СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е.А.ПОДРУБНАЯ. Тематический контроль по русской литературе. 8 класс. Часть 1

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В книге задания имеют три уровня сложности: 1-й уровень (тестовая работа), 2-й уровень (ответы на вопросы), 3-й уровень (творческие задания, задания на связь с другими предметами). Задача тематической проверки — выяснение реальной картины знания учеником текста изучаемого произведе­ния. Тесты способствуют формированию у учащихся устойчивого интереса к чтению, позволяют учителю более тщательно контроли­ровать и объективно оценивать знания учащихся, что формирует адекватную самооценку школьников.

Просмотр содержимого документа
«Е.А.ПОДРУБНАЯ. Тематический контроль по русской литературе. 8 класс. Часть 1»


Подрубная, Е. А. Тематический контроль по русской литературе. 8 класс : посо­бие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. среднего образования, с рус. яз. обучения с 11-летним сроком обу­чения : в 2 ч. Ч. 1 / Е. А. Подрубная. — Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2005. — 26, [2] с.

Тесты составлены с учетом трех уровней и оцениваются соответственно до 6, до 8 и до 10 баллов. Задача тестов — выяснение реальной картины знания учеником текста изуча­емого произведения. Тесты способствуют формированию у учащихся устойчивого интере­са к чтению, позволяют учителю более тщательно контролировать и объективно оцени­вать знания учащихся, что формирует адекватную самооценку школьников.

Рекомендуются учителям русской литературы и языка, ученикам средних общеобра­зовательных школ.


ОТ АВТОРА

Предлагаемая система разноуровневых заданий составлена с уче­том требований, предъявляемых к учащимся при оценке их знаний по десятибалльной системе. Ответы на вопросы теста первого уровня могут быть оценены до 6 баллов включительно. Ответы на вопросы теста второго уровня могут быть оценены до 8 баллов включительно. Ответы на вопросы теста третьего уровня могут быть оценены до 10 баллов включительно. Учитель может сократить количество тес­товых вопросов первого уровня до 6 или 12 по своему усмотрению. Для выполнения задании второго и третьего уровней на уроке учи­тель предлагает ученику 1—2 вопроса по своему выбору.

Желательно, чтобы учащийся вначале проходил тест первого уровня, который направлен на выявление степени его ориентации в текстуальном материале. Если тест пройден успешно (5,5—6 бал­лов), то ученик может получить тестовое задание второго уровня. При успешном прохождении второго уровня (7—8 баллов), школьник получает возможность перехода на третий уровень (9—10 баллов). Оценка ставится по конечному результату. Целесообразно выпол­нять тестовые задания разных уровней не на одном уроке, а в про­цессе изучения темы: тест первого уровня предлагается в начале изучения произведения, тесты второго и третьего уровней — в за­вершении его изучения. Вопросы третьего уровня могут использо­ваться и в качестве домашнего задания, в таком случае их ответы должны носить более развернутый характер. При работе с тесто­выми заданиями на уроке учащиеся должны давать краткие отве­ты по существу поставленной проблемы. Предлагаемые ключи к за­даниям второго уровня представляют собой возможные варианты подобных ответов без учета индивидуально-психологических осо­бенностей конкретного ученика. В ряде случаев вопросы второго и третьего уровней требуют предварительного обсуждения в классе в ходе изучения произведения.

Вопросы второго и третьего уровней могут использоваться и в ка­честве контрольных вопросов по теме. В таком случае ученику выда­ется 1—2 вопроса, на которые он дает развернутый ответ, в зависимо­сти от его глубины и полноты оцениваемый по десятибалльной шкале.


ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАЧАЛА XIX В.

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЭСХИЛ.

«Прометей прикованный»

Уровень 1

1. Что является источником трагедии «Прометей прикованный»?

а) мифы; г) история Древней Греции;

б) «Илиада»; д) история Древнего Рима.

в) «Одиссея»;

2. Какова цель авторов древней трагедии?

а) вызвать в душе зрителей парод;

б) создать дифирамб;

в) вызвать в душе зрителей катарсис;

г) создать эксод;

д) выделить корифея.

3. Прометей наказан за то, что...

а) подарил людям бессмертие;

б) научил людей письменности;

в) дал людям надежду на будущее;

г) дал людям огонь;

д) лишил их дара предвиденья.

4. Кого из богов посылает Зевс к Прометею, чтобы выведать тайну будущего?

а) Гефеста; г) Гелиоса;

б) Гермеса; д) Гериона.

в) Гименея;

5. Какие силы в трагедии представляют бога, противостоящего Прометею?

а) Крониды; г) Персеиды;

б) Сила и Власть; д) Титаны.

