Урок по обучению грамоте (чтению) в 1 классе по ОС «Школа России»
Тема: Согласные звуки [д], [д`], буква Д. Дорогою Добра.
Цели:
познакомить детей с согласными звуками [д], [д`], буквами Д,д.
учить слышать эти звуки и давать им характеристику;
вырабатывать навыки осознанного чтения;
способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами продолжить формировать навыки правильного написания букв и их соединений;
развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, мышление, память;
развивать произвольное внимание.
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:
Личностные: действие самоопределения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
Общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация (среда POWER POINT), учебник «Азбука» модели звуков, домики букв, предметные картинки, карточки слогов, карточки-ребусы, графический образец буквы
Ход урока
1.Введение. Организационный момент (эмоциональный настрой)
- Прозвенел звонок, начинается урок.
- Поздоровались с гостями, улыбнулись друг ругу и с хорошим настроением приготовились к разгадыванию новых тайн урока литературного чтения.
- Садимся.
-Наш урок предлагаю начать такими словами: Слайд 2
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
2. Постановка дыхания, речевая гимнастика
- Поработаем язычком и губами
а) «Качели» (поочередно упираемся язычком то в верхние, то нижние зубы) Слайд 3
б) «Воздушный шарик» - дети «надуваются» как воздушные шарики, делая 4 глубоких вдоха под счет учителя (от 1 до 4) . Потом медленно выдыхают – «сдуваются» (учитель считает от 1 до 8) . ...
в) «Расческа» - улыбнуться и закусить язык зубами, «протаскивать» вперед/назад язычок Слайд 4
3. Актуализация и систематизация знаний.
-Урок начнем со звукоподражания:
- Ребята, изобразите шум леса (Ш-Ш-Ш)
полет жука (Ж-Ж-Ж)
самотелы взлетают (У-У-У)
сдутие мяча (С-С-С)
- Что мы произносили? (ЗВУКИ)
- На какие 2 группы можно разделить все звуки?
- Чем отличаются гласные от согласных?
гласные звуки произносятся долго с голосом, воздух не встречает преград
согласные звуки произносятся, встречая преграду: губы, зубы и язык
Игра «Засели домик»
На доске буквы разбросаны: У С Т Е Ы (белые квадраты, 2 домика)
- Какое задание можете предложить?
- Что на доске: буквы или звуки?
- На какие группы вы можете их разделить? (заселение в домики)
- Какие здесь гласные указывают на твердость согласных? (У,Ы)
- Какая гласная буква показывает мягкость?(е)
- Что объединяет буквы С,Т как звуки? (согласные глухие)
- Мы готовы к новым открытиям, к новым знаниям.
4. Постановка проблемной ситуации. Определение темы урока
- Предлагают поиграть в игру «Закончи предложение».
- Я читаю начало предложения, а вы хором договариваете.
- Постарайтесь эти слова еще запомнить.
- Готовы?
Тут наш… (дом). Слайд 5
Из трубы идет … (дым).
У дома растет… (дерево).
На дереве… (дупло).
У дупла сидит… (дятел).
К дому ведет… (дорожка).
У дома сидит… (дед).
-Это отдельный предложения или текст? Почему?
- Повторите слова, которые вы добавили.
- Какие звуки чаще всего повторяются в этих словах?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Какова тема урока? («Звуки [д], [д’], буква Д».)
- Что узнаем нового? Чему научимся? (познакомиться с новой буквой, узнать какие звуки обозначает эта буква, научиться читать слоги и слова с новой буквой)
5. «Открытие» новых знаний. Поиск решения.
1.Выделение звуков [д], [д,]
- Проведем небольшую исследовательскую работу.
– Посмотрите на доску: дом, арбуз, шар, астра (картинки)
- Составьте новое слово по первым звукам слов. Узнали? Слайд 6
- Назовите это слово. Даша
- Произнесите слово еще раз.
- Сколько гласных слышим? Сколько слогов?
- Какой звук слышим в начале? ([д]).
- Какой он: гласный или согласный? (Согласный) (белый квадрат)
- Почему? (Воздух при произношении звука встречает преграду).
- Какой это согласный? Проверим. (Дети ладошками закрывают ушки, руку к горлу произносят звук [д]).
