Выступление на педсовете по теме:
«Духовно-нравственное развитие обучающихся
в объединении «Квиллинг»
Педагог дополнительного образования - Минаева Л.Ю.
Мы все хотим, чтобы наши дети стали успешными людьми: ответственными, целеустремленными, конструктивно думающими и способными самостоятельно принимать правильные решения и были настоящими профессионалами своего дела. Но если мы не будем учить их любить, помогать другим людям, дружить, прощать, они не будут счастливы в этой жизни.
Свою работу руководителем объединения «Квиллинг» я начала с формирования детского коллектива. В ходе наблюдений и бесед с ребятами были выявлены следующие проблемы духовно- нравственного плана:
- взаимоотношения со сверстниками (неумение работать в коллективе, учитывать интересы другого, помогать друг другу);
- отсутствие трудолюбия (отсутствие интереса к работе, терпения, усидчивости, желания доводить работу до конца, привычки убирать за собой рабочее место);
- отсутствие понимания красоты и гармонии (незнание ребятами законов композиции, понимания чувства цвета);
- бедность духовного мира (дети мало читают художественную литературу);
- трудность нравственного выбора (неумение ребят отличить хорошие поступки от плохих, вести себя правильно по отношению к взрослым, к своим сверстникам).
Я думаю, что причины этого содержатся в постоянном использовании ребятами компьютеров, планшетов и сотовых телефонов. Идет огромный поток информации, а ребята не умеют работать с ней правильно.
Обучая ребят основам квиллинга, я параллельно занимаюсь и духовно-нравственным воспитанием. Чтобы помочь детям и семье я провожу следующую работу:
- Беседы с обучающимися и родителями о пользе и вреде различных информационных средств, о правилах безопасного использования ИКТ, о вечных ценностях: свобода, истина, красота, справедливость, добро.
- Давала ребятам задания по поиску нужной информации к занятиям (например, узнать историю появления художественных открыток в России, найти композиции из различных материалов по теме занятия, составить эскизы декоративных панно). После знакомства и обсуждения такой информации я отмечала повышение интереса у детей к занятиям квиллингом.
- Организовывала обсуждения увиденного и услышанного ребятами в средствах массовой информации (Провела диспут на тему «Дизайнерская елка». После телерепортажа «Старые открытки» ребята охотно делились своими мнениями о поздравительных новогодних открытках. В беседе «Мои любимые книги» ребята рассказывали о прочитанных детских книгах. Обсуждали с ребятами праздники: презентацию клуба, городской день рождения Смоленска, клубные «День осени» и «День матери» и др.). Это способствовало тому, что ребята больше узнали друг о друге, стали проявлять интерес к литературе, начали общаться по различным вопросам жизни города, объединения и всего клуба.
- Для того чтобы развить чувство красоты и гармонии мы с ребятами посещаем выставки художников и изучаем картины мастеров (выставка художника Куинджи, смоленских художников, посещение смоленской картинной галереи, областной библиотеки имени Твардовского (на 4 этаже, где проходят выставки). Это помогло развить у детей чувство любви к прекрасному, понимание истинной красоты.
- Перед началом работы мы подготавливаем рабочее место, по окончании занятия ребята убирают свое рабочее место. Мы стараемся каждое задание выполнить до конца, по окончании занятия мы устраиваем просмотр всех работ, дети сами оценивают работы, видят свои результаты, и мы подводим итоги. Если работа не получается мы снова к ней возвращаемся, анализируем ошибки и завершаем работу.
- Для упражнений ребят в положительных взаимоотношениях я регулярно провожу занятия в форме коллективных творческих работ (Так, на тему «Панно», каждый ребенок делает определенные элементы, из которых составляется коллективная композиция, на тему «Композиция из растений» каждый ребенок делал свой цветок, из которых потом полностью составлялся букет). В процессе такой деятельности дети научились помогать друг другу, сотрудничать, общаться, этично оценивать работы товарищей.
- Использую в своей работе основные принципы педагогики сотрудничества – «обучение без принуждения», «право на свою точку зрения», «право каждого на ошибку», «успешность», «мажорность», «сочетание индивидуального и коллективного». Стараюсь к каждому ребенку подойти индивидуально, учитывая его способности, умения и навыки, чтобы пробудить интерес к занятию и раскрытию ребенка как уникальной и неповторимой личности. Предоставляю каждому из ребят возможность свободно выбирать материалы, темы работ, необходимое для работы оборудование.
- Дети подражают взрослым, поэтому я стараюсь показывать ребятам хорошие примеры для подражания. Рассказываю о творческом пути художников, например о Рерихе, Левитане. Необходимый материал подбираю в литературе, искусстве, кино. В январе 2016г. мы участвовали в Международном конкурсе детского рисунка «Историческая АРТ - Эстафета - Первые в мире», который проводила редакция федерального портала История РФ. В ходе подготовки к конкурсу и после посещения сайта выставки дети долго делились впечатлениями о русских ученых (Ломоносове, Менделееве), изобретателях (Артамонове - создал первый в мире двухколесный велосипед, Новикове - изобрел подводную лодку, Можайском - изобрел и сконструировал самолет).
Рисование с детьми на темы: «Космос», «Природа», «Русские богатыри» является частью тематического плана работы объединения. Прекрасными примерами для подражания у ребят всегда бывают понравившиеся герои. Их привлекают некоторые качества и поступки героев. Например, нравится рисовать, как Сергий Радонежский с любовью относиться к животным, как Георгий Победоносец пронзает копьем чудовищного змея и спасает жителей деревни. Это также постепенно влияет на формирование нравственного выбора ребят.
В ходе текущей аттестации отметила результаты проделанной работы:
Дети лучше стали работать в коллективе, помогают друг другу.
Стали более усидчивыми, стремятся закончить работу.
Больше стали разбираться в композиции, правильно подбирают нужные цвета, появляется чувство вкуса, гармонии.
Познакомились с русскими святыми, русскими художниками.