в) Океаниды;

6. Какую тайну должен узнать посланец Зевса?

а) от чьей руки Зевс потеряет власть;

б) с кем изменяет Зевсу его возлюбленная Ио;

в) какими качествами наделил людей Прометей;

г) кто будет наследником Зевса;

д) чьим сыном является Прометей.

Уровень 2

1. Как в образе Прометея сочетается героическое и трагическое?

2. Каким предстает в трагедии Зевс?

Уровень 3

  1. Напишите мини-сочинение на тему: «Прометей сегодня» или «Мое отношение к подвигу Прометея».

  2. Представьте себе, что вы — театральный художник. Учиты­вая вкусы современного зрителя, выразите идею художественного воплощения трагедии. Продумайте костюмы актеров, декорации.

  3. Представьте себе, что вы — режиссер постановки по трагедии Эсхила «Прометей прикованный», но вы хотели бы ее осовременить. Как вы представляете подобную постановку?


ЛИТЕРАТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

«Песнь о Роланде»

Уровень 1

1. О каком властелине франков повествуется в «Песне о Роланде»?

а) о Людовике Святом; г) о Франциске Смелом;

б) о Карле Великом; д) о Филиппе Красивом.

в) о Генрихе Великолепном;

2. С кем сражаются франки?

а) с маврами; г) с саксами;

б) с арабами; д) с готами.

в) с сарацинами;

3. Кого отправляет король франков в качестве посла к побежденным?

а) Оливера; г) Турпина;

б) Роланда; д) Ганелона.

в) Нэма;

4. Где находится лагерь побежденных?

а) в Бургосе; г) в Сарагосе;

б) в Кордове; д) в Мадриде.

в) в Ронсенвале;

5. Кто стал главой арьергарда?

а) Роланд; г) Карл;

б) Оливер; д) Марсилий.

в) Ганелон;

6. Какое войско собрали неверные против арьергарда победителей?

а) две сотни тысяч; г) пять сотен тысяч;

б) три сотни тысяч; д) шесть сотен тысяч.

в) четыре сотни тысяч;

7. Дюрендаль — это...

а) кличка лошади Роланда;

б) кличка собаки Роланда;

в) имя меча Роланда;

г) имя рога Роланда;

д) имя невесты Роланда.

8. Олифант — это...

а) кличка лошади Роланда;

б) кличка собаки Роланда;

в) имя меча Роланда;

г) имя рога Роланда;

д) имя невесты Роланда.

9. Альда — это...

а) кличка лошади Роланда;

б) кличка собаки Роланда;

в) имя меча Роланда;

г) имя рога Роланда;

д) имя невесты Роланда.

10. Кого призывает на помощь перед смертью Роланд?

а) святую мать Христову;

б) сюзерена Карла Великого;

в) друга Оливера;

г) вассала Ансеиса;
д)отчима Ганелона.

11. Сколько французов погибло в сражении с войском неверных?

а) десять тысяч;

б) двадцать тысяч;

в) тридцать тысяч;

г) сорок тысяч;

д) пятьдесят тысяч.

12. Как был казнен предатель?

а) распят на кресте;

б) повешен;

в) растерзан львами;

г) разорван на части жеребцами;

д) убит на поединке.

Уровень 2

  1. Назовите особенности «Песни о Роланде» как средневе­ковой героической поэмы.

  2. Каким предстает перед нами Роланд — средневековый рыцарь?

  3. Каким предстает перед нами Карл Великий — средне­вековый сюзерен?

  4. Какие законы рыцарской чести нарушает Ганелон?

Уровень 3

  1. Напишите мини-сочинение на тему: «Рыцарский кодекс чести сегодня и в эпоху Средневековья».

  2. Выполните небольшую исследовательскую работу на те­му: «Влияние христианской морали на кодекс рыцарской чести».

  3. Попробуйте написать стилизированную «Песнь о...», вы­брав в качестве прототипа своего одноклассника и описав его «подвиги».


ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Уровень 1

1. Как зовут старшего брата Петра?

а) Порфирий; г) Пантелеймон;

б) Панфил; д) Панкрат.

в) Павел;

2. Какой подвиг совершает ради брата Петр?

а) отказывается от княжения;

б) побеждает полчища язычников;

в) побеждает дьявола;

г) побеждает разбойников;

д) уходит в монастырь.

3. Где находит (добывает) Петр Агриков меч?

а) в оружейной палате; г) в поединке с князем;

б) в бою с врагами; д) в княжеской усыпальнице.

в) в церкви Воздвижения;

4. Как пострадал Петр в сражении с дьяволом?

