СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДЦП: Особенности заболевания и методика применения ЛФК

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы физического воспитания детей с ДЦП были рассмотрены в работах М.В.Ипполитовой, Р.Д.Бабенковой, В.А.Бубновой. Основной целью физического воспитания является развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений. Об особенностях данного заболевани и специфике занятий ЛФК.

Просмотр содержимого документа
«ДЦП: Особенности заболевания и методика применения ЛФК»

ДЦП  Особенности заболевания и методика применения ЛФК Подготовил учитель физической культуры Чернов Антон Сергеевич

ДЦП Особенности заболевания и методика применения ЛФК

Подготовил учитель физической культуры

Чернов Антон Сергеевич

О ДЦП: ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц. Вопросы физического воспитания этих детей рассмотрены в работах М.В.Ипполитовой, Р.Д.Бабенковой, В.А.Бубновой. Основной целью физического воспитания является развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений. Физическое воспитание детей с церебральным параличом отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей, однако специфические особенности развития моторики детей с ДЦП требуют применения особых методов и приемов.

О ДЦП: ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  • Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.

Вопросы физического воспитания этих детей рассмотрены в работах М.В.Ипполитовой, Р.Д.Бабенковой, В.А.Бубновой. Основной целью физического воспитания является развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений. Физическое воспитание детей с церебральным параличом отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей, однако специфические особенности развития моторики детей с ДЦП требуют применения особых методов и приемов.

О ДЦП: ФОРМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ Существует несколько форм ДЦП. В зависимости от повреждения определенных систем мозга возникают различные двигательные нарушения. Нарушения, определяющиеся в первую очередь выраженным повышением мышечного тонуса (спастичностью) в сочетании со слабостью мышц (паретичностью). Форма ДЦП – двойная гемиплегия – тяжелой поражение всех четырех конечностей, причем руки поражаются в такой же степени, как и ноги, а иногда и сильнее. Более мягкая степень заболевания –спастическая диплегия – поражаются преимущественно ноги, руки в меньшей степени. У немногих детей наблюдается односторонние двигательные нарушения – гемипарезы (чаще – более тяжкое поражение руки)

О ДЦП: ФОРМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ

  • Существует несколько форм ДЦП. В зависимости от повреждения определенных систем мозга возникают различные двигательные нарушения. Нарушения, определяющиеся в первую очередь выраженным повышением мышечного тонуса (спастичностью) в сочетании со слабостью мышц (паретичностью).
  • Форма ДЦП – двойная гемиплегия – тяжелой поражение всех четырех конечностей, причем руки поражаются в такой же степени, как и ноги, а иногда и сильнее.
  • Более мягкая степень заболевания –спастическая диплегия – поражаются преимущественно ноги, руки в меньшей степени. У немногих детей наблюдается односторонние двигательные нарушения – гемипарезы (чаще – более тяжкое поражение руки)
Факторы риска развития ДЦП Различные травмы матери во время беременности и родов, Неблагоприятный радиационный фон, Генетические заболевания матери, Нарушение кровообращения головного мозга плода, Ранние или поздние гестозы, Угроза прерывания беременности, Соматические заболевания беременных в том числе и сердечно-сосудистые (артериальная гипертензия, порок сердца, ИБС) Эндокринные, то есть сахарный диабет, Инфекционные заболевания матери, Групповая или резус фактор несовместимость матери и плода, Тугой обвитие плода пуповиной, Преждевременная отслойка плаценты, Гиповитаминоз и нерациональное питание.

