта работы

Просмотр содержимого документа
««Дополнительное образование эффективные методы и приемы в системе иноязычного образования в начальной школе».»



ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Лингвистическая лаборатория



ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателей курсов

«Деятельность учителя иностранного языка в условиях модернизации школьного иноязычного образования»


«Дополнительное образование: эффективные методы и приемы в системе иноязычного образования в начальной школе».




Автор проекта:

Фаттахова Регина Рустамовна











Казань, 2021


Введение

Главная задача учителя – научить ученика учиться.

Многие учёные полагают, что обучение детей ИЯ следует начинать тогда, когда ребёнок имеет элементарные грамматические навыки в родном языке, умеет писать и читать, т.е. примерно в возрасте 6-7 лет. В этом возрасте ребёнок психологически готов к сознательному изучению иноязычного материала.

Начальный этап важен ещё и потому, что от того, как идёт обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Английский методист Г.Пальмер, который придавал очень большое значение началу в изучении ИЯ, писал: «Take care of the first two stages & the rest will take care of itself».

Кроме того, именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения ИЯ, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с её основными положениями.

При выборе педагогических технологий обучения иностранному языку в начальной школе учителю необходимо знать, что они должны способствовать созданию доброжелательности, комфортной для ребенка атмосферы, стимулировать мотивацию к изучению предмета. Учитель, работающий с младшими школьниками обязательно должен учитывать принцип создания благоприятного психологического климата на уроках иностранного языка. Это может выражаться в создании учителем атмосферы терпения и доброжелательности, в использовании разнообразных форм поощрения и приемов оказания им помощи при выполнении учебных заданий. На уроке необходимо уделять особое внимание, поддерживать тех учащихся, которые что-то не поняли, или просто стесняются говорить вслух. Ни для кого не секрет, что среди учащихся есть дети с проблемами физического, психологического, соматического и эмоционального развития. И учитель обязательно должен осуществлять процесс интеграции таких учащихся в коллективе, т.е. осуществлять индивидуальный подход к таким детям, что является одним из принципов гуманной педагогики.

Выбор технологии обучения осуществляется с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников (повышенная эмоциональность, подвижность,  чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения. Учить языку – это искусство, учить языку малышей – искусство искусств.

Актуальность проекта объясняется стремительным распространением различных инноваций, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же образовательных технологий позволяет преподавателям добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.

Цель проекта - показать, как различные методы и приёмы обучения стимулируют мотивацию и интерес учащихся к изучению иностранного языка, повышают уровень активности и самостоятельности обучаемых, развивают навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.

Задачи проекта - изучить существующие методы и приёмы обучения, систематизировать их.

Целевая группа проекта: дети раннего школьного возраста.
















Эффективные методы и приемы обучению иностранному языку на раннем этапе обучения.

Существует три основных метода обучения иностранному языку: ознакомление, тренировка, применение. Данные методы реализуется в системе приемов, используемых учителем. Но если метод называет основную, доминирующую деятельность – ознакомление, тренировка, применение, - то прием связан с конкретным действием, составляющим суть формируемой речевой деятельности и входящим в нее в качестве компонента. Метод можно представить как некую емкость, а прием – заполнителями этой емкости. Из сказанного можно заключить, что методы указывают на деятельность, организуемую учителем и осуществляемую учащимися. Они носят универсальный характер. Приемы – это конкретное содержание действий с учебным материалом, которые сильно различаются в зависимости от направления и системы обучения этому предмету в школе. Конкретное содержание приемов определяется методическими принципами, лежащими в основе обучения иностранным языкам в рамках системы, по которой идет обучение. Именно принципы и правила, из них вытекающие, определяют выбор приемов.

Принимая во внимание цели обучения, главная из которых – научить общению на иностранном языке, а также поддерживать постоянный интерес к предмету, использовать методы и приемы учителей новаторов, учитель находится в постоянном поиске новых средств обучения, озабочен тем, как сделать урок интереснее и, играя с детьми с одной стороны, вести обучение с другой.