а) был ранен в руку, и рука стала сохнуть;

б) был ранен в ногу, и на ноге образовались язвы;

в) был обрызган слюной дьявола и покрылся струпьями;

г) был опален огнем из пасти змея и покрылся струпьями;

д) был обрызган кровью дьявола и покрылся струпьями.

б. Где жила Феврония?

а) в селе Ласково; г) в селе Милово;

б) в Рязани; д) в селе Карачарове.

в) в Муроме;

6. Каким должен быть князь, чтобы излечиться?

а) смиренным и добрым;

б) мужественным и волевым;

в) храбрым и высокомерным;

г) добросердечным и не высокомерным;

д) добросердечным и великодушным.

7. Феврония взялась лечить князя с условием, что...

а) ее род получит боярское звание;

б) она получит богатство;

в) ее родители будут служить во дворце князя;

г) она получит вольную;

д) она станет женой князя.

8. Сколько раз Феврония излечивала Петра?

а) один раз; г) четыре раза;

б) два раза; д) пять раз.

в) три раза;

9. Как отнеслись к Февронии муромские бояре?

а) полюбили в благодарность за исцеление князя;

б) полюбили за мудрость и справедливость;

в) невзлюбили за проницательность;

г) невзлюбили из-за ее низкого происхождения;

д) невзлюбили из-за ее гордости.

10. Какое чудо сотворила блаженная княгиня Феврония?

а) по ее слову воздвигся за день храм;

б) по ее слову выросли за ночь деревья;

в) по ее слову построились за ночь ладьи;

г) по ее слову за ночь бояре из Мурома решили вернуть князя в Муром;

д) по ее слову князь выздоровел.

11. Какие имена приняли князь и княгиня после принятияиночества?

а) Борис и Ольга; г) Владимир и София;

б) Давыд и Ефросиния; д) Павел и Анна.

в) Ярослав и Анастасия;

12. В какой церкви нашли успокоение Петр и Феврония?

а) в церкви Воздвижения;

б) в церкви Пречистой Богородицы;

в) в церкви Петра и Павла;

г) в церкви Успения Пресвятой Богородицы;

д) в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Уровень 2

  1. Найдите черты фольклорного произведения в «Повести...».

  2. Найдите признаки светской литературы в «Повести...».

  3. Какие черты роднят «Повесть...» с житийной литературой?

  4. В чем идейный замысел «Повести...»?

  1. Познакомьтесь с другими памятниками житийной лите­ратуры. Выделите черты, характерные для русских святых.

  2. Составьте рассказ о святом, носящем ваше имя, исполь­зуя выражения, характерные для житийной литературы.

  3. Сопоставьте сюжет «Повести...» с либретто оперы Н. А. Рим­ского-Корсакова «Сказание о граде Китеже». Чем обусловле­ны различия?


ЛИТЕРАТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР. «Ромео и Джульетта»

Уровень 1

1. Каков жанр пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта»?

а) комедия; г) трагедия;

б) драма; д) водевиль.

в) мелодрама;

2. Сколько лет Джульетте?

а) двенадцать; г) пятнадцать;

б) тринадцать; д) шестнадцать.

в) четырнадцать;

3. Кто становится женихом Джульетты?

а) Тибальт; г) Ромео;

б) Бенволио; д) Парис.

в) Меркуцио;

4. Где в первый раз встретились Ромео и Джульетта?

а) на улице; г) на маскараде в доме Мон-

б) в церкви; текки;

в) на рыночной площади; д) на балу в доме Капулетти.

5. Какое будущее готовит себе и Джульетте Ромео?

а) стать возлюбленными;

б) стать мужем и женой;

в) стать любовниками;

г) расстаться после того, как Джульетта выйдет замуж за другого;

д) расстаться с Джульеттой и жениться на другой.

6. Кто помогает Джульетте избежать брака с нелюбимым?

а) кузен Тибальт; г) граф Парис;

б) друг Меркуцио; д) дядя Капулетти.

в) брат Лоренцо;

7. С кем дерется на дуэли Ромео?

а) с Тибальтом; г) с Лоренцо;

б) с Меркуцио; д) с Балтазаром.

в) с Бенволио;

8. Где скрывается Ромео после дуэли?

а) в Вероне; г) в Милане;

б) в Падуе; д) в Мантуе.

в) в Венеции;

9. Как спасается от нежеланного брака Джульетта?

а) бежит к любимому в другой город;

б) объясняет все матери и просит о помощи;

в) выпивает яд и засыпает на 42 часа;

г) обращается к отцу за помощью;

д) уходит в монастырь.

10. Как погибает граф Парис?