Факторы риска развития ДЦП

  • Различные травмы матери во время беременности и родов,
  • Неблагоприятный радиационный фон,
  • Генетические заболевания матери,
  • Нарушение кровообращения головного мозга плода,
  • Ранние или поздние гестозы,
  • Угроза прерывания беременности,
  • Соматические заболевания беременных в том числе и сердечно-сосудистые (артериальная гипертензия, порок сердца, ИБС)
  • Эндокринные, то есть сахарный диабет,
  • Инфекционные заболевания матери,
  • Групповая или резус фактор несовместимость матери и плода,
  • Тугой обвитие плода пуповиной,
  • Преждевременная отслойка плаценты,
  • Гиповитаминоз и нерациональное питание.
Задачи ЛФК и ФВ дошкольников с ДЦП Формирование контроля над положением головы и ее движениями. Обучение разгибанию верхней части туловища. Тренировка опорной функции рук (опора на предплечья и кисти). Развитие поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и с живота на спину). Формирование функции сидения и самостоятельного присаживания. Обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия и ползания в этом положении. Обучение вставанию на колени, затем на ноги. Развитие возможности удержания вертикальной позы и ходьбы с поддержкой. Стимуляция самостоятельной ходьбы и коррекция ее нарушений.

Задачи ЛФК и ФВ дошкольников с ДЦП

  • Формирование контроля над положением головы и ее движениями.
  • Обучение разгибанию верхней части туловища.
  • Тренировка опорной функции рук (опора на предплечья и кисти).
  • Развитие поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и с живота на спину).
  • Формирование функции сидения и самостоятельного присаживания.
  • Обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия и ползания в этом положении.
  • Обучение вставанию на колени, затем на ноги.
  • Развитие возможности удержания вертикальной позы и ходьбы с поддержкой.
  • Стимуляция самостоятельной ходьбы и коррекция ее нарушений.
Задачи ЛФК и ФВ дошкольников с ДЦП Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений, осуществляемая в едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий, способствует предупреждению и преодолению многих осложняющих нарушений и выявлению компенсаторных возможностей детского мозга. Особую роль в этом процессе играет физическое воспитание.  Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная физическая культура.

Задачи ЛФК и ФВ дошкольников с ДЦП

  • Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений, осуществляемая в едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий, способствует предупреждению и преодолению многих осложняющих нарушений и выявлению компенсаторных возможностей детского мозга. Особую роль в этом процессе играет физическое воспитание. 
  • Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная физическая культура.
Принципы проведения ЛФК при ДЦП Индивидуализация в методике и дозировке нагрузок; Регулярность воздействия Длительность применения метода; Разнообразие и новизна в проведении занятий;

Принципы проведения ЛФК при ДЦП

  • Индивидуализация в методике и дозировке нагрузок;
  • Регулярность воздействия
  • Длительность применения метода;
  • Разнообразие и новизна в проведении занятий;
Принципы проведения ЛФК при ДЦП Умеренность воздействия; Соблюдение цикличности, т.е. чередование интенсивности нагрузок; Учет возрастных особенностей. ДЦП – неизлечимое заболевание, главная цель применения ЛФК – облегчить последствия и синдромы заболевания с помощью различных методик.

Принципы проведения ЛФК при ДЦП

  • Умеренность воздействия;
  • Соблюдение цикличности, т.е. чередование интенсивности нагрузок;
  • Учет возрастных особенностей.

ДЦП – неизлечимое заболевание, главная цель применения ЛФК – облегчить последствия и синдромы заболевания с помощью различных методик.

Противопоказания к применению ЛФК Конкретных и общих противопоказаний к применению ЛФК в процессе лечения ДЦП нет. Противопоказания условно можно разделить на две группы: Противопоказания сопутствующих заболеваний; Невозможность выполнения определенного вида упражнений из-за излишнего напряжения мышц.

