Предмет | История древнего мира |
Класс | 5 |
Тема урока | Древнейшая Греция. Греки и критяне |
Цель урока | Создание условия для эффективного усвоения знаний по истории Древней Греции ; ознакомление с особенностями географического положения, природы Древней Греции, занятиями ее жителей |
Оборудование урока | Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. Москва. «Просвещение» 2013. Электронная презентация «Древняя Греция»; карта «Древняя Греция»; мультимедиапроектор, листы самооценки |
Основные понятия и термины урока | Балканский полуостров, Крит, Эгейское море, лабиринт, Афины, Тесей, Ариадна, Дедал |
Даты для запоминания | Около 1500 г. до н. э.-извержение вулкана на о. Фера |
Домашнее задание | 1.Пар. 24, ответить на вопросы в рубрике «Проверь себя» 2. Контурная карта с. 10 задание № 1-3 3* Выполнить задание в рубрике «Подумайте» 4* Подготовить мини проект по мифу о Дедале и Икаре |
Личностные УУД | Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы |
Регулятивные УУД | Определять цели и задачи урока; выполнять индивидуальные и групповые задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивать данную учебную ситуацию. |
Познавательные УУД | Работать с таблицей; работа в группах; работа с приложением, с листом самооценки |
Коммуникативные УУД | Организовывать плодотворное сотрудничество; уважать мнение товарища |
Обучающая задача | определить местоположение Древнейшей Греции, природные условия, определившие занятия населения |
Развивающая задача | продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах, парах, развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося. |
Воспитывающая задача | воспитание интереса к познанию истории других стран |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Формы контроля |
I. Организационно-мотивационный | Формирование мотивации (приветствие на греческом), отгадывание слова, осознанное вхождения учащегося в пространство учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока, описание методов организации учебной деятельности): | Хайрете, Пайдей, Калей Кай Агатхой. Я поздоровалась с вами, это что в переводе означает: Здравствуйте, дети, прекрасные и совершенные. Как вы думаете, на каком это языке прозвучало? Если отправиться по Средиземному морю на север от Египта, то мы попадем в страну, с историей которой начнем знакомиться сегодня. Это государство древнего мира, в котором один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”. О какой стране идет речь? НО, давайте вспомним , помните ли города и государства Древнего Востока и Азии? | Слушают, отвечают Называют страну (Греция) Соотносят государства и города | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Ответы записывают в тетрадях |
II.Актуализация знаний | Предлагается учащимися определить значимость учебного материала тем | Мы приступаем к изучению первой европейской страны, существующей и сегодня, цивилизации, которая дала человечеству, очень многое – театр, скульптуру, архитектуру, живопись и науку; Олимпийские игры и многие виды спорта. Ребята, а вы знаете что-нибудь о Древней Греции? А чтобы вы еще хотели узнать об истории этой страны? О родине Олимпийских игр Целеполагание С рассмотрения, каких вопросов, по вашему мнению, необходимо начать изучение истории этой страны? Определение темы урока - Итак, наша новая тема “Древнейшая Греция. Греки и критяне.” План: Географическое положение. Население, его занятия. Миф о Тесее и Минотавре Критское царство | Ученики формулируют цели и задачи урока Ученики формулируют вопросы материала урока. -Познакомиться с географическими и природными условиями Древней Греции, занятиями ее жителей. - Познакомиться с мифами Древней Греции | Фронтальная | Устные ответы |