а) от руки наемных убийц;

б) умирает от горя из-за смерти Джульетты;

в) выпивает яд;

г) убит на дуэли Меркуцио;

д) убит на дуэли Ромео.

11. Как погибает Ромео?

а) от руки наемных убийц;

б) умирает от горя из-за смерти Джульетты;

в) выпивает яд;

г) вонзает в себя кинжал;

д) убит на дуэли Тибальтом.

12. Как погибает Джульетта?

а) вонзает в себя кинжал;

б) выпивает яд;

в) умирает от горя из-за смерти Ромео;

г) бросается со скалы;

д) убита братом Лоренцо.

Уровень 2

  1. Докажите, что пьеса У. Шекспира «Ромео и Джульет­та» — трагедия.

  2. Как отразились в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джу­льетта» взгляды эпохи Возрождения?

  3. Какой идеал человеческих отношений утверждает траге­дия У. Шекспира «Ромео и Джульетта»?

4. Каково отношение автора к главным героям пьесы?
Уровень 3

  1. Напишите мини-сочинение на тему: «Мое отношение к ге­роям трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта"».

  2. Сопоставьте две экранизации трагедии: фильмы Джанфранко Дзифирелли и Бэза Ларманна.

  3. Почему не ослабевает интерес к трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» с течением времени? Обоснуйте свою точку зрения.

  4. Какая постановка — оперная, балетная, театральная или экранизация — наиболее выразительна? Обоснуйте свою точ­ку зрения.



РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII В.

Д. И. ФОНВИЗИН. «Недоросль»

Уровень 1

1. Каков жанр пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

а) мелодрама; г) комедия;

б) водевиль; д) трагикомедия.

в) драма;

2. Кем г-жа Простакова приходится Скотинину?

а) женой; г) тещей;

б) кумой; д) сестрой.

в) сватьей;

3. До чего у Скотинина «смертная охота», т. е. что он любит?

а) деньги; г) вкусно поесть;

б) свиней; д) сладко поспать.

в) свою невесту;

4. Какую обновку примеряет Митрофан?

а) кафтан; б) жилет; в) камзол; г) брюки; д) рубаху.

5. Кем Софья приходится Стародуму?

а) сестрой; г) внучкой;

б) невестой; д) племянницей.

в) дочерью;

6. Кому назначена «благостыня», т. е. плата за службу «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на год»?

а) Кутейкину; г) Еремеевне;

б) Цифиркину; д) Тришке.

в) Вральману;

7. Что сохранил Стародум, удалившись от двора?

а) обиду, разочарование, озлобление;

б) самоуважение, покой, гордость;

в) чины, состояние, уважение;

г) душу, честь, правила;

д) горечь, раздражение, любочестие.

8. Кому принадлежит фраза: «Наличные деньги — не наличные достоинства»?

а) Правдину; г) Стародуму;

б) Софье; д) Простакову.

в) Милону;

9. Кем служил Вральман у Стародума?

а) учителем; г) камердинером;

б) мажордомом; д) кучером.

в) привратником;

10. Какой частью речи является, по мнению Митрофана, дверь в гостиной?

а) глаголом; г) числительным;

б) существительным; д) местоимением.

в) прилагательным;

11. По мнению г-жи Простаковой, география не нужна, так как...

а) ученые все врут;

б) это не дворянская наука — ходить пешком;

в) есть извозчики, которые довезут, куда изволишь;

г) это вздор, раз Вральман не учил этому Митрофана;

д) это вздор, раз Митрофан не мог этого выучить.

12. О ком сказано: «Вот злонравия достойные плоды»?

а) о Простаковой; г) о Митрофане;

б) о Простакове; д) о Кутейкине.

в) о Скотинине;

Уровень 2

  1. Перечислите признаки классицизма в комедии Д. И. Фон­визина «Недоросль».

  2. Найдите в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» отступ­ления от норм классицизма.

  3. Покажите на нескольких примерах, к каким средствам со­здания комического эффекта в пьесе прибегает Д. И. Фонвизин.

  4. Как группируются персонажи в пьесе? Какими средства­ми автор характеризует героев? Приведите примеры из пьесы.

б. Какова идейная направленность пьесы? В чем новаторство Д. И. Фонвизина как автора пьесы классицистического характера?

  1. Докажите на материале комедии, что классицизм не­разрывно связан с идеями эпохи Просвещения. Кто является в пьесе резонером и что это значит?

  2. Приведите примеры яркой речевой характеристики персонажей. Какие персонажи более индивидуализирова­ны и почему? Приведите примеры фраз, ставших впослед­ствии крылатыми.

  3. Каково символическое значение названия пьесы «Недо­росль»? Кого так называют сегодня и почему?

