Подрубная, Е. А. Тематический контроль по русской литературе. 8 класс : пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. среднего образования, с рус. яз. обучения с 11-летним сроком обучения : в 2 ч. Ч. 1 / Е. А. Подрубная. — Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2005. — 26, [2] с.
Тесты составлены с учетом трех уровней и оцениваются соответственно до 6, до 8 и до 10 баллов. Задача тестов — выяснение реальной картины знания учеником текста изучаемого произведения. Тесты способствуют формированию у учащихся устойчивого интереса к чтению, позволяют учителю более тщательно контролировать и объективно оценивать знания учащихся, что формирует адекватную самооценку школьников.
Рекомендуются учителям русской литературы и языка, ученикам средних общеобразовательных школ.
ОТ АВТОРА
Предлагаемая система разноуровневых заданий составлена с учетом требований, предъявляемых к учащимся при оценке их знаний по десятибалльной системе. Ответы на вопросы теста первого уровня могут быть оценены до 6 баллов включительно. Ответы на вопросы теста второго уровня могут быть оценены до 8 баллов включительно. Ответы на вопросы теста третьего уровня могут быть оценены до 10 баллов включительно. Учитель может сократить количество тестовых вопросов первого уровня до 6 или 12 по своему усмотрению. Для выполнения задании второго и третьего уровней на уроке учитель предлагает ученику 1—2 вопроса по своему выбору.
Желательно, чтобы учащийся вначале проходил тест первого уровня, который направлен на выявление степени его ориентации в текстуальном материале. Если тест пройден успешно (5,5—6 баллов), то ученик может получить тестовое задание второго уровня. При успешном прохождении второго уровня (7—8 баллов), школьник получает возможность перехода на третий уровень (9—10 баллов). Оценка ставится по конечному результату. Целесообразно выполнять тестовые задания разных уровней не на одном уроке, а в процессе изучения темы: тест первого уровня предлагается в начале изучения произведения, тесты второго и третьего уровней — в завершении его изучения. Вопросы третьего уровня могут использоваться и в качестве домашнего задания, в таком случае их ответы должны носить более развернутый характер. При работе с тестовыми заданиями на уроке учащиеся должны давать краткие ответы по существу поставленной проблемы. Предлагаемые ключи к заданиям второго уровня представляют собой возможные варианты подобных ответов без учета индивидуально-психологических особенностей конкретного ученика. В ряде случаев вопросы второго и третьего уровней требуют предварительного обсуждения в классе в ходе изучения произведения.
Вопросы второго и третьего уровней могут использоваться и в качестве контрольных вопросов по теме. В таком случае ученику выдается 1—2 вопроса, на которые он дает развернутый ответ, в зависимости от его глубины и полноты оцениваемый по десятибалльной шкале.
ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАЧАЛА XIX В.
АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЭСХИЛ.
«Прометей прикованный»
Уровень 1
1. Что является источником трагедии «Прометей прикованный»?
а) мифы; г) история Древней Греции;
б) «Илиада»; д) история Древнего Рима.
в) «Одиссея»;
2. Какова цель авторов древней трагедии?
а) вызвать в душе зрителей парод;
б) создать дифирамб;
в) вызвать в душе зрителей катарсис;
г) создать эксод;
д) выделить корифея.
3. Прометей наказан за то, что...
а) подарил людям бессмертие;
б) научил людей письменности;
в) дал людям надежду на будущее;
г) дал людям огонь;
д) лишил их дара предвиденья.
4. Кого из богов посылает Зевс к Прометею, чтобы выведать тайну будущего?
а) Гефеста; г) Гелиоса;
б) Гермеса; д) Гериона.
в) Гименея;
5. Какие силы в трагедии представляют бога, противостоящего Прометею?
а) Крониды; г) Персеиды;
б) Сила и Власть; д) Титаны.
в) Океаниды;
6. Какую тайну должен узнать посланец Зевса?
а) от чьей руки Зевс потеряет власть;
б) с кем изменяет Зевсу его возлюбленная Ио;
в) какими качествами наделил людей Прометей;
г) кто будет наследником Зевса;
д) чьим сыном является Прометей.
Уровень 2
1. Как в образе Прометея сочетается героическое и трагическое?
2. Каким предстает в трагедии Зевс?
Уровень 3
Напишите мини-сочинение на тему: «Прометей сегодня» или «Мое отношение к подвигу Прометея».