III.Изучение нового материала | Работа с картой презентации и учебника Ответы на вопросы совместно с учителем | Ответы на вопросы: На каком полуострове расположена Древняя Греция? Какими морями омывается Греция? Есть ли крупные реки в Древней Греции? Назовите самый крупный остров в Эгейском море. Занятие греков | Работа с картой учебника с. 115 Ответы на вопросы На юге Балканского полуострова Ионическое, Эгейское, Средиземное Нет Крит 5 .Греция – бедная страна в древности с трудом обеспечивала себя хлебом. В то же время ее природные условия благоприятствовали развитию ремесел (кузнечного, гончарного, ювелирного) Работа в парах | Заполнение таблицы | Проверка по шаблону на слайде |
| Продуктивное чтение учебник с. 116-118 | На одном из самых крупных островов возникло во II тысячелетии до н.э. самое древнее из известных нам государств, существующих на территории Греции. Где оно было расположено? Цари Крита обладали сильнейшим флотом и владычествовали на Эгейском море. Об отношениях между греками и критянами рассказывали древние сказания – мифы. Ознакомитесь с текстом на с. 116-118 п. 1 учебника «Миф о Тесее и минотавре» и заполните таблицу №2. 1.Кто такой минотавр? | 2.Кто такой Эгей? | 3.Как звали сына Эгея? | 4.Какой подвиг совершил Тесей? | 5.Что такое лабиринт? | 6.Кто такой Минос | 7.Кто помог Тесею выбраться из лабиринта? | 8.К кому за помощью обратилась Ариадна? | | Работа с картой - учебник с. 117 Ответ учеников - о. Крит Работа с учебником с. 116-118 Чтение и обсуждение содержания мифа по вопросам: Заполнение таблицы пр. 2 1.чудовище с головой быка и телом человека | 2.отец Тесея, царь Афин. | 3.Тесей | 4.Убил Минотавра | 5.Большое здание со множеством запутанных ходов и помещений | 6.Царь Критского царства | 7.дочь царя Миноса; | 8. Дедал – мастер, строитель лабиринта | | Ответы на вопрос Работа в парах | Проверка по шаблону на слайде |
Первичная проверка знаний | | Проверяем заполненную таблицу за каждый правильный ответ 1 балл | Проверка , оценивают заполненные таблицы | | Сравнение с слайдом презентации |
Физминутка | | А сейчас! В путешествие мы отправляемся Очень быстро встаем, собираемся. Нужна небольшая разминка, Чтоб в пути не была заминка. Коль готовы вы всегда, То кивайте да-да-да! (выполнение по смыслу) А может, отрицателен ваш ответ? Хочет кто-то остаться НЕТ-НЕТ-НЕТ! По горам быстрей шагаем Про Грецию много чего уже знаем. Вот оливки собираем И с земли их подбираем. (имитация) На триере мы гребем Не отвлекаемся, не отстаем! К порту причалили. Это-Пирей! Пора посетить нам Афины скорей! | Выполняют упражнение | | |
III.Изучение нового материала | | Помогите ученым разгадать загадку лабиринта Кносского дворца. Для каких целей был построен лабиринт? – В чем смысл фресок Кносского дворца? по фрагментам древнегреческой посуды сделайте вывод об уровне развития гончарного ремесла. Поясните свои ответы. | Работа с иллюстрациями учебника с. 121-123 Гипотезы учеников | Фронтальная | |
Домашнее задание. | | 1.Пар. 24, ответить на вопросы в рубрике «Проверь себя» 2. Контурная карта с. 10 задание № 1-3 3* Выполнить задание в рубрике «Подумайте» 4* Подготовить мини проект по мифу о Дедале и Икаре | Записывают задание на дом | Индивидуальная | |
Закрепление пройденного на уроке. | Что нового учащиеся узнали на уроке? Игра «крестики - нолики» | да « Х», нет – «0» Греция располагалась на юге Балканского полуострова?(х) Основным занятием греков было земледелие 3.В мифах о Тесее и Минотавре отразились события борьбы Афин и 4. В Греции, как в Египте и Междуречье, есть полноводные реки 5.Дочь критского царя Ариадна, чтобы спасти Тесея принесла ему меч и клубок ниток 6.Кносс - в древности город в северной части острова Фера 7.Минотавр – это чудовище, жившее в лабиринте 8.Знаменитого мастера, построившего лабиринт звали Минос 9.Цари Крита создали сильнейший военный флот и стали властвовать на всём Эгейском море | Заполнение поля для «крестиков - ноликов» Подсчет правильных ответов и занесение в лист самооценки
| Индивидуальная | Сравнение с слайдом презентации |
Рефлексивно-оценочный | Работа с листом самооценки | Молодцы! Вы хорошо поработали. Давайте подведем итог. Выставление оценок, предложения сравнение листов самооценки, задать вопрос | Подсчет баллов, выставление оценок | Индивидуальная Свободный обмен мнениями учащихся | |