Одной из главных задач на начальном этапе обучения является постановка правильного произношения, поэтому особое внимание необходимо уделить такому этапу урока как фонетическая зарядка. Дети лучше воспринимают и усваивают материал, если он как-то обыгрывается, инсценируется, в этом хорошую помощь оказывают стихотворения. На начальном этапе обучения важно соблюдение принципа "опора на родной язык". Например, при обучении числам, цифрам применяют два этапа: первый – ознакомление с опорой на русский язык; второй – закрепление в считалочках. Принимая во внимание быструю утомляемость детей, на уроке нельзя обойтись без физминутки, сопровождаемой рифмовками. Таким образом, мы достигаем двойную цель: небольшая передышка и запоминание новых слов.

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра – методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком.

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.

Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.

Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником является часто не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать (интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.

Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения, и правильно отреагировать на реплику.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-нибудь роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работ под его руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе.

Обычно учитель берет себе роли лишь вначале, когда школьники еще не освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадет.

В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу. В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные. Роли распределяет учитель, их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личностных характеристик учащихся, а также от степени владения ими иностранным языком.

Помимо форм игрового общения, соответствующих определенным возрастным особенностям учащихся и их ведущей деятельности на конкретном возрастном этапе, на уроках иностранного языка со школьниками младшего, среднего и старшего возраста организовывались ролевые игры обиходного содержания, предназначенные для формирования норм речевого этикета, воспитания культуры поведения. Школьники учатся правильно приветствовать друг друга и взрослых, обращаться к собеседнику, выражать благодарность, приносить извинения и т.д.

Целесообразность использования ролевых игр в 1-4 классах обусловлена тем, что дети отдают предпочтение групповой форме учебной работы. Для них совместная деятельность и общение приобретают личностную значимость, они стремятся к освоению новых форм и способов общения, познанию других людей в общении, организации взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Существенной психологической особенностью детской ролевой игры является ее неутилитарный характер, определяющий привлекательность самого процесса игры. Участие в ней сопровождается многообразными и сильными эмоциями, связанными с пробой собственных сил, самоутверждением.

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями ДР в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, т.е. можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.

Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.

Дети стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подростков, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

Также очень важной является наглядность на начальном этапе. Она выполняет стимулирующую функцию, причем в двух планах: в первом случае мы говорим о внутренней (или языко­вой) наглядности, стимулирующей восприятие звучащей иноязычной речи с присущей ей грамматической и интонационной оформленностью, когда обу­чаемый ощущает собеседника: «не только слышу, но и вижу». Во втором слу­чае наглядность стимулирует создание смысловых образов, присущих носите­лям данного языка.

Все средства наглядности (иллюстрированные и жесты, которые использует учитель) создают эффект «присутствия» в какой-то конк­ретной ситуации общения и помогают сохранить в памяти детей тот смысл, который нужно им передать или воспринять.

Наглядное восприятие является началом и исходным моментом человеческого познания и основой обучения, потому что оно обеспечивает легкое запечатление изучаемого явления, т. е. образования ясного, четкого представления о предмете или явлении. Наглядность является важнейшим моментом в развитии памяти, мышления человека. Психологическая особенность чувственно-наглядного преподнесения материала состоит в том, то оно мобилизирует психологическую активность обучающихся, снижает утомляемость, вызывает интерес к занятиям иностранным языком, интенсифицирует учебный процесс, делает его более эффективным и более интересным.

В одном случае наглядность обеспечивает правильное осмысление мате­риала, в другом – служит опорой в понимании на слух материала, в третьем – создает условия для практического применения усваиваемого материала.

Поэтому, чтобы реализовать это положение при организации обучения детей иностранному языку, нужно:

  1. Использовать показ игрушек, картинок, действий для организации озна­комления детей с новыми средствами общения и организации тренировки в их употреблении.

  2. Большой интерес у учащихся начальной школы вызывает использование на уроках иностранного языка компьютерных программ и других мультимедийных средств обучения, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход и обеспечивают положительную мотивацию к обучению иностранному языку.