Уровень 3

  1. Напишите мини-сочинение на тему: «Каков он, сегод­няшний Митрофан?».

  2. Напишите мини-сочинение на тему: «Исторические и нрав­ственные причины возникновения г-жи Простаковой».

  3. Посмотрите одну из постановок пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль» и напишите отзыв.

  4. Представьте себе, что вы — постановщик. Предложите современное прочтение пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль». Возможно ли подобное прочтение? Обоснуйте свою точку зрения.


А. С. ПУШКИН. Лирика

Уровень 1

1. К какому роду литературы относятся стихотворения А. С. Пушкина «Погасло дневное светило...» и «Редеет

облаков летучая гряда»?

а) эпосу; г) трагедии;

б) драме; д) лирическому эпосу.

в) лирике;

2. Каков жанр стихотворений «Погасло дневное светило…» и «Редеет облаков летучая гряда»?

а) ода; г) эпитафия;

б) элегия; д) эпиталама.

в) эпиграмма;

3. К какому литературному направлению правомернее отнести стихотворения «Погасло дневное светило...» и «Редеет облаков летучая гряда»?

а) классицизму; г) реализму;

б) сентиментализму; д) символизму.

в) романтизму;

4. Определите вид тропа в строке «легкокрылая радость» (стихотворение «Погасло дневное светило...»).

а) метафора; г) парафраз;

б) олицетворение; д) гипербола.

в) эпитет;

5. Определите вид тропа в строке «радость... сердце страданью предала» (стихотворение «Погасло дневное светила у/

а) метафора; г) эпитет;

б) олицетворение; д) гипербола.

в) литота; .

6. Как называются повторяющиеся строки в стихотворении «Погасло дневное светило...»?

а) рефрен; г) эпиграмма;

б) припев; д) повтор.

в) эпиграф;

7. Какая тема объединяет стихотворения А. С. Пушкина «Узник» и «Птичка»?

а) тема разлуки; г) тема свободы;

б) тема любви; д) тема дружбы.

в) тема радости жизни;

8. Какой стихотворный размер называется александрийским стихом}

а) пятистопный хорей;

б) шестистопный ямб;

в) четырехстопный дактиль;

г) трехстопный амфибрахий;

д) четырехстопный анапест.

9. Цезура — это...

а) пауза, разделяющая стихотворение на строфы;

б) пауза, разделяющая стихотворение на смысловые части;

в) пауза, разделяющая строку на два полустишия;

г) проверка содержания стихотворения с точки зрения нравственности;

д) проверка содержания стихотворения с точки зрения благонадежности.

10. Повторение согласных в строке называется...

а) ассоциацией; г) агглютинацией;

б) аллитерацией; д) аттестацией.

в) аффектацией;

11. Лирический герой — это...

а) автор произведения, выступающий от первого лица;

б) действующее лицо в произведении;

в) образ героя, чьи чувства переданы автором;

г) герой, испытывающий любовь;

д) герой, испытывающий печаль.

12. Какой прием использовал А. С. Пушкин в стихотворении «К морю», назвав море «свободной стихией»?

а) эпитет; г) тавтологию;

б) аллегорию; д) метафору.

в) эвфемизм;

13. Какова идея стихотворения «К морю»?

а) прощание с любимой;

б) прощание со свободой;

в) прощание с морем;

г) прощание с романтическим идеалом;

д) прощание с романтическими героями.

14. Какого поэта — гения свободы — упоминает в стихотворении «К морю» А. С. Пушкин?

а) Жуковского; г) Шелли;

б) Лермонтова; д) Гете.

в) Байрона;

15. Основываясь на тексте стихотворения «К морю», обоснуйте, почему не состоялся «поэтический побег» поэта.

а) потому что не позволило правительство;

б) потому что не отпустили друзья;

в) потому что романтические герои умерли, и поэту не- кому помочь;

г) потому что свободы нет нигде;

д) потому что его не отпустила любимая.

16. Определите вид тропа в строке «Глухие звуки, бездны глас...» (стихотворение «К морю»).

а) метафора; г) гипербола;

б) параллелизм; д) эпитет.

в) олицетворение;

17. Определите вид тропа в строках: «И вслед за ним, как бури шум, / Другой от нас умчался гений...» (стихотворение «К морю»).

а) сравнение; г) олицетворение;

б) рефрен, д) оксюморон.

в) эпитет;

18. Каков жанр стихотворения «К морю»?

а) ода; г) эпитафия;

б) элегия; д) эпиталама.

в) эпиграмма;

Уровень 2

1. Выделите особенности композиции стихотворения «Погас­ло дневное светило...». На сколько частей можно разделить сти­хотворение? Как подчеркивает поэт наличие смысловых частей?

