Мастер-класс «Использование мыследеятельностных технологий в преподавании языков. Задачная форма организации учебного процесса»
Дудалина Н.П. учитель английского языка ГБОУ СОШ №597
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЯ В ТЕХНОЛОГИИ ЗАДАЧНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА (ЗФО).
Работа в Задачной Форме организации учебного процесса (Обучения) (ЗФО) в школе ведется уже довольно давно. Это форма мыследеятельностной педагогики. Мы привыкли к тому, что взаимодействие педагога и ученика строится, как правило, в заданьевой форме. Эта форма предполагает, что ученик получает от учителя не только задание, но и способ его выполнения. Ребенок редко сталкивается с нестандартными учебными заданиями. А самое главное, они не умеют ставить собственные задачи и организовать себя на их решение. В системе мыследеятельностной педагогики задачная форма обучения представляется той технологией, с помощью которой педагог имеет возможность ввести ребенка в процессы мышления, а именно порождения нового способа действия.
При работе в ЗФО учитель ставит учащихся перед необходимостью самостоятельно искать пути решения задачи, для которой они не имеют готового, заранее рассказанного учителем способа, но в то же время имеют достаточно знаний, применяя которые в не стандартных ситуациях или по-новому их комбинируя, учащиеся способны прийти к правильным выводам. Занятие с использованием задачной формы организации учебного процесса состоит из определенных этапов:
1. У учащихся есть способ, с поддержкой которого они не могут решить поставленную перед ними задачу.
2. Далее используя проектирование и конструирование, учащиеся самостоятельно выходят из затруднения и формулируют новый способ решения.
3. Последний, но наиболее важный, этап – это рефлексия. Учащиеся сопоставить старый и новый способ и понять, какими способами они действовали, для получения нового способа, а также восстановить ход собственных рассуждений.
Если рассматривать каждый этап, то можно выделить следующую структуру занятия в ЗФО:
актуализация опорных способов,
ситуация успеха,
задача – ловушка,
рефлексия.
Первый этап занятия наиболее простой - это актуализация опорных способов. Это задания, составленные на основе анализа имеющихся знаний и способностей детей для освоения нового способа и определенного учебного материала для актуализации имеющихся способов.
Следующий этап это ситуация успеха. Задания на данном этапе невозможно рассматривать отдельно от заданий следующего этапа, а именно задачи-ловушки. Задания ситуации успеха это задания, которые не должны вызывать трудности у учащихся. Задача – ловушка – внешне похожая на предыдущие задания, но требует другого способа решения. Задача – ловушка является ключевым этапом в занятии в ЗФО, так как именно на этом этапе и происходит порождение нового способа действия. Итак, у нас есть задание, которое учащиеся не могут решить известными способами. Далее важно, подтолкнуть детей сформулировать вопрос "Чего мы не знаем?" И отсюда – возможность у детей выхода на самостоятельную формулировку и постановку учебной задачи.
После можно выделить следующие этапы:
Выдвижение проектного хода по разрешению учебной ситуации.
В случае нескольких вариантов проектных ходов – реализация всех предложений и их проверка.
Формулировка нового способа решения и фиксирование его в определенной знаковой форме (схема, модель, правило).
Также мне хотелось бы отметить, что если на планируемом занятии мы хотим добиться освоения определенного способа, то важным становится понимание - в усложнение или наращивание, какого предыдущего способа мы собираемся вводить новый. А с другой стороны - чем будет являться этот вводимый способ для продолжения работы педагога и ребенка в дальнейшем. То есть понимать не только что ты хочешь получить от детей на текущем занятии, но и то, что они должны уже знать и уметь, и то к чему они должны прийти в будущем.
И последний, но наиболее важный этап – это рефлексия проделанной работы.
1. Учащиеся должны найти ответы на вопросы:
а) почему нельзя было применить для решения поставленной задачи старый способ решения
б) какие знания и ранее известные способы для решения задач мы имели до начала работы
в) чем поставленная задача отличается от предыдущих
г) какой новый способ решения был найден и в чем состоит его новизна
д) какие шаги они сделали, чтобы получить новый способ
2. Учащихся должны определить место нового способа в общей картине знаний.
Подводя итог сказанному, отмечу что, задачная форма организации - это технология развития мышления, коммуникации и деятельности. Следует отметить, что переход на задачную форму обучения тяжел для педагога, прежде всего ломкой стереотипа мышления, так как хочется преподнести все знания самой, а – нельзя. Необходимо дать возможность детям самим сделать выводы. Освоить принцип создания задач – ловушек не слишком сложно, сложнее так рассчитать приращение информации, чтобы, с одной стороны, дети смогли самостоятельно преодолеть затруднения, а с другой, оно не оказалось бы слишком легким. В заключении, можно отметить, что при работе в ЗФО необходимо помнить, что все те способы, которые мы формируем у детей, важны не сами по себе. Они должны привести к возникновению целого комплекса способов, а также умению выбирать адекватный задаче способ и при необходимости достроить его.
Схема ЗФО
Управление
Проектирование
Конструирование
Способ 1 Способ 2
Этапы занятия в технологии ЗФО
Рефлексия
Актуализация опорных способов
ЗФО – это технология развития мышления, коммуникации и деятельности