  3. Обеспечивать речевую инициативу детей через вербальные и иллюстра­тивные опоры, подсказывая, о чем и как им говорить, слушать, читать и писать.

  4. Использовать кубики или другой строительный материал при ознакомле­нии младших школьников со структурой речевого образца.

Также, говоря о средствах, способствующих развитию интереса к изучению иностранного языка, нельзя не остановиться на пении. Используя пение на уроке, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память, несет большой эстети­ческий и воспитательный потенциал. Кроме того, пение вносит в урок разнообразие, снимает усталость. Применение на уроках иностранных языков современных информационных технологий повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор.

Уроки иностранного языка в начальной школе должны соответствовать целям, задачам и содержани­ю УМК. При выборе УМК учитель иностранного языка должен ориентироваться на критерии проблемно-целевого анализа:

  1. Соответствие потребностям педапедагогического процесса (учет программных требований, учет закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК).

  2. Целенаправленность (ориентация на цель, выделение «пороговых» уровней владения языком, целостность элементов учебника).

  3. Ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей и  уровень обученности школьников при создании оптимальных условий для их самостоятельной работы).

  4. Мотивация (стимулирование познавательной активности, проблемность изложения, личностная значимость учебного материала и учет коммуникативных потребностей обучаемых).

Контроль за ходом и результатами обучения должен отвечать ряду условий его эффективности. Поскольку речевая способность, или компетенция, имеет несколько уровней организации, то и объекты контроля также должны быть разноуровневыми; в частности, в качестве таковых должны выступать как речевые умения (аудирование, говорение, чтение и письмо), так и лежащие в их основе речевые (произносительные, лексические и грамматические) навыки, а также технические навыки чтения и письма. Контроль выполняет  диагностико-оценочную функцию.

Важным условием эффективности контроля является доброжелательная атмосфера на всех этапах его организации, с одной стороны, и обеспечение равных возможностей для всех испытуемых (недопущение повторного предъявления заданий отдельным учащимся, всякого рода объяснений, комментариев, увещеваний и т.п.) – с другой. Следует исходить из характера естественной речевой коммуникации, моделируемой на этапе контроля: она протекает в условиях, при которых каждый ученик может полагаться лишь на то, что он сам знает, умеет понять (как правило, при одноразовом предъявлении) и выразить. Объяснения, комментарии, индивидуальная и групповая работа по коррекции ошибок и устранению языковых и иных трудностей должны проводиться вслед за этапом контроля и по итогам полученных результатов.

Такая специфика связана, во-первых, с применением игровых приемов контроля или же приемов, включающих в себя тот или иной игровой компонент, в тех случаях, где это предусмотрено методикой обучения. В любом случае выполнению каждого контрольного задания должна предшествовать его естественная (для учащихся данного возраста) мотивация. Во-вторых, это использование чисто или преиму­щественно устных форм работы с контрольными заданиями во 2-х классах с опорой  на такие элементарные неречевые действия, как подчеркивание (букв, символов, слов и т.п.), отбор нужного рисунка из серии предложенных и др.  В-третьих, это учет некоторых особенностей психического и речевого развития младших школьников, таких, например, как ограниченный объем их оператив­ной памяти, преобладание диалогической речи над монологической, наглядно-действенных компонентов мышления над словесно-логическими и др., что должно соответствующим образом отражаться на организации контроля. В частности, при формулировании заданий для учащихся по устной монологической речи должна быть обеспечена максимальная опора на средства предметной или изобразительной наглядности, на заданный тем или иным способом (например, с помощью серии связанных вопросов) план монологического высказывания. В-четвертых, это вопрос об открытом или закрытом, т.е. осознаваемом или неосознаваемом характере контроля: по отношению к второклассникам он должен носить закрытый характер, при котором вся работа проводится так, как это обычно принято на уроке, а учитель или присутствующий в классе «ассистент» незаметно для учащихся фиксирует их контрольные реакции.