  1. Приведите примеры художественных средств, использо­ванных в стихотворении «Погасло дневное светило...».

  2. Охарактеризуйте лирического героя в стихотворении «По­гасло дневное светило...».

  3. Докажите, что произведение «Погасло дневное светило...» — романтическое стихотворение.

  4. Докажите, что Наполеон и Байрон воспринимались со­временниками как романтические герои.

  5. Каков смысл обращения поэта к морю? Проследите, как изменилось настроение поэта, сопоставив два стихотворения «Погасло дневное светило...» и «К морю».

  6. Сопоставьте свободу моря и свободу человека в стихо­творении «К морю».

  7. Каким предстает перед нами лирический герой в стихо­творении «К морю»?

Уровень 3

1. Познакомьтесь с отрывком из статьи М. Цветаевой «Мой Пушкин», посвященным стихотворению «К морю». Сопоставьте свои впечатления от прочтения стихотворения и впечатления поэтессы.

  1. Сделайте разбор стихотворения «Погасло дневное светило...».

  2. Проанализируйте стихотворение «К морю».


  1. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Двоемирие в романтической поэзии», используя примеры из лирики А. С. Пушкина.

  2. Напишите мини-сочинение на тему: «Свобода в роман­тической поэзии», опираясь на материал стихотворений А. С. Пу­шкина «Узник», «Птичка», «К морю».


А. С. Пушкин. Поэма «Цыганы»

Уровень 1

1. Действие поэмы происходит в...

а) Болгарии; г) России;

б) Молдавии; д) Турции.

в) Бессарабии;

2. Имя главной героини поэмы...

а) Мария; г) Земфира;

б) Мариула; д) Радда.

в) Зара;

3. О каком «жителе полудня» старик рассказывает преданье?

а) о Нероне; г) о Цицероне;

б) об Аристотеле; д) о Ромуле.

в) об Овидии;

4. Как долго прожил с цыганами Алеко?

а) два года; г) полтора года;

б) три года; д) два с половиной года.

в) год;

5. Кем стал Алеко в цыганском таборе?

а) кузнецом; г) вором;

б) конокрадом; д) певцом.

в) скорняком;

6. Как сложилась судьба Алеко после убийства Земфиры?

а) он был осужден и убит цыганами;

б) он продолжает жить в таборе;

в) он был изгнан из табора;

г) он был убит любовником Земфиры;

д) он уходит из табора по своей воле.

7. Продолжите строку: «Теперь он вольный житель...».

а) степи; г) полей;

б) мира; д) равнин.

в) лесов;

8. Продолжите строку: «Птичка божия не знает...».

а) ни охоты, ни заботы;

б) ни забавы, ни отрады;

в) ни труда, ни отдыха;

г) ни заботы, ни труда;

д) ни забавы, ни труда.

9. Алеко жил с цыганами, «не признавая власти...». Чьей власти не хотел признавать Алеко?

а) Закона; г) Любви;

б) Денег; д) Страсти.

в) Судьбы;

10. Чего просят, по мнению Алеко, жители душных городов?

а) денег и удовольствий; г) денег и цепей;

б) воли и денег; д) хлеба и зрелищ.

в) воли и удовольствий;

11. Продолжите строку: «Ты любишь горестно и трудно, а сердце женское...».

а) играя; г) шутя;

б) легко; д) неглубоко.

в) несерьезно;

12. Восстановите слово из обращения старика к Алеко: «Оставь нас, ... человек!»

а) смирный; г) сильный;

б) вольный; д) гордый.

в) слабый;

Уровень 2

  1. Докажите, что Алеко — романтический герой. Какими романтическими чертами наделен главный герой поэмы?

  2. Каково авторское отношение к герою? Обоснуйте свою точку зрения.

  3. Найдите параллельные эпизоды в сюжете поэмы. В чем их смысл?

  4. Как трактуется в поэме понятие «свобода»? Соответствует ли оно романтической свободе? Как изменились взгляды и пред­ставления А. С. Пушкина о свободе?

  5. Каков смысл последней речи старика, обращенной к Але­ко: «Оставь нас...»?

  6. Есть ли, по мнению автора, свобода среди цыган? В чем она заключается? Похожа ли она на романтическую свободу?

Уровень 3

  1. Напишите мини-сочинение на тему: «Развитие понятия «романтическая свобода» в творчестве А. С. Пушкина на юге».

  2. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «"Гордый че­ловек" — типичный герой-романтик».

  3. Составьте высказывание на тему: «Цивилизация и ро­мантический герой».