Представьте себе, что вы — театральный художник. Учитывая вкусы современного зрителя, выразите идею художественного воплощения трагедии. Продумайте костюмы актеров, декорации.
Представьте себе, что вы — режиссер постановки по трагедии Эсхила «Прометей прикованный», но вы хотели бы ее осовременить. Как вы представляете подобную постановку?
ЛИТЕРАТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
«Песнь о Роланде»
Уровень 1
1. О каком властелине франков повествуется в «Песне о Роланде»?
а) о Людовике Святом; г) о Франциске Смелом;
б) о Карле Великом; д) о Филиппе Красивом.
в) о Генрихе Великолепном;
2. С кем сражаются франки?
а) с маврами; г) с саксами;
б) с арабами; д) с готами.
в) с сарацинами;
3. Кого отправляет король франков в качестве посла к побежденным?
а) Оливера; г) Турпина;
б) Роланда; д) Ганелона.
в) Нэма;
4. Где находится лагерь побежденных?
а) в Бургосе; г) в Сарагосе;
б) в Кордове; д) в Мадриде.
в) в Ронсенвале;
5. Кто стал главой арьергарда?
а) Роланд; г) Карл;
б) Оливер; д) Марсилий.
в) Ганелон;
6. Какое войско собрали неверные против арьергарда победителей?
а) две сотни тысяч; г) пять сотен тысяч;
б) три сотни тысяч; д) шесть сотен тысяч.
в) четыре сотни тысяч;
7. Дюрендаль — это...
а) кличка лошади Роланда;
б) кличка собаки Роланда;
в) имя меча Роланда;
г) имя рога Роланда;
д) имя невесты Роланда.
8. Олифант — это...
а) кличка лошади Роланда;
б) кличка собаки Роланда;
в) имя меча Роланда;
г) имя рога Роланда;
д) имя невесты Роланда.
9. Альда — это...
а) кличка лошади Роланда;
б) кличка собаки Роланда;
в) имя меча Роланда;
г) имя рога Роланда;
д) имя невесты Роланда.
10. Кого призывает на помощь перед смертью Роланд?
а) святую мать Христову;
б) сюзерена Карла Великого;
в) друга Оливера;
г) вассала Ансеиса;
д)отчима Ганелона.
11. Сколько французов погибло в сражении с войском неверных?
а) десять тысяч;
б) двадцать тысяч;
в) тридцать тысяч;
г) сорок тысяч;
д) пятьдесят тысяч.
12. Как был казнен предатель?
а) распят на кресте;
б) повешен;
в) растерзан львами;
г) разорван на части жеребцами;
д) убит на поединке.
Уровень 2
Назовите особенности «Песни о Роланде» как средневековой героической поэмы.
Каким предстает перед нами Роланд — средневековый рыцарь?
Каким предстает перед нами Карл Великий — средневековый сюзерен?
Какие законы рыцарской чести нарушает Ганелон?
Уровень 3
Напишите мини-сочинение на тему: «Рыцарский кодекс чести сегодня и в эпоху Средневековья».
Выполните небольшую исследовательскую работу на тему: «Влияние христианской морали на кодекс рыцарской чести».
Попробуйте написать стилизированную «Песнь о...», выбрав в качестве прототипа своего одноклассника и описав его «подвиги».
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Уровень 1
1. Как зовут старшего брата Петра?
а) Порфирий; г) Пантелеймон;
б) Панфил; д) Панкрат.
в) Павел;
2. Какой подвиг совершает ради брата Петр?
а) отказывается от княжения;
б) побеждает полчища язычников;
в) побеждает дьявола;
г) побеждает разбойников;
д) уходит в монастырь.
3. Где находит (добывает) Петр Агриков меч?
а) в оружейной палате; г) в поединке с князем;
б) в бою с врагами; д) в княжеской усыпальнице.
в) в церкви Воздвижения;
4. Как пострадал Петр в сражении с дьяволом?
а) был ранен в руку, и рука стала сохнуть;
б) был ранен в ногу, и на ноге образовались язвы;
в) был обрызган слюной дьявола и покрылся струпьями;
г) был опален огнем из пасти змея и покрылся струпьями;
д) был обрызган кровью дьявола и покрылся струпьями.
б. Где жила Феврония?
а) в селе Ласково; г) в селе Милово;
б) в Рязани; д) в селе Карачарове.
в) в Муроме;
6. Каким должен быть князь, чтобы излечиться?