По окончании начальной школы у школьников должны быть сформированы следую­щие коммуникативные умения:

  1. В области говорения:

- осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне со взрос­лыми и со сверстниками, в том числе и с носителями изучаемого языка, в пределах сфер, тематики и ситуаций общения, обозначенных в программе;

- создавать элементарные связные высказывания о себе и об окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом на элемен­тарном уровне свое отношение к воспринятой информации или предмету выс­казывания.

  1. В области  аудирования:

- в условиях непосредственного общения, в том числе с носителем иност­ранного языка, понимать и реагировать на устные высказывания партнеров по общению в пределах сфер тематики и ситуаций, обозначенных программой;

- понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учеб­ными и игровыми ситуациями в классе;

- понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (сказки, рассказы, стихи и др.) и реагировать вербально и преимущественно невербально на их содержание;

- полностью и точно понимать короткие сообщения преимущественно монологического характера, построенные на знакомом учащимся языковом материале.

  1. В области чтения:

-  выразительно читать вслух;

-  читать про себя с целью:

а) понимания основного содержания учебных, а также относительно не­сложных текстов, соответствующих уровню развития и обученности младшего школьника;

б) полного и точного понимания содержания учебных, а также несложных аутентичных текстов с эксплицитно выраженной информацией, построенных на знакомом учащимся языковом материале или содержащих незнакомые сло­ва, о значении которых можно догадаться;

в) поиска необходимой (интересующей) информации (приемы поискового чтения).

  1. В области письма:

- написать короткое поздравление, выразить пожелание;

- написать личное письмо зарубежному сверстнику, используя изучен­ный материал, оформить конверт, адрес в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка;

- составить и записать план прочитанного;

- делать выписки из текста.

Введение обязательного изучения иностранного языка на начальном этапе школьного обучения предъявляет высокие требования к профессиональной  подготовке учителя. Какова же здесь роль учителя иностранного языка?

  1. Он должен способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них пространству в том возрасте, когда дети ещё не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению.

  2. Учитель должен сформировать элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников.

  3. Ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке.

  4. Приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счёт расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения; формировать представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересам младших школьников правах и обычаях стран изучаемого языка.

  5. Формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

Приоритетным в начальной школе является воспитательный и развивающий аспект обучения предмету. Иностранный язык вводит учащихся в мир другой культуры, ориентирует их на формирование навыка и умения самостоятельно решать простейшие коммуникативно-познавательные задачи в процессе говорения, чтения и письма, формирует такие качества личности, как инициативность, умение работать в коллективе, умение защищать свою точку зрения и устойчивый интерес к изучению предмета. Математика, природоведение, музыка, труд и другие предметы подготовили почву для изучения иностранного языка, а он, в свою очередь, внесёт свой вклад в развитие личности учащегося.























4.Жизненный цикл этапы реализации проекта

4.1 Сроки реализации проекта 2021-2022 учебный год

4.2 Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (с июня 2021 по август 2021)

2. Основной (с сентября 2021по март 2022)

3. Заключительный (с апреля 2022 по май 2022)

4.3 Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный


Этап 1

1

Составление программы; подготовка демонстрационного материала, реквизитов, презентаций, подбор художественной литературы, картинок, музыкального сопровождения, мультфильмов

МБОУ Кудашевская ООШ

Июнь – август, 2021

Р.Р. Фаттахова, учитель английского языка

2

Формирование группы

Сентябрь, 2021

Р.Р. Фаттахова, учитель английского языка

3

Поздравление на день учителя на англ.яз.

Октябрь, 2021

Р.Р. Фаттахова, учитель английского языка

4

«День народного единства» костюмированное выступление (стихи на англ., татарском, русском языках)

Ноябрь, 2021

Р.Р. Фаттахова, учитель английского языка

5

Инсценировка «Happy New Year!»

Декабрь, 2021

Р.Р. Фаттахова, учитель английского языка


Этап 2

1

«Сome on boys»

МБОУ Кудашевская ООШ

Февраль, 2022

Р.Р. Фаттахова, учитель английского языка

2

«Сome on girls»

Март, 2022

Р.Р. Фаттахова, учитель английского языка




Этап 3

1

Театрализованное представление на англ.яз.

