Два романа двух великих современников («Дубровский» А. С. Пушкина и «Вадим» М. Ю. Лермонтова)
Проект подготовила
ученица 8 класса
МОУ Комсомольская СОШ
филиал в селе Селезни
Синельникова Лилия
Руководитель проекта: Попова Н.Л.
Пушкин и Лермонтов
Цель исследования
Расширить представление об исторической теме
в творчестве
А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Задачи исследования
1. Прочитать произведения А. С. Пушкина на историческую тему, в т. ч. роман «Дубровский».
2. Познакомиться с романом М. Ю. Лермонтова «Вадим».
3. Изучить литературную критику к романам.
4. Сравнить произведения «Дубровский», «Вадим» и найти сходства и различия.
5. Подобрать портреты и иллюстрации.
Гипотеза
Если Пушкин и Лермонтов были дворянами известных в России фамилий, то почему их так привлекают борцы против дворян.
Ход исследования
1. Историческая тема в произведениях Пушкина.
2. Роман Лермонтова «Вадим» - роман на историческую тему.
3. Сходство и различие романов «Дубровский» и «Вадим».
Пушкинские песни о Стеньке Разине
Как по Волге- реке, по широкой
Выплывала востроносая лодка,
Как на лодке гребцы удалые,
Казаки, ребята молодые.
На корме сидит сам хозяин.
Сам хозяин, грозен Стенька Разин…
Что не конский топ, не людская молвь,
Не труба трубача с поля слышится,
А погодушка свищет, гудит,
Свищет, гудит, заливается.
Зазывает меня, Стеньку Разина,
Погулять по морю, по синему…
В 1820 году Пушкин побывал на Дону, слышал и записывал песни о Разине, Болотникове, Булавине.
Позднее из глухой Михайловской ссылки он писал брату « … вечером слушаю сказки- и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
А через два года, в 1826 году, Пушкин пишет свои «Песни о Стеньке Разине.
Стенька Разин и Емелька Пугачев
Пушкин задумал новый роман «Дубровский» в конце 20-х – начале 30-х годов XIX века, когда во многих губерниях России начались холерные бунты, а затем восстание в аракчеевских военных поселениях. Напряженное положение в стране не могло не повлиять на его замысел.
Пушкин в «Дубровском» внешне продолжает традиции «разбойничьего» романа: главный герой – молодой дворянин, порвавший со своим классом, вставший во главе шайки разбойников, чтобы мстить за обиду, ему нанесенную.
Замысел романа «Дубровский»
В основу фабулы Пушкин положил истинный случай. Это было дело « О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову, состоящим Тамбовской губернии Козловской округи сельце Новопанском».
Копию с этого дела Пушкин вставил в рукопись романа целиком , изменив только соответственно фамилии Крюкова на Троекурова, а Муратова на Дубровского.
Дело о неправильном владении…
Судебное решение
Крестьяне в изображении Пушкина
Крепостной быт развращает помещиков.
Крепостная зависимость развращает и крестьян, привыкающих к рабскому своему положению. Но не все крестьяне смиряются и безответно сносят свое положение. С особенной теплотой пишет Пушкин о крепостных людях Дубровского. В изображении Пушкина у более человечного и великодушного барина и крестьяне лучше, человечнее, в них больше чувства собственного достоинства и независимости.
Владимир Дубровский – представитель дворянства. Разбойником он становится только из-за стремления к личной мести, других причин у него нет. Главная его цель – отомстить Троекурову и всем, кто виновен в разорении и гибели отца.
Когда же он влюбляется в Машу Троекурову и уже не может мстить ее отцу, он призывает свою шайку прекратить разбой, а сам скрывается за границу.
Владимир Дубровский - разбойник
Крестьянский бунт
В пору расцвета романтизма в художественно-исторической прозе к жанру исторического романа обратился никому еще не известный тогда юный Лермонтов. Он написал роман «Вадим», оставшийся незаконченным, содержанием которого послужили эпизоды Пугачевского восстания.
Обращение Лермонтова к крестьянскому восстанию 1773-1775 годов явилось откликом на крестьянские волнения 1830-1831 годов, в частности, в родной Лермонтову Пензенской губернии. Роман затрагивал основной социальный конфликт крепостной России – взаимоотношения крепостного крестьянства и помещичьего класса.
Случилось так, что и Лермонтов слышал о деле Крюкова и Муратова и использовал его в завязке своего романа.
Крестьянское восстание в романе М.Ю. Лермонтова «Вадим»
Вадим - романтический герой, полный ненависти к крепостническому миру
- Во время Пугачёвского восстания Вадим становится во главе отряда, чтобы рассчитаться со своим обидчиком за разорение отца. Друг отца затеял старинную тяжбу о землях, выиграл ее и отнял имение.
- Лермонтов наделяет героя могучей волей, целеустремленностью и жаждой действия, чего он не видел в поколении 30-х годов. Образ Вадима- романтическая форма критики пассивности и созерцательности мыслящий дворянской молодежи последекабристской поры. Лермонтовский Вадим- человек большой силы воли и духа, больших страстей, от которых страдает он сам. Герой романа Лермонтова со злобной радостью смотрит на беспощадный крестьянский бунт и всячески содействует ему. Мужество, сила характера и крепкая воля романтического героя, взятого из исторического прошлого, являлись и упреком и способом воспитания слабовольного и бесхарактерного поколения, пришедшего на смену.
В «Вадиме» народ выступает как могучая и активная сила в большом историческом событии, затрагивающем судьбу всей нации. Лермонтов с разных сторон показывает крестьянскую среду. Добрые и злые, нищие и разъяренная толпа, расправляющаяся с ненавистными ей барами,- таков многосторонний образ народа, нарисованный в романе.
Для замысла Лермонтова важны были не столько конкретные исторические детали и обстоятельства Пугачевского восстания, сколько историческая верность художественного отображения острого конфликта между крепостным крестьянством и дворянами- помещиками.
Экономическую основу конфликта Лермонтов не освещает. Он выдвигает на первый план моральную его сторону, раскрывая бесчеловечную, антигуманную сущность крепостного строя.
Крестьяне в изображении Лермонтова
Сходство и различие романов
Вопросы крепостничества, самодержавия, тяжелого положения крестьян, одинаково занимали Пушкина и Лермонтова.
Материалом романа Лермонтова послужили, как и у Пушкина, семейные воспоминания.
Вадим, как и Владимир Дубровский, мстит за своего отца. Оружием мести Дубровского, как и Вадима, становится крестьянское возмущение и расправа с угнетателями. Вадим своею любовью к Ольге так же связан с тем миром, против которого он выступал, как и Дубровский- любовью к Маше.
Пушкин и Лермонтов видят историческую неизбежность массового народного возмущения и нравственную справедливость расправы восставшего народа со своими угнетателями.
Но Лермонтов судьбу своего героя связывает не с частным случаем возмущения крестьян, как в «Дубровском», а с громадным историческим событием- восстанием Пугачева.
Вывод
Пушкин и Лермонтов - писатели- гуманисты, для которых главным был вопрос о рабстве, о бесчеловечности самого факта владения людьми. Главным для них была свобода человека, его личность. Рисуя картины крепостного произвола, передовые дворяне выступали против крепостничества.
Источники
- 1. С. Петров «Русский исторический роман
- XIX века». Москва: «Художественная литература», 1984
- 2. А. С. Пушкин «Собрание сочинений в одном томе». Москва:«Художественная литература», 1984
- 3. А. С. Пушкин «Дубровский». Ленинград: «Детская литература»,
1972