а) смиренным и добрым;
б) мужественным и волевым;
в) храбрым и высокомерным;
г) добросердечным и не высокомерным;
д) добросердечным и великодушным.
7. Феврония взялась лечить князя с условием, что...
а) ее род получит боярское звание;
б) она получит богатство;
в) ее родители будут служить во дворце князя;
г) она получит вольную;
д) она станет женой князя.
8. Сколько раз Феврония излечивала Петра?
а) один раз; г) четыре раза;
б) два раза; д) пять раз.
в) три раза;
9. Как отнеслись к Февронии муромские бояре?
а) полюбили в благодарность за исцеление князя;
б) полюбили за мудрость и справедливость;
в) невзлюбили за проницательность;
г) невзлюбили из-за ее низкого происхождения;
д) невзлюбили из-за ее гордости.
10. Какое чудо сотворила блаженная княгиня Феврония?
а) по ее слову воздвигся за день храм;
б) по ее слову выросли за ночь деревья;
в) по ее слову построились за ночь ладьи;
г) по ее слову за ночь бояре из Мурома решили вернуть князя в Муром;
д) по ее слову князь выздоровел.
11. Какие имена приняли князь и княгиня после принятияиночества?
а) Борис и Ольга; г) Владимир и София;
б) Давыд и Ефросиния; д) Павел и Анна.
в) Ярослав и Анастасия;
12. В какой церкви нашли успокоение Петр и Феврония?
а) в церкви Воздвижения;
б) в церкви Пречистой Богородицы;
в) в церкви Петра и Павла;
г) в церкви Успения Пресвятой Богородицы;
д) в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Уровень 2
Найдите черты фольклорного произведения в «Повести...».
Найдите признаки светской литературы в «Повести...».
Какие черты роднят «Повесть...» с житийной литературой?
В чем идейный замысел «Повести...»?
Познакомьтесь с другими памятниками житийной литературы. Выделите черты, характерные для русских святых.
Составьте рассказ о святом, носящем ваше имя, используя выражения, характерные для житийной литературы.
Сопоставьте сюжет «Повести...» с либретто оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже». Чем обусловлены различия?
ЛИТЕРАТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
УИЛЬЯМ ШЕКСПИР. «Ромео и Джульетта»
Уровень 1
1. Каков жанр пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта»?
а) комедия; г) трагедия;
б) драма; д) водевиль.
в) мелодрама;
2. Сколько лет Джульетте?
а) двенадцать; г) пятнадцать;
б) тринадцать; д) шестнадцать.
в) четырнадцать;
3. Кто становится женихом Джульетты?
а) Тибальт; г) Ромео;
б) Бенволио; д) Парис.
в) Меркуцио;
4. Где в первый раз встретились Ромео и Джульетта?
а) на улице; г) на маскараде в доме Мон-
б) в церкви; текки;
в) на рыночной площади; д) на балу в доме Капулетти.
5. Какое будущее готовит себе и Джульетте Ромео?
а) стать возлюбленными;
б) стать мужем и женой;
в) стать любовниками;
г) расстаться после того, как Джульетта выйдет замуж за другого;
д) расстаться с Джульеттой и жениться на другой.
6. Кто помогает Джульетте избежать брака с нелюбимым?
а) кузен Тибальт; г) граф Парис;
б) друг Меркуцио; д) дядя Капулетти.
в) брат Лоренцо;
7. С кем дерется на дуэли Ромео?
а) с Тибальтом; г) с Лоренцо;
б) с Меркуцио; д) с Балтазаром.
в) с Бенволио;
8. Где скрывается Ромео после дуэли?
а) в Вероне; г) в Милане;
б) в Падуе; д) в Мантуе.
в) в Венеции;
9. Как спасается от нежеланного брака Джульетта?
а) бежит к любимому в другой город;
б) объясняет все матери и просит о помощи;
в) выпивает яд и засыпает на 42 часа;
г) обращается к отцу за помощью;
д) уходит в монастырь.
10. Как погибает граф Парис?
а) от руки наемных убийц;
б) умирает от горя из-за смерти Джульетты;
в) выпивает яд;
г) убит на дуэли Меркуцио;
д) убит на дуэли Ромео.
11. Как погибает Ромео?
а) от руки наемных убийц;
б) умирает от горя из-за смерти Джульетты;
в) выпивает яд;
г) вонзает в себя кинжал;
д) убит на дуэли Тибальтом.