- Согласный звонкий (схема-звонок)
- Значит [д] - согласный звонкий, а ещё?
- В слове ДАША звук [д] твердый, т. к. за [д] слышим [а]- показатель твердости, [д], звучит твердо.
- Итак, звук [д] – согласный звонкий твердый (синий квадрат)
- Приготовьте схемы.
- Составим схему слова (на доске, дети у себя на партах)
- Произносим слово ещё раз. Что слышим в начале слова, отдельный звук или слияние звуков? (слияние)
- Каким цветом обозначим на схеме? Почему? ( На интерактивной доске) Слайд 7
- Что слышим дальше, слияние звуков и отдельный звук?
- Каким цветом обозначим на схеме? Почему?
- Какой слог ударный?
- Итак, звук [д], какой? Охарактеризуйте его (согл, зв., тверд.)
- А с какой буквы мы будем писать слово ДАША? Почему?
- Как будут называть Дашу, когда она станет взрослой? (Дарья)
- Как назвать Дашу ласково?
- Следующее слово вы должны будете отгадать, используя мои подсказки:
- Как в детстве могли называть мальчика с именем Дмитрий?
Дима, Димуля, Димочка, Димка
- Какое из перечисленных самое короткое имя?
- Произнесите слово еще раз.
- Сколько гласных слышим? Сколько слогов?
- Какой звук слышим в начале? ([д’]).
- Какой он: гласный или согласный? (Согласный).
- Почему? (Воздух при произношении звука встречает преграду).
- Какой это согласный? Проверим. (Дети ладошками закрывают ушки, произносят звук [д’]).
- Согласный звонкий (белый квадрат)
- Значит [д’] - согласный звонкий, а ещё? (схема-звонок)
- В слове ДИМА звук [д’] мягкий, т. к. за [д’] слышим [и]- показатель мягкости, [д’], звучит мягко. (зеленый квадрат)
- Итак, звук [д’] – согласный звонкий мягкий.
-
Выберите подходящую схему слова. (на доске несколько схем, но нет правильной схемы)
- Исправим ошибку. Составьте схему слова у себя на партах. Работайте парами. (Один ученик работает у доски)
Проверка: сверяют с доской + Слайд 8
- Итак, звук [д’], какой? Охарактеризуйте его (согл, зв., мягк.)
- А с какой буквы мы будем писать слово ДИМА? Почему?
-Что объединяет все эти слова? (начинаются на одну букву, это люди, одушевленные предметы)
- Итак, какие звуки мы выделили? ([д], [д’])
ВЫВОД: - Представьте нового жильца Слайд 9
- Я буква Д, обозначаю согласные звуки [д], [д’];
[д] – согласный звонкий твердый
[д’] – согласный звонкий мягкий
- От чего зависит мягкость или твердость согласных звуков?
ФИЗМИНУТКА
[д] – встают девочки, [д’] – встают мальчики: дельфин, дочка, тарелка, дежурный, дача, дыня, кубики, динозавр, дети, радость.
- Сядьте все, кроме Дианы и Даниэля.
- Почему именно этих учащихся я оставила?
- Назовите свое имя и расскажите, с какого звука начинается ваше имя?
6. Знакомство с буквами Б, б
-А можем ли мы звук увидеть? (Звуки мы слышим, но не видим)
-У каждой буквы есть два образа, два лица: печатный и письменный. Слайд 10
- Согласные звонкие звуки [д], [д’] обозначим согласной буквой.
- Кто знает, как она называется? Д (дэ).
- Для чего две буквы? Для чего нужна заглавная буква?
- На что похожа буква Д?
Слайд 11
Этот домик буква Д.
В домике окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке – кошка.
Слайд 12
Д-это домик аккуратный.
С высокой крышею двускатной.
Вот стоит дымок пуская,
Буква Д труба печная.
- А теперь мы сможем на схемах с именами обозначить нашу букву Д? Слайд 13
7.Закрепление изученного.
1.Чтение слогов по интерактивной доске.
читаем вместе
мальчики читают слоги в первом столбике, постепенно понижая голос до шепота
девочки читают слоги 2-го столбика с интонацией вопроса.
- Если здесь слог, который является еще и словом? ДА
придумайте такие слова, чтобы их началом был слог из первого столбика.