  1. Проанализируйте следующее утверждение: «Одинокий и чуждый окружающим, герой романтической поэмы оказыва­ется обычно сродни только автору, а порой выступает в роли его двойника... Характеристика эта приложима отчасти и к са­мому Пушкину: образ Алеко во многом автобиографичен».

  2. Согласны ли вы, что «неизбежность трагической развяз­ки коренится в самой натуре героя, отравленного предрассуд­ками европейской цивилизации, всем ее духом».. Обоснуйте свою точку зрения.


М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Лирика

Уровень 1

1. С воспоминаниями о ком связано стихотворение «Ангел»?

а) о матери; г) о друге;

б) об отце; д) о подруге.

в) о любимой;

2. Какая тема, звучащая в лирике М. Ю. Лермонтова, является ведущей в поэтике романтизма?

а) любовь к Богу; г) любовь к родине;

б) ненависть к людям; д) несчастья людские.

в) одиночество;

3. Какому историческому лицу посвящено стихотворение «Воздушный корабль»?

а) Кутузову; г) Мюрату;

б) Багратиону; д) Наполеону.

в) Нельсону;

4. Как развивается сюжет в стихотворении «Воздушный корабль»?

а) через описание острова;

б) через описание волшебного корабля;

в) через обращение героя к сыну;

г) через обращение к соратникам;

д) через описание героя.

5. Какие строки стихотворения «Выхожу один я на дорогу...» оказались пророческими (их справедливость подтвердилась в 1961 г.)?

а) «И звезда с звездою говорит...»;

б) «Уж не жду от жизни ничего я...»;

в) «Пустыня внемлет Богу...»;

г) «Спит земля в сиянье голубом...»;

д) «В небесах торжественно и чудно...».

6. Определите вид тропа в строке: «И звезда с звездою говорит...» (стихотворение «Выхожу один я на дорогу...»).

а) литота; г) метафора;

б) сравнение; д) олицетворение.

в) эпитет;

7. Определите вид тропа в строке «Но не тем холодным сном могилы...» (стихотворение «Выхожу один я на дорогу...»).

а) гипербола; г) эпитет;

б) олицетворение; д) определение.

в) метафора;

8. Композиционной особенностью стихотворения «Выхожу один я на дорогу...» является...

а) постепенное раскрытие основной темы;

б) противопоставление желаний лирического героя и действительности;

в) рассуждения лирического героя об идеале;

г) противопоставление окружающей природы внутреннему миру героя;

д) параллельное развитие двух тем с последующим их объединением.

9. Какое чувство является главным для героя стихотворения «Выхожу один я на дорогу...»?

а) одиночество; г) умиротворение;

б) любовь; д) усталость от жизни.

в) мечта о свободе;

10. О чем мечтает герой стихотворения «Выхожу один я на дорогу...»?

а) о любви; г) о покое;

б)о смерти; д) о бессмертии.

в) о счастье;

11. Что объединяет стихотворения «Желание» и «Узник»?

а) тема одиночества;

б) мечта о свободе;

в) тщетность усилий в борьбе с судьбой;

г) невозможность счастья на земле;

д) стремление вырваться из тюрьмы.

12. Какое стихотворение посвящено любви?

а) «Молитва»;

б) «Ангел»;

в) «Выхожу один я на дорогу...»;

г) «Завещание»;

д) «Она не гордой красотою...».

Уровень 2

  1. Определите особенности композиции стихотворения «Вы­хожу один я на дорогу...». Какие композиционные части можно выделить в стихотворении, как они соотносятся?

  2. Приведите примеры выразительных средств в стихотво­рении «Выхожу один я на дорогу...». Определите их роль.

  3. Охарактеризуйте лирического героя в стихотворениях «Узник», «Желание», «Выхожу один я на дорогу...».

  4. В чем особенность образа Наполеона в стихотворении «Воздушный корабль»?

  5. В чем особенность любовной лирики М. Ю. Лермонтова?

  6. Сопоставьте стихотворения «Выхожу один я на дорогу...» и «Молитва».

Уровень 3

  1. Сопоставьте лирических героев в романтических произ­ведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

  2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Я сын страдания...».

  3. Сопоставьте стихотворения «Узник» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

  4. Проведите мини-исследование на тему: «Поэтические сим­волы одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова».

Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Уровень 1

1. С чего начинается повесть Н. В. Гоголя?

а) с эпиграфа; г) с пейзажа;

б) с пролога; д) с авторской ремарки.

в) с описания бекеши;

2. Какое любимое кушанье у Ивана Ивановича?

а) яблоки; г) вареники;

б) груши; д) галушки.

в) дыни;

3. На что похож дом Ивана Ивановича?

