Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Достижение метапредметных результатов
освоения основной образовательной программы
в процессе изучения химии.
Кузнецова Е.И., учитель химии
МАОУ «СОШ № 3», г.Краснокамск
Краснокамск,
2016
ФГОС ставит перед учителем задачу не просто дать ученику определенный объем знаний и умений, а организовать образовательный процесс на основе системно-деятельностного подхода. Умения, которые формируются у ученика в ходе реализации системно-деятельностного подхода, в стандартах нового поколения обозначаются как метапредметные результаты.
Метапредметными результатами освоения выпускниками программы по химии являются:
Владение универсальными естественно-научными способами деятельности;
Использование универсальных способов деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций;
Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
Умения определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
Использование различных источников для получения химической информации.
Деятельность учителя в процессе обучении химии должна быть направлена также на достижение обучающимися личностных и предметных результатов. Эти результаты проверяются на государственной итоговой аттестации.
Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией (ст.59 ФЗ «Об образовании в РФ»). Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена. С введением ЕГЭ возникла необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзамену, необходимость в разработке системы подготовки к ЕГЭ по химии для старшеклассников.
Подготовку к экзамену начинаю с восьмого класса, уделяя особое внимание выбору учебно-методического комплекса. Мы работаем по программе курса химии 8-11 класс общеобразовательных учреждений, автор О.С. Габриелян. Данная программа реализуется в учебниках О.С. Габриеляна. Очень важно, что в структуре учебников для 10-11 классов предусмотрена возможность разноуровневого изучения химии, материал распределен по двум уровням: базовому и углубленному.
Говорить о совершенстве учебной литературы по химии еще рано, идеальных УМК комплектов не существует, они все разные имеют свои достоинства и недостатки. УМК О.С. Габриеляна достаточно хорошо продуман, разработан и оснащен. Он включает в себя кроме учебника «Настольную книгу учителя», которая содержит поурочные разработки с подробным описанием химического эксперимента. Пособия О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова для 8-11 классов «Химия в тестах, задачах, упражнениях» - это сборники вопросов, задач, тестовых заданий и упражнений содержат материал для базового, профильного и углубленного изучения химии. Каждая глава пособия содержит несколько тем, состоящих из наборов теоретических вопросов и трех вариантов тестов. В конце каждой главы имеются резервные задания и проверочные работы, сконструированные по типу ЕГЭ. Ко всем тестовым заданиям даны ответы.
К учебнику О.С. Габриеляна разработаны «Контрольные проверочные работы по химии», предназначенные для проведения на уроках текущего и тестового контроля по основным темам курса.
Работу по подготовке к ЕГЭ по химии начинаю в 10-х профильных классах в рамках изучения химии на уроках, элективных курсах и дополнительных занятиях. В своей работе использую пособия О.С. Габриеляна «Химия. Поурочные планы. Профильный уровень». В УМК предусмотрено изучение органической химии в 10-ом классе, а в11-ом классе изучается курс общей химии, такой подход целесообразен в том числе и в плане подготовке к ЕГЭ. Последние два года я преподаю химию на третьей ступени обучения на профильном уровне, для этого отводится три часа в неделю. В 11-х классах обучается 54 человека, из них на базовом уровне изучают химию – 40 человек (2 часа в неделю), 14 человек изучают на профильном уровне (3 часа в неделю).
Цель курса химии 11-го класса – обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся, полученных в 8-10 классах, осуществление интеграции материала по органической и неорганической химии на основе общности их понятий, законов, теорий, подходов классификаций веществ и закономерностей протекания химических реакций.
Дифференцированный подход на уроках позволяет частично реализовывать задачи подготовки к ЕГЭ группы учащихся (11А – 8 человек, 11Б – 6 человек). Для этих учащихся готовятся задания более высокого уровня сложности в формате ЕГЭ, чем для учащихся общеобразовательной группы. В качестве дополнительного свободного домашнего задания предлагаются параграфы и номера заданий из пособий для абитуриентов, обращается внимание на их значимость для подготовки к ЕГЭ.
Мы убедились, что изучение химии на третьей ступени на профильном уровне – одно из необходимых условий для подготовки к ЕГЭ.
В процессе обучения химии нельзя ограничиваться только учебниками и уроками. В систему подготовки к ЕГЭ включено проведение элективных курсов и курсов по выбору.
В 9-м классе разработан и реализуется элективный курс «Расчетные задачи по химии». Для проведения курса использую пособия Г.С. Качалова «Расчетные задачи по химии», сборник содержит около 800 расчетных задач, которые подобраны не по темам, а по типам, включенным в школьную программу по химии и распределены по трем разделам: расчеты по химическим формулам; расчеты по химическим уравнениям; расчеты, связанные с растворами. Данный элективный курс помогает учащимся при подготовке к ГИА в 9-11 классах.
В 10-ом классе проводится элективный курс «Строение и свойства органических веществ» рассчитанный на 35 часов. Занятия по органической химии предусматривают более глубокое изучение теоретических основ химии, полнее рассматривается электронное и пространственное строение веществ, взаимное влияние атомов в молекулах, механизмы реакций, вопросы химии полимеров и органического синтеза.
В 11-ом классе учащимся предложен элективный курс «Вопросы общей химии» (35 часов). Программа курса разработана с учетом рекомендаций Л.Ю. Аликберовой, профессора кафедры неорганической химии Московской государственной академии имени М.В. Ломоносова и опубликована в журнале «Химия. Методика преподавания». Программа включает три раздела:
Строение атома и химическая связь – 11 часов
Основы термохимии. Химическое равновесие – 11 часов
Общие свойства растворов. Протонная теория кислот и оснований – 13 часов.