2. Игра «Слоги потерялись»
- На столе у вас слоги.
- Какое задание предложите?
- Попробуйте из них составить слова (два человека у доски)
(ду.га, ду.бы, де.ре.во)
- Как нужно работать в парах? (слушать друг друга, не перебивать, работать вместе)
- На какие группы можно разделить данные слова?
Физминутка (для глаз) Слайд 14
8. Работа по учебнику. (Азбука с. 104-105)
-чтение про себя
-хоровое чтение вслух
- Какие слова вам непонятны?
Водопад - поток воды, стремительно падающий с отвесного уступа Слайд 15
Водолаз: - специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме и со специальным снаряжением Слайд 16
- сильная, хорошо плавающая собака, используемая для спасения
утопающих
- Что интересного заметили в словах 1 столбика? (родственные слова) Слайд 17
- Почему? (общая часть и связаны с водой)
- А во 2 столбике есть общая одинаковая часть в словах?
- С чем связаны эти слова?
Вывод: в этих словах есть одинаковые части, поэтому они и обозначают нечто общее: в первом столбике слова связаны с водой, во втором – с трудом.
- Такие слова называются родственными или однокоренными
- Найдите и прочитайте односложные слова, двусложные
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Кто знает, как называют людей, которые работают на морском дне? Водолазы, аквалангисты.
- Есть такой вид спорта, когда аквалангисты опускаются на морское дно.
- Кто знает, как называется этот вид спорта? Дайвинг
-Какое оборудование необходимо аквалангисту, чтобы не погибнуть под водой? (маска, трубка, ласты, баллон с кислородом, гидрокостюм)
- Что увидели водолазы в море? Сокровища, клад
- Каких морских обитателей они встретили? Осьминог, рыбы
- По иллюстрации и ключевым словам давайте попробуем определить, о чём будет текст? (выслушиваются варианты ответов - предположения)
- Давайте проверим предположение, прочитав текст.
- Представим, что мы с вами оказались в подводном царстве. Закройте глаза и послушайте, о чем или о ком я буду говорить.
- О ком я вам прочитала? Кто главные герои?
- Что мы сейчас с вами прочитали? (Это Текст). Докажите, что это текст.
- Где ведут работы водолазы?
- Какая у них работа?
- Чьи папы работают водолазами?
- Чем занимаются водолазы на дне реки?
- Где теперь идут поезда?
- Какое название можно придумать к этому тексту?
1 ряд: еще раз прочитают текст и посчитают, сколько здесь предложений.
2 ряд: возьмите в руки карандаш и подчеркните букву Д в словах.
3 ряд: прочитайте рассказ еще раз и найдите предложение, в котором рассказывается о том, чем занимались папы Нади и Димы.
- Кто готов, поднимаем руку.
- Итак, давайте прочитаем предложение о работе пап Нади и Димы. Спасибо.
- Сколько предложений оказалось в нашем рассказе? 5.
- Как определили?
- Сколько букв Д вы смогли найти? (14)
Вывод: Почему работа водолазов трудна?
работа в темноте и на ощупь
тяжелое снаряжении весом до 80—110 кг
приходится не только спасать купальщиков летом, снимать людей со льдин и вытаскивать рыбаков из прорубей зимой
9. Развитие познавательного способа деятельности и её регуляция.
1 группа – ребус
2 группа-загадка
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый…
3 группа-ребус
4 группа-антонимы - Кто помнит, как называются такие слова?
Враг - Короткий-
Ночь – Злой -
5 группа-загадка
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный…
6 группа-ребус
7 группа-загадка
Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.
Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».
8 группа - найди слова
АДОМКИДЕРЕВОСЛДЯТЕЛ
IX. Рефлексия урока.
- Ну вот, наш урок подошел к концу.
- А теперь я хочу у вас взять интервью:
с какими звуками мы познакомились? Слайд 18
какой буквой обозначаются эти звуки на письме?
на уроке мне понравилось…
Слайд 19
-
Если вам всё удалось и вы довольны собой, со всеми заданиями справились
- Если у вас не всё получилось, но вы старались
- Если было очень трудно и вам нужна помощь
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
- Спасибо за урок. Вы все большие МОЛОДЦЫ! Слайд 20