МБОУ Кудашевская ООШ

Апрель, 2022

Р.Р. Фаттахова, учитель английского языка

2

Защита проектов «Favorite English»

Май, 2022

Р.Р. Фаттахова, учитель английского языка


7. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Создание и реализация программы внеклассной работы по английскому языку.

2. Повышение мотивации учащихся к изучению английского языка.

3. Развитие коммуникативных и языковых компетенций, творческой активности учащихся.

4. Стимулирование мотивации развития способностей учащихся.

5. Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью.





Заключение

Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Поскольку этот предмет будут преподавать учителя основной школы, то необходимо обратить особое внимание на ознакомление с возрастными особенностями младших школьников, спецификой методики обучения в начальной школе (формы реализации этих профессиональных задач хорошо известны практическим работникам). Прежде всего, нужно обеспечить сотрудничество преподавателя иностранного языка с учителем начальной школы, который хорошо знает возрастные особенности школьников, уровень их развития, интересы. Только в данных условиях возможно реализовать требования образовательного стандарта начального образования по иностранному языку.




















Список использованных документов и источников информации

  1. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов пед. вузов / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1998. - 231 с.

  2. Березина, Н. А. Методические преимущества использования ролевой игры на уроках иностранного языка / Н. А. Березина, М. В. Фоминых // Молодой учёный. — 2014. — № 5. — С. 4.

  3. Бим, И.Л. Личностно ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2. – С.11-15.

  4. Горлова, Н.А. Состояние методики раннего обучения ИЯ на пороге третьего тысячелетия / Н.А. Горлова // Иностранные языки в школе.- 2000. - №5. - С.11.

  5. Перкас, С.В. Ролевые игры на уроках английского языка / С.В. Перкас // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 4. – С. 39.

  6. сайт

Защита персональных данных пользователей и сотрудников библиотеки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.90560 - Научное Изучение И Преподавание Языков : Палмер, Гарольд : Бесплатно Скачать, Заимствовать и Потоковое : Интернет-Архив. – 28.05.2021.

  1. сайт

Защита персональных данных пользователей и сотрудников библиотеки [Библиофонд]. – Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=890094#text -28.05.2021.






Приложения 1

Примеры ролевых игр

  1. Упражнение в имитации.

Ролевая игра «Близнецы» («Twins»)

Задание первому партнеру. Вы участник школьной художественной самодеятельности. Мечтаете стать профессиональным актером. Интересуетесь всеми театральными жанрами.

Задание второму партеру. Вы одноклассник и ближайший друг будущего актера. Во всем подражаете ему. Вас прозвали близнецами.

I’m interested in opera.1 I’m interested in opera, too.

  1. Ролевая игра в парах «Незнайка». В этом задании каждый учащийся должен работать активно. Выполняя упражнение, учащиеся повторяют счет, цвета, названия животных. Каждая пара организована таким образом, что более сильный учащийся сотрудничает с более слабым, помогает ему вспомнить слова, учится корректно исправлять ошибки и контролировать свое поведение. На мой взгляд, «незнайкины» ошибки на карточке, которую дал учитель, смягчают ощущение неловкости у детей, которые боятся ошибаться. Исправляя ошибки не карточке, сильный учащийся обязательно скорректирует и другие ошибки собеседника. При правильной воспитательной установке в подобных упражнениях можно добиться хорошей коммуникации на английском языке среди учащихся разного уровня. Ролевая игра «Билли собирается в школу». В процесс активных действий включены учащиеся всего класса. Роль Билли должен исполнять сильный учащийся. С помощью этой игры тренируется чтение, восприятие речи на слух, умение составить краткое высказывание. Учитель во время игры отслеживает уровень сформированности навыков чтения и не корректирует чтение во время игры. Все ошибки, допущенные учащимися, должны быть отработаны на следующем уроке.