12. Как погибает Джульетта?
а) вонзает в себя кинжал;
б) выпивает яд;
в) умирает от горя из-за смерти Ромео;
г) бросается со скалы;
д) убита братом Лоренцо.
Уровень 2
Докажите, что пьеса У. Шекспира «Ромео и Джульетта» — трагедия.
Как отразились в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» взгляды эпохи Возрождения?
Какой идеал человеческих отношений утверждает трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта»?
4. Каково отношение автора к главным героям пьесы?
Уровень 3
Напишите мини-сочинение на тему: «Мое отношение к героям трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта"».
Сопоставьте две экранизации трагедии: фильмы Джанфранко Дзифирелли и Бэза Ларманна.
Почему не ослабевает интерес к трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» с течением времени? Обоснуйте свою точку зрения.
Какая постановка — оперная, балетная, театральная или экранизация — наиболее выразительна? Обоснуйте свою точку зрения.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII В.
Д. И. ФОНВИЗИН. «Недоросль»
Уровень 1
1. Каков жанр пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
а) мелодрама; г) комедия;
б) водевиль; д) трагикомедия.
в) драма;
2. Кем г-жа Простакова приходится Скотинину?
а) женой; г) тещей;
б) кумой; д) сестрой.
в) сватьей;
3. До чего у Скотинина «смертная охота», т. е. что он любит?
а) деньги; г) вкусно поесть;
б) свиней; д) сладко поспать.
в) свою невесту;
4. Какую обновку примеряет Митрофан?
а) кафтан; б) жилет; в) камзол; г) брюки; д) рубаху.
5. Кем Софья приходится Стародуму?
а) сестрой; г) внучкой;
б) невестой; д) племянницей.
в) дочерью;
6. Кому назначена «благостыня», т. е. плата за службу «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на год»?
а) Кутейкину; г) Еремеевне;
б) Цифиркину; д) Тришке.
в) Вральману;
7. Что сохранил Стародум, удалившись от двора?
а) обиду, разочарование, озлобление;
б) самоуважение, покой, гордость;
в) чины, состояние, уважение;
г) душу, честь, правила;
д) горечь, раздражение, любочестие.
8. Кому принадлежит фраза: «Наличные деньги — не наличные достоинства»?
а) Правдину; г) Стародуму;
б) Софье; д) Простакову.
в) Милону;
9. Кем служил Вральман у Стародума?
а) учителем; г) камердинером;
б) мажордомом; д) кучером.
в) привратником;
10. Какой частью речи является, по мнению Митрофана, дверь в гостиной?
а) глаголом; г) числительным;
б) существительным; д) местоимением.
в) прилагательным;
11. По мнению г-жи Простаковой, география не нужна, так как...
а) ученые все врут;
б) это не дворянская наука — ходить пешком;
в) есть извозчики, которые довезут, куда изволишь;
г) это вздор, раз Вральман не учил этому Митрофана;
д) это вздор, раз Митрофан не мог этого выучить.
12. О ком сказано: «Вот злонравия достойные плоды»?
а) о Простаковой; г) о Митрофане;
б) о Простакове; д) о Кутейкине.
в) о Скотинине;
Уровень 2
Перечислите признаки классицизма в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Найдите в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» отступления от норм классицизма.
Покажите на нескольких примерах, к каким средствам создания комического эффекта в пьесе прибегает Д. И. Фонвизин.
Как группируются персонажи в пьесе? Какими средствами автор характеризует героев? Приведите примеры из пьесы.
б. Какова идейная направленность пьесы? В чем новаторство Д. И. Фонвизина как автора пьесы классицистического характера?
Докажите на материале комедии, что классицизм неразрывно связан с идеями эпохи Просвещения. Кто является в пьесе резонером и что это значит?
Приведите примеры яркой речевой характеристики персонажей. Какие персонажи более индивидуализированы и почему? Приведите примеры фраз, ставших впоследствии крылатыми.
Каково символическое значение названия пьесы «Недоросль»? Кого так называют сегодня и почему?
Уровень 3
Напишите мини-сочинение на тему: «Каков он, сегодняшний Митрофан?».
Напишите мини-сочинение на тему: «Исторические и нравственные причины возникновения г-жи Простаковой».
Посмотрите одну из постановок пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль» и напишите отзыв.
Представьте себе, что вы — постановщик. Предложите современное прочтение пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль». Возможно ли подобное прочтение? Обоснуйте свою точку зрения.