Противопоказания к применению ЛФК

  • Конкретных и общих противопоказаний к применению ЛФК в процессе лечения ДЦП нет.
  • Противопоказания условно можно разделить на две группы:
  • Противопоказания сопутствующих заболеваний;
  • Невозможность выполнения определенного вида упражнений из-за излишнего напряжения мышц.
Комплексы ЛФК 1. Тренировка удержания головы .  B положении на спине вырабатывается умение приподнимать голову поворачивать ее в стороны. Это важно для освоения следующего двигательного навыка - поворотов и присаживания. B положении на животе, для облегчения удержания головы, под голову и плечи подкладывают валик. Легче поднять голову при выполнении упражнений на большом мяче, раскачивая его вперед-назад. Раскачивание на мяче тренирует не только реакцию выпрямления головы, но и реакцию равновесия. № Упражнения 1. И.П. – лежа на животе, руки вверх. (лицом к зеркалу) 2. 1) Наклон головы назад  2-3) Удержание И.П. – лежа на животе на фитболе, руки вверх. 3. 4) И.П. 1)Мяч отвести назад, бедра ребенка прижать рукой. Наклон головы назад. И.П. – лежа на животе на ногах инструктора. Инструктор – сед согнув ноги. 1) Наклон головы назад  2-3) Удержание 2-3) Удержание 4) И.П. И.П.

Комплексы ЛФК

1. Тренировка удержания головы .  B положении на спине вырабатывается умение приподнимать голову поворачивать ее в стороны. Это важно для освоения следующего двигательного навыка - поворотов и присаживания. B положении на животе, для облегчения удержания головы, под голову и плечи подкладывают валик. Легче поднять голову при выполнении упражнений на большом мяче, раскачивая его вперед-назад. Раскачивание на мяче тренирует не только реакцию выпрямления головы, но и реакцию равновесия.

Упражнения

1.

И.П. – лежа на животе, руки вверх. (лицом к зеркалу)

2.

1) Наклон головы назад 2-3) Удержание

И.П. – лежа на животе на фитболе, руки вверх.

3.

4) И.П.

1)Мяч отвести назад, бедра ребенка прижать рукой. Наклон головы назад.

И.П. – лежа на животе на ногах инструктора. Инструктор – сед согнув ноги.

1) Наклон головы назад 2-3) Удержание

2-3) Удержание

4) И.П.

  • И.П.
Комплекс ЛФК 2. Тренировка поворотов туловища.  Повороты со спины на бок и со спины на живот стимулируют подъем головы, тормозят влияние шейных тонических рефлексов, развивают координацию движений, равновесие. B положении на боку ребенок видит свои руки, что способствует выработке зрительно-моторных координаций. Кроме того, вращательные движения необходимы для поддержания равновесия. Двигательное действие выполняется в упрощенных условиях для первичного ознакомления. Затем помощь инструктора применяется в зонах максимального напряжения/кризисных моментах движения. После освоения движения возможно применение упражнений с интересующими ребенка предметами. Пример с гимнастической терминологией ниже: И.П. Лежа на спине, мяч сбоку. Правая рука влево Правая влево С помощью инструктора на лежа на левом боку, мяч в руках. И.П.

Комплекс ЛФК

2. Тренировка поворотов туловища.  Повороты со спины на бок и со спины на живот стимулируют подъем головы, тормозят влияние шейных тонических рефлексов, развивают координацию движений, равновесие. B положении на боку ребенок видит свои руки, что способствует выработке зрительно-моторных координаций. Кроме того, вращательные движения необходимы для поддержания равновесия.

Двигательное действие выполняется в упрощенных условиях для первичного ознакомления.

Затем помощь инструктора применяется в зонах максимального напряжения/кризисных моментах движения.

После освоения движения возможно применение упражнений с интересующими ребенка предметами. Пример с гимнастической терминологией ниже:

И.П. Лежа на спине, мяч сбоку.