Приложение 2

Система тренировочных упражне­ний при обучении произношению

I. Осознанное усвоение особенно важно при постановке звуков, сходных в иностранном и родном языках.

а) Учитель: Будем готовиться к спор­тивному празднику. (Детям предстоит упо­треблять слова-команды.) Mr. Tongue помо­жет нам потренировать наши язычки. Вы слышали, как рычат собаки? Порычите! А собачка у веселого английского язычка рычит не так: язычок у нее застревает на бугорках за верхними зубами. Потрогайте бугорки язычком, скажите: [г — г — г].

б) У.: Mr. Tongue ходил в зоопарк и смот­рел, как кормят зверей. (Дети будут упо­треблять слова — названия продуктов: sau­sage, sweets, potatoes, cakes, apples.)

Звери благодарили за еду так.

Лев: [э: — э: — sэ: — 'sэ:isid3]

Мартышки: [w — w — swi: — swi:t -swi:ts].

Слоны: [ei — pә — pә'teitou — pә'teitouz — keik — keiks].

Попугаи: [ǽ — ǽ — 'ǽpl — 'ǽplz].

Какие вежливые звери и птицы!

в) (Дети учатся употреблять слова: wa­ter, coffee, tea, drink.)

У.: Когда чай или кофе горячий, Mr. Ton­gue дует на них, чтобы они остыли: [w -wэ — 'wэtә].

Кофе остывает так: [э — э — kэ — 'kэfi].

Чай — совсем по-другому: [t — t — ti: — t:].

Когда собачка хочет пить, Mr. Tongue дает ей воду, и собачка тихо рычит от удо­вольствия: [г — г — dr — driŋk].

II. Упражнения на развитие у детей фоне­матического слуха.

Учитель: К веселому язычку в окно за­летают комары и жужжат [z – z – z] тогда он закрывает окно. Иногда к нему прилетает знакомая пчела. Она жужжит так: [ð – ð - ð] . Просуньте язычок между зубами и пожужжите. И тогда Mr. Tongue открывает окно: пчела приносит ему мед. Послушайте, кто прилетел. Если прилетел комар [z], закройте окно (дети выполняют соответствующее действие), а если пчела [ð] , откройте окно (следует соответствую­щее движение). Пожужжите, как пчелки, а теперь — как комарики.

Когда мы рассказываем о знакомых зве­рюшках, в маленьком слове the слышится звук, который издает пчела [ð].

б) Упражнения на дифференциацию звуков [i:] — [i].

Учитель: Дональд Дак говорит, что его часы или спешат, или отстают: [tik — ti:k].

Как спешат часы Дональда? Вот так: [tik - tik - tik].

Как отстают? Вот так: [ti:k – ti:k – ti:k] .

Хлопните в ладоши один раз, если услы­шите короткий звук [i], и много раз - если-длинный [i:] : [ti:k-tik-ti:k-mi:t -milk] .






















Приложение 3

Упражнения на аудирование слов и их узнавание (пассивное и активное)

  1. Аудирование слов и их пассивное узнавание. Дети соотносят произносимое учителем слово с картинкой (предметом) и говорят "Уеs" или "nо". При этом школьники видят картинку (предмет), а учитель не видит ее.
    Например, учитель, закрыв глаза, достает что-то из коробки и пытается угадать, что это, называя по очереди осваиваемые слова той или иной семантической группы.

  2. Аудирование слов и их активное узнаиспользование. Школьники должны выбрать из нескольких имеющихся предметов (или муляжей, картинок) один (одну) в соответствии с называемым словом.

Только после таких упражнений в аудировании слов можно переходить к тренировке учащихся в их употреблении.

  1. Употребление слова с «подсказкой». Ученик повторяет одно из слов, произносимых учителем, но не механически, а мотивированно.

  2. Употребление слова без «подсказки». Как и в предыдущем упражнении, ученик произносит слова, но соответствующий предмет (или картинка) демонстрируется после того, как слово произнесено.

Следующие два упражнения связаны с самостоятельным употреблением слова, с продукцией.

5. Самостоятельное употребление слова с выбором. Слово здесь представляет собой однословное предложение.

6. Самостоятельное употребление слова без выбора. При работе с этим упражнением создаются условия для однозначного выполнения действия, здесь слово употребляется во фразе.


27