Рассмотрено на заседании школьного МО обществознания
Протокол №_____
от «______» ____________ 2015
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 4
______________ Г.А. Лапина
от «_____» _________ 2015 г.
Муниципальное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» с.Сотниковское
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
РАБОЧАЯ (АВТОРСКАЯ)
ПРОГРАММА
«ПАТРИОТ»
Направленность:
Срок реализации –3года
Возраст учащихся –10 -13 лет
Разработала:
педагог дополнительного
образования Спиридонова Наталья Николаевна.
Год разработки: 2015 год
Внесены изменения: 2016 г.
Сотниковское -2016
Пояснительная записка:
Классификация программы: авторская программа;
Направленность дополнительной образовательной программы:
По признаку направленности деятельности: социально-педагогическая;
По уровню освоения: образовательная программа общекультурного уровня освоения;
По признаку возрастного предназначения: рассчитана на реализацию с детьми среднего школьного возраста (10-13 лет, 5-7 классы общеобразовательной школы).
По признаку временных ресурсов, необходимых для реализации программы:
программа длительной реализации, рассчитанная на 3 года; объёмом в 102 часа, 1 час в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня.
Место проведения занятий - учебные кабинеты, читальные залы школьной и сельской библиотеки, улицы села, спортивный комплекс села, спортивная площадка школы и спортивный и актовый зал школы.
По признаку образовательной области: многопрофильная;
Программа по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся 5-7 классов разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.
- Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Устава школы
При составлении рабочей программы «Патриот» для учащихся 5-7-х классов учитывались следующие факторы:
-образовательные потребности детей;
-особенности учащихся 5-7 классов (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации).
- состояние материально-технического обеспечения школы, в том числе и учебно-методического обеспечения.
Новизна, отличительные особенности программы:
Среди базовых национальных ценностей российского общества, на основе которых создавались ФГОС, на первом месте находится патриотизм. Новизна программы заключается в самом содержании, в стремлении изучать проблему патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием современных интерактивных методов и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты, исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, фестивали фильмов, ролевые игры) и диагностических методик по оценке качества патриотического воспитания. Основным ключевым критерием патриотического воспитания являются 3 компонента: когнитивный, знаниевый (знания о Родине, семье, событиях, традициях), эмоционально –чувственный, отношенческий (переживания, чувства, эмоции по поводу событий, отношение к фактам и явлениям патриотического характера) и деятельностный, поведенческий (виды деятельности и действия патриотического характер
Актуальность программы
Отношение к событиям в стране
Отношение к отдельным личностям
Изменения в обществе



Отношение к Родине
Нравственные ценности
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. К сожалению, в последнее десятилетие экономические и политические изменения привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты в этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения отражена программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, здесь отмечено, что необходимо обеспечить духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания.
Педагогическая целесообразность: заключается в необходимости воспитания внутренних качеств ребенка, способных преобразовать «бездуховность» окружающего мира, защитить человека от дурных поступков, помыслов и деяний. Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе отечественной и мировой культуры.
Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися 5-7 классов на основе программы кружковой работы «Патриот» играют важную роль для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности.
Цель программы: Совершенствование системы патриотического воспитания, гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом:
- сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций);
- социальные сведения (знания о достопримечательностях родного села, района, края, столицы, страны, знания названия столицы, других городов, государственной символики);
- некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников края).
2. Воспитание у школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.
Воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;
Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как:
- любовь к родным и близким людям;
- любовь к родному городу;
- любовь к природе;
- уважение к истории народа;
- восхищение произведениями народного творчества;
- ненависти к врагам;
- привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у школьников определенных навыков и умений:
- умение отразить накопленные знания в творческой, художественной и трудовой деятельности;
- умение принять участие в общественно направленном труде;
- умение бережно относится к природе, результатам труда других;
- умение отразить знания в речи, общении с взрослыми и сверстниками.
- создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма
Форма организации – дополнительное образование, форма добровольного объединения детей.
Ценностные ориентиры: программа имеет патриотическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, родной земле; заповедная природа; правовое государство, гражданское общество; долг перед старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; справедливость; милосердие; честь; достоинство; Представления о вере, духовности, трудолюбии; настойчивость в достижении целей; здоровье физическое и здоровье социальное, активный, здоровый образ жизни, жизнь;
Виды деятельности:
- Изучить символику России. Исследовать жизнь древних славян на примере героических сказок, героических поступков людей. Знать государственные праздники России, основные достопримечательности родного края, его историю, историю села.