а) на скворечник; г) на улей;

б) на тарелку с блинами; д) на курятник.

в) на муравейник;

4. Что, по мнению рассказчика, побуждает Ивана Ивановича обходить после службы нищих?

а) щедрость;

б) стремление облагодетельствовать;

в) богомольность;

г) доброта;

д) вера в Бога.

5. Каково семейное положение Ивана Ивановича?

а) жених; г) старый холостяк;

б) вдовец; д) отец семейства.

в) женат;

6. Как обращаются к Ивану Ивановичу дети Гапки?

а) тятя; г) дядя;

б) барин; д) пан.

в) папа;

7. Каково семейное положение Ивана Никифоровича?

а) жених; г) старый холостяк;

б) вдовец; д) отец семейства.

в) женат;

а) ходить в гости; г) есть;

б) ходить в церковь; д) купаться.

в) спать;

9. Какая самая приметная деталь одежды Ивана Никифоровича?

а) бекеша; г) кафтан;

б) шаровары; д) бешмет.

в) жилет;

10. На что похож нос Ивана Никифоровича?

а) на небольшую картофелину;

б) на маленькую уточку;

в) на спелую сливу;

г) на тыкву;

д) на редьку.

11. Как Иван Иванович и Иван Никифорович пользуют табак?

а) нюхают; г) посыпают одежду от блох;

б) курят; д) посыпают одежду от моли.

в) жуют;

12. Какой предмет стал причиной ссоры Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича?

а) бекеша; г) жилет;

б) шаровары; д) ружье.

в) седло;

13. Фамилия Ивана Ивановича...

а) Перерепенко; г) Пухивочка;

б) Довгочхун; д) Голопузя.

в) Пупопуз;

14. Фамилия Ивана Никифоровича...

а) Перерепенко; г) Пухивочка;

б) Довгочхун; д) Голопузя.

в) Пупопуз;

15. Из-за какого слова Иван Иванович обиделся на Ивана Никифоровича?

а) дурень; г) гусак;

б) пень; д) пентюх.

в) свинья;

16. Кто способствовал тому, что ссора соседей стала непримиримой?

а) Антон Прокофьевич; г) Петр Федорович;

б) Агафия Федасеевна; . д) Евтихий Евтихиевич.

в) Демьян Демьянович;

17. Что является главным «украшением» площади в Миргороде?

а) поветовая рада; г) поветовый суд;

б) плетень с горшками; д) забор.

в) лужа;

18. Что случилось с прошением Ивана Никифоровича в суде?

а) подшили к делу; г) потерял секретарь;

б) испачкала курица; д) порвал судья.

в) съела хавронья;

19. Что послужило поводом для посещения городничим Ивана Ивановича?

а) ссора соседей;

б) хулиганство Ивана Ивановича;

в) жалоба Ивана Ивановича;

г) хулиганство свиньи Ивана Ивановича;

д) жалоба Ивана Никифоровича.

20. Какую постройку возвел Иван Никифорович, захватив часть земли Ивана Ивановича?

а) гусиный хлев; г) амбар;

б) сени; д) забор.

в) конюшню;

21. Какой вред хозяйству Ивана Никифоровича нанес Иван Иванович?

а) сломал забор; г) забил двери в конюшню;

б) разрушил амбар; д) поджег сени.

в) подпилил хлев;

22. Какое исключительное событие для Миргорода описывает рассказчик в повести?

а) приезд ревизора;

б) проведение водопровода;

в) пожар;

г) наводнение;

д) ассамблею у городничего.

23. На что обратил внимание рассказчик при описании бала?

а) на наряды дам;

б) на обилие блюд за ужином;

в) на украшение зала;

г) на разнообразие танцев;

д) на разнообразие съезда.

24. Судебная палата обещала решить дело о ссоре Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича в течение...

а) десяти лет; г) семи лет;

б) пяти лет; д) двадцати лет.

в) семнадцати лет;

Уровень 2

1. Проследите развитие сюжета в повести. Определите экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

2. Охарактеризуйте рассказчика.

  1. Сравните образы Ивана Ивановича и Ивана Никифоро­вича. Найдите нарушение логики при сопоставлении их авто­ром. С какой целью использован этот прием?

  2. Выделите особенности описаний. Определите их роль в ком­позиции повести.

Уровень 3

  1. Напишите мини-сочинение на тему: «Скучно на этом све­те, господа!».

  2. Выделите особенности комического в произведении Н. В. Го­голя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

  3. Опишите случай из вашей жизни, подобный истории, рас­сказанной Н. В. Гоголем.

  4. Определите художественные особенности повести, назо­вите особенности гоголевского стиля.