Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании Утверждаю:
Методического совета Директор МБОУ «Жердевская СОШ»
От «30»августа 2017 г. ____________________Г.В.Голубева
Протокол № 1 Приказ «01» сентября 2017 г . №348
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
спортивной направленности
«ТАНЕЦ»
Возраст учащихся: 7-12 лет
Срок реализации :2 года
Автор-составитель:
Лыткина И.Н.
Педагог по физической культуре
МБОУ «Жердевская СОШ»
Жердевка 2017г
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Ф.И.О педагога | Лыткина Ирина Николаевна |
Вид программы | модернизированная |
Тип программы | общеразвивающая |
Образовательная область | спорт |
Направленность деятельности | физкультурно-спортивная |
Способ освоения содержания образования | репродуктивный |
Уровень освоения содержания | базовый |
Уровень реализации программы | начальное общее образование |
Формы реализации | групповая |
Продолжительность реализации программы | 2года |
Пояснительная записка
Образовательное и воспитательное значение занятий хореографией огромно.
Занятия хореографией при их правильной организации развивают умственные способности воспитанников, расширяют их художественный кругозор. Формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
Работа по хореографическому воспитанию отличается большим многообразием форм, которые требуют от воспитанников проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости.
Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием хореографическое воспитание содействует всестороннему развитию детей.
Основные средства хореографического воспитания – физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание.
Программа кружка составлена в соответствии с нормативно-правовой базой и опирается на Закон об образовании, ФГОС НОО и нормы САНПИН.
Новизна
Новизна программы состоит в личностно ориентированном обучении.
Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребенка, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребенку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей.
Способствуя формированию культурно-нравственных ценностей детей, творческих умений и навыков, Программа является общеразвивающей и общеообразовательной, т.к. полученные воспитанниками знания используются в их жизнедеятельности.
Актуальность
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что в последнее время национально-культурные традиции, которые являются источником формирования морально-этических норм и связывают народ с историческими корнями, требуют сохранения и развития.
Педагогическая целесообразность
обусловлена важностью художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей хореографических занятий, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Отличительная особенность
Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев); формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных движений; формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца; формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления.
Сроки реализации программы В реализации данной образовательной программы участвуют дети в возрасте 7-12 лет. предусмотрено 2 часа в неделю, с 10 мин. перерывом, всего72 часа в год.
Режим занятий
Продолжительность занятий для детей:
Первый год обучения 72 часа.
– 2 раза в неделю по 45 мин. с 10 мин.перерывом.
Второй год обучения 72 час.
– 2 раза в неделю по 45 мин.с 10 мин.перерывом.
Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом учебной группы, по подгруппам, индивидуально.
Формы организации занятий:
Занятие-объяснение
Заняие-путешествие
Дискуссия
Тестирование
Занятие-игра
Защита творческих работ
Экскурсии
Викторина
Конкурсная программа
Итоговые занятия
При проведении занятий учитывается:
Уровень знаний, умений и навыков обучающихся, их индивидуальные особенности;
Самостоятельность ребенка;
Особенности мышления. Познавательные интересы.
Цель данной программы: эстетическое развитие воспитанников в процессе изучения основ хореографического искусства и развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников.
Задачи:
1 год обучения
Обучающие
Художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству танца;
Формирование необходимых исполнительских знаний, умений и навыков;
Формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья, режим дня. Гигиена).
Развивающие
Развитие творческих способностей обучающихся;
Развитие умений коллективной и творческой деятельности;
Развитие эмоционально-волевых качеств.
Разработанная программа дает обучающимся знания, умения и навыки, которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения, готовит детей к самореализации в жизнедеятельности.
Воспитательные
Воспитание внимания, дисциплинированности, воли, самостоятельности;
Воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в сотрудничестве;
Формирование нравственных представлений.