- Формировать любовь к окружающему, людям, Родине.
- Объяснять нравственные ценности и роль семьи в жизни человека
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; совместно договариваться о правилах общения.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, сайтов Интернета
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Формы контроля:
деловые игры; диспуты, викторины; исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, соревнования; участие в мероприятиях, посвящённые важным историческим датам;
Формы подведения итогов: викторина, конкурс знатоков истории, конкурс рисунков, беседа, тестирование по теме и т.д.
Планируемые результаты освоения программы.
Метапредметными результатами изучения программы «Патриот» является формирование следующих универсальных учебных действий
Личностные УУД
Формирование межличностных отношений:
- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;
- осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья;
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
Познавательные УУД
Получение знаний о семье, Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками:
- переработка полученной информации: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать предметы и их образы;
- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии);
- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);
- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;
- знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего народа и государства, имеющих свой путь в истории человечества;
- умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона (края, района); находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран.
Регулятивные УУД
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями;
- формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, воспитания патриотических убеждений;
- освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Коммуникативный УУД
- Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.
- Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
-Отработка умения слушать и вступать в диалог.
- Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.
- Отработка умения с достаточно полно и точно выражать свои мысли.
-Участие в коллективных творческих делах.
Знаю:
-историю своего рода, своей семьи историю своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-историю государственных символов России;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды.
-символику Ставропольского края
- историю Малой Родины и родного края;
-историю религий народов исконно проживающих на территории Кемеровской области;
-памятники Ставрополья
-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
Умею:
-составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;
-хранить семейные реликвии;
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;
-умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.
- рассказать о символике кемеровской области;
-оформить тематический альбом;
-рассказать о родном городе, его истории и достопримечательностях.
- выполнение проектов;
- оформление альбомов.
Действую:
-участвую в составлении родословной моей семьи;
-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;
-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
-посильно участвую в решении семейных проблем;
-участвую в организации досуга семьи;
-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
-овладеваю богатствами духовного наследия России;
-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов,знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества;
- уважительно отношусь к другим людям;
-не нарушаю правила и законы моего государства;
-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-участвую в народных праздниках;
-участвую в сохранении памятников истории и культуры;
-хожу в походы по родному краю;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.
Учебно-тематический план:
5класс Тема | Общее количество часов | В том числе |
Теоретические/аудиторные (час) | Практические/внеаудиторные (час) |
Вводное занятие. Документальные памятники истории. Практическое занятие. Экскурсия в сельскую библиотеку | 2 | 1 | 1 |
«Наша Родина-Россия» Мой край родной. | 8ч | | |
Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни | | 1 | 1 |
Символика российского государства: герб, гимн, флаг | | 1 | |
Страницы истории Ставропольского края | | 1 | |
География Ставропольского края. Благодарненский район | | 1 | |
Экскурсии: село Сотниковское, сельская библиотека | | | 1 |
Практическое занятие. Составление таблицы «Основные места с. Сотниковское» | | | 1 |
Практическое занятие. Виртуальное путешествие «По Северному Кавказу | | | 1 |
Село родное | 8ч | | |
Происхождение села | | 1 | 1 |
«Так начиналось село моё…» | | 1 | 1 |
Легенды села. | | | 2 |
Основные занятия жителей села | | 1 | 1 |
Моя школа | 4 | | |
История моей школы | | 1 | |
Учителя и выпускники школы | | 1 | 1 |