Элективные курсы углубляют знания учащихся по основному курсу, способствуют развитию устойчивого интереса к химии, выбору профессии и содействуют подготовке обучающихся к ЕГЭ.
Контроль знаний учащихся – необходимая часть образовательного процесса, позволяющая определить в какой мере достигнуты цели обучения и скорректировать закрепление полученных знаний. На уроках и занятиях элективных курсов мы постоянно используем пособия О.С. Габриеляна 10 класс «Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях», 11 класс «Общая химия в тестах, задачах, упражнениях». Эти пособия необходимы для отработки тестовой технологии. Большинство тестовых заданий подразумевает не просто воспроизведение знаний учебного материала, они носят обучающий и развивающий характер, позволяют оценить творческий уровень учащихся, их способность к логическому мышлению, на вопросы тестов предлагается четыре варианта ответа, один из которых верный. Помимо вопросов тестового характера в заданиях предусмотрены вопросы с развернутым ответом, т.е. тесты построены по типу ЕГЭ и направлены на подготовку к экзаменам.
Успешная сдача ЕГЭ во многом зависит от того, насколько знакомы учащиеся с процедурой экзамена. В 10 класса была сформирована группа обучающихся, предполагающих сдавать ЕГЭ по химии. С этими учащимися и их родителями проведены информационные беседы в начале учебного года в 11 классе, подтверждающие, что ЕГЭ по химии является по сути дела вступительным испытанием в ВУЗ на определенные специальности. Поскольку федеральный стандарт базового уровня не предусматривает своей целью подготовку учащихся к поступлению в ВУЗ по данному направлению, то ученик, выбирающий экзамен по химии, должен планировать большой объем самостоятельной работы по предмету. Для этого учащимся рекомендуется конкретные дополнительные пособия для такой работы.
Обязательно знакомлю учащихся с нормативно-правовой документацией порядка проведения ЕГЭ, со структурой КИМов, кодификатором, спецификацией, позволяющими узнать какие элементы знаний проверяются в каждом задании.
Считаю, что подготовка должна носить тематический характер. Дополнительные занятия и консультации посвящаются разбору задания одной темы, а не сплошному выполнению КИМов прошлых лет. Поэтому после изучения темы учащимся предлагается работать с тематическими тестами: вначале, фронтальное обсуждение тестовых заданий, затем проведение проверочной работы, которая оценивается. С этой целью использую учебно-методическое пособие В.Н. Доронькин и др. «Химия. ЕГЭ 2016. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровня сложности». Это пособие предназначено для активной подготовки к ЕГЭ, оно включает более 2500 заданий базового и повышенного уровня сложности, объединенные по тематическому принципу.
В систему подготовки к ЕГЭ включено закрепление, неоднократное повторение материала, самостоятельная работа обучающихся, отработка навыков заполнения КИМов. Один раз в два месяца провожу диагностические контрольные работы в формате ЕГЭ с использованием типовых экзаменационных вариантов. Большое внимание уделяется разбору заданий, вызывающих наибольшее затруднение с последующим анализом возникающих проблем. Результаты разбора заданий анализируются на индивидуальных собеседованиях – консультациях или дополнительных занятиях в любое удобное время. При этом пытаюсь создать для учащихся ситуацию успеха и позитивный настрой, которые исключают негативные оценки и отрицательные эмоции по возможности.
Все учащиеся 11 класса имеют типовые экзаменационные варианты под редакцией А.А. Кавериной. Выполнение этих заданий предоставляет возможность самостоятельной подготовки к ГИА в формате ЕГЭ, а также позволяет объективно оценить уровень своей подготовки к экзамену, заполняя карту индивидуальных достижений, выявить проблемы и своевременно решить их.
При подготовке к ЕГЭ учащиеся активно используют интернет-ресурсы. Так, после повторения темы, задается домашняя работа – решение тематических заданий с образовательного портала «Решу ЕГЭ». Также учащиеся решают задачи из открытого банка заданий ФИПИ.
Использование интернет технологии, предоставление возможности выпускникам работы с образовательными сайтами, работа с демо-версиями ЕГЭ, кодификатором и спецификацией тестов по химии, проведение диагностических контрольных работ в формате ЕГЭ и анализ ошибок каждого – такая целенаправленная систематическая работа по подготовке учащихся к ЕГЭ дает положительные результаты. При этом учащиеся понимают, что подготовка к ЕГЭ это тяжелый труд, результат которого будет прямо пропорционален времени потраченному на активную подготовку к экзамену.
Использование системно-деятельностного подхода в преподавании химии обеспечивает активную познавательную деятельность, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, способствует формированию метапредметных результатов и успешной социализации в дальнейшем.
По итогам единого государственного экзамена 2016 года все 14 обучающиеся, которые выбрали химию, успешно сдали ЕГЭ. Лучших результатов достигли:
Водолеев Кирилл- 100 баллов;
Лизон Илья - 90 баллов;
Селиванов Тимофей – 76 баллов
Успеваемость составляет 100%, средний балл равен 67.
А главное почти все обучающиеся сумели осуществить свою мечту, так как поступили в те высшие учебные заведения, о которых мечтами:
Медицинская академия (лечебный факультет)– 9 человек;
ПГНИУ (химический факультет) – 2 человека;
ПГНИТУ (химико-технологический факультет) – 1 человек;
Медицинский колледж – 2 человека