А. С. ПУШКИН. Лирика
Уровень 1
1. К какому роду литературы относятся стихотворения А. С. Пушкина «Погасло дневное светило...» и «Редеет
облаков летучая гряда»?
а) эпосу; г) трагедии;
б) драме; д) лирическому эпосу.
в) лирике;
2. Каков жанр стихотворений «Погасло дневное светило…» и «Редеет облаков летучая гряда»?
а) ода; г) эпитафия;
б) элегия; д) эпиталама.
в) эпиграмма;
3. К какому литературному направлению правомернее отнести стихотворения «Погасло дневное светило...» и «Редеет облаков летучая гряда»?
а) классицизму; г) реализму;
б) сентиментализму; д) символизму.
в) романтизму;
4. Определите вид тропа в строке «легкокрылая радость» (стихотворение «Погасло дневное светило...»).
а) метафора; г) парафраз;
б) олицетворение; д) гипербола.
в) эпитет;
5. Определите вид тропа в строке «радость... сердце страданью предала» (стихотворение «Погасло дневное светила у/
а) метафора; г) эпитет;
б) олицетворение; д) гипербола.
в) литота; .
6. Как называются повторяющиеся строки в стихотворении «Погасло дневное светило...»?
а) рефрен; г) эпиграмма;
б) припев; д) повтор.
в) эпиграф;
7. Какая тема объединяет стихотворения А. С. Пушкина «Узник» и «Птичка»?
а) тема разлуки; г) тема свободы;
б) тема любви; д) тема дружбы.
в) тема радости жизни;
8. Какой стихотворный размер называется александрийским стихом}
а) пятистопный хорей;
б) шестистопный ямб;
в) четырехстопный дактиль;
г) трехстопный амфибрахий;
д) четырехстопный анапест.
9. Цезура — это...
а) пауза, разделяющая стихотворение на строфы;
б) пауза, разделяющая стихотворение на смысловые части;
в) пауза, разделяющая строку на два полустишия;
г) проверка содержания стихотворения с точки зрения нравственности;
д) проверка содержания стихотворения с точки зрения благонадежности.
10. Повторение согласных в строке называется...
а) ассоциацией; г) агглютинацией;
б) аллитерацией; д) аттестацией.
в) аффектацией;
11. Лирический герой — это...
а) автор произведения, выступающий от первого лица;
б) действующее лицо в произведении;
в) образ героя, чьи чувства переданы автором;
г) герой, испытывающий любовь;
д) герой, испытывающий печаль.
12. Какой прием использовал А. С. Пушкин в стихотворении «К морю», назвав море «свободной стихией»?
а) эпитет; г) тавтологию;
б) аллегорию; д) метафору.
в) эвфемизм;
13. Какова идея стихотворения «К морю»?
а) прощание с любимой;
б) прощание со свободой;
в) прощание с морем;
г) прощание с романтическим идеалом;
д) прощание с романтическими героями.
14. Какого поэта — гения свободы — упоминает в стихотворении «К морю» А. С. Пушкин?
а) Жуковского; г) Шелли;
б) Лермонтова; д) Гете.
в) Байрона;
15. Основываясь на тексте стихотворения «К морю», обоснуйте, почему не состоялся «поэтический побег» поэта.
а) потому что не позволило правительство;
б) потому что не отпустили друзья;
в) потому что романтические герои умерли, и поэту не- кому помочь;
г) потому что свободы нет нигде;
д) потому что его не отпустила любимая.
16. Определите вид тропа в строке «Глухие звуки, бездны глас...» (стихотворение «К морю»).
а) метафора; г) гипербола;
б) параллелизм; д) эпитет.
в) олицетворение;
17. Определите вид тропа в строках: «И вслед за ним, как бури шум, / Другой от нас умчался гений...» (стихотворение «К морю»).
а) сравнение; г) олицетворение;
б) рефрен, д) оксюморон.
в) эпитет;
18. Каков жанр стихотворения «К морю»?
а) ода; г) эпитафия;
б) элегия; д) эпиталама.
в) эпиграмма;
Уровень 2
1. Выделите особенности композиции стихотворения «Погасло дневное светило...». На сколько частей можно разделить стихотворение? Как подчеркивает поэт наличие смысловых частей?
Приведите примеры художественных средств, использованных в стихотворении «Погасло дневное светило...».