Деревенские посиделки: история и традиции | | | 1 |
Моя родословная | 8 | | |
Общие сведения о родословной. Понятия и термины | | 1 | 1 |
Моя семья. Основные сведения. История семьи | | 1 | 1 |
«Древо Жизни» | | 1 | 1 |
Конкурс творческих работ | | | 2 |
«Связь поколений» | 4 ч | | |
Проведения февральских военно-патриотических месячников; | | 1 | |
Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни | | | 1 |
Спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» | | | 1 |
Музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», операция «Поздравительная открытка», конкурс рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок | | | 1 |
Итого | 34 ч | 14 | 20 |
6 класс
Тема | Общее количество часов | В том числе |
Теоретические/аудиторные (час) | Практические/внеаудиторные (час) |
«Я-патриот России» | 14 | | |
Культурное наследие родного края | | 1 | 1 |
Этнография родного края | | | 1 |
Народы, населяющие Ставропольский край | | 1 | 1 |
Альбом «Знай и люби свой край». | | | 2 |
«Юный экскурсовод» | | 1 | 2 |
Народный календарь. | | 2 | |
Красота родной природы. | | | 2 |
Волонтерское движение. | 10 | | |
Оказание помощи ветеранам | | | 4 |
Уход за обелиском на территории села | | | 3 |
Уход за Аллеей славы на территории школы | | | 3 |
«Пусть не померкнет никогда веков связующая нить» | 10 | | |
Герои-земляки. | | | 2 |
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны | | | 2 |
Великая Отечественная война в истории моего села | | | 4 |
Конкурс чтецов «Дороги войны – дороги Победы». | | | 2 |
| 34 | 5 | 29 |
7 класс
Тема | Общее количество часов | В том числе |
Теоретические/аудиторные (час) | Практические/внеаудиторные (час) |
«Россия –Родина моя» страницы истории | 10 | | |
Ордена и медали России | | 2 | |
Медаль в моем доме. | | | 1 |
Поход по историческим местам района. | | | 2 |
Сбор материала для школьного краеведческого музея. | | | 2 |
Походы по боевым местам, экскурсии | | | 2 |
Волонтерское движение | 10 | | |
Оказание помощи ветеранам | | | 3 |
Уход за обелиском на территории села | | | 3 |
Посадка цветов, деревьев. | | | 2 |
Поисковая и краеведческая работа. | 10 | | |
Планирование исследовательской работы | | 1 | 1 |
Сбор материала для исследовательской работы учащихся. | | | 2 |
Оформление исследовательской работы | | 1 | 1 |
КТД «Вспомним их поименно…» | | | 2 |
Защита проекта | | 1 | 1 |
Подготовка выступления на митинге, посвященному Победе | | 1 | 1 |
Ознакомление с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих. | | | 2 |
|
итого | 34 | 8 | 28 |
Содержание курса программы «Патриот»
Программа внеурочной деятельности по гражданско - патриотическому воспитанию, направлена на формирование духовной культуры средствами художественно - творческой деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Программа 1 курса обучения состоит из 6 блоков
1 блок.

Вводное занятие. Документальные памятники истории.2 ч
1.1 Цели и задачи работы объединения «Патриот». Формы и методы деятельности. Планы на год. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование и анкетирование. (1ч)
1.2 Исторические документы, виды исторических документов. Особенности работы с историческими документами
2 блок.

«Наша Родина –Россия». Мой край родной 8ч
2.1. Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни. (2ч.)
2.2.Символика российского государства: герб, гимн, флаг. (1ч.)
2.3Страницы истории Ставропольского края. (1ч.)
2.4.География Ставропольского края. Благодарненский район (1ч.)
2.5.Экскурсии: село Сотниковское, сельская библиотека. (1ч.)
2.6.Практическое занятие. Составление таблицы «Основные места с.Сотниковское (1ч.)
2.7.Практическое занятие. Виртуальное «Путешествие по Северному Кавказу»(1ч.)
3 блок.
Село родное 8ч
3.1 Происхождение села. (2ч)
Дата образования села. Документы, рассказавшие о происхождении села. Исторические предпосылки для его основания. Тематика и методика проведения беседы со старожилами.
3.2 «Так начиналось село моё…» (2ч)
Первые жители села. Их фамилии в топонимике села. Потомки первых жителей, их рассказы и воспоминания. Первая улица села.
Тематический поиск. Беседы со старожилами села.
3.3 Легенды села. (2ч)
Тематический поиск. Легенды и предания.
3.4 Основные занятия жителей села. (2ч)
Земледелие, животноводство и торговля – основные занятия жителей села.
Тематический поиск. Традиционные ремесла.
Гончарное дело. Кузнечное дело.
Прядение. Ткачество. Вышивка и вязание.
4 блок.

Моя школа 4ч
4.1 История моей школы (когда была построена школа, какие изменения происходили, юбилейные даты, школьные традиции, история детских организаций школы).
Практическое занятие. (1ч.)
4.2. Учителя и выпускники школы.
Практическое занятие. Встречи с интересными людьми, прослушивание их рассказов о школьных годах. (1ч.)
4.3. Практическое занятие. Деревенские посиделки: история и традиции. (1ч.)
Просмотр видеофайлов, их обсуждение. Рассказ о традициях семей села Сотниковское.
5 блок.