  • Правая рука влево
  • Правая влево
  • С помощью инструктора на лежа на левом боку, мяч в руках.
  • И.П.
Комплексы ЛФК 3. Тренировка ползания на четвереньках. Вначале следует тренировать поднимание головы и опору на предплечья и кисти в положении на животе. В положении на четвереньках тренируется способность правильно удерживать позу, опираясь на раскрытые кисти и колени, отрабатывается реакция равновесия, для тренировки поворотов, перенос массы тела, опираясь то на одну руку или одну ногу, то на другую. При этом необходимо следить за правильным (разогнутым) положением головы. Для ползания на четвереньках надо правильно перемещать центр тяжести, сохранять равновесие и совершать реципрокные движения конечностями. И.П. – лежа на животе. Согнуть левую Согнуть правую Руки вперед -7) Удержание 8) И.П.

Комплексы ЛФК

3. Тренировка ползания на четвереньках. Вначале следует тренировать поднимание головы и опору на предплечья и кисти в положении на животе. В положении на четвереньках тренируется способность правильно удерживать позу, опираясь на раскрытые кисти и колени, отрабатывается реакция равновесия, для тренировки поворотов, перенос массы тела, опираясь то на одну руку или одну ногу, то на другую. При этом необходимо следить за правильным (разогнутым) положением головы. Для ползания на четвереньках надо правильно перемещать центр тяжести, сохранять равновесие и совершать реципрокные движения конечностями.

И.П. – лежа на животе.

  • Согнуть левую
  • Согнуть правую
  • Руки вперед
  • -7) Удержание

8) И.П.

Комплексы ЛФК 4. Тренировка сидения.  Умение сидеть требует хорошего контроля головы, распространения реакций выпрямления на туловище, наличия реакций равновесия и защитной функции рук. Кроме того, важна коррекция патологических поз. Устойчивость в положении сидя облегчает свободные движения рук, при этом спина должна быть выпрямлена, голова приподнята. № Упражнения 1. И.П. – сидя на стуле. 2. Взять мяч, лежащий на полу, Мяч вверх Мяч вперед И.П. И.П. – сидя на стуле, руки вытянуты, мяч в руках. 1. 3. 1. Правую руку с мячом вправо. И.П. – сидя на стуле, руки с мячом вверх. Руки вперед; Поворот вправо; Поворот влево; И.П. 2. И.П. 3. Левую руку с мячом влево 4. И.П.

Комплексы ЛФК

4. Тренировка сидения.  Умение сидеть требует хорошего контроля головы, распространения реакций выпрямления на туловище, наличия реакций равновесия и защитной функции рук. Кроме того, важна коррекция патологических поз. Устойчивость в положении сидя облегчает свободные движения рук, при этом спина должна быть выпрямлена, голова приподнята.

Упражнения

1.

И.П. – сидя на стуле.

2.

  • Взять мяч, лежащий на полу,
  • Мяч вверх
  • Мяч вперед
  • И.П.

И.П. – сидя на стуле, руки вытянуты, мяч в руках. 1.

3.

1. Правую руку с мячом вправо.

И.П. – сидя на стуле, руки с мячом вверх.

  • Руки вперед;
  • Поворот вправо;
  • Поворот влево;
  • И.П.

2. И.П.

3. Левую руку с мячом влево

4. И.П.

Массаж при ДЦП У большинства больных ДЦП состояние значительно улучшается, благодаря систематическому комплексному лечению, в которое входит массаж и ЛФК. Если тонус резко повышается, особенно в приводящих мышцах (аддукторах) и сгибателях, это приводит к образованию контрактур. Больные с такими симптомами передвигаются с трудом, перекрещивая ноги. Точные движения руками также выполняются с трудом. Иногда больные совсем не могут двигать руками, не в состоянии даже пользоваться карандашом или ложкой. Нередко страдает интеллект. Больные ДЦП отстают в физическом и умственном развитии от своих сверстников. Парез, паралич конечностей, мышц, их укорочение, неправильная походка и поза в положении сидя приводят к нарушению осанки. У больных наблюдаются сколиозы, кифосколиозы и паталогические изменения стоп. Довольно часто также констатируются изменения вегетативной нервной системы и внутренних органов. Нарушаются обменные процессы.