Учебный план
1 год обучения
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Форма аттестации/ контроля |
| | всего | теория | практика | |
| Вводное занятие | 1 | 1 | - | игра |
1. | Основные понятия | 8 | 3 | 5 | |
1.1 | Знакомство с историей возникновения танцев | | 1 | 1 | опрос |
1.2 | Термины хореографии | | 1 | | опрос |
1.3 | Основные позиции, положения | | 1 | 2 | опрос |
1.4 | Пространство. Упражнения для развития тела | | | 2 | опрос |
2. | Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности | 10 | 2 | 8 | |
2.1 | Приобретение координации и двигательно-слуховых навыков. | | 1 | 4 | тренировочное упражнение |
2.2 | Развитие ритма и актерской выразительности. | | 1 | 4 | опрос, тренировочное упражнение |
3 | Хореографическая азбука | 12 | 2 | 10 | |
3.1 | Постановка корпуса | | 1 | 2 | опрос, самостоятельная работа |
3.2 | Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов. | | | 3 | опрос, тренировочное упражнение |
3.3 | Упражнения на развитие эластичности мышц. | | | 2 | опрос, тренировочное упражнение |
3.4 | Упражнения на постановку шага и выворотности. | | 1 | 3 | опрос, тренировочное упражнение |
4 | Занятия на середине зала | 19 | 1 | 18 | |
4.1 | Элементы танца: Детского танца. | | 1 | 6 3 9 | опрос, тренировочное упражнение, самостоятельная работа |
5 | Постановочно-репетиционная работа | 20 | | 20 | |
5.1 | Постановка танцев на основе изученных элементов. | | | 10 | опрос, самостоятельная работа |
5.2 | Отработка элементов танца | | | 7 | опрос, тренировочное упражнение |
5.3 | Отработка композиции танца | | | 3 | самостоятельная работа |
6 | Волшебство танца | 2 | | 2 | |
6.1 | Диагностика ЗУН приобретенных за 1 год обучения. | | | 1 | опрос, самостоятельная работа |
6.2 | Контрольные занятия и выступления. | | | 1 | самостоятельная работа |
| Итого: | 72 | 9 | 63 | |
Содержание программы
Введение в курс программы – 1 ч.
Теория – 1ч.
1. Основные понятия – 8ч.
Теория – 3ч.
Практика – 5ч.
Позиции и положения рук и ног, переход от одной позиции к другой
Контролируемые и ритмичные перемещения. Пространство.
Упражнения для развития тела
Начальная диагностика ЗУН обучающихся.
2. Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности – 10ч.
Теория -2ч.
Практика – 8ч.
Основы ритмического движения
«Контактные» звуки тела и ритмы
Ритмические упражнения
Основы актерского мастерства
Упражнения на развитие актерской выразительности
Повторение и закрепление пройденного материала
3.Хореографическая азбука –12ч.
Теория –2ч.
Беседа о правилах выполнения упражнений у станка
Беседа о значении занятий у станка
Беседа о правилах оказания ПМП при травмах и самомассаж
Практика – 10ч.
Позиции и положения рук, ног, головы, корпуса
Упражнения для развития рук и ног
Наклоны и повороты (голова, корпус)
Элементы классического танца: battement, releve, sauté, port de bras
Упражнения на устойчивость
Занятия на середине зала – 19ч.
Теория 1ч.
Практика – 18ч.
Шаги, бег
Прыжки, подскоки
Элементы детского танца: построения, перестроения, переходы, подражательные и игровые элементы танца
Элементы русского народного танца
Элементы украинского танца
Элементы белорусского танца
Элементы историко-бытового танца
Элементы бального танца
5. Постановочно-репитиционная работа – 20ч.
Волшебство танца – 2ч.