5.1. Общие сведения о родословной. Понятия и термины. (2ч)
Источники генеалогических знаний: письменные и вещественные. Основные понятия и термины: генеалогия, род, родословие, семья, фамилия, поколение, предок, потомок, этногенез и т.д. Исторические предки и потомки, фамилии, поколения. Антропонимика. Происхождение фамилии (прозвища), имени, отчества. Их значение.
Практическое занятие. Тестирование. Работа с генеалогическим словарем, составление кроссвордов.
5.2. Моя семья. Основные сведения. История семьи. (2ч)
Важнейшие сведения по истории семьи. Кто я, кто мы, кто все мы и каждый: родители, дети, поколения. Фамилия (прозвище), имя, отчество. Дата и место рождения каждого члена семьи, их место жительства. Белые пятна (лакуны) в истории рода. История семьи в письмах, дневниках: наличие писем и дневников, фотографий, портретов, реликвий. Известные люди рода. Генеалогическое древо. Мой род на службе России. Семейные традиции и праздники. Практическое занятие. Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Просмотр фотоальбомов.
5.3. «Древо Жизни». (2ч) Способы изображения корней генеалогического древа. Понятие о смешанной восходящей и нисходящей родословной. Мужская восходящая родословная. Виды генеалогических таблиц. Сбор и хранение документов семейного архива.
Практическое занятие. Составление родословной семьи до третьего колена.
5.4 . Практическое занятие. Конкурс творческих работ (2ч)
6 блок.

«Связь поколений». 4 ч
6.1.Проведения февральских военно-патриотических месячников; (1ч)
6.2.Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни, (1ч)
6.3. Спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» (1ч)
6.4.Музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальная гостиная посвященная Дню Победы, встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок (1ч.).
Формы занятий и подведения итогов по каждому направлению:
1. «Россия – родина моя»»
Экскурсии, ИКТ, викторины, участие в конференциях, конкурсах, просмотр фильмов, беседы, экскурсии
Проект «Они прославили Россию»
2.Село родное
Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, экскурсии, обновление экспозиции в школьном музее, игры, разучивание песен, участие в конференциях, конкурсах. Фольклорный праздник «Культура народов России».
3.Моя школа. Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, экскурсии, обновление экспозиции в школьном музее; Презентация «Моя школа». 4. «Моя родословная». Сбор материалов, интервьюирование, фотографирование; Проект «Древо моей семьи». 5.Связь поколений. Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, акции.
2 год обучения
Блок 1

1.1. Культурное наследие родного края. Рассказ о поэтах и писателях Ставрополья, чтение стихов.
1.2. Народы, населяющие Ставропольский край Этнография родного края. Знакомство с разнообразием народов Ставропольского края Практикум. Создаем презентацию-для проведения виртуальной экскурсии. -2 ч.
1.3. Альбом «Знай и люби свой край». Практикум: составление альбома. Сбор информации, оформление альбома в помощь экскурсоводу.
1.4. «Юный экскурсовод» «Юный экскурсовод». Составление текстов для проведения экскурсии. Подготовка экскурсоводов, проведение экскурсий
1.5.Народный календарь. Час общения
1.6 Красота родной природы, составление презентации. Рисунки на конкурс, слайд-презентация
Блок 2. Волонтерское движение.
• Оказание помощи ветеранам войны и труда, проживающим в микрорайоне школы.
• Поздравление ветеранов с праздниками, организация встреч, торжественных мероприятий.
• Благоустройство памятников погибшим воинам в с. Сотниковское.
• Пост №1 у Вечного Огня у мемориала погибшим в ВОвойне.
• Проведение благотворительных акций.
Блок3. «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»
3.1.Герои-земляки. Знакомство с героями Ставропольского края района, в честь кого названы улицы городов, цикл краеведческих часов. (2ч)
3.2.Встреча с ветераном Великой Отечественной войны (2 ч) беседа с ветеранами о Вов в их судьбе
3.3. Великая Отечественная война в истории моего села (4ч.) знакомство с историческими фактами, мини-проекты(исследования), подготовка к конкурсу «Отечество»
3.4.Конкурс чтецов «Дороги войны – дороги Победы», чтение стихотворений
Формы занятий и подведения итогов по каждому направлению:
1. Экскурсии, ИКТ, викторины, участие в конкурсах, просмотр фильмов, беседы
2. Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, оказание реальной помощи ветеранам
3. Сбор материалов, участие в конференциях, конкурсах.
3 год обучения
Блок 1 
Страницы истории Отечества -10 часов
Ордена и медали России (4 часа)
История наград, виды наградных знаков, особенности каждой награды и возможность получения. Тематический поиск.