Охарактеризуйте лирического героя в стихотворении «Погасло дневное светило...».
Докажите, что произведение «Погасло дневное светило...» — романтическое стихотворение.
Докажите, что Наполеон и Байрон воспринимались современниками как романтические герои.
Каков смысл обращения поэта к морю? Проследите, как изменилось настроение поэта, сопоставив два стихотворения «Погасло дневное светило...» и «К морю».
Сопоставьте свободу моря и свободу человека в стихотворении «К морю».
Каким предстает перед нами лирический герой в стихотворении «К морю»?
Уровень 3
1. Познакомьтесь с отрывком из статьи М. Цветаевой «Мой Пушкин», посвященным стихотворению «К морю». Сопоставьте свои впечатления от прочтения стихотворения и впечатления поэтессы.
Сделайте разбор стихотворения «Погасло дневное светило...».
Проанализируйте стихотворение «К морю».
Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Двоемирие в романтической поэзии», используя примеры из лирики А. С. Пушкина.
Напишите мини-сочинение на тему: «Свобода в романтической поэзии», опираясь на материал стихотворений А. С. Пушкина «Узник», «Птичка», «К морю».
А. С. Пушкин. Поэма «Цыганы»
Уровень 1
1. Действие поэмы происходит в...
а) Болгарии; г) России;
б) Молдавии; д) Турции.
в) Бессарабии;
2. Имя главной героини поэмы...
а) Мария; г) Земфира;
б) Мариула; д) Радда.
в) Зара;
3. О каком «жителе полудня» старик рассказывает преданье?
а) о Нероне; г) о Цицероне;
б) об Аристотеле; д) о Ромуле.
в) об Овидии;
4. Как долго прожил с цыганами Алеко?
а) два года; г) полтора года;
б) три года; д) два с половиной года.
в) год;
5. Кем стал Алеко в цыганском таборе?
а) кузнецом; г) вором;
б) конокрадом; д) певцом.
в) скорняком;
6. Как сложилась судьба Алеко после убийства Земфиры?
а) он был осужден и убит цыганами;
б) он продолжает жить в таборе;
в) он был изгнан из табора;
г) он был убит любовником Земфиры;
д) он уходит из табора по своей воле.
7. Продолжите строку: «Теперь он вольный житель...».
а) степи; г) полей;
б) мира; д) равнин.
в) лесов;
8. Продолжите строку: «Птичка божия не знает...».
а) ни охоты, ни заботы;
б) ни забавы, ни отрады;
в) ни труда, ни отдыха;
г) ни заботы, ни труда;
д) ни забавы, ни труда.
9. Алеко жил с цыганами, «не признавая власти...». Чьей власти не хотел признавать Алеко?
а) Закона; г) Любви;
б) Денег; д) Страсти.
в) Судьбы;
10. Чего просят, по мнению Алеко, жители душных городов?
а) денег и удовольствий; г) денег и цепей;
б) воли и денег; д) хлеба и зрелищ.
в) воли и удовольствий;
11. Продолжите строку: «Ты любишь горестно и трудно, а сердце женское...».
а) играя; г) шутя;
б) легко; д) неглубоко.
в) несерьезно;
12. Восстановите слово из обращения старика к Алеко: «Оставь нас, ... человек!»
а) смирный; г) сильный;
б) вольный; д) гордый.
в) слабый;
Уровень 2
Докажите, что Алеко — романтический герой. Какими романтическими чертами наделен главный герой поэмы?
Каково авторское отношение к герою? Обоснуйте свою точку зрения.
Найдите параллельные эпизоды в сюжете поэмы. В чем их смысл?
Как трактуется в поэме понятие «свобода»? Соответствует ли оно романтической свободе? Как изменились взгляды и представления А. С. Пушкина о свободе?
Каков смысл последней речи старика, обращенной к Алеко: «Оставь нас...»?
Есть ли, по мнению автора, свобода среди цыган? В чем она заключается? Похожа ли она на романтическую свободу?
Уровень 3
Напишите мини-сочинение на тему: «Развитие понятия «романтическая свобода» в творчестве А. С. Пушкина на юге».
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «"Гордый человек" — типичный герой-романтик».
Составьте высказывание на тему: «Цивилизация и романтический герой».
Проанализируйте следующее утверждение: «Одинокий и чуждый окружающим, герой романтической поэмы оказывается обычно сродни только автору, а порой выступает в роли его двойника... Характеристика эта приложима отчасти и к самому Пушкину: образ Алеко во многом автобиографичен».