Предполагаемые результаты
1 год обучения
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных ориентиров, межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности. | результатом изучения программы является освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. | формирование навыков работы в области хореографии, применения приемов и методов работы по программе, воспитание основ культуры труда, приобретение опыта творческой и проектной деятельности. |
Календарный учебный график
№ | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
| | | | рассказ-беседа | 1 | Введение в курс программы | МБОУ «Жердевская СОШ» | игра |
1 | | | | Рассказ-беседа | 1 | Знакомство с историей возникновения танцев | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос |
2 | | | | беседа, игра | 1 | Термины хореографии | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос |
3 | | | | рассказ-беседа тренировочные упражнения, игра | 1 | Основные позиции, положения | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос |
4 | | | | беседа, игра, самостоятельная работа | 1 | Начальная диагностика ЗУН | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос |
5 | | | | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | 1 | Пространство | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос |
6 | | | | рассказ-беседа, тренировочное упражнение, | 1 | Упражнения для развития тела | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос |
7 | | | | рассказ-беседа, тенировочные упражнения, самостоятельная работа | 1 | Приобретение координации и двигательно-слуховых навыков | МБОУ«Жердевская СОШ» | тренировочное упражнение |
8 | | | | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | 1 | Развитие ритма и актерской выразительности | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос, тренировочное упражнение |
9 | | | | рассказ-беседа, тренировочное упражнение, | 1 | Постановка корпуса | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос, самостоятельная работа |
10 | | | | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | 1 | Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос, тренировочное упражнение |
11 | | | | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | 1 | Упражнения на развитие эластичности мышц | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос, тренировочное упражнение |
12 | | | | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | 1 | Упражнения на постановку шага и выворотности | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос, тренировочное упражнение, |
13 | | | | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | 1 | Элементы танца | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос, тренировочное упражнение, |
14 | | | | рассказ-беседа, тренировочные упражнения | 1 | Постановка танцев на основе изученных элементов | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос, самостоятельная работа |
15 | | | | рассказ-беседа, тренировочные упражнения | 1 | Отработка элементов танца | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос, тренировочное упражнение |
16 | | | | тренировочные упражнения | 1 | Отработка композиции танца | МБОУ«Жердевская СОШ» | самостоятельная работа |
17 | | | | самостоятельная работа | 1 | Диагностика ЗУН приобретенных за 1 год обучения | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос, самостоятельная работа |
18 | | | | самостоятельная работа | 1 | Контрольные занятия и выступления | МБОУ«Жердевская СОШ» | самостоятельная работа |
2 год обучения
Обучающие
формирование специальных знаний и умений по курсу;
художественное просвещение в области хореографии;
формирование знаний о характерных особенностях национальных танцев.
Развивающие
Развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
Развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, танцевального шага, устойчивости, координации);
Развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности.
Воспитательные
приобщение обучающихся к народной культуре и традициям;
формирование внимания, чувства коллективизма, целеустремленности, трудолюбия;
формирование эстетического вкуса.
Программа второго года обучения
Учебный план
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Форма аттестации/контроля |
всего | теория | практика |
| Вводное занятие | 1 | 1 | - | рассказ-беседа |
1 | Классический экзерсис | 15 | 5 | 10 | |
1.1 | Повтор материала первого года обучения. | | 2 | 3 | рассказ-беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
1.2 | Начальная диагностика ЗУН обучающихся | | 1 | | Рассказ-беседа |
1.3 | Основа классического экзерсиса | | 2 | 2 | беседа, самостоятельная работа |
1.4 | Классический экзерсис в характере народных танцев | | | 5 | беседа, игра |
2 | Занятия на середине зала | 24 | 5 | 19 | |
2.1 | Элементы танца: народного | | 3 | 10 | рассказ-беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
2.2 | Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей | | 2 | 9 | рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
3 | Постановочно-репетиционная работа | 22 | 1 | 21 | |
3.1 | Постановка танцевальных номеров на основе изученных элементов. | | | 10 | рассказ-беседа, тренировочное упражнение, |
3.2 | Отработка композиции танцев. | | | 10 | рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
3.3 | Повышение уровня исполнительского мастерства и эмоциональной выразительности | | 1 | 1 | рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
4. | Волшебство танца | 10 | 1 | 9 | |
4.1 | Диагностика ЗУН приобретенных за 2 год обучения . | | 1 | 1 | самостоятельная работа |
4.2 | Контрольные занятия и выступления | | | 8 | самостоятельная работа |
| Итого: | 72 | 13 | 59 | |
Содержание программы
Введение в курс программы - 1ч.
Теория – 1ч.
1. Классический экзерсис – 15ч.
Теория – 5ч.
Значение экзерсиса для творческого развития и изучения элементов танца
Правила выполнения элементов экзерсиса, терминология
Диагностика начальных ЗУН воспитанников
Практика – 10ч.
Повторение пройденного материала за первый год обучения
Усложнение материала первого года обучения (виды элементов)
Выполнение элементов в темпе и характере народных танцев
2. Занятия на середине зала –24ч.
Теория – 5ч.
Разнообразие видов народных танцев, их особенности
Историко-бытовые и бальные танцы, развитие и особенности танцев
История развития современных видов танцев
Практика – 19 ч.