Тематический поиск. Медаль в моем доме. Конкурс-сочинений
1.4. Поход по историческим местам района.
1.5. Тематический поиск. Сбор материала для школьного краеведческого музея.
1.6. Походы по боевым местам, экскурсии
Экскурсионная работа.
• Проведение экскурсий, мероприятий, уроков Мужества в школьном зале Боевой Славы.
• Обновление материалов зала, пополнение новыми данными.
• Спортивные игры, соревнования в честь героев войны. Пропаганда здорового образа жизни.
Блок 2. Волонтерская работа.
• Оказание помощи ветеранам войны и труда, проживающим в микрорайоне школы.
• Поздравление ветеранов с праздниками, организация встреч, торжественных мероприятий.
• Благоустройство памятников погибшим воинам в с. Сотниковское.
• Пост №1 у Вечного Огня у мемориала погибшим в ВО войне.
• Проведение благотворительных акций.
3 блок Поисковая и краеведческая работа.
3.1.Планирование исследовательской работы
3.2.Сбор материала для исследовательской работы учащихся. Поиск сведений о ветеранах войны, наших земляках-участниках Великой Отечественной войны.
3.3.Оформление исследовательской работы теория и практика оформления различных видов исследовательских работ.
3.4.КТД «Вспомним их поименно…» Изучение биографий знаменитых жителей Благодарненского района. Изучение исторических памятников района.
3.5.Защита проекта. Участие в НПК школы, района. Участие в слете краеведов «Отечество».
4.1.Подготовка выступления на митинге, посвященному Победе
5.1.Ознакомление с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих. Экскурсия в г. Буденновск в в/ч по согласования с администрацией в/ч и школы. Поздравление с днем Победы.
Формы занятий и подведения итогов по каждому направлению:
1. Экскурсии, ИКТ, викторины, участие в конкурсах, просмотр фильмов, беседы;
2. Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, оказание реальной помощи ветеранам
3. Сбор материалов, участие в конференциях, конкурсах
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия:
Стихи и рассказы о маме. Детская классика. ООО «Издательство Астрель», 2011
Бобылева, Л. Д. Беседа о культуре поведения в природе [Текст] / Л. Д. Бобылева, О. В. Бобылева // Начальная школа. -2001.-№7.
Конституция Российской Федерации. – М.: ЭКСМО, 2014.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю. Г. Круглов. -М.: Просвещение, 1990.
Детские подвижные игры народов СССР. Составитель: Л.П. Анашкина. М.: Просвещение, 1988
Мазыкина Н. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков Н. Мазыкина // Воспитание школьников.- 2003.- N 6.- С. 13-17.(1)
Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Художественная литература, 2003.
Терещенко А.В. История культуры русского народа. М.: «Эксмо», 2007.
технические средства обучения (средства ИКТ):
CD/DVD –проигрыватель;
Компьютер с программным обеспечением;
Мультимедийный проектор.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
интернет-ресурсы:
festival.1september.ru http://www.patriot-rf.ru/
http://www.naslednikipobedi.ru/
http://www.stjag.ru/index.php?r_id= http://www.rosvoencentr-rf.ru/
http://www.fadm.gov.ru/http://www.minstm.gov.ru http://mon.gov.ru
http://www.mil.ru/ http://www.rosvoencentr-rf.ru/http://www.mkrf.ru
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Таблицы различных видов растений, животных, полезных ископаемых.
2.Географические карты региона, Российской Федерации
3.Иллюстративный материал (альбомы, комплекты открыток и др.)
Список литературы для учителя:
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006
Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
Голубева Т.С. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
Жиренко О.Е. , Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие.-М. Айрис Пресс,2006г.
Казарин В.В., Анучина Е.А., Дубовицкая Ю.В., Гражданское и патриотическое воспитание школьников [Текст]: // Журн. Справочник классного руководителя, №4 – 2007
Печень Н.А. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Методическое пособие по реализации образовательной программы спецкурса «Я – гражданин России» - Ставрополь, Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края, 2014г.
Список литературы для учеников и родителей:
Гайдар А.П. «Чук и Гек». – М.: Издательство: «АСТ/Астрель», 2008
Гайдар А.П. "Тимур и его команда", – М.: Издательство: «АСТ/Астрель», 2008
Гайдар А.П. "На графских развалинах".– М.: Издательство: «АСТ/Астрель», 2008
Осеева В. «Динка».-М.: Издательство «Детская Литература»,2010
Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.