Массаж при ДЦП

У большинства больных ДЦП состояние значительно улучшается, благодаря систематическому комплексному лечению, в которое входит массаж и ЛФК. Если тонус резко повышается, особенно в приводящих мышцах (аддукторах) и сгибателях, это приводит к образованию контрактур. Больные с такими симптомами передвигаются с трудом, перекрещивая ноги. Точные движения руками также выполняются с трудом. Иногда больные совсем не могут двигать руками, не в состоянии даже пользоваться карандашом или ложкой. Нередко страдает интеллект. Больные ДЦП отстают в физическом и умственном развитии от своих сверстников. Парез, паралич конечностей, мышц, их укорочение, неправильная походка и поза в положении сидя приводят к нарушению осанки. У больных наблюдаются сколиозы, кифосколиозы и паталогические изменения стоп. Довольно часто также констатируются изменения вегетативной нервной системы и внутренних органов. Нарушаются обменные процессы.

Массаж при ДЦП

Массаж снижает рефлекторную возбудимость мышц, предупреждает образование и развитие контрактур, уменьшает синкинезию и трофические расстройства, стимулирует функцию паретических мышц, улучшает циркуляцию крови и лимфы. Перед массажем мышцы должны быть максимально расслабленными. Для этого необходимо подобрать исходное положение и соответствующие упражнения на расслабление. Массаж проводят дифференцированно. Растирание, поглаживание и разминание сокращенных мышц с повышенным тонусом делают плавно, нежно и медленно. Более глубокий массаж с такими приемами, как поколачивание и хлопки, применяют для растянутых мышц. Обязательно массируют паравертабельные спинномозговые сегменты. Техника и методика массажа подобны тем, которые применяются при инсультах. Причем массажист обязан учитывать, что он делает массаж ребенку, который может не иметь никакого представления о том, как выполнять данное упражнение, так как никогда его не делал. К тому же, ребенок не осознает необходимость лечения. Он не способен так хорошо концентрировать внимание, как взрослый человек. 

Массаж при ДЦП

Следует также помнить о том, что больные ДЦП часто бывают замкнутыми и раздражительными. Массажист должен учитывать это и проявлять терпение и ласку по отношению к маленькому пациенту, располагая его к себе. Хорошо, если в кабинете будут яркие и интересные игрушки, соответствующие возрасту ребенка. Во время процедуры с ребенком нужно разговаривать, играть, создавая таким образом приятную психологическую атмосферу. Сегодня существует множество различных методик массажа, каждую из которых можно применить в отдельном случае. Чем больше методик знает массажист, тем быстрее он подберет наиболее эффективную из них для каждого пациента. Однако, независимо от используемой методики, необходимо добиться расслабления мышц. Для этого делают подготовительный массаж, применяя специальные упражнения и укладки на расслабление. Можно, например, использовать нисходящий массаж, сочетая его с втиранием анестезиновой мази охватывающим поглаживанием сверху вниз до появления ощущения тепла. При этом нельзя затрагивать сухожилия. Расслабить крупные группы мышц применяется разминание, как бы переваливая мышечную массу с одной руки на другую. Расслабить мышцы тазобедренных и плечевых суставов позволит катание. В этом случае мышцы «катают» двумя руками в направлении от себя к себе, подобно скалке на тесте.