Элементы русского народного танца
Элементы украинского танца
Элементы белорусского танца
Элементы уральского танца
Элементы польского танца
Элементы историко-бытового танца
Элементы бального танца
Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей
Заключения танцевальных композиций
3. Постановочно-репетиционная работа – 22ч.
Теория – 1ч.
Практика – 21 ч.
Соединение ранее изученных движений в танцевальные композиции
Создание музыкально-двигательных образов и сюжетно-тематических картин
Работа над эмоциональной выразительностью во время исполнения танца
Отработка сольных, парных движений в группах и коллективом
Работа над четкостью исполнения движений
Работа над синхронностью исполнения движений
4. Волшебство танца – 10ч.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных ориентиров, межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности. | результатом изучения программы является освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. | формирование навыков работы в области хореографии, применения приемов и методов работы по программе, воспитание основ культуры труда, приобретение опыта творческой и проектной деятельности. |
Календарный учебный график
№ | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
| | | | рассказ-беседа | 1 | Введение в курс программы | МБОУ «Жердевская СОШ» | игра |
1 | | | | Рассказ-беседа | 1 | Повтор материала первого года обучения | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос |
2 | | | | беседа, игра | 1 | Основа классического экзерсиса | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос |
3 | | | | рассказ-беседа тренировочные упражнения, игра | 1 | Начальная диагностика ЗУН обучающихся | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос |
4 | | | | беседа, игра, самостоятельная работа | 1 | Классический экзерсис в характере народных танцев | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос |
5 | | | | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | 1 | Элементы народного танца | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос |
6 | | | | рассказ-беседа, тренировочное упражнение, | 1 | Элементы джаз танца и современных танцевальных стилей | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос |
7 | | | | рассказ-беседа, тенировочные упражнения, самостоятельная работа | 1 | Постановка танцевальных номеров на основе изученных элементов | МБОУ«Жердевская СОШ» | тренировочное упражнение |
8 | | | | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | 1 | Отработка композиции танцев | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос, тренировочное упражнение |
9 | | | | рассказ-беседа, тренировочное упражнение, | 1 | Повышение уровня исполнительского мастерства и эмоциональной выразительности | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос, самостоятельная работа |
10 | | | | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | 1 | Диагностика ЗУН приобретенных за 2 год обучения | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос, тренировочное упражнение |
11 | | | | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | 1 | Контрольные занятия и выступления | МБОУ«Жердевская СОШ» | опрос, тренировочное упражнение |
Формы занятий:
Занятие-объяснение
Заняие-путешествие
Дискуссия
Тестирование
Занятие-игра
Защита творческих работ
Экскурсии
Викторина
Конкурсная программа
Итоговые занятия
При проведении занятий учитывается:
Уровень знаний, умений и навыков обучающихся, их индивидуальные особенности;
Самостоятельность ребенка;
Особенности мышления. Познавательные интересы.
Методы промежуточного контроля:
1 год обучения:
-Тренировочные упражнения
-Самостоятельная работа
-Опрос
2 год обучения:
-Тестирование
-Домашняя работа
-Самостоятельная работа
-Опрос
Способы определения результативности:
1 год обучения:
Занятия объяснения
Итоговые занятия
2 год обучения:
Конкурсная программа
Итоговые занятия
-Защита творческих работ
Кадровое обеспечение: В реализации программы заняты педагог, обучающиеся, родители.
Литература для педагога
Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка». - М.: «Владос» 2003г.
Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала». - М.: «Владос» 2004г.
Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Этюды». - М.: «Владос» 2005г.
Афанасенко Е.Х, Клюнеева С.А., Шишова К.Б «Детский музыкальный театр.Программы, разработки занятий, рекомендации».
Горшкова Е.В.
Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., «Народно-сценический танец» - М, 1976г.
Климов А. «Основы русского танца» - М. 1994г.
«Летний оздоровительный лагерь», Массовые мероприятия.
Нечаев М.П «Адаптированная воспитательная система в современной школе» М. 2008г.
«Организация ученического самоуправления», изд. «Учитель», Волгоград 2007.
Закон Российской Федерации «Обо образовании» и Закон Тамбовской области «Об образовании»
Литература для детей
Богаткова Л. «Танцы и игры пионеров»- М. 1961г.
Браиловская Л. «Самоучитель бальных танцев»- изд. «Феникс», 2005г.
22