СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дыхательная гимнастика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлены простые упражнения дыхательной гимнастики для детей , систематическое и правильное проведение которых на занятиях объединений будет способствовать оздоровлению обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Дыхательная гимнастика»

Дыхательная гимнастика Комплекс упражнений для школьников

Дыхательная гимнастика

Комплекс упражнений

для школьников

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.

Типы дыхания нижнее или «брюшное», «диафрагмальное»  (в дыхатель­ных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя) ; среднее или «реберное»  (в дыхательных движениях участ­вуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и не­сколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднима­ется) ; верхнее или «ключичное»  (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном венти­лируются верхушки легких и немного - средняя часть) ; смешанное или «полное дыхание йогов»  (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентили­руются все части легких) .

Типы дыхания

  • нижнее или «брюшное», «диафрагмальное»  (в дыхатель­ных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя) ;
  • среднее или «реберное»  (в дыхательных движениях участ­вуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и не­сколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднима­ется) ;
  • верхнее или «ключичное»  (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном венти­лируются верхушки легких и немного - средняя часть) ;
  • смешанное или «полное дыхание йогов»  (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентили­руются все части легких) .
Роль дыхания  Правильное физиологическое дыхание: - обогащает кислородом головной мозг; - является профилактикой простудных заболеваний; - способствует регуляции теплового режима организма.  Правильное речевое дыхание: - способствует нормальному темпу и ритму речи, интонации голоса; - является залогом правильного звукопроизношения.

Роль дыхания

  • Правильное физиологическое дыхание: - обогащает кислородом головной мозг; - является профилактикой простудных заболеваний; - способствует регуляции теплового режима организма.
  • Правильное речевое дыхание: - способствует нормальному темпу и ритму речи, интонации голоса; - является залогом правильного звукопроизношения.
Преимущество дыхательной гимнастики 1. Гимнастика сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба, бег, плавание — особенно.  2. Дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней.  3. Гимнастика  положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто дыхательная  — в работу включаются все мышцы.  4. Гимнастика доступна всем людям.  5. Для  занятий гимнастикой  не требуется особых условий — специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки и т.д.), помещения и прочих.  6. Высокая эффективность. После первых занятий объем легких значительно увеличивается.  7.Дает хороший эффект для  тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и  грудной клетке.  8. Гимнастика  показана и взрослым, и детям.

Преимущество дыхательной гимнастики

  • 1. Гимнастика сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба, бег, плавание — особенно. 2. Дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней. 3. Гимнастика  положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто дыхательная  — в работу включаются все мышцы. 4. Гимнастика доступна всем людям. 5. Для  занятий гимнастикой  не требуется особых условий — специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки и т.д.), помещения и прочих. 6. Высокая эффективность. После первых занятий объем легких значительно увеличивается. 7.Дает хороший эффект для  тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и  грудной клетке. 8. Гимнастика  показана и взрослым, и детям.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики -выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;  - проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;  - заниматься до еды;  - заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;  - дозировать количество и темп проведения упражнений; - вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот; - в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе); - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

  • -выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;
  • - проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
  • - заниматься до еды;
  • - заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
  • - дозировать количество и темп проведения упражнений;
  • - вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
  • - в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе);
  • - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

Дышим тихо, спокойно и плавно   Цель:  учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики. Исходное положение - стоя, сидя, лежа  (это зависит от предыдущей физической нагрузки) . Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос  (повторить 5-10раз) . Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Дышим тихо, спокойно и плавно

  • Цель:  учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
  • Исходное положение - стоя, сидя, лежа  (это зависит от предыдущей физической нагрузки) . Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
  • Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос  (повторить 5-10раз) .
  • Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Подыши одной ноздрей   Цель:  учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. 1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох  (по­следовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание) . 2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка». 3-4. То же другими ноздрями. Повторить 3-6 раз.

Подыши одной ноздрей

  • Цель:  учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
  • Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
  • 1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох  (по­следовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание) .
  • 2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
  • 3-4. То же другими ноздрями.
  • Повторить 3-6 раз.
Воздушный шар в грудной клетке   Цель :  учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких. Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки. --Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим. --На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер

Воздушный шар в грудной клетке  

  • Цель :  учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.
  • Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.
  • Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.
  • --Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
  • --На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер
Воздушный шар поднимается вверх  Цель:  учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких. Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4-8 раз.

Воздушный шар поднимается вверх 

  • Цель:  учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.
  • Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.
  • Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч.
  • Повторить 4-8 раз.
Ветер   (очистительное, полное дыхание)   Цель:  учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах. Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух нескольки­ми отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

Ветер   (очистительное, полное дыхание)

  • Цель:  учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
  • Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух нескольки­ми отрывистыми выдохами.
  • Повторить 3-4 раза.
Радуга, обними меня   Цель:  учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах. Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. -Исходное положение - стоя или в движении. -Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. -Задержать дыхание на 3-4 секунд. -Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза.

Радуга, обними меня

  • Цель:  учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
  • Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
  • -Исходное положение - стоя или в движении.
  • -Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
  • -Задержать дыхание на 3-4 секунд.
  • -Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо.
  • Повторить 3-4 раза.
Ежик   Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный  (как ёжик) , с напряжением мышц всей носоглотки  (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается) . Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4-8 раз.

Ежик

  • Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный  (как ёжик) , с напряжением мышц всей носоглотки  (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается) . Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.
  • Повторить 4-8 раз.
Губы «трубкой»   -Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы. -Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа. -Сделать глотательное движение  (как бы глотаешь воздух) . -Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.

Губы «трубкой»

  • -Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.
  • -Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.
  • -Сделать глотательное движение  (как бы глотаешь воздух) .
  • -Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
  • Повторить 4-6 раз.
Ушки   Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.

Ушки

  • Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.
Насос -Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. -Выполнять наклоны вперед-вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом  (5-7 пружинистых на­клонов и вдохов) . -Выдох произвольный. Повторить 3-б раз.

Насос

  • -Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
  • -Выполнять наклоны вперед-вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом  (5-7 пружинистых на­клонов и вдохов) .
  • -Выдох произвольный.
  • Повторить 3-б раз.
Инопланетяне   Цель.  Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры. Исходное положение - 3-4 раза из положения лежа на спине, 3-4 раза стоя. Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются» и т. д. -Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку. -Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие. -Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: «Я сильный  (ая) ». -Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

Инопланетяне

  • Цель.  Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.
  • Исходное положение - 3-4 раза из положения лежа на спине, 3-4 раза стоя. Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются» и т. д.
  • -Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.
  • -Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.
  • -Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: «Я сильный  (ая) ».
  • -Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.
Такие упражнения можно использовать в физкультминутках, на зарядке, уроках пения, физкультуры, ритмики.  Количество дыхательных упражнений в базовом комплексе можно уменьшить, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
  • Такие упражнения можно использовать в физкультминутках, на зарядке, уроках пения, физкультуры, ритмики.
  • Количество дыхательных упражнений в базовом комплексе можно уменьшить, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
«Болезни едва ли могут происходить из другого источника, кроме воздуха, когда он в большем или в меньшем количестве, или более сгущенный, или пропитанный болезнетворными миазмами, входит в тело…» Гиппократ

«Болезни едва ли могут происходить из другого источника, кроме воздуха, когда он в большем или в меньшем количестве, или более сгущенный, или пропитанный болезнетворными миазмами, входит в тело…»

Гиппократ