Согласны ли вы, что «неизбежность трагической развязки коренится в самой натуре героя, отравленного предрассудками европейской цивилизации, всем ее духом».. Обоснуйте свою точку зрения.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Лирика
Уровень 1
1. С воспоминаниями о ком связано стихотворение «Ангел»?
а) о матери; г) о друге;
б) об отце; д) о подруге.
в) о любимой;
2. Какая тема, звучащая в лирике М. Ю. Лермонтова, является ведущей в поэтике романтизма?
а) любовь к Богу; г) любовь к родине;
б) ненависть к людям; д) несчастья людские.
в) одиночество;
3. Какому историческому лицу посвящено стихотворение «Воздушный корабль»?
а) Кутузову; г) Мюрату;
б) Багратиону; д) Наполеону.
в) Нельсону;
4. Как развивается сюжет в стихотворении «Воздушный корабль»?
а) через описание острова;
б) через описание волшебного корабля;
в) через обращение героя к сыну;
г) через обращение к соратникам;
д) через описание героя.
5. Какие строки стихотворения «Выхожу один я на дорогу...» оказались пророческими (их справедливость подтвердилась в 1961 г.)?
а) «И звезда с звездою говорит...»;
б) «Уж не жду от жизни ничего я...»;
в) «Пустыня внемлет Богу...»;
г) «Спит земля в сиянье голубом...»;
д) «В небесах торжественно и чудно...».
6. Определите вид тропа в строке: «И звезда с звездою говорит...» (стихотворение «Выхожу один я на дорогу...»).
а) литота; г) метафора;
б) сравнение; д) олицетворение.
в) эпитет;
7. Определите вид тропа в строке «Но не тем холодным сном могилы...» (стихотворение «Выхожу один я на дорогу...»).
а) гипербола; г) эпитет;
б) олицетворение; д) определение.
в) метафора;
8. Композиционной особенностью стихотворения «Выхожу один я на дорогу...» является...
а) постепенное раскрытие основной темы;
б) противопоставление желаний лирического героя и действительности;
в) рассуждения лирического героя об идеале;
г) противопоставление окружающей природы внутреннему миру героя;
д) параллельное развитие двух тем с последующим их объединением.
9. Какое чувство является главным для героя стихотворения «Выхожу один я на дорогу...»?
а) одиночество; г) умиротворение;
б) любовь; д) усталость от жизни.
в) мечта о свободе;
10. О чем мечтает герой стихотворения «Выхожу один я на дорогу...»?
а) о любви; г) о покое;
б)о смерти; д) о бессмертии.
в) о счастье;
11. Что объединяет стихотворения «Желание» и «Узник»?
а) тема одиночества;
б) мечта о свободе;
в) тщетность усилий в борьбе с судьбой;
г) невозможность счастья на земле;
д) стремление вырваться из тюрьмы.
12. Какое стихотворение посвящено любви?
а) «Молитва»;
б) «Ангел»;
в) «Выхожу один я на дорогу...»;
г) «Завещание»;
д) «Она не гордой красотою...».
Уровень 2
Определите особенности композиции стихотворения «Выхожу один я на дорогу...». Какие композиционные части можно выделить в стихотворении, как они соотносятся?
Приведите примеры выразительных средств в стихотворении «Выхожу один я на дорогу...». Определите их роль.
Охарактеризуйте лирического героя в стихотворениях «Узник», «Желание», «Выхожу один я на дорогу...».
В чем особенность образа Наполеона в стихотворении «Воздушный корабль»?
В чем особенность любовной лирики М. Ю. Лермонтова?
Сопоставьте стихотворения «Выхожу один я на дорогу...» и «Молитва».
Уровень 3
Сопоставьте лирических героев в романтических произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Я сын страдания...».
Сопоставьте стихотворения «Узник» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Проведите мини-исследование на тему: «Поэтические символы одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова».
Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Уровень 1
1. С чего начинается повесть Н. В. Гоголя?
а) с эпиграфа; г) с пейзажа;
б) с пролога; д) с авторской ремарки.
в) с описания бекеши;
2. Какое любимое кушанье у Ивана Ивановича?
а) яблоки; г) вареники;
б) груши; д) галушки.
в) дыни;
3. На что похож дом Ивана Ивановича?
а) на скворечник; г) на улей;
б) на тарелку с блинами; д) на курятник.