Массаж при ДЦП

Для расслабления мышц перед массажем также используется прием потряхивания. Для расслабления стопы или кисти массажист захватывает одной рукой голень или предплечье и делает несколько коротких и длинных движений (потряхиваний). Таких движений сначала следует выполнять немного, и они должны быть плавными. Их амплитуду и скорость увеличивают по мере наступления расслабления мышц. Для расслабления мышц по всей руке или ноге массажист берет конечность за дистальный отдел, захватывая при этом кисть руки(фиксируя лучезапястный сустав) или голеностопный сустав ноги. Затем вверх - вниз и в стороны выполняют встряхивающие движения. Прекрасно расслабляет мышцы точечный массаж, который также называют тормозным. Например, при атоническиастатической форме ДЦП очень эффективным является стимулирующий точечный массаж, в ходе которого выполняется пуктация резких, коротких и быстрых надавливаний точек, которые находятся на коже над мышцами, участвующими в движении. Процедура выполняется несколько раз в каждой точке одним или несколькими пальцами. При этом палец быстро отнимают от точки, не задерживаясь на ней. Иногда на одну и ту же точку рекомендуется оказывать возбуждающее или тормозное воздействие, исходя из цели массажа (стимулируя или расслабляя мышцы).

Массаж при ДЦП

Снизить гипертонус мышц позволит вибрация, которая является своеобразным методом рефлекторной терапии. Выполняется данная процедура при помощи портативного электрического вибратора, предназначенного для массажа лица. Массаж воротниковой зоны и лица расслабляет мимические мышцы и является эффективным методом лечения нарушений речи. Расслабить мышцы живота позволит звуковой массаж, сочетающийся со специальной гимнастикой и произношением звуков. Во время данной процедуры (массируя живот исключительно по часовой стрелке) или тактильного раздражения отдельных участков живота пациент покашливает, произносит звуки «р-р-р», «ш-ш-ш» и т. д. Весьма эффективным методом для снижения мышечного тонуса является покачивание ребенка на мяче в положении лежа на животе, спине, на боку. Одновременно выполняют массаж шеи, спины, ягодиц. Для снижения гипертонуса мышц рекомендуется также сочетать стимуляционный массаж мышц-антагонистов с пассивным растяжением напряженной мышцы. Правильно положение частей тела (в т. ч. по отношению друг к другу) также способствует нормализации мышечного тонуса во время массажа. Очень важно при этом выбрать оптимальное положение головы по отношению к шее и туловищу. 

Массаж при ДЦП Перед растягиванием мышцы, сведенной спастикой, необходимо полностью согнуть конечность или повернуть голову максимально в сторону проявления спастической кривошеи и т. д. В таком положении голову следует подержать несколько секунд. Затем проводится легкое потряхивание мышц, которые ранее находились в напряжении. В результате этих манипуляций можно будет, не прилагая усилий, выполнить движение до упора движение в обратную сторону и зафиксировать конечность.   Если мышцы сокращены спастикой, использовать рекомендуется только растирание и поглаживание отдельных групп мышц.

Массаж при ДЦП

Перед растягиванием мышцы, сведенной спастикой, необходимо полностью согнуть конечность или повернуть голову максимально в сторону проявления спастической кривошеи и т. д. В таком положении голову следует подержать несколько секунд. Затем проводится легкое потряхивание мышц, которые ранее находились в напряжении. В результате этих манипуляций можно будет, не прилагая усилий, выполнить движение до упора движение в обратную сторону и зафиксировать конечность.  Если мышцы сокращены спастикой, использовать рекомендуется только растирание и поглаживание отдельных групп мышц.

Список источников: Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура (для бакалавров) / Э.Н. Вайнер. - М.: КноРус, 2017 Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и массаж: Учебник для медицинских училищ и колледжей / В.А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. Калюжнова И.А, Перепелова О.В. Лечебная физкультура – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. Красикова, Ирина Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия / Ирина Красикова. - М.: Корона-Век, 2013. Шлык Н. И. Лечебная физическая культура: практикум. – Ижевск, 2012.

Список источников:

  • Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура (для бакалавров) / Э.Н. Вайнер. - М.: КноРус, 2017
  • Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и массаж: Учебник для медицинских училищ и колледжей / В.А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
  • Калюжнова И.А, Перепелова О.В. Лечебная физкультура – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  • Красикова, Ирина Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия / Ирина Красикова. - М.: Корона-Век, 2013.
  • Шлык Н. И. Лечебная физическая культура: практикум. – Ижевск, 2012.