в) на муравейник;
4. Что, по мнению рассказчика, побуждает Ивана Ивановича обходить после службы нищих?
а) щедрость;
б) стремление облагодетельствовать;
в) богомольность;
г) доброта;
д) вера в Бога.
5. Каково семейное положение Ивана Ивановича?
а) жених; г) старый холостяк;
б) вдовец; д) отец семейства.
в) женат;
6. Как обращаются к Ивану Ивановичу дети Гапки?
а) тятя; г) дядя;
б) барин; д) пан.
в) папа;
7. Каково семейное положение Ивана Никифоровича?
а) жених; г) старый холостяк;
б) вдовец; д) отец семейства.
в) женат;
а) ходить в гости; г) есть;
б) ходить в церковь; д) купаться.
в) спать;
9. Какая самая приметная деталь одежды Ивана Никифоровича?
а) бекеша; г) кафтан;
б) шаровары; д) бешмет.
в) жилет;
10. На что похож нос Ивана Никифоровича?
а) на небольшую картофелину;
б) на маленькую уточку;
в) на спелую сливу;
г) на тыкву;
д) на редьку.
11. Как Иван Иванович и Иван Никифорович пользуют табак?
а) нюхают; г) посыпают одежду от блох;
б) курят; д) посыпают одежду от моли.
в) жуют;
12. Какой предмет стал причиной ссоры Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича?
а) бекеша; г) жилет;
б) шаровары; д) ружье.
в) седло;
13. Фамилия Ивана Ивановича...
а) Перерепенко; г) Пухивочка;
б) Довгочхун; д) Голопузя.
в) Пупопуз;
14. Фамилия Ивана Никифоровича...
а) Перерепенко; г) Пухивочка;
б) Довгочхун; д) Голопузя.
в) Пупопуз;
15. Из-за какого слова Иван Иванович обиделся на Ивана Никифоровича?
а) дурень; г) гусак;
б) пень; д) пентюх.
в) свинья;
16. Кто способствовал тому, что ссора соседей стала непримиримой?
а) Антон Прокофьевич; г) Петр Федорович;
б) Агафия Федасеевна; . д) Евтихий Евтихиевич.
в) Демьян Демьянович;
17. Что является главным «украшением» площади в Миргороде?
а) поветовая рада; г) поветовый суд;
б) плетень с горшками; д) забор.
в) лужа;
18. Что случилось с прошением Ивана Никифоровича в суде?
а) подшили к делу; г) потерял секретарь;
б) испачкала курица; д) порвал судья.
в) съела хавронья;
19. Что послужило поводом для посещения городничим Ивана Ивановича?
а) ссора соседей;
б) хулиганство Ивана Ивановича;
в) жалоба Ивана Ивановича;
г) хулиганство свиньи Ивана Ивановича;
д) жалоба Ивана Никифоровича.
20. Какую постройку возвел Иван Никифорович, захватив часть земли Ивана Ивановича?
а) гусиный хлев; г) амбар;
б) сени; д) забор.
в) конюшню;
21. Какой вред хозяйству Ивана Никифоровича нанес Иван Иванович?
а) сломал забор; г) забил двери в конюшню;
б) разрушил амбар; д) поджег сени.
в) подпилил хлев;
22. Какое исключительное событие для Миргорода описывает рассказчик в повести?
а) приезд ревизора;
б) проведение водопровода;
в) пожар;
г) наводнение;
д) ассамблею у городничего.
23. На что обратил внимание рассказчик при описании бала?
а) на наряды дам;
б) на обилие блюд за ужином;
в) на украшение зала;
г) на разнообразие танцев;
д) на разнообразие съезда.
24. Судебная палата обещала решить дело о ссоре Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича в течение...
а) десяти лет; г) семи лет;
б) пяти лет; д) двадцати лет.
в) семнадцати лет;
Уровень 2
1. Проследите развитие сюжета в повести. Определите экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.
2. Охарактеризуйте рассказчика.
Сравните образы Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Найдите нарушение логики при сопоставлении их автором. С какой целью использован этот прием?
Выделите особенности описаний. Определите их роль в композиции повести.
Уровень 3
Напишите мини-сочинение на тему: «Скучно на этом свете, господа!».
Выделите особенности комического в произведении Н. В. Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Опишите случай из вашей жизни, подобный истории, рассказанной Н. В. Гоголем.
Определите художественные особенности повести, назовите особенности гоголевского стиля.